Главная страница

Пустой. Творческое воображение тренера


Скачать 10.31 Kb.
НазваниеТворческое воображение тренера
АнкорТворческое воображение тренера
Дата24.09.2022
Размер10.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПустой.docx
ТипДокументы
#694002


Творческое воображение тренера

В творческой деятельности тренера выделяются следующие составные компоненты: предпосылки творчества, мотивация творчества, операциональный компонент, результаты творчества. Рассмотрим каждый из компонентов.
1. Предпосылки творчества.

Главной предпосылкой творчества являются творческие способности. В их структуру входят: сопротивляемость шаблону, способность отказываться от стереотипного мышления, способность видеть перспективы развития спорта и объекта воспитания (спортсмена), критичность ума, предвидение.

Не менее важной предпосылкой являются личностные качества тренера: перцептивные (постоянная напряженность внимания на объект, впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные качества (интуиция, фантазия, выдумка); характерологические качества (упорство, инициативность, работоспособность, самоорганизация).
2. Мотивация творчества.

Первоначальным моментом к осуществлению творческой деятельности является сформированная творческая установка тренера, то есть психическая готовность и настройка на реализацию творческого замысла в тренировочном процессе. Выделяются «внутренняя» и «внешняя» мотивации.
• Внутренняя мотивация порождается самой профессиональной деятельностью тренера, возникающими в ней проблемами и противоречиями , поэтому творческий труд сопровождается удовольствием и удовлетворением и осуществляется без внешнего влияния. В содержание внутренней мотивации входят: потребности в самоутверждении, самореализации, самовыражении и т.п., представление о перспективе, увлеченность процессом подготовки спортсменов, неудовлетворенность результатами своей деятельности и выступлениями своих воспитанников, желание совершенствовать свою деятельность, любовь к спорту.
• Внешняя мотивация творчества включает мотивы, лежащие за пределами деятельности тренера и его самого: стремление к престижу, заработная плата, продвижение по работе, одобрение коллег и т.п. Внешняя мотивация менее эффективна и может привести к негативным последствиям. Она ориентирует тренера на сугубо личные интересы, порождает индивидуализм, соперничество, недоверие, конфликты.
3. Операциональный компонент творчества.
В структуру операционального компонента творчества входят такие творческие умения как: восприятие проблемной ситуации, отказ от стандартных решений проблем, обнаружение возможности переконструирования элементов для нового их функционирования, введение нескольких путей решения проблемы и др.
Основу творческой деятельности составляют психические процессы - мышление и воображение. Вся профессиональная деятельность тренера ставит перед ним все новые и новые задачи и проблемы. Их возникновение обусловлено тем, что в процессе подготовки спортсменов еще много неизвестного, непредвиденного и скрытого от глаз тренера и ученых. В решении проблем проявляются творческое мышление, творческое воображение, фантазия, интуиция, импровизация. Творческое мышление тренера характеризуется быстротой перехода от отражательной деятельности, уяснение замысла и восприятием проблемы к разработке плана решения и его осуществления.

Творческий процесс тренера включает три акта.

Первый связан с интуитивным возникновением замысла, гипотезы, идеи. Второй акт связан с накоплением знаний, поиском путей решения, обоснования идеи. Третий акт - осуществление плана на практике в совместной работе тренера и спортсмена.
4. Результаты творчества.

Если исходным пунктом творческой деятельности была постановка задачи и мысленное ее решение, то конечным результатом этой деятельности являются: возникновение новых оригинальных спортивных упражнений (до этого не выполнявшихся никем) - НАПРИМЕР перелет Ткачева через перекладину ( Александр Ткачёв показал принципиально новый тип элемента, выполнив перелёт махом вперёд, используя для этого контр движение. С таким способом выполнения элементов гимнасты ещё не встречались); новые способы выполнения упражнений ; новые конструкции спортивных снарядов; новые методы обучения сложнокоординированным упражнениям; новые методы и рациональные приемы при развитии физических качеств у спортсменов; рекордные результаты спортсменов и др.
Являясь профессиональным спортсменом с большим опытом, хочу сказать, что тренеру действительно важно быть творческой личностью. Во-первых, внедрение нового и смена деятельности позволяет мышцам не привыкать к одной и той же нагрузке, то есть делает тренировочный процесс продуктивнее, а во-вторых , вызывает у спортсменов азарт и интерес к тренировочному процессу.



написать администратору сайта