Главная страница
Навигация по странице:

  • * * * Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

  • § 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ

  • логика Гетманова. Учебник по логике москва 2000 Оглавление Глава I. Предмет и значение логики Мышление как предмет изучения логики


    Скачать 2.45 Mb.
    НазваниеУчебник по логике москва 2000 Оглавление Глава I. Предмет и значение логики Мышление как предмет изучения логики
    Анкорлогика Гетманова.doc
    Дата26.06.2018
    Размер2.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалогика Гетманова.doc
    ТипУчебник
    #20763
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    А. Д. ГЕТМАНОВА

    Учебник ПО ЛОГИКЕ

    Москва 2000
    Оглавление:
    Глава I. Предмет и значение логики

    § 1. Мышление как предмет изучения логики

    § 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития логики и ее значение в познании

    § 3. Логика и язык

    Глава II. Понятие

    § 1. Понятие как форма мышления

    § 2. Содержание и объем понятия

    § 3. Виды понятий

    § 4. Отношения между понятиями

    § 5. Определение понятий

    § 6. Деление понятий. Классификация

    § 7. Ограничение и обобщение понятий

    § 8. Операции с классами (объемами понятий)

    Глава III. Суждение

    § 1. Общая характеристика суждения

    § 2. Простое суждение

    § 3. Сложное суждение и его виды

    § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке

    § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности

    § б. Деление суждений по модальности

    Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления

    § 1. Понятие о логическом законе

    § 2. Законы логики и их материалистическое понимание

    § 3. Использование формально-логических законов в обучении

    Глава У. Умозаключение

    § 1. Общее понятие об умозаключении

    § 2. Дедуктивные умозаключения

    § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования

    § 4. Простой категорический силлогизм

    § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема

    § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сори­ты, зпихейрема)

    § 7. Условные умозаключения

    § 8. Разделительные умозаключения

    § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения

    § 10. Непрямые (косвенные) выводы

    8 11. Индуктивные умозаключения и их виды

    § 12. Виды неполной индукции

    § 13. Индуктивные методы установления причинных связей

    § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе

    §15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения

    Глава VI. Логические основы теория аргументации

    § 1. Понятие доказательства

    § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство

    § 3. Понятие опровержения

    § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречаю­щиеся в доказательстве и опровержении

    § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах

    § 6. Доказательство и дискуссия

    Глава VII. Гипотеза

    § 1. Гипотеза как форма развития знаний

    § 2. Построение гипотезы и этапы ее развития

    § 3. Способы подтверждения гипотез

    § 4. Опровержение гипотез

    § 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе

    Глава УIII. Роль логики в процессе обучения

    § 1. Логическая структура вопроса

    § 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обу­чения в начальной школе

    § 3. Развитие логического мышления младших школьников

    § 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших клас­сах на уроках литературы, математики, истории и других предметов

    Глава IX. Этапы развития логики как науки я основные направления сов­ременной символической логики

    § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик

    § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики

    § 3. Многозначные логики

    § 4. Интуиционистская логика

    § 5. Конструктивные логики

    § 6. Модальные логики

    § 7. Положительные логики

    § 8. Паранепротиворечнвая логика
    * * *
    Глава I ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
    Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и исполь­зуется как для обозначения совокупности правил, которым под­чиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного ми­ра («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пределы нашей книги.

    Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышленя. Кибернетику интересуют аспекты мышления, кото­рые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физио­логию высшей нервной деятельности интересуют физиологичес­кие основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

    С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в про­цессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

    Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необ­ходимой связи.

    Материалистическая диалектика, раскрывая содержание мо­ментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассмат­ривается как в связи с пониманием истины (объективной, аб­солютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются акси­оматические методы, метод формализаций, математические ме­тоды, вероятностные методы, методы моделирования и ряд дру­гих).

    Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необ­ходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.
    § 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ
    Познание как отражение действительности

    Познание есть диалектический процесс отражения мира в со­знании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному.

    Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. В основе познания мира лежит необходимость его практического изменения. Материалисты, представители философского направ­ления, которое исходит из того, что материя первична, а созна­ние — свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) — вторично, считают, что мир и его закономерности познаваемы.

    Научной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотогра­фии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы суще­ствуют, даже если их никто не видел, т. е. если не существует их образов в сознании человека). Образы вещей соответствуют ве­щам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе позна­ния.

    Основой познания является практика. Практика является дви­жущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходи­мо для того, чтобы раскрыть «тайны» природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволи­ло человечеству найти новый источник энергии. Приведем еще один пример. В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка. Ее длина всего 1—3 см, а вес 1 г, но она может убить своим ядом 50 ягуаров. Так как у индейцев одного из племен нет огнестрельного оружия, то они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необ­ходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Это самый сильный яд животного происхождения, известный до настоящего времени. Данный пример показывает, что практичес­кая потребность индейцев заставляет их познавать свойства яда этой лягушки. А практические потребности лечения некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лечебное средство.

    В настоящее время практика поставила перед человечеством глобальные проблемы: сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресу­рсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.

    Все науки в конечном счете возникли из практических потреб­ностей людей: математика — из потребностей измерения земель­ных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потреб­ностей мореплавания; медицина — из потребностей борьбы с бо­лезнями.

    Как осуществляется процесс познания? Познание осуществляется в двух основных формах — в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Практика не выделяется в особую форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой (как критерием истины).

    Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерца­ния, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздей­ствуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

    Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредст­венно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, глад­кого и т. д.).

    Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощу­щениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Человек обыч­но различает 3—4 оттенка черного цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

    Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия пред­метов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осяза­ние, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функ­ции недостающих. Пьеса Гибсона «Сотворившая чудо» рассказы­вает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девоч­ки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность общения с Элен и методику ее обучения. Девочка произнесла первое слово — вода, это считалось чудом. Она научилась гово­рить, хотя сама и не слышит своего голоса.

    Восприятие есть целостное отражение внешнего материально­го предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, воспри­ятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и явля­ются чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, на­пример, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (первые восхитятся его красотой, биолог увидит в нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д.).

    Восприятия предметов и мышление очень часто тесно пере­плетаются. Насколько сильно восприятия переплетаются с пре­жним опытом и знаниями, видно из следующей истории. Рас­сказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской деревушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешест­венник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нужна им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство.

    Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или ' иной форме воспринимался. Представление может быть воспро­изводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представ­ление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунг­ли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.

    По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофильма Чарли Чаплина «Граф». Мни­мый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неведению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгры­зать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залезали даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить кусок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязан­ной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чаплин использует простые явления реальной жизни, представленные в неожиданном, а потому смешном освещении.

    Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их нагляд­ности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более слож­ной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышле­ние отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувствен­ное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.

    Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

    Понятие — форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т. е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.). Суждение — форма мыш­ления, в которой что-либо утверждается или отрицается о пред­метах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «Саранча опустошает по­ля» — простое суждение, а суждение «Наступила весна, и приле­тели грачи» — сложное, состоящее из двух простых.

    Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

    1) Все металлы — вещества. Литий — металл.

    Литий — вещество.

    Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.

    2) Растения делятся или на однолетние, или на многолетние. Данное растение является однолетним.

    Данное растение не является многолетним.

    В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления2. Истин­ность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыс­лителям древности, в частности к Аристотелю.

    Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю производ­ственную и общественную деятельность людей в определенных исторических условиях, т. е. это материальная производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, политическая деятельность, научный эксперимент и т. д. Так, прежде чем пустить машину в массовое произво­дство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты ис­пытывают летчики-испытатели, действие медицинских препара­тов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем по­слать в космос человека, советские ученые провели серию ис­пытаний с животными.

    Особенности абстрактного мышления

    Абстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения действительности. С помощью форм чувственного познания мы непосредственно познаем вещи и их свойства (видим сейчас, что этот цветок красный, слышим, что шумит море, и т. д.). Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Так, например, по симп­томам болезни врач судит о характере заболевания, по данным археологических раскопок ученые судят о жизни людей прошлых веков, по математическим расчетам производится корректировка полетов ракет и т. д.

    Абстрактное мышление позволяет познавать мир в обобщен­ных формах, одной из которых является понятие. Например, выделяя общие признаки, присущие всем учителям, мы образуем понятие «учитель», аналогично образуются и другие понятия. Обобщая полученные знания, люди посредством абстрактного мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в сущность явлений, закономерную связь между ними.

    Мышление — высшее проявление сознания. Сознание вторич­но по происхождению, оно является отражением бытия. Но сознание, в том числе и абстрактное мышление, носит активный характер: познав объективные закономерности, человек использу­ет их в своих интересах. Активность мышления проявляется в том, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Опираясь на предыдущие знания, человек получает возможность предвидения, создания планов развития различных отраслей народного хозяй­ства, науки, просвещения и т. д. Активность мышления проявля­ется в творческой деятельности человека, в способности вообра­жения, в научной, художественной и другой фантазии. Абстракт­ное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. Маркс писал, что самый плохой архитек­тор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове.

    Итак, еще одной особенностью абстрактного мышления явля­ется активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворя­ет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в про­дуктах своего труда.

    Особенностью абстрактного мышления является его нераз­рывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.

    Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 5.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта