Главная страница
Навигация по странице:

  • взгляды на природу труда К. Маркса

  • Интересную попытку связать рассуждения К. Маркса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм

  • три взаимосвязанных аспек­та трудовой деятельности

  • основные психологические регуляторы

  • пси­хологические признаки труда

  • психология. Труд как социальнопсихологическое явление


    Скачать 23 Kb.
    НазваниеТруд как социальнопсихологическое явление
    Анкорпсихология
    Дата29.11.2022
    Размер23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапсихология.docx
    ТипДокументы
    #819581

    Труд как социально-психологическое явление

    Труд - основное условие жизни человека и общества.

    Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. Человек в этом процессе выступает как субъект целесообразной деятельности, направленной на преобразование объекта - предмета природы. При этом труд выступает и как специфический процесс, который возможен только в совместной деятельности, в общении людей друг с другом. Труд выступает и одним из факторов развития личности, поскольку является сферой самоутверждения, самовыражения и самореализации. Труд как процесс жизнедеятельности является и полем субъект-объектных отношений. Степень напряженности включения индивида в трудовой процесс варьируется в широком диапазоне от формального участия до активной заинтересованности.

    Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела. Представления о труде обычно меняются в течение жизни. У начинающих трудиться много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед самостоя­тельной трудовой жизнью. Позже у многих наступают некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склон­ность к «своему» делу (человек «втягивается» в свою работу). Пе­ред пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отноше­ние к труду чаше положительное (вспоминают чаще «только хо­рошее»), а значительная часть пенсионеров переживает свою без­деятельность.

    Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, не только заложившие основу современного понимания трудовой де­ятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в бо­лее широком плане. В целом основные положения К.Маркса сводятся к следующему.
    Основные характеристики труда:

    это целенаправленная деятельность («пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архи­тектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осоз­нанной цели»);
    труд носит предметный характер (в самом общем плане — труд воздействует на «природу»);
    труд носит орудийный характер: рабочий (в своем сознании) отделяет себя от условий, хотя в реальном процессе труда этого разделения не происходит; вещественные условия — это в самом общем виде средства труда, т. е. тот предмет, которым он воздей­ствует на материал; «предмет, которым человек овладевает не­посредственно... становится средством труда, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки Библии, естественные размеры последнего»(в гл. 6 мы познакомимся с более «современными» подходами, где также го­ворится о продолжении человеческих способностей в средствах труда, но уже с использованием иных терминов — «органопроек-ция» и «объектопроекция»);
    труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (трудящегося) человека',
    труд носит общественный характер (поскольку в труде человек «подчиняется чужой воле», к результату своего труда он относит­ся как к «чужому результату», «так, труд, отрицаемый как изоли­рованный труд, на самом деле является утверждаемым обществен­ным или комбинированным трудом»).

    Труд существует в двух основных формах: «живой труд» (как возможность создания благ и богатства – это сам процесс труда, сама трудовая деятельность) и абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ (хотя стоимость определяется час­то не качеством, полезностью товара, а его оценкой покупателя­ми). При этом часто имеется несоответствие между затраченным трудом («живым трудом») и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение, т. е. абстрактный труд). Это, в свою очередь, позволяет несправедливо перераспределять абстрактный труд (например, тот, кто вообще не трудится, мо­жет иметь много денег; это проблема, поставленная еще Платоном). В результате происходит «отчуждение труда от капитала», т. е. обесценивание живого человеческого труда.
    Деньги (капиталы) могут рассматриваться как «аккумулято­ры» человеческих сил, способностей, надежд ит. п. Иными слова­ми, деньги — это своеобразные «частички человеческих душ». По К. Марксу, важнейшим результатом труда является не производи­мый товар, а «сам человек в его общественных отношениях».

    Интересную попытку связать рассуждения К. Маркса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм. Говоря об «отчужденном характере», Э.Фромм определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуж­дение) человека и дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит ценность «продажи своего труда». В такой ситуации че­ловек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на «рын­ке труда и услуг».
    Если, по К. Марксу, «труд опредмечивается в капитале», а по Э. Фромму, главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность своему делу» (ощущение этой идентичности), все равно остается открытым вопрос, како­вы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и опреде­ляют труд конкретного человека.
    Перспективным здесь представляется выделение такого поня­тия, как «чувство (или ощущение) собственной значимости», кото­рое возникает у человека в результате успешного выполнения ка­кого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя настоящим субъектом, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что лучшая окружающий мир, мы улучшаем и себя в этом мире. Причем способствует такому развитию человека в труде не вся­кая работа, а только такая, которая позволяет максимально рас­крыть и развить таланты, заложенные в каждом человеке, только такая, которая дает возможность гармоничного для развития, по­нимаемого как сменяющие друг друга формы трудовой деятель­ности, не дающие человеку превращаться в узкого, ограниченно­го лишь рамками своей деятельности специалиста, в «профессио­нального кретина» (или в «профессионального идиота»), как до­статочно образно и эмоционально характеризовал «узких специа­листов» К. Маркс.

    Причем, как и у К. Маркса, так и у Э. Фромма, возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. Так же и при нашем психологическом рассмотрении человек от­чуждается от полагающегося ему за труд чувства собственной зна­чимости, гордости за успешно выполненную работу. И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудит­ся, не всегда радуется этому, а тот, кто научился дорого прода­вать свой менее качественный труд или научился несправедливо перераспределять («оттягивать») чувство собственной значимос­ти.

    На основании представлений К. Маркса о специфичности тру­да человека В. Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспек­та трудовой деятельности: 1) предметно-действенный (как про­цесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); 2) физиологи­ческий (как «функции человеческого организма»); 3) психологи­ческий (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). При этом отмечается, что «в психологическом исследовании последний ас­пект, несомненно, играет ведущую роль»

    Е. А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

    1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение);

    2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества);

    3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).
    Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда:

    1. сознательное предвосхищение социально ценного результа­та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­ной значимости; аффективный тон соответствующего знания — отношение к этому знанию);

    2. сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

    3. сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­занные с применением средств деятельности);

    4. осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

    Например, даже если человек за рамками своих непосредствен­ных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т. п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем отмеченным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зар­плату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е. А. Климовым, слова «со­знание», «осознанное» стоят на главных позициях).

    Профессиональная деятельность — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной саморе­ализации в профессии. Е. А. Климов выделил следующие основ­ные «предрассудки».
     Идеал «легкого труда». Например, таким идеалом мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориен­тировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за
    свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т. п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Ведь именно способность переживать, мучиться (знаменитые «муки творче­ства»), рисковать, мобилизовывать волю отличает человека от ма­шины, от робота. Но все это предполагает и определенные уси­лия.
     Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явле­ния в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все «разложено по полочкам», во всем есть «порядок», и любая инициатива, любое творчество могут этот «по­рядок» разрушить... Между тем любая реальная общественная и психологическая система (в отличие от структуры) находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых от­ношениях. И именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее про­блемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем «наводить порядок». Более интересная задача психолога — помогать человеку обнаруживать противоречия жиз­ни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.
    Душеведческая «слепота» проявляется в неспособности «со-пе-реживать и со-веселиться другому человеку» (по А. Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по ана­лизу различных обстоятельств составлять правдивый образ друго­го человека. И очень часто психолог опирается не только на свои • методики (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюде­ний, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.
     Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» прояв­ляется в том, что те, кто считают себя «учеными», начинают учить «практиков». Хотя так называемые практики часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что большинство выдающихся психологов (З.Фрейд, К. Г. Юнг, А.Адлер, К.Роджерс и др.) — «выходцы из практики».


    написать администратору сайта