эссе этика и протокол. эссе. Телесны они или бестелесны
Скачать 25.25 Kb.
|
Введение. Спор об универсалиях Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой- на доказательстве существования бога. (схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.) В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет. Эта проблема, будучи главной темой философии ранней схоластики, не исчезает в период расцвета схоластики, а через позднюю схоластику переходит и в философию Нового времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам не являются причинами вещей, но зависят от них Невозможно, чтобы идеи как сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются. В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих философов древности, а от их комментаторов, в частности от ученика Плотина Порфирия. Последний в работе "Сведения к категориям Аристотеля" поставил вопросы о характере родов и видов, о том существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них. Философской основой спора между реализмом (реализм - философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта) и универсализмом (универсализм — убеждение в возможности спасения всех людей) был вопрос об отношении общего и единичного, индивидуального. Позже в истории философии термин реализм встречается в ином смысле. Например, материализм (материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым объективная реальность является онтологически первичным началом, а идеальное — вторичным) в противоположность идеализму (идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи) определялся как реализм. Он проявился в ряде концепций, в которых излагалось отношение к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее - это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах, но ни в коем случае не вне их. Целью реферата является рассмотрение спора между реалистами,концептуалистами и номиналистами в средневековой философии. Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные), приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не содержащим "выдохом голоса", звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании. - История номинализма (Античная философия) Первые представители номинализма в ранней античности - Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней - Марциан Капелла,номиналистическии злагавший логику . - Средневековая философия . В раннее средневековье номинализм выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви - номинализм был осуждён Суассонским собором (1092 г.) . - Философия Возрождения и Новоевропейская философия . В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, номинализм находит многих сторонников (Л. Валла, Х. Вивес, Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты - с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм - с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного номинализма. Значение абстракции не является контекстно свободным, на абстракции следует смотреть как на «символические фикции» - термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели. Реали́зм (фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям: реализм в схоластике (европейской средневековой философии): постулирует реальное существование общих понятий (таких как человек, клён, …), отдельное от отдельных представителей, включаемых в это понятие (проблема универсалий). Противоположное направление — номинализм. Существовала смягченная версия реализма — концептуализм (умеренный реализм); реализм служит для обозначения философского направления нового времени, противостоящего мистицизму и шире — идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; реализм в Английской философии Оксбриджа начала XX в. Это реалисты считали, что истинные понятия — непосредственно соответствуют реальности. Всё остальное (вся метафизика) считалось ложным и излишним, называлось «идеализмом». Данное направление видело свою миссию в противостоянии «идеализму». К этому направлению принадлежит Бертран Рассел;[1] реализм в философии науки второй половины XX в.: утверждает реальное соответствие теоретических объектов, вводимых научными теориями — объектам существующим в природе. В том числе — ненаблюдаемых теоретических объектов. Противоположное направление. Анализ о номинализме и реализме. В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания. Католицизму, с одной стороны, теоретически был ближе реализм, но, с другой стороны, он практически представлял католицизму угрозу - в частности, в том, что вел к пантеизму, т. е. к отрицанию личного бога, и к некоторым другим атеистическим следствиям. Теологический рационализм, обусловленный реализмом, также был источником рационалистической критики схоластики. Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее. Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других. КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Концептуализм — философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Концептуализм утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В средневековой философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул П. Абеляр. В новой философии концептуализм стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Проблема универсалий в средневековой философии То есть в самом материальном мире заложена сущность его явления познающему субъекту. Однако, данная сущность объективна и не может быть познана человеком. Человек (субъект познания) способен лишь с помощью своего воображения, своих чувств трактовать, описывать содержание той или иной стороны объекта познания. В данном контексте совершенство по мысли Гассенди является одним из множества понятий или имен, при помощи которых можно описать телесную, материальную сущность, являющуюся непознаваемой. Гассенди подчеркивает, что первоначально и достоверно существует не идея, воплощаемая в предметах и явлениях, а телесные сущности, на которые направлены описания и понятия. Таким образом, понятие «совершенное общество», призванное описать реально существующее общество, не отражает сущности данного общества. В данном случае, исходя из теории познания как теории репрезентации, понятие «совершенство» призвано трактовать телесную сущность, комментировать её, но не отражать её сущность. Отдельно следует сказать о таком теоретическом наплавлении философского познания как концептуализм. Концептуализм — философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят общие признаки единичных вещей. По мнению сторонников концептуализма, действительность такова, какой она является каждому. При этом хоть у каждого исследователя представление (комментарий) о действительности своё, оно, тем не менее, истинное (принцип плюрализма). Представители концептуализма констатируют, что единичные вещи существуют. Однако каждый человек исследует концепцию того или иного предмета в своем понимании. Таких понятий много, и ни одно по принципу плюрализма не может быть опровергнуто другим понятием. Концептуализм как методологическая традиция научного познания в соответствии с теорией познания как теории репрезентации предполагает ту или иную степень правдоподобности социальной действительности. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического познания. Все свойства и образы, которые представляются разуму человека, не являются сущностями и универсалами, они лишь раскрывают сущность той или иной грани материального мира. Первичность материи по отношению к духовным субстанциям подчёркивал в своих трудах Дэвид Юм. Юм определяющее значение в познавательном процессе отводил образам, понятиям о всех предметах. Он пишет: «Напрасно стали бы мы прибегать к обычному доводу и пользоваться предположением о Божестве, всемогущество которого позволяет ему образовать совершенную геометрическую фигуру и провести прямую линию без всякой кривизны, без всякого отклонения. Так как последний образец этих фигур заимствуется исключительно из чувств и воображения, то нелепо говорить о совершенстве, превосходящем суждение этих способностей, если истинное совершенство вещи состоит в согласии ее со своим образцом». То есть, по мнению мыслителя, совершенство предмета, его сущность может быть познана и выражена лишь в его образе, то есть в представлении о данном предмете. Таким образом, понятия, формирующиеся из чувств и воображения субъекта, определяют существование предмета, репрезентируют его сущность. Боэций отмечает: «Линия в теле есть ничто; и тем, что она есть, обязана телу… Никто не назовёт наше представление о линии ложным только от того, что мы в уме её представляем как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может». То есть, существуют только единичные вещи, однако человеческому разуму представляются общие образы и свойства. Существование универсалий можно описать по следующему алгоритму: универсалии до вещей (их прообразы); универсалии в вещах (как их свойства); после вещей (как понятия в нашем сознании). Значение понятий определяется целью и контекстом употребления данных категорий в системе востребованного языка описания, призванного в соответствии с метафизической системой теоретизирования построить правдоподобные концептуальные или теоретические общие репрезентации относительно непознаваемой отдельной материальной сущности. Заключение Философия средневековья — это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность |