Предмет: история Казахстана
| Класс: 11
| 1 четверть
| Урок № 8
| Тема
| Экономическое и культурное взаимодействие и взаимовлияние (занятие 2)
| Раздел
| Степь и город: взаимодействие и взаимовлияние
| Ресурсы
| Учебник: История Казахстана. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. «Атамура», 2020
| Дополнительные материалы (ссылки на видеоматериалы):
http://youtube.com/watch?v=UU1JOmCMhY0
http://youtube.com/watch?v=Uy8RldJnYjY (до 6.34 мин)
|
Цель урока
| сегодня на уроке вы узнаете об особенностях взаимовлияния оседлого и кочевого
населения, о культурных ценностях Великой степи, выполните учебное задание
|
Краткий тезисный конспект урока
|
По Великому Шелковому Пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. К примеру, буддизм. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Центральную Азию и в Китай, распространяя новую религию. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трасе Великого Шелкового Пути. Урочище Тамгалы-Тас (Камни со знаками) на реке Или. Именно здесь, на скалах, нашли невероятно красивые изображения Будды и Бурханов (Бодхисаттв). Наскальные рисунки сопровождаются изящными тибетскими надписями. Неповторимый стиль изображения достигается посредством тонкой техники резьбы по камню и изящных контурных линий. Рисунки датируются XIV – XVI веками. В первые века нашей эры с Ближнего Востока в Центральную Азию и далее до Казахстана распространилось манихейство (возникло в III веке в Иране и представляло в целом синтез зороастризма и христианства) и христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. В XIII веке по Шелковому пути прошла новая волна распространения христианского учения, связанная с деятельностью католических миссий. Город Каялык известен тем, что в этом городе мирно соседствовали буддийский храм, христианские церкви и мусульманские мечети. Архитекторами и строителями столь необычного для Казахстана храма являлись, скорее всего, заезжие согдийцы (одни из предков в современных таджиков и узбеков). В источниках об Илан-Балыке сказано, что он находился в одном дне пути от Алмалыка. Алмалык находится недалеко от Хоргоса, а городище — в Ушарале, в 60 километрах от китайской границы, так что тут тоже всё соответствует описанию.
Развалины манихейского храма Надгробный камень с крестом и в городе Каялык надписями (несторианство)
Суровые воины Арабского халифата в середине VIII века принесли в Казахстан учение ислама. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то его распространение по Шелковому Пути шло, главным образом, мирным путем. Утверждение ислама привело к появлению в городах мечетей, медресе и мектебов, где обучали основам религии, арабской грамоте, чтению, философии, математике и другим наукам. Благодаря этому из городов Присырдарьинского региона и Жетысу вышло немало ученых и мыслителей, прославившихся во всем мусульманском мире и в Западной Европе.
? ? ? ?
По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве, то есть технологии. В частности, способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, книгопечатания, пороха и пушек. Огромное влияние международное общение по этим дорогам оказало на архитектуру и градостроительство. Достаточно одного примера Центральной Азии: великолепных сооружений Тимура в Самарканде, мавзолей Ходжи Ахмада Яссави в городе Яссы (Туркестан).
Мавзолеи Жошы хана и Алаша хана входят в список 100 сакральных мест Казахстана
Жители городов и степняки, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных контактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия. Наряду с распространением товаров, культурных образцов в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления. Известно, что наиболее популярной в Китае была музыка Восточного Туркестана и Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской традицией.
| Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав
Учебник: История Казахстана. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев стр. 52 – 55
| Учебные задания
|
В виде эссе выразите своё мнение по вопросу: «Вклад кочевников в мировую цивилизацию».
| |