Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Пермский национальный исследовательский политехнический университет

  • Курсовая работа на тему

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ Свободное время: понятие и виды

  • Специфика молодежи как социальной группы

  • Свободное время молодежи. Свободное время молодёжи


    Скачать 102.91 Kb.
    НазваниеСвободное время молодёжи
    АнкорСвободное время молодежи
    Дата24.05.2023
    Размер102.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGERMAN_MINASYaN_SOTs-20-1B_MMSI_SVOBODNOE_VREMYa_MOLODEZhI.docx
    ТипКурсовая
    #1156530
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    М инистерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    Пермский национальный исследовательский политехнический университет


    Факультет

    Гуманитарный

    Кафедра

    Социологии и политологии

    Направление подготовки:

    39.03.01 «Социология»

    Квалификация:

    бакалавр

    Дисциплина:

    Методология и методы социологического исследования



    Курсовая работа на тему
    «Свободное время молодёжи»


    Выполнил студент группы СОЦ-20-1Б

    Минасян Г. А. (___________)

    подпись
    Преподаватель:

    доц. Лазукова Е. А. (___________)

    должность, ФИО подпись
    Оценка ____________

    Дата «___»_____________ 20___ г.

    Пермь, 2022

    Содержание


    Введение 3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ 5

    1.1.Свободное время: понятие и виды 5

    1.2.Специфика молодежи как социальной группы 9

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДИ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ МОЛОДЕЖИ 11

    2.1.Свободное время учащейся молодежи 11

    2.2.Свободное время работающей молодежи 14

    ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ 17

    Заключение 47

    Список используемой литературы: 49



    Введение

    В первую очередь, данная тема привлекла меня по причине моей принадлежности к такой социально-демографической группе, как молодёжь. В сравнении с другими социальными группами, молодёжь – более динамичный и подверженный внешней среде объект исследования, более восприимчивый к различным инновациям и трендам, т. к. состоит она из ещё формирующихся и недавно сформированных личностей. Досуг и выбираемые в свободное время виды занятий, как средство развития и проявления личностных качеств и удовлетворения духовных потребностей играет в этом формировании важную роль. Тем более в наши дни, когда человек способен организовать свой досуг в мельчайших деталях: его вид, место, время проведения и компания. Свобода передвижения и открытый доступ к бесконечному множеству интернет-ресурсов ставят молодого человека перед множественным выбором. Эта свобода выбора, несомненно, положительный момент, когда речь заходит об обучение различным видам деятельности и выборе отдыха и развлечения на любой вкус, однако, свобода порождает и сложности. Большое разнообразие мешает сосредоточению на чем-то одном, совершенствованию в какой-либо одной стезе. Нынешняя молодежь – первые поколения за историю, имеющие возможность обучиться практически чему угодно самостоятельно, поэтому остро встаёт проблема сложности рационального распределения свободного времени и выборе его характера в современных условиях, а также трудности с заполнением культурного пространства.

    Кроме того, интересен в этой теме такой момент, что молодые люди в процессе организации досуга объединяются в различные группы по интересам, формируя молодёжные субкультуры, влияющие на становление личности. Этим, в свою очередь объясняется интерес социологов, проявляемый к молодёжной социально-демографической группе: на молодёжь и её проблемы обращали внимание такие социологи, как Э. Дюркгейм, А. Сперанский, А. А. Кауфман, К. Харельман, В. Т. Лисовский и т. д.

    Говоря о проблеме молодежного досуга, стоит отметить, цитируя Эйзенштадта, неопределенный статус молодёжи. А молодёжная культура как форма проявления досуговой активности, в свою очередь ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодых людей по поводу их статуса. Также, говоря о понятии свободного времени и досуга, Стеббинс пишет о делении досуга на «серьёзный» и «несерьёзный» по критерию возможности самореализации и духовного роста, и отмечает, что лишь для малой части молодых людей характерен серьёзный досуг.

    Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты будут полезны для органов местного самоуправления при организации социальной работы с молодёжью.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ

      1. Свободное время: понятие и виды

    Время - это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на рабочее, или занятое и свободное. Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе.

    Время определяет нормативные рамки межличностного общения и позволяет синхронизировать поведение в разных частях общества. До сих пор среди исследователей нет единого мнения, что именно понимать под «свободным временем». Очевидно, что свободное время - это социальный феномен, часть культуры и продукт социальной системы. Свободное время и предпочтения его проведения отражают взгляды и ценности, которые подвержены постоянным изменениям. Общество, поставившее сегодня на первый план материальное обогащение и благополучие, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодежи. Электронные средства массовой информации наполняют существенную часть свободного времени и выступают важным инструментом образования духовного мира, культурных ценностей и установок для современной молодежи.

    В этом смысле, свободное время, точнее, его использование является своеобразным показателем культуры. Кросс-культурные различия в проведении свободного времени, возможно, определяют различия в процессах социализации. Это значит, что через описание особенностей проведения свободного времени в различных обществах, можно получить информацию о поведенческих паттернах, моделях потребления, что в свою очередь поможет пониманию различных обществ и культур.

    Самыми насущными вопросами в интерпретации понятия «свободное время» является определение подхода к его изучению, выявление видов жизнедеятельности, которые входят в его состав, и соотношение понятий «свободное время» и «досуг», воспринимаемых некоторыми учеными как тождественные.

    Социологический подход к изучению свободного времени, согласно Б. А. Трегубову, характеризуется выяснением его социальной сущности, структуры и основных функций в процессе развития личности. Социологический аспект включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени. Особую роль для социолога играет выяснение основных типов времяпрепровождения и «механизма» социального регулирования свободного времени в ходе формирования личности.

    Говоря о видах жизнедеятельности, которые должны быть включены в понятие «свободное время», мы сталкиваемся с соотношением понятий свободного времени и других типов времени в общем делении временного фонда человека.

    Подобным делением по большей части занимались зарубежные ученые. Так, норвежский исследователь Д. Ас предложил в своей работе четыре типа времени, которые он расположил в зависимости от свободы выбора действий в каждом из них.

    1. Необходимое время (Necessary Time). Оно относится к времени, затрачиваемому на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, гигиена и т.д.).

    2. Рабочее время (Contracted Time). Относится к оплачиваемому труду или учебной деятельности. Автор причисляет к этой категории также время передвижения до места работы и время ожидания транспорта.

    3. Обязательное время (Committed Time). Включает в себя обязанности, которые человек сам на себя возложил, т. е. затраты на домашние дела, забота о детях, покупки и пр. Следует отметить, что почти вся деятельность, относящаяся к этой категории, носит характер труда, но он не оплачивается. Подобная деятельность формирует сферу услуг (к примеру, уборка дома выполняется горничной).

    4. Свободное время (Free Time). Для определения деятельности в эту категорию, она должна обладать следующими характеристиками: свобода выбора (делать или не делать), эмоциональный аспект (некоторые авторы противопоставляют свободное время скуке, т. е. оно должно нести в себе немедленное удовлетворение некой эмоциональной потребности). Оно появляется, когда затраты на другие типы времени выполнены. Следовательно, в данной классификации понятия свободное время и досуг синонимичны.

    В американской социологии представлена следующая классификация типов времени.

    1. Рабочее время (Work Time).

    2. Надпрофессиональное время (Extra-professional Time). Включает в себя обязанности по дому, уход за детьми и т. д.

    3. Свободное время (Free Time). Главным отличием свободного времени от досуга является вовлеченность в организованную активность, гражданские акции и т. д.

    4. Досуг (Leisure). Представляет собой освобождение от других трат времени. В этом типе индивидуальные желания превалируют над коллективными. Это время для отдыха, развлечений и развития личности.

    Участниками международного исследования свободного времени была принята следующая классификация фонда времени.

    1. Рабочее время.

    2. Время на передвижения между домом и работой.

    3. Время на перерывы на работе.

    4. Дополнительная работа (подработка).

    5. Время на персональные потребности.

    6. Время, посвященное семье, и траты на пара-профессиональные и гражданские обязанности (профсоюзы и пр.).

    7. Свободное время.

    8. Полусвободное время (semi-leisure).

    Что касается отечественных исследователей, то Г. А. Пруденский стал первым послевоенным ученым, который предложил новое деление общего фонда времени. Его классификация является самой распространенной как в России, так и за рубежом.

    1. Время, связанное с работой на производстве.

    2. Время на домашний труд и другие бытовые потребности.

    3. Время на удовлетворение естественных физиологических потребностей.

    4. Свободное время.

    Причем свободное время Г. А. Пруденский определял, как «ту часть внерабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий физкультурой и спортом, отдыха, товарищеского общения, общественных дел». Г. Пруденский отождествляет понятия «свободное время» и «досуг», но включает общественные дела в структуру свободного времени.

    Из приведенных классификаций видно, что свободное время всегда выделяется учеными как отдельная категория, определенно не связанная с рабочим временем и удовлетворением физиологических потребностей. Однако мнения исследователей разнятся по вопросам трат времени на организованную активность и трат на бытовые потребности. Для некоторых данные категории входят в состав свободного времени, для других - нет. Но больше всего противоречий вызывает понятие «досуг», которое одними учеными выделяется отдельно, а другими представляется тождественной категорией свободному времени.

    Б. А. Трегубов предлагает деление свободного времени на досуг и «более возвышенную деятельность». Досуг - это совокупность видов деятельности, связанных, главным образом, с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность - совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учеба, общественная работа и т. д.). Досуг несет в себе, главным образом, функцию восстановления, т. е. это -часть свободного времени [5].

    С.Г. Струмилин, исследуя время как социологическую категорию,

    отмечает свободное время как «нераспределенное». Л.А. Гордон и Э.В. Клопов заявляли, что «свободное время в качестве классификационной категории ничем не отличается от некоторых других функциональных группировок: домашнего труда, рабочего времени, - и потому может быть прямо с ним сопоставлено».

    Г.Т. Журавлев отмечал: «Под свободным временем мы понимаем

    время, свободное от работы на производстве, от перемещения к месту работы и обратно, от домашней работы и удовлетворения физиологических потребностей»". Э.А. Елизарьев отказался от понятий рабочего и внерабочего времени, положив в основу своей классификации понятия «необходимое и свободное время»: «Затраты времени, необходимые для получения того минимума знаний и культурных навыков, которые в данный момент определяются уровнем общественного развития, имеют характер такой же необходимости, как и время, расходуемое обществом на производство материальных благ, и никак не могут быть отнесены к свободному времени общества».

    Импонирует автору трактовка Н.В. Котельниковой: «Под свободным временем следует понимать не все внерабочее время, а только ту его часть, которая расходуется на учебу (кроме обязательного обучения), самообразование, на творческие поиски, досуг, общественную работу, т.е. то время, которое используется человеком по своему усмотрению».

    Практически все отечественные исследователи в определении свободного времени базируются на мнении К. Маркса о делении свободного времени на досуг и время более возвышенной деятельности. По нашему мнению, подход К. Маркса не утратил своей научной значимости и сегодня.

    Многие современные исследователи (в том числе A.B. Арямов, Т.В. Арямова) возвращаются к отождествлению понятий «досуг» и «свободное время» [3, с. 13].

    Учёные социологи Ш. Эйзенштадт и Р. А. Стеббинс внесли весомый вклад в изучение молодёжной культуры и досуговой активности, большинство современников в своих исследованиях ссылается на их работы.

    По теории Ш. Эйзенштадта, проблема молодежи состоит в ее неопределенном статусе, а молодежная культура как форма проявления досуговой активности ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодежи по поводу ее статуса. Все формы и виды культуры молодежи имеют схожие функции: «успешная адаптация в обществе, присвоение первичного статуса, облегчение эмансипации от родителей, передача особых ценностей, представлений и удовлетворение потребностей в общении».

    Важное место в теории Эйзенштадта отводится понятию «равные группы». Молодежная досуговая активность – «это активность групповая, которая становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении».

    Р.А. Стеббинс, рассмотрев информационную эпоху с точки зрения человека, пробующего приспосабливаться к изменившемуся миру, поставил перед собой задачу – осветить интересные и вызывающие удовлетворение виды деятельности после работы или учебного труда и показать, как люди могут преобразовывать свое свободное время в оптимальный стиль досуга. Он выделил «несерьезный» и «серьезный» досуг, сосредоточив внимание на последнем. Серьезный досуг означает устойчивые занятия любителя или участника общественной самодеятельности, увлекающие человека своими возможностями. Он имеет длительные преимущества: «самореализация, самовыражение, духовный рост, возрождение или обновление личности, чувство достижения и др.» [12, с. 90]. Участники серьезного досуга идентифицируют себя с выбранными занятиями и в течение длительного времени совместно удовлетворяют общие интересы.

      1. Специфика молодежи как социальной группы

    Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи, как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом.

    Считается, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью; а концом молодости - момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого.

    Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости - к независимости и от безответственности - к ответственности.

    В этом смысле понятие молодежи - это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста (Фрисом были предложены границы от 11 до 28/30 лет), для которых характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам [14].

    В имперский период российской истории интерес к изучению молодежной проблематики был обусловлен развитием капиталистических отношений и системы образования, процессом социального расслоения, участием молодежи в политических процессах и ростом проявлений молодежного экстремизма, кризисом традиционной семьи как института социализации. При этом, как отмечает В.А. Луков, «на начальном этапе становления теорий молодежи социологические мотивы встречаются редко, они не обладают признаками теории и представляют собой главным образом отдельные аспекты других тем, разрабатываемых социологами. Таково, например, обращение Питирима Александровича Сорокина (1889—1968) к молодежной проблематике в статье "Кризис современной семьи" (1916): "молодое поколение" выделяется автором как общность со статусом "социализируемые"». Помимо П.А. Сорокина среди российских социологов, так или иначе затрагивающих молодежную проблематику в подобном контексте в рамках своих исследований, следует отметить Н.И. Кареева, А.С. Изгоева, незаслуженно забытого современными исследователями в социологии молодежи Л.А. Тихомирова, А.А. Кауфмана, Е.П. Радина, Н.В. Сперанского. Также не лишним будет упомянуть работы, затрагивающие предметное поле социологии молодежи, психологов М.М. Рубинштейна, Н.А. Рыбникова, историка и экономиста В.В. Святловского, исследовавших положение, численный состав молодых рабочих на производстве экономистов-статистиков И.И. Янжула и С.В. Берштейн-Когана.

    А.С. Изгоев занимался исследованием "интеллигентной молодежи", ее статуса в современном ему обществе, проблем воспитания и взаимоотношения с родителями и окружающими, участия "интеллигентной молодежи" в революционных процессах. Отмечая отсутствие в семьях российской интеллигенции особого влияния родителей на детей, а часто и отсутствие духовной связи молодых людей с семьей, он констатировал значимое влияние ближайшего окружения молодых людей на процесс формирования их личности при обучении в средней школе и высших учебных заведениях. Изучая как положительные, так и негативные характеристики современной ему российской "интеллигентной молодежи", он констатировал явную неэффективность деятельности целого ряда агентов и институтов социализации, поскольку идеалом интеллигентного молодого человека по ходу данного процесса становился "профессиональный революционер, года два живущий тревожной, боевой жизнью и затем погибающий на эшафоте".

    Л.А. Тихомиров, как бывший идеолог революционного движения в России, с охранительных позиций в ряде своих работ затрагивал вопросы, связанные с участием молодежи в политических процессах, в революционных экстремистских и террористических организациях, формированием ее духовно-нравственных идеалов и соответствия их национальным идеалам. Считая молодежную проблематику "вопросом о будущем страны"7, Л.А. Тихомиров выделял характерные особенности положения молодежи как особой социальной и возрастной группы, ее сильные и слабые стороны.

    Сильную сторону молодежи, на его взгляд, "составляют интенсивные нравственные побуждения. Но рядом с этим неизбежную слабую сторону всякой молодежи современной, как и прошлой и будущей, всегда составляет незрелость, а стало быть, и несамостоятельность умственная. Ни за эти хорошие, ни за эти плохие качества молодежь нельзя особенно ни хвалить, ни порицать, потому что, в конце концов, это дело возраста" [7, с. 204].

    Подводя итог и обобщая, можно сказать, что в социологии под молодежью понимают:

    - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 35 лет;

    - социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации;

    - в широком смысле - обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, а в узком - социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей;

    - большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования;

    - главную общественную ценность особого рода; это не только демографическое, но также экономическое социальное и политическое понятия; это объективное общественное явление, всегда выступающее как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, а социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации [11, с. 103].

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта