Декабрина курсовая. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества
Скачать 57.53 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества…………………………………………………………………………..5 Понятие и признаки общества………………………………………………..5 Понятие, признаки и функции государства в отношении общества………9 Теоретическая модель взаимоотношений государства общества………...12 Глава 2. Исторические обзор взаимоотношения государства и общества…………………………………………………………………………17 2.1 Основные исторические формы взаимоотношения государства и общества. 2.1.1 Древний Мир……………………………………………………………….17 2.1.2 Средние века………………………………………………………………..26 2.1.3 Новое время………………………………………………………………...31 2.2. Современное время …………………………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………….36 Список использованных источников…………………………………………...38 Приложения……………………………………………………………………...40 Введение Актуальность темы. На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе давно являются основополагающими и дискуссионными в научных исследованиях. Это объясняется, прежде всего, тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое понятие. Как форма организации общества, которая призвана обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, значит, служит его интересам. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Однако часто государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса. Именно в этом наиболее выпукло проявляется противоречивая природа и социальная роль государства. История государства, развитие его форм, неотделимо от истории общества. Государство вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути все новые черты и свойства. Есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани и формы государства, а также проблемы взаимодействия государства и общества - задача очень трудная. Решить ее можно при изучении государства в различных его связях с экономикой, социально-политической и культурной жизнью общества. На современном этапе развития нашего российского государства очень большое значение имеет его связь с системой общества. Целью исследование является: изучение взаимосвязи государства и общества. Объектом исследования является: государство и общество. Предметом исследование является: изучение взаимосвязи и формы взаимоотношения государства и общества. Задачами исследования является: Изучение теоретических основ взаимоотношения государства и общества; Изучить понятие, признаки и функции государства в отношении общества; Исследовать исторический обзор взаимоотношения государства и общества. Структура работы состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества 1.1 Понятие и признаки общества Общество -это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей. [3] Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определенной территории (российское общество, французское общество). [3] Основные признаки общества. 1.Это совокупность индивидов наделенных сознанием и волей. 2.Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества. 3.Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов. 4.Регулированиеинтересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.). 5.Наличие общепризнанных ценностей. 6.Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. 7.Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу). Структура общества. 1.Социальные общности и группы. 2.Социальные институты и организации. 3.Социальные нормы и ценности. Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности. Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Имеет собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей. Признаки социальной группы. 1.Устойчивость. 2.Однородность. 3.Сплоченность. Классификация социальных групп. 1.По половому признаку (мужчины и женщины). 2.По возрастному признаку (несовершеннолетние, совершеннолетние и т.д.). 3.По национальному признаку. 4.По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.). 5.По политическому признаку (либералы, консерваторы, коммунисты и т.д.). 6.По религиозному признаку (православные, мусульмане и т.д.). 7.По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи, сибиряки и т.д.). Социальные группы создаются объективно (по объективным признакам, например, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания. Потребности социальных групп характеризуются: 1) массовостью; 2) устойчивостью; 3) сопряженностью (удовлетворение одной потребности вызывает целый комплекс других потребностей). Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты. Социальный институт в литературе определен двояко (институт от лат. установление): 1) это некое образование (социальное или политическое) - учреждение или организация, созданные для осуществления определенных функций, решения задач; 2) социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (регулирующих и организующих эту деятельность). Социальные институты существуют в целях: 1) упорядочения отношений в обществе; 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения конфликтов; 4) поддержания порядка; 5) достижения определённых целей. Социальные институты возникают не только сознательно и стихийно. Социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин. К социальным институтам относятся: семья, государство, право, политические партии, религия, мораль и т.д. Социальные ценности - это конечные основания целеполагания, рационально не расщепляемые (объясняемые) до конца и общепризнанные. Ценности лежат в основе социальных институтов, социально-нормативного регулирования. Социальные нормы - это правила поведения людей, регулирующих отношения в соответствии с общепризнанными ценностями. Одни социальные нормы действуют в силу общепризнанности, а другие действуют в силу всеобщей обязательности, которая обеспечена государством (нормы права). Виды социальных норм: 1. обычаи – правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. 2. нравы – правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. 3. традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ жизни). 4. религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. 5. корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. 6. политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу госуд-ой власти. 7. мораль – правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и иных субъектов. 8. нормы международного права закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях. 1.2 Понятие, признаки и функции государства в отношении общества История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем. Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Власть – это отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действиями других лиц (подвластных). Определяющая черта власти – возможность одних людей, организаций господствовать над другими людьми, организациями, над их волей и действиями, возможность властвующих повелевать. Отсюда потенциально негативные стороны власти – возможность злоупотребления ею, произвольного ее использования, получения при помощи власти определенных материальных и нематериальных благ, борьба за власть. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, организованность, надлежащее функционирование. Виды власти: - власть рода, племени - политическая - государственная - экономическая - общественных объединений - родителей - церковная Существуют две основные разновидности власти: 1. естественная власть – в семье, в «малых обществах» по интересам; 2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в общественных объединениях, в партиях, т.е. в качестве корпоративной власти общественного объединения. /Алексеев/ Классификация власти: 1. С точки зрения социального уровня: А) власть в масштабе всего общества Б) власть внутри коллектива (организации) В) в отношениях между индивидами. 2. Особо нужно выделить: А) неполитическую власть Б) политическую власть, которая является «аппаратной», т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного, государственного принуждения. Разновидности: - власть одного класса (социальной группы) над другим - партийная власть - власть политических лидеров и др. Государственная власть Государственная власть – это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Особенности государственной власти: 1) реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства. 2) Публичность – общественный характер государственной власти. Всякая власть публична, т.к. функционирует в обществе. 3) Суверенна – обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но: в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа (он первичен по отношению к ней.) 4) универсальна – распространяется на всю территорию страны и все ее население. 5) обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права. Понятия «государство» и «государственная власть» близкие, во многом совпадающие. Но между этими понятиями есть различия. Государство – организация политической публичной власти, т.е. это институты, органы власти. Государственная же власть – сами властеотношения, система подчинения, характерная для государства. Государственная власть призвана обеспечивать функции государства, его предназначение быть общей для страны управленческой и охранительной структурой. Существование власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправдано именно потому, что на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. При развитых политических отношениях в гражданском демократическом обществе политическая власть осуществляется через институты государства, через весь их комплекс и выступает только в качестве публичной власти, политической власти «в государстве». Эта власть – юридически обоснованная и признанная. Она должна иметь социальное и юридическое (конституционное) основание для того, чтобы выступать в качестве публичной – представлять народ, все политически организованное общество, действовать «от имени народа». 1.3 Теоретическая модель взаимоотношений государства общества Были выделены основные модели взаимоотношений гражданского общества и государства. Первой моделью является либеральная, согласно которой гражданское общество является системой самоорганизации населения за пределами поля государственного воздействия. Гражданское общество не зависимо от государства и не подчинено ему, напротив, оно “включает” его, ибо наделяет инструментальными свойствами (управление, мир, порядок и т.п.). Согласно либеральной модели, общество участвует в управлении страной и, кроме способности ассоциироваться в партии, союзы, движения, может поддерживать с государством, которое оно же и создает, равноправные договорные отношения, включающие контроль над властью. То есть гражданское общество формируется одновременно и в приватной сфере, где индивид развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества. Вторая - консервативная - построена на идее, что государство является произведением гражданского общества, а потому последнее является частью государства. Гражданское общество – это социальная система, точнее – подсистема и даже сфера, которая пребывает “посредине” между семьей и государством (хотя ее отделение от сфер публичной и частной жизни наступает позднее, чем возникает государство). Такое, ставшее стратифицированным, общество соотносится не просто с государством, а, строго говоря, с государством особого типа. В этом пункте речь идето “минимальном”, “незаметном”, “скромном” государстве, что означает вовсе не его бессилие, а самоограничение властных полномочий конституционной монархии, ее подчиненность праву. Кроме того, такое государство должно быть, говоря современным языком, “социальным”. И это государство не стоит над гражданским обществом, а отчасти является подконтрольным ему органом. Дело здесь – в концепции социального организма. Если одна из частей полагает себя самостоятельной, то погибнуть предстоит всему организму. Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и прочие. Волна терроризма, прокатившаяся по западному миру, вынуждает политическую власть принимать решения, которые не соответствуют принципам гражданского общества и правового государства. Это, например, и введение по сути тотальной слежки и контроля, ужесточение правил въезда во многие страны и пограничного контроля, упрощение уголовного процесса, этнические притеснения. Второй препятствующий объективный фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских ценностей. Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить любые проявления автономии личности и тем более общества. В отечественной политической традиции никогда общество (народ) не воспринималось как что-то отдельное, автономное от государства. За многовековой период не было создано ни одного социального института, на котором можно было бы построить здание гражданского общества. Любые попытки власти (к примеру, Петра I или Александра II) смоделировать по европейскому образцу общественные и политические учреждения заканчивались, как правило, неудачей и дискредитацией идеи. Практически любое подобное нововведение вызывало реакцию отторжения как инородного элемента. Гражданское общество в Европе возникло естественно, произвольно. Оно являлось осознанной, желаемой целью для большинства граждан европейских государств. За него боролись и отчаянно отстаивали его идеалы. Для России гражданское общество – «импортный продукт». Его институты создавались заново, «на пустом месте». Политические партии, общественные объединения, свободная пресса и телевидение, свободные выборы, парламент, суды присяжных – все это было создано в специфической социальной среде, которая не знала ранее ничего подобного. Хотя в дореволюционной России, в условиях самодержавной монархии был подобный опыт, правда, закончился он крахом государства. Этот объективный фактор обусловливает культурно-цивилизационный раскол российского общества, являясь, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути становления гражданского общества. Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское общество – это общество свободных людей, самостоятельных, ответственных. Гражданское общество – это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей, ему присущи соревновательность и конкуренция. Однако в массовом сознании российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости, равенства и соборности (коллективизма). Подобное непонимание и неприятие гражданского общества проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к политической, культурной и научной элите. Под влиянием пропаганды многие общественные организации в настоящее время дискредитированы в глазах россиян. Они воспринимаются либо как скрытые коммерческие организации, либо как проводники «западного» влияния. Ситуация усугубляется последовательными действиями власти по пресечению взаимодействия протестных внесистемных неправительственных организаций и населения. Не менее важным фактором, препятствующим развитию гражданского общества является активное противодействие со стороны бюрократического аппарата. Он как бы находится вне идеологии, вне политики и вне времени. Преследуя свои специфические интересы, чиновники способны размыть и разрушить любую идею, заставив работать ее на себя. В результате происходит ее дискредитация. Идея гражданского общества не стала исключением. Свобода обернулась произволом, демократические процедуры сведены к фарсу, многие общественные институты оказались мертворожденными. И на этом фоне бюрократический аппарат успешно существует, развивается и множится.Кроме всего прочего, в настоящее время в России идет массовое обнищание населения в целом, и особенно тех социальных слоев (средние слои, молодежь), которые должны быть наиболее заинтересованы в развитии гражданского общества. Ситуация резко усложняется, если вспомнить о слабой материальной базе культуры, образования, искусства, всей духовной жизни в целом как важнейшей предпосылке развития гражданской культуры и гражданского общества. Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Все резче верхние слои отделяются от массовых слоев. Формирование и развитие институтов гражданского общества предполагает наличие свободных, экономически независимых, самостоятельных и самоосознающих себя граждан. В российском обществе получила широкое распространение коррупция. Криминализированное и коррумпированное государство — основное препятствие для развития гражданского общества. В настоящее время население в своем большинстве не доверяет ни одному из институтов власти (правительство, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, руководители регионов, суд, милиция, прокуратура и т.д.)Автономия общества — важный элемент гражданского общества, означающий самостоятельность и самодеятельность различных общественных сфер и ассоциаций: экономики, т. е. производства в широком смысле, профсоюзов, университетов, печати, науки, общественных объединений граждан, церкви, религиозных объединений и т. д. Автономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества. Существующие ныне в российском обществе многочисленные самостоятельные ассоциации, общества, организации, движения создают неплохие предпосылки для дальнейшего развития гражданского общества. Однако опыт развития трансформирующихся обществ, в том числе и России, свидетельствует о том, что появление добровольных ассоциаций, направленных против господства государства, нередко приводило к их соперничеству друг с другом за право представлять народ, результатом чего было и “огосударствление”, т. е. превращение в составную часть государственной власти (например, военизированные отряды казачества). Бесспорен также и факт, что в борьбе за народную поддержку значительное влияние приобретали движения, выступавшие с националистическими лозунгами. |