ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по курсу «История русской литературы XIX века»
Особенности русского романтизма. Баллада как один из ведущих жанров эпохи романтизма. Баллады В. А. Жуковского.
Лирика В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии: традиции сентиментализма и романтизма.
Лирика А. С. Пушкина: этапы развития, особенности образной системы. Художественное осмысление образов Музы, поэта, поэзии. Анализ 2-3 стихотворений.
«Южные» поэмы А. С. Пушкина как романтические произведения. Тип романтического героя. Романтический конфликт.
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как цикл. Особенности конфликта. Противоречие как способ организации внутреннего мира героя.
Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»: жанровые особенности, характер конфликта. Анализ пространственно-временной организации. Роль ремарок.
«Повести Белкина» А. С. Пушкина как художественное целое: анализ на уровне сюжета, образной структуры, типа героев. Образ И. П. Белкина как циклообразующий элемент повествовательной структуры текста.
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Образ главного героя. Роль образа Петра I в поэме. Столкновение человека и истории.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина: художественный мир романа.
Драматургия Н. В. Гоголя. Комедия «Женитьба»: система персонажей, основной конфликт.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя как художественное целое. Анализ 1-2 повестей.
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Этапы творчества М. Ю. Лермонтова. Особенности поэтической системы. Подробный анализ одного стихотворения.
Драма «Маскарад»: особенности жанра, система персонажей, тип конфликта.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: композиция и проблематика романа.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон».
Проблема целостности и особенности организации «Записок охотника» И. С. Тургенева.
Соединение реалистического и романтического методов в романе «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Система персонажей; смысл названия.
Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как «роман частных судеб» (Н. А. Вердеревская). Герои-идеологи в романе. Образ города и деревни. Или: Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Особенности сюжета. Характеристика героев.
Поэтика лирики Ф. И. Тютчева. Влияние идей Шеллинга. Философия пантеизма. Анализ стихотворения.
Особенности поэтического мира А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Музыкальное начало в поэзии Фета. Анализ стихотворения.
Творчество Н. А. Некрасова. Основные темы и мотивы.
А. Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Драма «Бесприданница»: конфликт, система персонажей.
«Роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Образы героев. Проблемы семьи и общества, личного и частного.
«Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского-«роман-синтез». Смысл композиции; образы героев. Или: Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: центральная коллизия; тип героя; система персонажей.
Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»: фантастика и реальность; тема «двойничества» в художественном пространстве повести.
Полифонизм романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Художественное преломление образа семьи.
Сказ как вид литературного повествования в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. Особенности сюжета. Или: Организация повествования в произведении Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». Смысл названия.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» как роман нового типа. Характер конфликта. Система персонажей. Или: Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе.
Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Внутренний монолог героя как способ организации повествования. Философское содержание. Или: Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Особенности повествования. Композиция. Специфика изображения внутренней жизни героя.
Рассказы А. П. Чехова. Особенности поэтики. Образ человека в прозе Чехова. Анализ 2-3 рассказов.
Драматургия А. П. Чехова. Особенности чеховского театра. Система персонажей, специфика конфликта.
|