Главная страница

философия. шпоры. Теоретич мировоззрений на мир и место в нем человека


Скачать 128.54 Kb.
НазваниеТеоретич мировоззрений на мир и место в нем человека
Дата19.07.2018
Размер128.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия. шпоры.docx
ТипДокументы
#48665
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1.

Философия - система теоретич. мировоззрений на мир и место в нем человека.

Предмет философии это всеобщее в системе "мир-человек"

Основной вопрос философии: что первично - материя или сознание

Идеалисты утв. что сознание, а материалисты - что материя.

Структура философии

1.Онтология - учение о бытие

2.Гносеология - учение о познании

3. Аксиология - учение о ценностях

4. Этика - о мораль

5.Эстетика - о прекрасном

6. Фил. антропология - о человеке

7. Диалектика - о развитии

ФУНКЦИИ:

1. Мировоззренческая - формирует взгляды о мире

2.Методологическая - вырабатывает общие методы

3. Критическая - подвергает критике объекты

4. Гуманистическая - ценность человека

5. Прогностическая - делает прогнозы

6. Эвристическая - разрабатывает новые стратегии

2

Мировоззрение - система общих представлений о мире и месте человека в нем. Более широкое понятие, включает в себя философию, а также мироощущение, миропонимание, мировосприятие. Уровни мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

ТИПЫ:

1.Мифологическое - мифология др.общества, первые представления о мире

2. Религиозное- в основе вера в сверхъест.силы

3. Философское - теорет. оформление видение мира

4. Научное - законы и закономерности

3

Философское знание - предметов является не общее, а УНИВЕРСАЛЬНОЕ общее, существование универсльного. Философское знание всега является мировоззрением т.е. содержит в себе оценку познаваемого. ОЦЕНКА - обяательный элемент фил. познания. Особенностью является то, что совпадают объект и субъект познания. Субъект = общество Объект = окр.мир

Общество : на материальную основу с законами материальной жизни и духовную основу с законами общественного сознания.

4

Основной вопрос философии: что первично - материя или сознание Идеалисты утв. что сознание, а материасты - что материя. + вопрос 7

7

Основные исторические формы идеализма:

Онтологическая проблема вопроса о том, что первично: материя или сознание Идеалисты утверждают, что сначала сознание,а затем материя Идеализм существует в 2х формах: Объективный идеализм- направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание. (пример Гегель, он считал, что из объективного духа, куда входит социально-правовой институт выходит общество и государство).Субъективный идеализм - первичным сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека. (И.Кант считал, что первоосновой всего является сознание человека, и то, каким он себе представит мир таким он и будет. Ввел понятие "вещь в себе" -

это когда каждый из нас по-своему принимает какой-то предмет и нет у всех одного представления, как вывод, он считал, что невозможно познать мир одинаково всеми)
8

Методология - совокупность методов позволяющих изучить предмет познания.

В философии Диалектика и метафизика – два способа познания действительности.

Диалектика - наука о развитии, которая изучает объекты в их совокупности.

Впервые сформулировал законы диалектки Гегель, это закон двойного отрицания,

закон перехода количественных изменений в качественные,

и закон единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – это наука, которая изучает объект познания абстрагировано от всего остального.

Различия диалектики и метафизики:

1.Подход к рассмотрению различных явлений.

Диалектика рассматривает явления в мгновенной связи с окружающим миром и в зависимости от него.

Метафизика рассматривает явления вне связи с окружающим миром.

2.Понимание развития мира.

Диалектика считает, что развитие мира происходит и качественно и количество – развитие происходит «по спирали».

Метафизика в основном сводит развитие мира только к количественным изменениям. Основа метафизического понимания мира заключается в повторении одного и того же.

3.Взгляд на источник развития.

Диалектика считает источником развития противоречивость объекта.

Метафизика считает источником изменения объекта силу, внешне приложенную к нему. Эту точку зрения часто называют механистическим материализмом.

9

Основные исторические формы диалектики:

Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ,

обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог

Виды диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит, который считал, что мир течет и изменяется и нельзя дважды войти в одну реку).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель видели развитие в Абсолютной идее, говорили, что из объективного духа получается общество и государство, а объект. дух - социально правовые институты, свобода).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. - в эпоху когда есть западники и славянофилы,

говорили о путях развития России).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Маркс - законы добавочной стоимости, классовая борьба - локомотив общественного прогресса.

Ленин - борьба социальных классов приведет к развитию

10

Диалектика - наука о развитии в совокупности объектов.

Принципы:

принцип развития

принцип всеобщей связи

принцип тождества логики и теории познания (единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)

принцип восхождения от абстрактного к конкретному, (аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)

принцип единства исторического и логического. (помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.)

Закон – объективные, общие, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики) своей всеобщностью и универсальностью, т.к. они:

-охватывают все сферы окружающей действительности;

-раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

3 базовых закона диалектики:

· единства и борьбы противоположностей;

· переход количества в качество;

· двойного отрицания.

11

Закон единства и борьбы противоположностей.

Впервые законы диалектики сформулировал Гегель

Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые,

будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное)

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Гегель считал, что когда есть противоположности,то есть развитие:

например, есть черное, но ему нет смысла быть черным, пока не будет белого,

когда их будут сравнивать, то понимают что это разные, а значит и черный и белый цвет

будут развиваться.

Гегель писал, что вещь - есть то, благодаря качеству, не будет качества - не будет вещи!

12

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметра предмета или явления.

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры

Как пример вода, при состоянии 2 градусов она жидкая при 0 мерзнет, при 100 кипит., т.е. изменилось количественное состояние поменялось качественное

13

Закон отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место,

но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Закон показывает связь прошлого с настоящим, характеризует развитие во времени. Отрицание - диалект.процесс, в котором на основе сохранения жизнеспособности элемента старого, рождается новое качество. Например, посадили зернышко, из него вылез стебель,т.е. зернышка уже нет, оно отрицание, но дало толчок новому элементу и так до цветка.

14Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия

для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

- сущность и явление;

- форма и содержание;

- причина и следствие;

- единичное, особенное, всеобщее;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность.

Причина и следствие — философские категория, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта.

Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление — следствие.

Необходимость и случайность — философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта.

Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта,

то случайность — это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами.

Возможность и действительность — это философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность — это наличная реальность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе.

Часть и целое — это философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его

познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последующим воспроизведением

исследуемого объекта в мышлении в форме конкретного целого.

15

Периодизация фолософии:

Философия - система теоретических воззрений на мир и место в нем человека.

Периоды:

1. Античная философия— философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до V в. н. э.

Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, ? первоначала мира, откуда пошел, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. В античной философии были Милетская школа, Пифагорейская, Элейская.

Представители: Сократ,Платон, Аристотель

2. Средневековая европейская христианская философия— занимает большой период времени — с IV до XV в.

Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопряженность с верованиями христианства. Направления патристики (учение основанное только на вере,формир. взглядов о христианстве, Августин Блаженный)

и схоластика ( ? разума и веры, Фома Аквинский)

3. Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в.

В этот период начинает развиваться гуманистическое движение, ? личности человека, лозунг: Человек = центр мироздания.

Н.Макиавелли в трактате "Государь" писал о формах правления, о том каким нужно быть управленцу, считал что власть держиться методом любви и страха, предпочитал страх

4.Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. - основ. на науке

Это время становления и оформления естественных наук: Физика, химия, астрономия, математика, механика

превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук.

Т.Гоббс говорил о договорной теории происхождения государства, т.е. люди объединились государство, чтобы предотвратить конфликты.

5. Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей.

И.Кант, Гегель, Фейербах

6. Постклассическая европейская философия XIX—XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой).

Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления.

Это иррационализм - изучение внутр. чувств человека. А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

диалектический материализм К. Маркса;

позитивизм - утверждение,что познание реально, и истину можно найти О. Конта и др.
16

Древнегреческая философия

Этапы:

1. ДОСОКРАТОВСКИЙ период ( 6-5 вв. до н.э.) главный ? о первоначалах мира, что лежит в его основе

Школы досократовского периода:

Милетская - Фалес считал, что основа всего вода; Анаксимандр = беспредельное; Анаксимен - вода;

Гераклитова школа - представитель Гераклит, считал основа всего - огонь, говорил, что мир так быстро развивается, что в одну реку нельзя войти дважды

Пифагорейская школа - Пифагор говорил, что мир есть число, все с помощью чисел можно изучить
2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ( 5в.дон.э - 4 до н.э.) - расцвет античной философии

Сократ - метод познай самого себя и ты познаешь мир, считал что закон =справедливость

Платон - ученик сократа, говорил о душе человека, что рождается она в Боге, чистая и легкая, а когда попадает в человека она черствеет, и долг человека по жизни уметь напомнить душе, какой она была и дать ей силы.

Аристотель - идеальное государство то, где правят философы, которые учатся 25 лет., внес большой вклад в развитие логики как науки.
3. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД - ( конец 4 до н.э. - 2 до н.э.)

Складывается течение скептицизма - неуверенность познания, считали, что нельзя все познать, сомневались в истине. Пиррон

Течение стоицизма - считали, что судьбой все предрасположена, Сенека: кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен - того она ищет.
Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем:
1. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм.

Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).
2. Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми.

В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Ч


то такое политика и государство по отношению к человеку?


Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании?


Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом?

(Сократ)

3. Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья.

(Сенека - счатье - уверенность в завтрашнем дне)

.
17

АТОВСКИЙ период ( 6-5 вв. до н.э.) главный ? о первоначалах мира, что лежит в его основе

Школы досократовского периода:

Милетская - Фалес считал, что основа всего вода; Анаксимандр = беспредельное; Анаксимен - вода;

Гераклитова школа - представитель Гераклит, считал основа всего - огонь, говорил, что мир так быстро раззвивается,

что в одну реку нельзя войти дважды

Пифагорейская школа - Пифагор говорил, что мир есть число, все с помощью чисел можно изучить
2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ( 5в.дон.э - 4 до н.э.) - расцвет античной философии

Сократ - метод познай самого себя и ты познаешь мир, считал что закон =справедливость

Платон - ученик сократа, говорил о душе человека, что рождается она в Боге, чистая и легкая, а когда попадает в человека

она черствеет, и долг человека по жизни уметь напомнить душе, какой она была и дать ей силы.

Аристотель - идеальное государство то, где правят философы, которые учатся 25 лет., внес большой вклад в развитие логики как науки.
3. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД - ( конец 4 до н.э. - 2 до н.э.)

Складывается течение скептицизма - неуверенность познания, считали, что нельзя все познать, сомневались в истине

Течение стоицизма - считали, что судьбой все предрасположена, Сенека: кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен - того она ищет.

18

1. ДОСОКРАТОВСКИЙ период ( 6-5 вв. до н.э.) главный ? о первоначалах мира, что лежит в его основе

Школы досократовского периода:

Милетская - Фалес считал, что основа всего вода; Анаксимандр = беспредельное; Анаксимен - вода;

Гераклитова школа - представитель Гераклит, считал основа всего - огонь, говорил, что мир так быстро раззвивается,

что в одну реку нельзя войти дважды

Пифагорейская школа - Пифагор говорил, что мир есть число, все с помощью чисел можно изучить
19

2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ( 5в.дон.э - 4 до н.э.) - расцвет античной философии

Сократ - метод познай самого себя и ты познаешь мир, считал что закон =справедливость

Платон - ученик сократа, говорил о душе человека, что рождается она в Боге, чистая и легкая, а когда попадает в человека

она черствеет, и долг человека по жизни уметь напомнить душе, какой она была и дать ей силы.

В трактате о государстве, считал, что развитие государства в 5 стадиях сначала правят немногие Аристократия -->Тимократия (власть военных)

-->Олигархия (власть богатых) --> Демократия (власть народа) --> Тирания ( власть одного) и так циклично

Аристотель - смысл философии в познании общего в мире. Философия =главная наука о фундам. принипах бытия.

Политика = искусство управлять государством.

идеальное государство то, где правят философы, которые учатся 25 лет., внес большой вклад в развитие логики как науки.

20

3. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД - ( конец 4 до н.э. - 2 до н.э.)

К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Складывается течение скептицизма - неуверенность познания, считали, что нельзя все познать, сомневались в истине

направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»)

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

Течение стоицизма - считали, что судьбой все предрасположена, Сенека: кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен - того она ищет.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей.

Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха.

Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух.

Течение эпикуреизма - Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур

Эпикур развил идеи атомизма. Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным

21

Средневековая философия

После крушения Римской империи в 356 г. снизился уровень образованияи господствующей идеологией стала религия. Вследствие этого два течения: патристика и схоластика

ПАТРИСТИКА (4-8 в)- теолого-философское учение "отцов церкви", формирующее догамты христианства. Основывалась только на религии

Климент Александрийский - в 3в. открывает школу, целью которой было повлиять на язычников так, чтобы они сами пришли в христианство.

Августин Блаженный - трактат " О божьем граде и граде Земном", писал, что град земной ужасает, в нем похоть и страсть-это чернит людей, в божьем граде церковь - высшее богатство, а на земле церковь-это лишь подготовка к высшему царству. Стремился проникнуть во внутр.мир человека,

в его интимное "я". Истинная философия-истинная религия.

СХОЛАСТИКА (6 -11вв) - течение, основной вопрос которого как соотносится разум и вера. К теологии добавляется разум.

Фома Аквинский - считал, что вера и разум находятся в гармонии, богословие не нужно отделять от философии. Доказывал существования бога тем, что он начало всех начал, причина всех причин, актуальность любой потенциальности.

Говорил, что бог дает толчок человеку для действия, и указывает на причину.

В вопросе познания выделял его 3 вида:

1. До вещей - в разуме бога

2. В вещах - конкретное существование вещи

3. После вещей- мышление человека

22

Средневековая философия подчиняется теологии,

появляется формальная логика в следствие чего

появляется течение НОМИНАЛИЗМА и РЕАЛИЗМА

Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом(чувтсвенном) мире.

Номинализм - общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

Так, например, мы получаем понятие “человек”, когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть,

в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению

номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.
23

Философия эпохи Возрождения: 14-17 вв.

Начало гуманистического движения,

развитие культуры влечет распад феодальных отношений

Гуманистические настроения ставят человека как высшую ценность, он становится

центром мироздания, его предметом и смыслом познания.

Происходит освобождение от средневековых религиозных взглядов.

Периоды:

1. РЕСТАВРАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (14-15 вв.)

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ( 16-17 вв.)

Представители: Н.Макиавелли, Николай Кузанский, Дж.Бруно

Н.Макиавелли - отверг теократическуюидею государства.Государство=право+юрид.мировозрение

Мудрый государь приближает преданных и способных людей к себе, но следует избегать лести, и найти 2-3 человека, которые точно скажут правду.

Кнут и пряник = страх и любовь - метод правления. Для сохранения государства нужна своя армия, потому что наемная может подвести продажностью.
Н.Кузанский - представитель натурфилософии - бог в природе. считал, что есть 3 формы познания:

1. ощущение - дает смутные образы вещей

2. рассудок - оперирует числами, восстан.образ

3.разум - снимает противоречия, мыслит бесконечно
Дж.Бруно - против церковных догматов о сотворении мира; Гелиоцентрическая модель мира - бесконечное множество миров во вселенной. Признавал всеобщую одушевл. материю (гилозоизм)
Э.Роттердамский -голландский философ, в трактате "Похвала глупости" считал, что глупость неизбежна и сатирически говорит, что даже

когда человек пытается показаться умным, выглядит крайне глупо, потому что не понимает что говорит.
24

Особенности философии 17 в.

Новое время - это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой.

Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития.

Эмпиризм - течение филоофии, согласно которому главным методом познания есть ощущения.

Ф.Бэкон - эмпирический метод познания = источник знанний, и критерий истинности это опытные науки.

Наблюдение + эксперимент в сочетании с разумом. Разум должен переработать чувств. опыт.

в "Новом Органоне" приводит пример эмпирики= как муравьи, что найдут то и унесут

рационалисты - пауки, которые из своих знаний что-то вьют,нужно быть пчелой которая как эмпирик возьмет нектар сама, и переработает как рационалист для себя

Считал, что человеку нужно очистить сознание от идолов рода, пещеры,рынка и театра.

Род - неправильные ощущения; пещера - неправильное образование; рынок - искажение слов; театр - неверное толкование учения
Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).

С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его.

С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод - рационалистический

1.допускать в качестве истины только ясное и отчетливое

2. разделять то,что познаешь на части

3. переходить от неизвестного к известному

4. не допускать пробелов в логических звеньях
25

Философия Просвещения:

Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", политические свободы и гражданское равенство.

Главным средством достижения поставленных целей они считали распространение знаний о природе и обществе.

Активно выступали против политических институтов феодального государства, в том числе и церкви: учения просветителей носили ярко выраженный антиклерикальный характер.

Одним из важных направлений развития философии рассматриваемого периода является обоснование истинности человеческого знания.

С положительным решением этой традиционной проблемы метафизики многие философы связывали успех в осуществлении просветительских идеалов.
Вольтер - В "Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народа" развивал идеи общественного прогресса. Путь к общественному идеалу связывал с просвещенным монархом.

Последовательная и непримиримая борьба Вольтера против церкви, кровавых преступлений инквизиции не сочеталась с атеистическими взглядами: выступая против исторических религий и, прежде всего, против христианства, являлся сторонником веры в единого и абстрактного бога.

Существование карающего и вознаграждающего бога было необходимо, по его мнению, для соблюдения моральных норм, обоснования смысла жизни. Отсюда — "если бы бога не было, его надо бы было выдумать".

Жан Жак Руссо — один из наиболее радикально настроенных просветителей. В своих произведениях утверждал, что причина неравенства корениться в частной собственности,

высказывал глубокие суждения об источнике отчуждения человека и путях его преодоления.

Главной целью общественных преобразований должно было стать относительно равное имущественное распределение между людьми.

В политическом учении развивал мысль о неправомерности государственной власти обосновал необходимость ее свержения вооруженным путем.

Общественный идеал видел в республиканском устройстве.

Д.Локк -разработка эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма.

Д.Локк обосновывает мысль о том, что все наши знания основаны на опыте и вытекают из него. "Нет ничего в уме, чего не было бы в ощущениях"

26

Немецкая классическая философия

Представитель: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте

Особенности:

*понимание роли философии в истории человечества

* целостное представление концепции о мире

*систематизация предшествующих взглядов и положений по вопросам противоречия, взаимоперехода противоположностей,

*создана целостная теория всеобщей связи и развития — диалектика.
И.Кант - основатель нем.классической философии

Субъективыый идеалист - потому что первоосновой всего считал человеческое сознание, через познание.

Считал, что существует "мир вещей", независимый от человеческого сознания, он воздействует на органы чувств, вызывает ощущения.

Таким образом, есть границы человеч. познания.

Все знания делил на опытные и доопытные.

Вводил понятие "категорический императив" - поступай так, чтобы твое поведение стало примером для других.
Гегель - заложил основы диалектики, ее законы. В вопросах государства считал, что гражданское общество – это соц.строй, покоящийся на личном экономическом интересе., чтобы сохранить собственность нужны законы. Совершенное государство - мир свободы.

Право отличает от морали то, что оно принудительно.

Гегель вывел Абсолютную логическую идею, которая формируется от природы к логике затем к духу, и от духа происходит государство.

Фейербах - сторонник антропологического материализма = т.е. человек это предмет объективной реальности.

против непознаваемости мира, считал, что смысл жизни = стремление к счастью

27

Современная западная философия развивается в нескольких направлениях:

Иррационализм - ориентирован на мир чувств, сознание, объект внимания - внутр.эмоции человека

А.Шопенгауэр - считал,что от рождения все обладают чувством воли к власти; говорил, что мир человека такой, каким он захочет его видеть

плохой или хороший зависит от человека
Ф.Ницше - учение о сверхчеловеке - человек, который самодостаточен, знает, чего хочет, в развитие идеи дарвинизма - выживает сильнейший.

Новый человек должен переоценить ценности и концентрировать их чтобы прийти к власти.
Экзистенциализм - течение, главный вопрос которого как жить, если столько опасностей и противоречий. Человек должен существовать и осознавать свое существование.

Ж.П,Сартр - говорил, что какой бы выбор не сделал человек, он все равно будет жалеть об этом, другой человек для меня - ад.
Интуитивизм - течение, которое как метод познание выделяет интуицию.

А.Бергсон - необходимо дополнить теорию познания концепцией жизни. Сущность жизни постигается интуицией, которая ответит на все вопросы.

28

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Начал складываться в философии конца XIX – начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре.
Сциентизм недооценивает своеобразие философии по сравнению с другими науками,

в отрицании философия выступает как особая форма общественного сознания
Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования,

в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.
Философия – нечто принципиально отличное от науки, носящей утилитарный характер и не способной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования.
Крайние формы: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев – стремление рассматривать действительность с позиции человека,

трагически борющегося с миром, куда входит и наука.
29.

Философия жизни, родоначальником которой является Фридрих Ницше (1844—1900), сформировалась во второй половине ХІХ века в Германии и Франции

К данному направлению относятся А Бергсон, О. Шпенглер и др.
Собственно первым её представителем считается Фридрих Ницше, который ввел понятие воли к власти, которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие

У французского философа Анри Бергсона аналогичным понятием является жизненный порыв. результатом воли к власти являются культурные нормы и ценности.

В теории познания философии жизни господствовал интуитивизм . Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде.

В социальной философии проводилось различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры .

. Крайним случаем творческой элиты является сверхчеловек Ницше ( о нем в вопросе 27)
30

Марксистская философия

К.Маркс и Ф.Энгельс труд "КАПИТАЛЪ"

Основа учения - экономика.

Экономический детерменизм - учение о непосредственной определяющей роли экономики

в развитии любого общест-го явления.

Закон добавочной стоимости

Закон классовой борьюы - борьба классов - локомотив развития. Способ производства развивается через классовые противоречия.

Соц.революия - высшая форма классовой борьбы.

Закон соответствияпроизвод.отношений уровню развития - т.е. каддое общество от рабовладельческого до капиталистического должно развиваться

в соответствии с условиями развития и особенностями

Закон о способе производства - способ произ-ва = основа возникновения и функцион. человеческого общества.
К.Марск - ни одна общественно-экон. формация не разовьется до тех пор, пока в старой формации не исчерпают себя полностью

все средства производства и произвд. отношения.
31

Марксистская философия

К.Маркс и Ф.Энгельс труд "КАПИТАЛЪ"

Основа учения - экономика.

Экономический детерменизм - учение о непосредственной определяющей роли экономики

в развитии любого общест-го явления.

Закон добавочной стоимости

Закон классовой борьюы - борьба классов - локомотив развития. Способ производства развивается через классовые противоречия.

Соц.революия - высшая форма классовой борьбы.

Закон соответствияпроизвод.отношений уровню развития - т.е. каддое общество от рабовладельческого до капиталистического должно развиваться

в соответствии с условиями развития и особенностями

Закон о способе производства - способ произ-ва = основа возникновения и функцион. человеческого общества.
К.Марск - ни одна общественно-экон. формация не разовьется до тех пор, пока в старой формации не исчерпают себя полностью

все средства производства и произвд. отношения.
32

НЕОТОМИЗМ -

официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля.

Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

делается установка на подмену предмета философии и других наук идеей Бога. Осуществляется перенос религиозных трактовок на философскую основу. По утверждениям неотомистов, наука и философия не могут заниматься никакими иными вопросами, кроме проблем Бога, веры, укрепления влияния церкви. В философии данная позиция обозначается понятием фидеизм (лат. fides -вера).

Таким образом, неотомизм стремится лишить философию ее специфики, подменяет философскую проблематику теологической. При этом неотомизм подчеркивает свою сверхценность, уповая на историческую продолжительность своего развития на этапе томизма.

33

Экзистенциализм - философия существования.Реакция на позитивизм (вопрос 31)

"как жить человеку в мире острейших противоречийй и соц. катастроф?"

складывается в период войн:

Школы:

1. Немецкая - Ясперс, Хайдергер

2. Французская - Сартр, Камю

3. Позитивный экзистенциализм - К. Аббаньяно

Ж.П.Сартер - книга "О бытие и ничто" - идея свободы человека и вопрос взаимоотнош.между людьми. Выбор человека от рождения, каждую минуту.

Выбор есть сиеминутное решение человека. Какой бы выбор не сделал человек, он все равно будет жалеть, человек всегда свободен в своем выборе

Другой человек для меня – ад

34

Прагматизм - субъективно-идеал. фил. учение XX века.

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»

Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.

Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности

Дьюи вывод: истинным является то решение, которое в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс.

35

Фрейдизм - Основатель фрейдизма – известный австрийский психиатр, философ З.Фрейд. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики включает в себя 3 слоя

1. оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное) сны

2. я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное)

3.сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики)

Особое внимание фрейд уделяет бессознательному, снам.

В творчестве З.Фрейда не только раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни человека, но также предложены нестандартные интерпретации человеческой психики, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности человека и общества

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

Э.Фромм - большую часть своего труда уделяет снам и их толкованию. В работе "Забытый язык" пишет о том, что нерастолкованный сон словно письмо, которое получили и положили на стол.

Говорит, что сны для древних людей значили гораздо больше, чем для современного человека Смысл жизни дл человека тот, что сам он ей придаст путем труда и старания.

36

Постмодернизм в современной философии

В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии.

Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано

Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

Основными чертами постмодернизма выступают:

Потеря субъекта;

Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами.

задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания.

37

Русская Философия

Особенности:

1.религиозность - зарожд. в крещение

2. этицизм - пронизывает всю культуру

3. патриотизм - рассмат. самобытность земли русской

4. историческая глуббина

Этапы:

1. СТАНОВЛение - 11-17 вв.

Илларион - размвшляет о судьбе России, предназначении народа

Влад.Мономах пишет поучение, соглсно которому покаяние и слезы сближают с богом

Филофей - Москва = третий рим, гибель двух Римов - предательство христианства и наказание за это

2. Русская философия 18 века

Ломоносов - мир состоит из молекул, метод познания - эмпирический, обязательно ставить гипотезу и подтверждать ее опытом

Радищев - в "путешествии из СПБ в МСК обличал крестьянство, против управления, ЗА естественные права

3. Философская мысль 19 века

из-за европеизации которую провел Петр 1, течение запалников и славянофилом ? пути развития России

4. Русская философия 19-20 вв.

религиозный характер, человек в центре познания,

КОСМИЗМ - космос - как окр.мирчловека, единое взаимосвязанное целое.

38

Русская Философия

Особенности:

1.религиозность - зарожд. в крещение

2. этицизм - пронизывает всю культуру

3. патриотизм - рассмат. самобытность земли русской

4. историческая глуббина

5. отказ от академических форм теории, против рационализма (разума)
НАПРАВЛЕНИЯ:

Западничество - течение, согласно которому Р. развивается как Европа, становление правового государства.

Славянофилы - течение, по которому у Р. свой путь развития, и он другой, потому что запад другой мир, где слишком много индивидуализма.

Народничество - рев.демократическое течение, желавшее прийти к социализму, минуя капитализм; за самобытный путь развития,

Почвенники - нац.почва = основа социального и духовного развития.

Космизм - течение 19-20 вв., согласно которому космос - окр.мир человека., в неразрывной связи с человеком. Роль науки - преобразовать космос.
39

Философская мысль 19 века.

Оформление первых фил. течений: западники и славянофилы

П.Я.Чаадаев - в философических письмах считает, что Россия выпала из мировой истории, и должна преподнести миру урок.

Западники считали, что Р. должна идти путем развития Запада, следовать ему во всем.

А.Герцен - теория русского социализма - борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм.
Славянофилы - течение, где Р. должна идти своим путем развития.

Народу - мнение, царю - решение.

А.С.Хомяков, И.В.Киреевский.
40

Философия Серебрянного века:

Вл. Соловьев - Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства , состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.
Н.Я.Бердяев - представитель ф. сереб.века.Человек - отправная точка учения.

ОСн.темы : свобода, творчество,личность.

Цель человека - творчество. Считал, что русский народ отличает то, что оон от рождения по особенному любит родину.

Противоречивость русского характера, воздействие религии на душу.

41

Конец 19 - 20 вв.

Космизм - философское течение, где космос = окр.мир человека.

Делится на два течения: мистическое и естественное

Н.Федеров - представитель мистического течения, религиозгный мистицизм + вера в силу и мощь науки.

Суть философии найти потерянный смысл жизни, устроить жизнь в соот. с ним.

Вл.Соловьев - Вл. Соловьев - Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию,

научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства , состоящего в признании

Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития.

Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.
Русский космизм:

1. космос - единое целое неразрывно с человеком

2. роль науки в преобразовании космоса
Циолковский - отец космонавтики, космос - живое,населенное живыми существами

Как только человек овлаеет вселенной, то разум возвысится и зло исчезнет

Вернадский - определил место человека в космосе, теория биосферы, выделяет ноосферу - сферу разума.
43

Философию советского периода можно по праву назвать философией большевизма, первоочередную роль в которой играла философия марксизма.

(вопрос 30)

В.И.Ленин- ? социальной теории и практики.

Закон неравномерного развития капитализма - победа социализма через рев.борьбу в слабых звеньях импералист.системы

ПРАКТИКА выше теории
44

Онтология - раздел Ф. изучающий фундамендальные принципы мироздания и наиб. общие категории сущего.

?каково происхождение мира

? что первично: материя (материализ) или сознание (идеализм)

Идеалистическая философия рассматривает бытие как сущее в значение смысл, суть

Материалистическая концепция _ бытие = чувственно воспринимаемая материя
45

Универсальные формы бытия: движение, время, пространство

Материя немыслима без движения, также как и движение без материи.

Движение - атрибут материи, ее свойство, тесно связаны мжду собой.

Покой - частный случай движения, егр момент.

Движение может быть механическим, биологическим, социальным и др.

Развитие - колич-кач. изменение объекта, у которого есть определенна цель.

Диалектика - наука о развитии (добавить из вопроса №9-10)
Пространство -всеобщая, объективная форма сущест. материи, которая выражает порядок располодения одновременно существ. объектов.

Пространство 3хмерно
ВРемя - объект.форма материи, выражает ее длительность и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов.

А.Эйнштейн - теория относительности 1916 показала неразрывную связь между пространством и временем.
Категория действительности - совокупность всех состояний в прошлом, наст, буд. делится на объективную ( не зависимо от человека, н-р природа)

и субъективную (то, что зависит от человека, н-р мысль о герои фильма)
46

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

47

«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений

о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных

мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира.

Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира

2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.

Религиозная- Соотношение Бога и человека ,Божественное творение мира и человека

Философская - Соотношение мира и человека; Различные идеи:

- материализм

- идеализм

Научная - Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

48

Проблема соотношения биологического и социального в человеке привлекала исследователей на всех этапах человеческого развития. И сейчас она находится в центре внимания философии и других наук.

Взаимодействие биологического и социального в человеке никогда не может считаться законченным и выступать в завершенной форме.

Биологическими факторами, а точнее сказать, генетическим аппаратом наследственности во многом предопределяются умственные способности человека, его одаренность, талант, гениальность, черты харизматичности и т.п.

!!!!Биологизаторские концепции довольно разнообразны. Вспомним, что один из основателей социологии Огюст Конт считал биологию фундаментом социологии. Многообразие социальной активности он объяснял «инстинктивными импульсами». Это также дарвинизм, который распространял действие законов естественного отбора на общество и пытался исчерпать ими особенности общественной жизни, а также фрейдизм, подчеркивающий ведущую роль в психической деятельности человека бессознательного начала и оправдывающий врожденные качества (например, агрессивность).

49

Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий свойства материи:

а) объективность, т.е. существование независимо от нашего созна­ния (признаётся первичность материи по отношению к сознанию);

б) неисчерпаемость, т.е. способность существовать в многообразии конкретных объектов (поскольку человек постоянно открывает новые свойства природных тел и процессов, а также производит бесконечное множество не существующих в природе вещей);

в) познаваемость (это свойство материи означает согласование меж­ду собой законов мышления и законов объективного мира, поскольку мыш­ление является продуктом объективной реальности (мозга));

г) несотворимость и неуничтожимость;

Отсюда следует, что материя как объективная реальность существует не как некий материал,

из которого строятся все конкретные вещи, а от­ражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений,

что пред­полагает существование многообразных видов материи, которые в совре­менной науке трактуются как уровни

её структурной организации.

Социальный уровень (возникает на определённом этапе развития ма­терии и является особой популяцией живых существ, благодаря труду пе­реходящей с биологического уровня существования на социальный).

Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называют­ся атрибутами, важнейшим из которых является движение. (вопрос 50)

50

Движение - атрибут материи, ее свойство, тесно связаны мжду собой.

Покой - частный случай движения, егр момент.

Движение может быть механическим, биологическим, социальным и др.

Развитие - колич-кач. изменение объекта, у которого есть определенна цель.

Диалектика - наука о развитии (добавить из вопроса №9-10)

51

Пространство -всеобщая, объективная форма сущест. материи, которая выражает порядок располодения одновременно существ. объектов.

Пространство 3хмерно

ВРемя - объект.форма материи, выражает ее длительность и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов.

А.Эйнштейн - теория относительности 1916 показала неразрывную связь между пространством и временем.

Категория действительности - совокупность всех состояний в прошлом, наст, буд. делится на объективную ( не зависимо от человека, н-р природа)

и субъективную (то, что зависит от человека, н-р мысль о герои фильма)

52

Проблема жизни:Жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определённых условиях развития материи. Различаются три царства жизни – растительное, животное и человеческое. Жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи Только живая материя способна воспроизводить саму себя Главные вопросы в изучении жизни: что есть жизнь,как появилась? Сложилось два взгляда:

1.Материализм - Жизнь есть свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на определённой ступени её эволюции

2. Гиллозоизм - Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ

— филос. категории, отображающие противоположные, но взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. В отличие от конечного (К.), присущего отдельным вещам, состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий, относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во времени и бесконечно в пространстве.

53

Гносеология - раздел философии, изучающие познание.

Познание - дейтельность человека по приобретению знаний об окр.мире, взаимоотн.между людьми.(оыденное на жизненнм уровне, научное на законах

, философское на всеобщих унивресальных категориях)

ТОЛЬКО философия рассматривает познание как собственный объект познания

Субъект познания = общество, объект = окр.мир

в познании субъект и объект совпадают - особенность

Знание - проверенный и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности (донаучное, научное, философское)

54


  1   2   3   4   5


написать администратору сайта