Главная страница

Свобода действий и свобода выбора. ПЗ1_Социология_Суербаева Карина. Свобода действий и свобода выбора Работу выполнила студентка группы ист01д20221


Скачать 5.3 Mb.
НазваниеСвобода действий и свобода выбора Работу выполнила студентка группы ист01д20221
АнкорСвобода действий и свобода выбора
Дата09.12.2022
Размер5.3 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПЗ1_Социология_Суербаева Карина.pptx
ТипДокументы
#836736

Свобода действий и свобода выбора

Работу выполнила студентка группы ИСТ-01-Д-2022-1

Суербаева Карина

В философском предметном поле проблема свободы, как правило, разделяется на три части: проблему свободы действия, проблему свободы выбора и проблему самого хотения, или свободы воли. В данной презентации и более подробно рассмотрю именно свободу действий и свободу выбора
Свобода действий

В самом деле, свобода действия заключается в беспрепятственном переходе какого-нибудь уже имеющегося у человека желания в его поступки, которые соответствовали бы цели этого желания. Иными словами, она состоит в том, что человек может делать то, что хочет, если этому не мешает его собственный организм. Являясь внешней и внутренней предпосылкой для какой бы то ни было серьезной жизненной деятельности, эта свобода издавна считалась одним из основных прав человека

В социальной жизни внешнее принуждение (прямое ограничение свободы действия) нередко тесно переплетается с внутренним (ограничением свободы выбора из-за психического принуждения, угрозы одного человека другому, заставляющего последнего покориться воле первого), а часто и скрывается под оболочкой этого внутреннего, психического принуждения.

Свобода выбора

Центральный вопрос здесь — вопрос о внутренних границах самого хотения: “Способна ли человеческая воля выбирать между мотивами, или она (воля) является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив?”.

По этому вопросу среди ученых нет (и не было никогда) такого единства, какое имеется во взглядах на свободу действия.

Одни — детерминисты — полагают, что волевая жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой автоматически побеждает мотив сильнейший, а воля является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив. Какой из мотивов при этом окажется наиболее сильным, мы можем узнать лишь из практики, по собственному опыту, когда приходится делать выбор между ними

Другие, напротив, считают, что человеческая воля сама способна выбирать между разными мотивами. Причем, ситуация выбора возникает лишь в случае приблизительного равенства силы разных мотивов, ибо в случае явного неравенства сил выбор совершается автоматически – по существу, его вообще тогда нет, а есть прямое следование мотиву. Получается, что при этом “победа достигается через прибавление нового, третьего, мотива, так как наше “я” не может оставаться пассивным зрителем мотивов и должно вмешаться в грозящую “ничью” мотивов или отказаться временно от решения”

Кроме того, психологически неверно, что выбор сопровождается ощущением свободы, нередко “свободный выбор” оборачивается “муками выбора”, а чувство облегчения (освобождения) от сделанного выбора в действительности означает ограничение свободы. Поэтому психологическое ощущение свободы или несвободы отнюдь не является доказательством свободы или несвободы, а значит, вопрос о свободе неразрешим на уровне субъективных ощущений свободы-несвободы, которые сопровождают волевой выбор

Благодарю за внимание!


написать администратору сайта