урок 7 (4 кл). Урок Христос и Его Крест Слайд Тема урока Слайд План урока (по стрелкам можно перейти к указанному разделу). Вы узнаете Как Бог стал человеком
Скачать 90.5 Kb.
|
Урок 7. Христос и Его Крест Слайд 1. Тема урока Слайд 2. План урока (по стрелкам можно перейти к указанному разделу). Вы узнаете: - Как Бог стал человеком - Почему Христос не уклонился от казни - Символику креста Подготовительный опрос (переход на каждый следующий слайд-тест по стрелке, которая появляется после правильного ответа): Слайд 3. Жизнь после смерти. Как вы думаете, что будет после смерти человека? - Душа вернется на землю в другом теле. - Человек воскреснет и будет жить вечно. - Ничего не будет. Слайд 4. Чему учил Иисус Христос. Выделите главное в учении Иисуса Христа: - Не противься злому. - Не собирайте себе сокровищ на земле. - Прощайте людям согрешения их. - Ищите Царства Божия. Слайд 5. Царство Божие. Где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие? - Царство Божие на небесах. - Царство Божие на земле. - Царство Божие внутри нас. Слайд 6. Царство Божие. Что такое, по-вашему, Царство Божие? - Радостная жизнь в роскошных райских садах. - Царство Божие – это когда Бог живет в твоем сердце. - Государство, где царь – Бог. Что значит – Бог живет в сердце? (дети размышляют) Когда мы любим человека, то носим в себе память о нем в уме и образ его в сердце. Тогда говорят: «этот человек живет в моем сердце». Когда же и этот человек отвечает нам взаимностью, то наши сердца соединяются любовью. Любящие люди чувствуют и понимают друг друга без слов, даже на большом расстоянии. Настоящая любовь – это когда тебе хорошо от того, что хорошо другому и плохо - когда плохо другому. Например, так любят нас наши мамы. Солнце днём нас только греет, Мама же – без выходных И заботится, лелеет, И голубит чад своих. Месяц светит только ночью, Мама – любит круглый год. Любит нежно, крепко очень. И любить не устаёт! (Наталья Самоний) Но всегда ли мы отвечаем своим мамам взаимностью? Чувствуем ли мы, что мама устала, беспокоится, огорчается?.. Как вы думаете, чем мы можем показать нашу любовь к родителям? (послушание, нежелание огорчать их) Значит любовь – это объединение наших желаний в одно целое. Мама хочет того же, что и я, а я – того же, что и мама. А если в твоем сердце есть любовь к Богу, то значит, там живет Бог. Как вы думаете, в чем, в первую очередь, проявляется наша любовь к Богу? (выполнение Заповедей Божиих, как послушание Его воле) Бог есть Любовь и Он любит каждого из нас. Значит и Царство Божие – это не устройство общества, не какое-то государство на Земле, а отношение между Богом и человеком. (заметки «на полях» 1*) По стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Слайд 7. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Бог невидим. Библия подчеркивает, что Бог невидим. Бог неизменяем. Бог неизмерим. У Бога нет тела и нет границ. Бог вечен. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца. Бог пребывает везде, всегда и всецело. Слайд 8. Бог вочеловечился. Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. (щелчок) Он во-человечился. (приставки в-, въ-, во- указывают на движение внутрь) Почему? (щелчок) Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком. Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом. Слайд 9. Бог воплотился. Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть) (щелчок). (щелчок) Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом. Слайд 10. Павел Попов. Рождество Христово. ВРЕЗКА В яслях лежит Ребенок. Матери нежен лик. Слышат волы спросонок Слабенький детский крик. Придет Он не в блеске грома, Не в славе побед земных, Он трости не переломит И голосом будет тих. Не царей назовет друзьями, Не князей призовет в совет – С галилейскими рыбаками Образует Новый Завет. Никого не отдаст на муки, В узилища не запрет, Но Сам, распростерши руки, В смертельной муке умрет. (Александр Солодовников) * (Апостолы до встречи со Христом были рыбаками на Галилейском озере) Слайд 11. Земная жизнь Иисуса Христа. Как Бог Христос творил чудеса, (щелчок) а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Слайд 12. Сорокин Е.С. Распятие. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти. Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе. Слайд 13. Поленов В.Д. Вошли на Голгофу. Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде. Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. Размышляем о «жертве»: Слайд 14. Этимология слова «жертва». Как вы думаете, что означает слово «жертва»? (дети размышляют) (щелчок) В переводе с санскрита – призывать, величать; (щелчок) с латинского – хвала, благодарность; (щелчок) с греческого – почетный подарок. (щелчок) Приносить жертвы еще первых людей научил сам Бог. В Ветхом Завете жертвы имели значение дара и очистительного средства и заключались в жертвоприношениях животных, продуктов, фимиама (душистых смол – ладана) (можно вкратце привести пример про Каина и Авеля). В Новом Завете значение жертвы не меняется, но приобретает более глубокий смысл – духовный (последняя кровавая жертва, завершающая ветхозаветное жертвоприношение - казнь Иисуса Христа – Жертва Господня). Слайд 15. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13) (щелчок) Как вы понимаете выражение «положить душу за друзей своих»? (дети размышляют, приводят примеры) Жить ради ближних, а не ради себя. Даже самые обыденные дела могут стать нашей жертвой ближнему. Помощь по дому вместо игры и т.п. – жертвуем временем и своими интересами – «дарим» время и внимание. Уступить место в транспорте – жертвуем своим комфортом – дарим комфорт и уважение. (щелчок) Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – жертвовать своей жизнью ради спасения людей? (дети размышляют, приводят примеры из жизни: война, пожары и т.п.) (заметки «на полях» 2*) Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. ЗАЧЕМ ХРИСТОС УМЕР? Слайд 16. Рябушкин А.П. Голгофа. Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер - значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Слайд 17. Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад», 14 век, праздничный чин, Софийский собор, Новгород. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»). Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил. Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. ЖЕРТВА ХРИСТА Слайд 18. Кошелев Н.А. Голова Христа. Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал. Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте. Слайд 19. Ге Н.Н. Что есть истина? Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату: «Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Слайд 20. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик. Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. РАСПЯТИЕ Слайд 21. Бронников Ф. Проклятое поле. Место казни в древнем Риме. Распятые рабы. Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней… Слайд 22. Распятие. ВРЕЗКА Из Библии. Слова казнимого Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!.. Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Слайд 23. Икона «Иисус Христос в терновом венце». На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Слайд 24. Джеймс Тиссот. Распятие Христа. Прободение копьем. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Слайд 25. Карл Генрих Блох. Погребение Христа. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы. Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. СИМВОЛИКА КРЕСТА Слайд 26. Нестеренко В.И. Распятие. (щелчок по кнопкам «книга» - переход на скрытые слайды 27 и 28 с пояснительными иллюстрациями) На православном кресте есть три поперечные перекладины. Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Слайд 27. (скрытый, возврат к слайду 26 – по стрелке). Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее. (возврат к слайду 26) К средней перекладине были прибиты руки Христа, Слайд 28. (скрытый, возврат к слайду 26 – по стрелке). Гарри Андерсон. Распятие. а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева. (возврат к слайду 26) Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости. Слайд 29. У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта. Слайд 30. Тропарь Кресту (текст + встроенный аудиофайл). Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2. ↑ ↑ Вопросы и задания Слайд 31. Икона «Одигитрия», конец XV — начало XVI вв., Новгород. 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек? Слайд 32. Икона «Спас Вседержитель» (Пантократор). Около 1363 г. Византия. 2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? Слайд 33. Икона «Распятие». 1502 г., Дионисий. (Из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом). 3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? (щелчок) 4. Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его? Слайд 34. Нательный крест. 5. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему? Слайд 35. Осмиконечный православный крест. 6. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. __________________________________________________________________ Заметки «на полях»: 1* "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан. 4:7-8). http://azbyka.ru/dictionary/22/tsarstvo_bozhie-all.shtml Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека (в уме и сердце): "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23,24); "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 30:20). Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Из книги «Христианство и религии мира», ПРО-ПРЕСС, 2008 г.: В нашей жизни есть много хорошего. Но, разумеется, все согласятся с тем, что она несовершенна. Всю жизнь людей преследуют трудности, несчастья, болезни, смерть. Несмотря на это, людям везде и всегда присуще стремление к тому, чтобы жизнь изменилась, стала более гуманной, творческой и счастливой. Но как этого достичь? Может ли православие предложить что-нибудь для преодоления безысходности и для преображения личной жизни человека? Православие открывает нам Царство Божие. Что же такое Царство Божие? Каким образом и где оно существует? Какое отношение оно имеет к человеческой личной жизни и истории? Стоит ли стремиться к нему? По неведению или из-за ложного понимания о Царстве Божием распространены некоторые ошибочные представления. Царство Божие не означает произвольного и тяжелого для человека господства Бога, распространенного на определенной географической территории или над всем человечеством. Царство Божие – это новая реальность и возможность жизни, в которой господствует премудрая и беспредельно любящая воля Бога, заботящегося о человеке. Воля, которая абсолютно уважает человека, его свободу и достоинство. В святом Евангелии можно встретить места, в которых вместо «Царство Божие» употребляется выражение «Царство Небесное» (это делается в свете древней иудейской традиции не употреблять слово «Бог»). Однако это вызвало недоумение у многих, некоторые до сих пор говорят о «Царстве Божием» как о чем-то нереальном и фантастическом, запредельном, далеком от нас, чуждом нашей жизни и не имеющим связи с нашей историей, нашим миром. Это – серьезное заблуждение. В своей беседе с Понтием Пилатом Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Это означает, что источник и сущность этого Царства происходят не от реальностей и сил этого мира, а от Бога. Ошибочно будет считать, что Царство Божие, как и православие, и Церковь, не имеют связи с этим миром и не должны вмешиваться в его дела. Царство Божие обнимает всех, пребывает везде, начинается в этой жизни и достигает полноты в жизни будущей. Провозвестником и главой Царства Божьего является Иисус Христос. Своей проповедью и делом Он открыл Царство Божие людям. В Его личности, в жизни, в учении мы находим для себя содержание и величие мира Божьего. Христос показал Своей жизнью реальность Царства: в проповедях Он показал, каков на самом деле Бог и в каких отношениях Он находится с миром. В чудесах, которые совершил Христос, мы видим, как Царство Божие начинает проявляться и действовать. И хотя зло, несчастья, вина, слабость, болезни, горе, тление, смерть продолжают быть в мире, последнее, решающее слово остается не за ними. Именно это и было показано чудесами. Окончательная победа над ними видна в новом мире Царства Божьего. Царство Божие является живой, многосторонней реальностью. Оно заключает в себе Бога, людей, мир, жизнь, время и вечность. Оно – дар Божий, предлагаемый равно всем, и цель человеческих усилий и устремлений; касается каждого отдельного человека и всего человечества в целом; может быть ощутимо уже на земле, к нему можно опытно приобщиться через Церковь, через участие в Таинствах; присутствует в настоящем и нескончаемо длиться в будущем. Царство Божие есть дом истины, благодати и свободы, прощения, примирения и любви, надежды, красоты и творчества. Тот, кто хочет жить в нем и принимает его, обретает общение с Богом, братство и мир, радость, полноту жизни и счастье. Все, до сих пор сказанное о Царстве Божьем, не является выражением неисполненных человеческих желаний и мечтаний. Царство Божие всегда, на протяжении всей истории православия (христианства) было и продолжает быть реальностью для тех, кто жил и живет в общении со Христом. И они знают, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деяния, 14, 22). Познавшие на опыте Царство Божие знают, что это сила, проникающая в человека и захватывающая его целиком. Оно колеблет устоявшийся порядок жизни, производит переоценку ценностей, лишает основания ошибочные критерии и разоблачает все неподлинное, фальшивое. С другой стороны, Царство Божие просвещает, являет истину и открывает к ней путь, освобождает, объединяет и освящает, творчески преображает все то, что соприкасается с ним, в новое творение, то есть в новый и иной мир внутри нас и вокруг нас. 2* http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_085-all.shtml «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого». (Святитель Василий Великий) "Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих" (Иоан. 15 гл.). Если кто услышит огорчительное слово, и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, - то он этим положит душу свою за ближнего (Преподобный Пимен Великий). «Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире». (Преподобный Исаак Сирин) «Невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание - ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы». (Авва Иоанн Колов) «Спаситель говорит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: "Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?" Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание - тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: "Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?"... Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить "ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)». (Преподобный авва Дорофей) |