Главная страница

уууу. общее языкознание 1 пара 13.02. Учебники Амирова, Беляков, Рождественский История языкознания Манерко Наука о языке, парадигма лингвистического знания


Скачать 22.19 Kb.
НазваниеУчебники Амирова, Беляков, Рождественский История языкознания Манерко Наука о языке, парадигма лингвистического знания
Дата22.06.2021
Размер22.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаобщее языкознание 1 пара 13.02.docx
ТипУчебники
#220156

Общее языкознание – экзамен

Учебники:

  1. Амирова, Беляков, Рождественский – История языкознания

  2. Манерко Наука о языке, парадигма лингвистического знания

  3. Язык и наука конца 20го века – статьи Степанов и Кудрякова – сделать конспект

  4. Долпатов истоия лингвистических учений

  5. The history of linguistic in Europe

  6. Robins

Философско-методологические основы изучения языкознания

Эфистема, парадигма, признаки любой науки и лингвистики в частности.

Про науку начинали писать еще древние греки. Наука не может обойтись без накопленного материала. В каких-то вещах мы сейчас прогрессируем, в других – регресс.

Наука – это высокая специализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверки знаний с целью их эффективного использования. Наука работает со знаниями.

Знание. Платон связывал его с познавательной деятельностью, всегда ученые пытались найти рациональную составляющую.

Иррациональные мышления. Обыденные знания. Некоторые ученые говорят, что это наи

В 20 веке Венедекто Проче сказал о том, что можно описать историю на документах и основной способ описания – хронология.

Томас Кун, американский физик и философ, критикует Венедикта Кроче, мы должны разделять хронологию и общие факты. История – это исторический подход, не хронологический.

Область хронологии – личные факты, связанные с личностью, государством, исторический – логические отношения, более общее.

История научной дисциплины. Ученые считают, что любой момент нужно систематизировать и каталогизировать.

Методология восходит к греческому слову Métodos т.е. путь исследования к языкознанию. Существуют 2 определения:

обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией и с общей методологией, — так называемые общие методы. 2) Отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определённые теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, — частные методы.

Амирова

  1. Теория наименования в античной философии языка. Правила, именования и философская систематика.

  2. Античные грамматические традиции, представленные античными и сред

  3. Универсальная грамматика, скрывающая общность систем языков и открывающая собой языкознание нового времени (первый этап научного языкознания по Амировой)

  4. Сравнительно-историческое языкознание, занимающееся исследованием генетически языковых общностей.

  5. Сравнительно-типологическое языкознание, которое занимается изучением типов языковой структуры, независимо от культурно-исторической принадлежности языков.

  6. Теоретическое языкознание, формирующее философию языка внутри лингвистики и дающее начало теории общего языкознания, занимающееся общей лингвистической систематикой на базе описательных и сравнительных исследований.

  7. Системное языкознание, формирующее в своем разделе философию языка и концепции развития психолингвистики и социолингвистики.

  8. Структурная лингвистика, которая исследует внутреннюю организацию языка, устанавливает отношения между языком и другими знаковыми системами. Она постепенно во 2 половине 20го века трансформируется в структурно-функциональную лингвистику.

Эпистерма – знание. Это опорное понятие концепции Мишеля Фуко. Каждый человек занимается добыванием знаний. Концепция Фуко появилась после 50х готов 20го века, был большой интерес от Людвига Лингвештейна, Гадани, Карл Поп.., Томас Кун, которые пытаются дать исчерпи=ывающие объяснения того как следует рассматривать науку и прогресс в ней.

Лингвиштейн: философия объясняет науку.

Карл Поппер про алтернативные теории, Фуко про понятие эпистемы.

3 эпистемы Фуко:

  1. Эпоха ренессанса, возрождения (когда выделяется провереннное знание) 16 в

  2. Классическая жпистема 17-18

  3. Современная эпистема 18- наст.вр.

Эпистема 1. Выделялся язык. Центральную роль занимали комментарии

Эпистема 2. Важно найти внутренние элементы, харрактеристики самого познания. Чтобы перейти к достоверному знанию это

Эпистема 3. Хорошо работает подход Канта. Всё начинается с субъекта и только так можно описать взаимодействие труда. Человеческий фактор!!

Парадигмы научного знания Куна.

Томас Кун ввел концепцию, связанную с парадигмами.

Парадигма – определение

Совокупность научных достижений, то, что признается научным сообществом в определенный период времени. Может быть несколько теорий.

Парадигма – греческое свлово. Всё связывается с неким научным сообществом.

3 периода:

  1. До парадигмальный период. Собираются и анализируются научные факты, всё обсуждается множество раз

  2. Парадигмальный период. Создается необходимая теория. Формируется методология научного исследования. Определяются термины, исторументальный парадигмальный аппарат исследования

  3. Постпарадигмальный период. Существуют данные, не вписывающиеся в существующие теории. Ученые предлагают новые идеи, аккумулируют новые знания. Осуществляет переход к новой парадигме знания.

Стр. 44 манерко!!!

Лингвистику можно описать посредством понятия парадигма. В начале 19 ст появилась первая парадигма – лингвистика начала существовать отдельно от науки.

4 основные парадигмы:

  1. Кун

  2. Степанов. Понятие парадигмы четко применимо к истории языкознания. Нужно классифицировать по роли и т.д. Язык незаметноо направляет теоретическую мысль философов сначала по семантике, потом синтактике, потом прогматике.

Мы выделяем понятие парадигмы,

4 парадигмы

  1. Сравнительно-историческая. Начинается с 1816 года, когда 4 основателя Франц Боп, Размус Раск, Якоб Гримм и Востоков, обосновывая генетическое родство индо-европейских языков, приходят к тому, что они имеют один источник.

  2. Стукртурная. Связана с Соссюром.

  3. Трансформационно-пораждающая. Ноэм Хомский

  4. Когнитивно-дискуссивная

  5. Антропо-центрическая. Кубрякова. В основе – человек

Фото цветное про Кубрякову

2я лекция

Грамматическая традиция

Средиземноморская традиция с 7 века до н.э. до 6 века н.э..

Самая ранняя из всех традиций (Индия, Китай и Греко-Латинская) – индийская.

Все грамматические традиции создавались для решения конкретных задач – необходимо было что-то записать, передать, необходимо было выработать некие нормы, стандарты. Очень сильно доминирует Греческая традиция, необходимо было стандартизировать греческий язык, чтобы он воспринимался другими народами. В это же время развивается арабская лингвистическая традиция, распространяется на новые районы, которые арабы завоевывали. Все традиции примерно появились в 1 тысячелетии до н.э. Задачи: нужно обучать традициям т.е. нужны правила для избежания ошибок, необходимо было обучить детей и взрослых читать и писать на языке. Т.к. греческий выходит за пределы – было введено делопроизводство (сколько животных и куда перемещалось, товары и т.д.). Каждый раз, перемещаясь по Черноморскому побережью или средиземноморному, греки основывали города, крепости, в Александрии греки становятся пришлым населением, потом обосновываются, в Египте появляется греческая территория, греческий становится языком общения. Греки несли культуру и философию, а арабы завоевывали мир через религию – ислам. Разрушалась местная культура, вводилась новая. Индия – главный язык санскрит. Появляются нормы, правила и национальные письменности. Вавилонская культура – использовался шумерский язык. До нас доходят списки слов, которые сгруппированы по общим корням, аффиксам, это использовалось при обучении грамоте.

Древняя Индия – колыбель языкознания, страна древней и оригинальной культуры. Самобытная философия возникает из философских текстов вед. Существуют 4 вида вед: ригведа 2 тыс до н.э., самаведа – собрание стихов, яджурведа – про жертвоприношения, атхарваведа – веда заклинаний. Запоминалось всё наизусть так и появляется толкование 1500 лет до н.э.. Греки называют язык синхов, потом этот корень переходит в хинд. Слово индия произошло от латинского языка. Санскрит – др. индийское санскратас – чистое, обработанное. В 5 в. До н.э. Яскоб – между словом и предметом стоит значение, которое выражает нечто общее, он выделял имя (существит, прилаг. И т.д.) и глагол (статичное и перемещение), говорил о служебных элементах – предлог и частица. Составил некий словник употребления. Диалекты различий – пракриты. Они расходятся от языка вед и людем всё больше-больше необходимо комментариев, появляются учебники, объясняющие проблемы языкознания. Фонетика и орфографи (шикша), стихосложение (чханда), романтика (якорана), лексика (нирукта).

Панини в 4 в до н.э. составляет грамматику классического санскрита – в стихах рассказал о грамматике. Книга называется «Восьмикнижие» - 1496 кратких правил. Панини понимал язык как систему, рассматривал различные части слова, интонацию, ударение, включил диалектные различия. Главная задача Панини – дать строгие правила классическому Санскриту, описывал синтаксические функции. Чтение по слогам. Панини попал в расцвет ведической традиции. Санскрит состоит из малого колличества гласных. На основе санскрита развиваются эпический древний язык, на котором написаны Махабхарата и Рамаяна.

Развивались различные диалекты, у женщин (мантараштри) и мужчин были разные диалекты. Были диалекты высоко и низкого уровня. Наииболее архаичный и известный из индийских языков – язык вали??, он потом ложится в основу буддизма.

Гуру пишет трактат из 3х частей: классификация частей речи (существит - нама, глагол-атхията, предлог – опусарга, частица – нипага).


написать администратору сайта