Главная страница

Транзактный анализ-современный подход.. Транзактный анализ сегодня. Трансакционный анализ


Скачать 1.39 Mb.
НазваниеТранзактный анализ сегодня. Трансакционный анализ
Дата19.02.2022
Размер1.39 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТранзактный анализ-современный подход..docx
ТипДокументы
#367045

Транзактный анализ сегодня.
Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

ТА представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.
ТА сегодня = теория личности и система.

Теория личности: как «устроены» люди, какова структура личности?

Как люди выражают себя и взаимодействуют?

Как появляются психологические проблемы?

Психологическое консультирование и психотерапия: как способствовать излечению или развитию клиента?
Принципы ТА (Э. Берн)

3 философских принципа ТА (Э. Берн):

1. «Я в порядке, ты в порядке». Уважение к каждому человеку.

2. Каждый человек может думать.

3. Каждый человек принимает решения о жизни, и эти решения могут быть изменены.

Практические принципы:

1. Открытая коммуникация: клиент/пациент имеет право знать относительно себя все то, что знает специалист.

2. Контрактный принцип.
Определение «игры»

 Повторяющиеся последовательности транзакций, которые ведут к определенным «плохим» чувствам (рэкетным чувствам) у участников.

 Игра - «крючок», переключение, расплата.
Транзактный анализ. Консультирование.

Процесс, в основе которого лежат контрактные взаимоотношения, позволяющие клиентам развивать свое осознание, навыки управления проблемами и личностным развитием в повседневной жизни путем укрепления своих сильных сторон и ресурсов.
Основная цель:

Цель ПК и ПТ в ТА – помочь развить автономию.

1. Осознанность (awareness) – способность жить в настоящем, воспринимать здесь-и-сейчас без искажений.

2. Спонтанность (spontaneity) – способность выбирать то, что соответствует моменту; говорить «да» тому, что хочет, говорить «нет» тому, что не хочет.

3. Интимность (intimacy) – встречаться с другими людьми «без масок», показывая, что чувствую, думаю, делаю на самом деле.
Этапы психотерапии (Э. Берн)

1. Анализ эго-состояний.

2. Анализ транзакций (ТА в узком смысле).

3. Анализ игр.

4. Анализ сценариев.
Эго-состояния.

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

Дополняющие или параллельные, (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.
Игры, в которые играют люди.

Игра по Берну - это взаимодействие, включающее: Крючок – Клев – Реакция;

1. Переключение;

2. Смущение;

3. Расплата.

Основная формула: Крючок + Клев = реакция + переключение + смущение + расплата.
Игры, в которые играют люди: расплаты.

Расплаты бывают разной степени тяжести: Берн выделял игры 1, 2 и 3 степени.

1 степени – о результатах игры приемлемо говорить в обычном круге общения.

2 степени – с более серьезными последствиями, о них так легко не поговоришь, потому что будет сильное чувство стыда или другие чувства. Но: здесь нет необратимых повреждений для жизни и здоровья.

3 степени – согласно Берну, она заканчивается в зале суда, в операционной или в морге. Есть необратимые последствия для жизни и здоровья.

Если начинаешь игру с неизвестным игроком, то не понятно, какой степени она будет.
Степень игр.

Это элемент сценария (есть люди, в сценарии которых написано, что он может пойти на игры 3 степени – это возможность допускается сценарием; есть люди, в сценарии которых этого нет).

Часто жертвы допускают это (в глубине души считают, что насилие – это приемлемо), реже – становятся жертвами случайно.


Как распознать роль

Выделите к каждой роли:

1. Слова маркеры.

2. Ощущения и состояния.

3. Действия.

4. Выгоды.

5. Цены, которые «платит».
«Попался, сукин сын» (цель – заставить оправдываться).

Ходы: 1.Провокация – обвинение. 2. Защита – обвинение. 3. Защита – наказание.

На этот раз я тебя застукал (ревнивый муж). Я то думал, вы - профессионал и т.д.

Антитеза: «открытые карты» и честность.

«Да, но».... «Если бы не ты». «Суд» Втягивание с сутяжничество и жонглирование аргументами. Цель – доказать свою правоту.

«Фригидная женщина/ мужчина» - «Скандал».

«Деревянная нога» («что можно ожидать от человека с деревянной ногой»).

«Динамо машина».
Критерии игры по Берну:

 Игры постоянно повторяются, партнеры меняются, а набор паттернов сохраняется.

Игры разыгрываются вне сознания взрослого, сам человек не осознает, что играет. Парадокс: я не осознаю, что играю, - и только в конце: «Опять я сюда попала».

 Игры заканчиваются тем, что игроки испытывают двойственные чувства: «Хочется все раздолбать, но должна сдерживаться» или «Хочу ликовать своей победе, но не могу делать это открыто».

 Игроки во время игры обмениваются двойными посланиями: я знаю, что помощь тебе не нужна, но помогаю; ты запрашиваешь помощь, но тебе она не нужна.

 Игры включают в себя момент удивления или смущения. Игроки поменялись ролями (когда происходит переключение, жертва-преследователь и т. д.

Берн: «Не надо спрашивать, играет ли человек в игры? Нужно спросить, в какие игры он играет».
Приемы работы с играми:

  • Вопрос: «Какие у Вас есть (были) варианты, чтобы выйти из этой ситуации? Вы наверняка думали о некоторых из них, а, возможно, даже что-то уже делали?».

  • Задать уточняющий вопрос к одному из ключевых слов клиента.

Например, клиент говорит: «Только Вы можете мне помочь в этом вопросе. Если Вы мне не поможете, то мне конец!».

Психотерапевт может задать вопрос и уточнить, в чем, по мнению клиента, эта помощь заключается.

  • Перенос ответственности: «За что в этой ситуации Вы готовы взять на себя ответственность?», «Что в этой ситуации находится под вашим контролем?».

  • Коучинговый прием, где вопрос адресуется «в будущее клиента»:

1. Для получения ответа об ожидаемых результатах и целях консультационного процесса.

2. Или касается того, что клиенту важно создать в коммуникации с другими или в отношении к чему-либо (например, в отношении своего заболевания): «Что Вы хотите получить в итоге?», «Какой результат Вам важно достичь?», «Какая у Вас цель?».

  • Фокусировка на трудности: «А что ценного может быть в том, если Вы рискнете и возьмете на себя ответственность за эту ситуацию?».

  • Выразить непонимание: «Я не понимаю, о чем Вы сейчас говорите!»

Данный прием позволяет клиенту искать новые формулировки, с опорой на которые консультант может вывести клиента за пределы «треугольника», передав ему ответственность.

  • Осознанность: «Что вы сейчас делаете?», «Что сейчас происходит между нами в коммуникации?»

Консультант с метапозиции совершает разбор того, как клиент проигрывает «драматический треугольник» здесь и теперь и затем соотносит с жизнью клиента, изучая подобные проявления в различных ситуационных контекстах. Психотерапевт и клиент рассматривают последствия, к которым это приводит такой способ поведения, и обсуждают, за что клиент готов взять на себя ответственность.

  • Разрыв шаблона: «Это не то, что Вы хотели сказать!».

  • Комментирование: «Интересная позиция!», «Интересная точка зрения!».

  • Переопределение: «Вопрос не в том, что....., а в том, что....».

Обращение к ценности высказываемого: «Похоже, Вам было важно мне сейчас это сказать!».

  • Гештальтистский прием: «Побудьте с вашим высказыванием». «Как то, что Вы сейчас говорите, относится к Вашей жизни?», «Как то, что Вы сейчас говорите можно отнести к сферам вашей жизни? Как это проявляется в семье, в работе, с друзьями...?».

  • Энкоды как одна из лучших антитез к играм: «Переформулируй. Для меня это важно...», «Бывает так, что охотник и его жертва меняются местами...», «А если на чистоту?» «А кто я в этой ситуации для Вас?».


6 преимуществ игр:

1. Внутреннее психологическое – не столкнуться с пугающим чувством по поводу другого развития ситуации, не прикоснется к неприятным чувствам.

2. Внешнее психологическое – не представится ситуация/контекст для этого чувства.

3. Внутреннее социальное – возможность структурировать время игроков; время заполнено, что-то происходит.

4. Внешнее социальное – структурирование времени во внешнем кругу общения (есть о чем поговорить с друзьями).

5. Биологическое, по Берну игра – мощный источник поглаживаний («Дерьмо бизонов, но очень много»). В отношениях не получается просто выйти из игры, нужно придумать, что делать вместо этого. Но: поглаживания такой интенсивности дает только интимность.

6. Экзистенциальное - игра подтверждает картину мира. «Это еще раз доказывает, что...».

12 первичных предписаний Гулдингов:

1. Не живи (Сгинь, Умри).

2. Не будь самим собой (например, своего пола, «я родила тебя для себя», мы все врачи и ты будешь врачом).

3. Не будь ребенком.

4. Не расти (оставайся маленьким, не будь привлекательной/сексуальной).

5. Не делай успехов «Твое имя никто», «Дети должны быть видны, но не слышны»).

6. Не делай (ничего не делай, не ходи туда, не катайся, не лазай, не плавай).

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся).

8. Не принадлежи (нации, семье, стране).

9. Не будь близким (может включать запрет на физическую близость).

10. Не будь здоровым (нормальным).

11. Не думай («Ты глупый», «Ты ничего не понимаешь» «Ты безграмотный»).

12. Не чувствуй («Ты маленький солдат, а солдаты не плачут»).

Теория сценариев.

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.
Жизненные сценарии:

 «Пока не».

 «После».

 «Никогда».

 «Всегда».

 «Снова и снова» (Почти 1 и Почти 2).

 «С открытым концом».

Итак, сценарные паттерны — это ответ на жесткое родительское приказание— «НЕ ГРЕШИ, А ТО БУДЕШЬ НАКАЗАН ВОТ ТАК...».



Паттерн «Пока не»

Девиз этого паттерна — Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не можете испытать радости, пока сполна не настрадались. Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. Разрешением будет девиз — «Жить и радоваться сегодня, не ждать окончания работы». Находить радость в каждом шаге, мгновении, которые приближают к цели.

Примеры высказываний «Пока не»

«Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться».

«Жизнь начинается после сорока».

«Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать».

«В этой жизни надо терпеть, но мне воздастся по заслугам в раю».

«Пока не вышла замуж, не мечтай̆ о счастье».

«Вот закончишь институт, то делай, что хочешь, пока— нет».

«Вот дети вырастут, и я вздохну с облечением, займусь любимым делом».

«Отдохну в Раю».

«Отдых надо заслужить, и чем тяжелее ты трудишься, тем выше будет награда».

Паттерн «После»

Выражение «Дамоклов меч» — символ грозящей опасности, отсюда — «висеть на волоске», «быть на волоске от смерти».

Девиз: «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это». «За сладкую жизнь надо платить». Речь человека с таким сценарием имеет слова «после», «но».

Например:

«Да, вечеринка класс, но завтра голова будет раскалываться», «Это тебе горькие плоды после сладкой жизни»,

«Сладкую ягоду рвали вместе, горькую— я одна».

«Да, но» — излюбленный оборот и любимая психологическая игра.

Разрешение - «Жить и радоваться сегодня, разрешив себе также радоваться и завтра».

Паттерн «Никогда» (буриданов осел)

Например: человек утверждает, что хочет выучить иностранный язык или защитить кандидатскую, описывает, сколько у него возможностей и желаний. Однако он ничего не делает, чтобы достигнуть желаемых целей. Речь таких людей постоянно переполнена словами об их желаниях и о трудностях в их достижении.

Для «Никогда» разрешение наступит, когда клиент определит, что он действительно хочет, и последовательно будет идти к цели. Конкретизировать цель и планомерно идти к ней.

Паттерн «Всегда»

Часто задает себе вопрос: «Почему это всегда случается со мной».

Например, девушка, выросшая в семье алкоголиков, будет неоднократно выходить замуж, при этом каждый раз выбирая себе в мужья алкоголика.

Сценарный процесс «Всегда» отражает убеждение: «Я должен всегда оставаться в той же самой ситуации» (в паутине, которую я хорошо плету, или в алкогольной среде, которая мне так хорошо знакома с детства). Одним из вариантов поведения является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего.

Разрешение: в осознании, что не следует повторять одни и те же ошибки и пора измениться.

Паттерн «Снова и снова» (Почти)

  • Почти - тип 1. «Сизиф, который не докатывает свой камень».

Девиз: «Я почти сделал это, но не до конца!».

Разрешение - Доводите дела до конца! При этом очень важно учить клиента вознаграждать себя за полученный результат, не игнорировать свой успех.

  • Почти - тип 2. «Сизиф, который катит выше»

Вариант второй «Почти— тип 2» характерен для людей, которые вкатили свой камень на вершину, но, не останавливаясь, сразу же ищут очередную вершину повыше и продолжают свое бесконечное движение. Такие люди не чувствуют, что они уже на вершине. И это повторяется бесконечно.

Разрешение - Радоваться любому достигнутому успеху, каждому шагу, усилию. Важно ощутить радость победы, насладиться ею без обесценивания результата.

Паттерн «Открытый конец»

Девиз: «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше» (Остап Бендер).

После того как цель достигнута пропадает интерес (например, тоска после замужества).

Решение – стратегическое и затем тактическое планирование.

Шесть паттернов сценарного процесса:

Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса. Но один из них обычно доминирующий.

Существует типичные комбинации двух паттернов. Например, «Почти — тип 2» и «Пока не» может проявиться в девизе: «Я не могу отдохнуть, пока не достигну вершины. Но я никогда ее не достигну, так как впереди всегда будет следующая, еще более высокая».

Этапы работы со сценарными паттернами:

1. Выявление.

2. Осознание и разрешение (решение) не следовать сценарному поведению.

3. Контроль с целью не повторять сценарного поведения.

Драйверы и сценарные паттерны:

Драйвер, толкая человека на сценарное поведение, дает ему за это чувство благополучия.

«Ты благополучен тогда, когда ты следуешь сценарию», если ты не выполняешь условия— «Ты не благополучен».

Драйверы:

 «Будь совершенным».

 «Радуй других».

 «Старайся», «пытайся».

 «Будь сильным».

 «Торопись», «Спеши».

 «Старайся» «Пытайся».

Драйвер «Будь совершенством»

Основные характеристики данного драйва:

1. Важно, все довести до совершенства.

2. Человек идет непреклонно к цели, он высказывается определенно.

3. Тон: ровный, дикторский, «как» у взрослого (это не голос взрослого). Или: «Подрезанная интонация», диктующий голос.

4. Поза мыслителя, критического слушателя; жесты – счет на пальцах, раскладывание по полочкам. Мимика: глаза идут вниз или вверх, при этом губы напрягаются («трубочкой» - оральное сосредоточение).

5. Человеку в этом драйвере невыносимо быть в состоянии нехватки времени.

6. Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону во время пауз, рот слегка напряжен.

Драйвер «Радуй других»

Ресурс тратится, чтобы порадовать всех, - и истощается. Плюс человек недополучает от других, поэтому в какой-то момент ресурс истощается. Дефицит радости.

Основные характеристики данного драйва:

1. По-детски заискивающая интонация, как будто кто-то за нас должен поставить точку.

2. Поза: некоторый наклон к собеседнику, открытая поза, кивать, улыбка заискивающая (немного китайский болванчик). Человек наклоняет голову и смотрит исподлобья: «Я хорошая/хороший»).

3. Мимика: улыбка (не всегда уместная).

4. Горбит и подает вперед плечи.

Драйвер «Будь сильным»

Основные характеристики данного драйва:

1. Отсутствуют «Я-высказывания» («Урбанизация развращает нравы!» вместо «Я терпеть не могу жить в городе»; «В голову пришла мысль»).

2. Жесты и мимика слабо выражены.

3. Дистанцирование через слова: «ты меня злишь», «это скучно», «это не приятно», «это хамство».

4. Интонация безжизненная, монотонная. Обычно негромкая.

5. Мало жестов или «замороженность» жестов, неподвижная поза. Неподвижность позы – более сильный признак, чем закрытость позы.

6. Высокомерно-надменная поза.

7. Чтобы не плакать, я вхожу в это состояние, за каменной стеной. Смысл – разойтись с уязвленным внутренним ребенком.

Драйвер «Торопись», «Спеши»

Основные характеристики данного драйва:

1. Как бы все время торопится.

2. Речь быстрая, опережает мысль. Перепрыгивают слова: «Давай быстрее, скорее! Короче» Как правило, это не ведет к ускорению деятельности.

3. Тон: чуть более высокий голос, чем обычный.

4. Жесты любые, хаотичные, побольше. Постукивание пальцами, ногами. Посматривать на часы, сидеть на краешке стула. Непоседливость в позе. Глаза бегают, а потом «втыкаются» в глаза собеседника, как бы удостоверяя, что я здесь.

5. Постукивает пальцами, качает ногой.

Драйвер «Старайся», «Пытайся»

Основные характеристики данного драйва:

1. Слова в речи: «попробую», «может быть», «хорошо было бы», «старайся», «попытаюсь».

2. Способы построения высказываний: ветвящаяся, не приходящая к ответу речь. Не могут договорить до конца.

3. Тон: глуховатый, «как бы хочу», беру свои высказывания в кавычки, как будто немного виноватый. Напряженная, сдавленная интонация: силы мобилизую, но не даю им раскрыться.

4. Человек на подступах к высказыванию, к тому, что он действительно хочет сказать.

5. Поза: руки иногда на коленях, кулаки сжаты (держу себя в руках). ВАП: ковбой на горшке. Могу трогать руками колени – давать себе напоминание, что я еще жива.

6. Мимика: морщу лоб. Важно думать, но не додумывать до конца.

7. Головой внимательно следим за собеседником.

8. Есть ощущение в разговоре, что что-то остается недоговоренным.

Разрешающие фразы:

 Будь совершенством - ты уже и так достаточно хорош, чтобы быть собой.

 Радуй других – радуйся сам, принимай себя, уважай себя.

 Будь сильным – открыто говори о своих желаниях, будь открытым, свободно принимай помощь, проси о помощи и поддержке.

 Не торопись – у тебя есть столько времени, сколько тебе нужно (take your time).

 Старайся – делай (это), ты можешь прийти к успеху, ты имеешь право на успех.

Разрешающие фразы психотерапевт применяет в процессе коррекции, помогая клиенту осознавать в какой Роли, какой сценарий и драйвер использует клиент.





Личностная адаптация.

Определение: термин, введённый Полем Варом (Ware, 1983) для описания структурирования личности, совместимого с нормальным функционированием, но демонстрирующего сходства с определёнными типами психических расстройств.

Он назвал адаптации, используя психиатрическую терминологию. Каждая из них является результатом реакции с помощью психологической защиты на определённый паттерн раннего опыта.

Теория личностных адаптаций представляет из себя так называемый синдромный подход в транзактном анализе, то есть концепция базируется на совокупности черт, которые часто проявляются вместе.

Шесть типов адаптаций:

В истории глубинной психологии существуют несколько классификаций типов личности, основанных на клинических категориях.

1. Обсессивно-компульсивная.

2. Шизоидная.

3. Пассивно-агрессивная.

4. Истероидная.

5. Параноидная.

6. Антисоциальная.

Вар заметил, что клиенты по-разному реагируют на интервенции в сфере мышления, чувств или поведения. Очень значимым оказался порядок, в котором используются эти сферы психики.

Понятие «дверь»

Для установления контакта с человеком важно в первую очередь использовать наименее защищённую функцию (Вар назвал её открытой дверью) и в самую последнюю очередь – наиболее защищённую (так называемую дверь-ловушку).

Главное усилие терапии должно быть направлено на дверь-цель – умеренно защищённую функцию. Таким образом, последовательность терапии следующая: открытая дверь, дверь-цель, дверь-ловушка. Для каждого типа адаптации Вар определил последовательности сфер.

Шесть типов адаптаций:

Обсессивно-компульсивная. Драйвер «Будь совершенным», последовательность дверей: мышление, чувство, поведение.

Шизоидная. Драйвер «Будь сильным», двери: поведение (пассивное), мышление, чувство.

Пассивно-агрессивная. Драйвер «Старайся», двери: поведение (сопротивляющееся), чувство, мышление.

Истероидная. Драйвер «Радуй других», двери: чувство, мышление, поведение.

Параноидная. Драйвер «Будь совершенным» (в родительской роли), двери: мышление, чувство, поведение.

Антисоциальная. Драйвер «Старайся», двери: поведение (манипулятивное), чувство, мышление.

Типы адаптации:

 Одновременно могут присутствовать более одной адаптации, а именно более ранние (первичные, или адаптации выживания) – шизоидная и параноидная – часто сочетаются с более поздними вторичными (исполнительными) адаптациями.

 В стабильном состоянии человек обычно проявляет качества, свойственные своей исполнительной адаптации, однако в ситуации стресса личность регрессирует до уровня защит своей более ранней адаптации выживания.

 С точки зрения транзактного анализа именно этот механизм объясняет изменение привычного поведения личности в условиях стресса и определяет стратегию и планирование процесса психологического консультирования и психотерапии.

«Двери» контакта:

1. «Открытая дверь» — канал, по которому всегда можно без проблем общаться с человеком.

2. «Дверь-цель» — канал, который нужно задействовать, чтобы достучаться в третью дверь и добиться изменений или глубокого взаимопонимания.

3. «Дверь-ловушка» — этот канал обычно закрыт для коммуникации. Во избежание прерывания общения с человеком его лучше не использовать. Вы точно не донесете до человека то, что хотели донести, если попытаетесь сразу начать «ломиться» к нему через эту дверь.













Истерик-эмпатик сверхреагирующий,«душа нараспашку»

Экстраверт, эмоциональный, контактный, теплый, возбудимый, чрезмерно реагирующий, эмоционально нестабильный, ищущий внимания, соблазняющий, энергичный, озабоченный чужими чувствами, иногда незрелый, центрированный на себе, зависимый, игривый, привлекательный, веселый.

Навязчиво-принудительный (трудоголик)

Надежный, «ответственный трудоголик», совестливый, стремящийся к совершенству, придерживающийся установленных правил и процедур, сдержанный, с чувством долга, точный, серьезный, напряженный, на него можно положиться.

Параноид упорный

«Блестящий скептик» (по Вэну Джойнсу), блестящий мыслитель, всегда в курсе событий, внимательный к детям, организованный, сверхчувствительный, подозрительный, ревнивый, завистливый (иногда), регидно-мыслящий, склонный к грандиозности, проецирующий, тщательный, требующий к себе почтения (обращаться по имени-отчеству!). Самое главное – уважение.

Шизоид затворник

«ТВОРЧЕСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ» - по П.Вару «МЕЧТАТЕЛЬ» - по Кайлеру.

Отстраненный, пассивный, избегающий, мыслящий творчески, «художник в душе», чувствительный, эксцентричный, иногда заботливый, может быть поддерживающим, проявляющим доброту.

Пассивно-агрессивный

БУНТАРЬ (по Калеру и по Джойнсу), ИГРИВЫЙ КРИТИК

Игривый, затейливый, упрямый, раздражительный, внешне-зависимый, обреченный думать за себя (так как ни с чьим мнением не согласен), видящий происходящее с необычной стороны, генератор идей (которые далеко не всегда доводит до реализации), может выглядеть как чинящий препятствия. «Аллергия» на контроль со стороны других.

Антисоциал

Очаровательный манипулятор, «промоутер», конфликтующий с миром, «но кодекс надо чтить», себе на уме, эгоистичен, жестит, импульсивный, очаровательный, харизматичный, агрессивный, «одурачивает красиво».
Анализ сценария жизни.

Роли в играх.

Жертва - страдает, проявляет беспомощность, и никак не могут почувствовать, что с ними все хорошо.

Спасатель - чувствуют себя в порядке только тогда, когда они кому-нибудь помогают. Для этого им надо, чтобы другие оставались жертвами.

Преследователь - преследуют окружающих, манипулируют ими и таким образом ставят их в положение жертвы.

Прерывание, разрушение игры:

 используя антитезис,

 применив договорные отношения, можем не допускать игры,

 распознав игру, лучше довести ее до конца к обоюдному удовлетворению обеих сторон,

 осознав себя втянутым в игру, начать свою встречную игру и выиграть в ней.










написать администратору сайта