Главная страница

Мертвые души. Урок№73л9. Урока Жанровое своеобразие Мертвых душ. Композиционное новаторство Мертвых душ


Скачать 77.03 Kb.
НазваниеУрока Жанровое своеобразие Мертвых душ. Композиционное новаторство Мертвых душ
АнкорМертвые души
Дата09.03.2023
Размер77.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУрок№73л9.docx
ТипУрок
#977463

Раздел

Сатира на общество

ФИО педагога




Дата

10.03.2023

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Композиционное новаторство «Мертвых душ»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.1.1.1 - понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм;

9.1.5.1 - пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета;

9. 1.6.1– давать развернутый

аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники

Цель урока

Аанализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)

Критерии успеха

  • анализирует образы поэмы;

  • выражает свое отношение к поэме, дает личную оценку героям и событиям произведения;

  • использует цитаты и ссылки на ключевые эпизоды;

  • объясняет, в чем художественная ценность произведения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Орг. момент. (1 мин.)

Актуализация знаний

Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.

Озвучивание темы: Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Композиционное новаторство «Мертвых душ»

Постановка целей на урок:

Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем




Диалогическое обучение

Саморегулируемое обучение

Критическое мышление

Изучение нового материала

Особенности жанра

Гоголь не случайно назы­вает «Мертвые души» поэмой, несмотря на то, что этот текст — прозаический. Гоголь подразумевал «меньшего рода эпопею…» В этом произведении, конечно, сильно чувствуется влияние авантюрного плутовского романа, главный герой которой путешествует, встречает на своем пути различных людей и мастерски обводит их вокруг пальца; дорожный сюжет дает писателю возможность показать множество разнообразных соци­ально-сатирических картин. Но, несмотря на это, «Мертвые души» не похожи на обычный роман.

Особенности поэтики «Мертвых душ», кото­рые оправдывают формулу жанра («поэма»):

1. Лиро-эпический характер произведения, особая роль в нем авторского голоса, лирических отступлений. «Мертвые души» - это не только сатира на Россию, но, прежде всего, лирическая поэма о России. Образ главного героя (Чичикова) неразрыв­но связан с образом лирического героя (повест­вователя), который оценивает и поясняет не только «дела и дни» Павла Ивановича, но и жизнь всей современной ему России. Лириче­ский герой — полноправное действующее лицо. «Долго еще определено мне чудной властью ид­ти об руку с моими странными героями» — так подчеркивает Гоголь роль повествователя.

2. Писатель создал новый тип повество­вания, слив в неразрывном единстве две проти­воположные стихии своего творчества: смех и слезы, сатиру и лирику. Это взгляд на жизнь «сквозь видный миру смех и незри­мые, неведомые ему слезы». Догоголевская эстетика не допускала подобного взаимодействия, и нова­торство писателя проявилось в создании сложно­го жанрового синтеза

  1. юмора, иронии, сарказма, которые обусловили обличительно-сатирическое направление «Мертвых душ»;

  2. и лирики и пате­тики, служащих для утверждения гражданско-патриотических идей автора.

3. Важная роль композиционных повторов на разных уровнях текста.

4. Поэтическая манера письма. Развернутые метафо­ры и сравнения, длинные фразы с усложненными ри­торическими фигурами, произвольные ассоциативные ряды, разнообразные отклонения от темы, в некоторых местах (начало главы 7) можно говорить о некотором ритмическом элементе в прозе и о значи­тельной роли фонетических созвучий. Большие фраг­менты «Мертвых душ» легко заучиваются наизусть именно благодаря этому «поэтическому» фактору.

5. Это не роман, так как в произведении практически нет любовной интриги.

Особенности композиции

Композиция — это построе­ние произведения. Это порядок и соотношение его частей, прин­цип расположения материала, группировка и взаимоотношение персонажей. Как же строятся «Мертвые души»?

Построение поэмы «Мертвые души»

1 глава

«вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии

б удет развитоавтором (приезд Чичикова в губернский город N,

встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

Композиционные звенья поэмы

ПЕРВОЕ

ВТОРОЕ

ТРЕТЬЕ

2-6 главы

7-10 главы

11 глава

2-6 главы

и зображение жизни российских помещиков.
изображение губернского города, в его же пределах завершается
7-10 главы

характеристика владельцев усадеб, ноцентральное место

о тведено изображению мира чиновников.

Как и помещики, чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого

проявляется в «Повести о капитане Копейкине».

11 глава

П овествование о судьбе Чичикова – «сюжетообразующего» героя поэмы.

В поэме три композиционных звена, тесно связанных между собой. Первая глава – свое­образное вступление в поэму, набросок всего того, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встре­ча с чиновниками, подготовка почвы для пред­стоящей авантюры).

Первое композиционное звено – изображение жизни российских помещиков (2-6 главы). Раз­вития действия в этих главах практически нет, Гоголь многократно повторяет одну и ту же си­туацию: приезд Чичикова к очередном помещи­ку с целью покупки «мертвых душ». Помещики представляются последовательно, один за дру­гим, автор явно ориентирует читателя на сопо­ставление их между собой, логика введения тех или иных героев определяется степенью отрица­тельных качеств каждого. Все главы построены по единой схеме: изображение деревни, усадь­бы, интерьера, портрета помещика и т.д. Суще­ственное значение имеет возрастная характери­стика гоголевских героев. Прекраснодушный мечтатель Манилов открывает галерею образов помещиков, а завершает ее Плюшкин – «прореха на человечестве», впавший в мертвенный сон духовной деградации. Символический «возраст­ной» подтекст очевиден: пустая мечтательность, свойственная юности, не к лицу нации, мучи­тельно ищущей путей самоопределения, как не к лицу ей и духовная закостенелость, ставшая тормозом на этом пути.

Всех помещиков, изображенных в поэме, Гоголь представляет как силу крайне косную, лишенную патриотических чувств и устремле­ний, духовно неразвитую и неспособную вы­полнять свое общественное предназначение. Каждый из помещиков представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием (беспочвенная мечтательность Манилова, бес­смысленное накопительство Плюшкина, скопи­домство и отсталость хозяйственных методов Коробочки и т.д.), и в целом все составляют «се­мейный портрет» помещичьего сословия в ин­терьере крепостнической России.

Второе композиционное звено – изображение губернского города (7 - 10 главы), в его же пре­делах завершается и характеристика владель­цев дворянских усадеб. Гоголь, ранее представив своих персонажей каждого в отдельности, теперь собирает их всех вместе. Центральное место в этой части поэмы занимает изображение чинов­ников. Представление чиновников идет по ино­му плану: широко развернутых образов Гоголь не дает, уделяя основное внимание характеристи­ке этой среды в целом. Автор стремится создать групповой портрет продажного племени «толстых и тонких» чиновников. Если помещики индивидуализированы, то чиновники сознатель­но обезличены, автору важно подчеркнуть глав­ное: антинародность и антигосударственность их деятельности, которую Гоголь доводит до степе­ни гротеска и фантасмагории. Как и помещики, чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о ка­питане Копейкине».

Третье композиционное звено – повествова­ние о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова (11 глава). Гоголь пред­ставляет читателю Чичикова уже после того, как была изображена среда, в которой он дей­ствует, и после того, как в 9 - 10 главах он вы­ступил героем фантасмагористических слухов (он и Ринальди, и Наполеон, и даже антихрист). В 11 главе автор основное внимание уде­ляет характеристике социального и психологи­ческого облика Чичикова: он герой нового вре­мени, его порождение и воплощение. Делец, приобретатель новой буржуазной формации, де­лающий главную ставку на «капитал», актив­ный, целеустремленный, изобретательный, он та «страшная и подлая сила», которая прихо­дит в Россию на смену «небокоптителям», но не способная, как и они, содействовать возрожде­нию Отечества.

В центре повествования в «Мертвых душах» — не события, а герой. Го­голь показывает нам одного за другим различные типы помещи­ков, чиновников — вообще типы русской жизни. Сам сюжет поэмы помогает обстоятельному и последовательному раскрытию разнообразных типических характеров. К чему сводится сюжет? Главный герой поэмы Чичиков поставил перед собой цель ску­пить как можно больше мертвых душ. Он собирается их в даль­нейшем заложить в Опекунский совет как живые и получить за то крупную сумму денег. Чтобы совершить эту аферу, Чичиков знакомится с помещиками, а затем навещает их в их имениях. Чичиков совершает путешествие по русской земле, по дворян­ским усадьбам. Но это-то путешествие героя и позволяет автору поэмы представить читателю помещиков, чиновников, людей иных сословий, позволяет обрисовать их, воссоздать целую га­лерею типов современной действительности.

В письме к В.Жуковскому Гоголь упоминает, что хотел в поэме показать «всю Русь». Главная композиц. роль Чичикова – объединить в единое целое разрозненные фрагменты жизни России. Самостоятельная роль образа сводится к описанию нового типа русской жизни, предпринимателя-авантюриста. Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» (город, усадьбы помещиков, вся Россия). В целом сюжет «Мертвых душ» хроникальный, и образ Чичикова играет связующую роль, особенно в главах 2-6.. Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», в этом своеобразном гоголевском «аду»: городе N и его окрестностях.

В русской литературе и до Гоголя и особенно после Гоголя композиции, основанные на «путешествии» героя, получили ши­рокое распространение. Они позволяли писателям с достаточной свободой вести повествование и одновременно создавать возмож­но более полную картину жизни. Недаром в форме путешествий создавались произведения идейно наиболее значимые. Такими были и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, и поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. Таковы и «Мерт­вые души» Гоголя, одно из самых гениальных произведений этого рода.

Роль композиционных вставок в поэме «Мертвые души»

Вставные элементы в композиции поэмы:

  1. ав­торские отступления,

  2. биографии Плюшкина и Чичико­ва,

  3. притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче,

  4. по­весть о капитане Копейкине.

Они могут служить своеоб­разным комментарием к событиям сюжета, создавать социальный фон, замедлять повествование на интерес­ном месте, что помогает держать читателя в напря­жении; в них задается сложная система ассоциаций, важная для понимания глубинного содержания характе­ров и сюжета. Поэма строится как причудливый узор или мозаика, «собранье пестрых глав». Какое-то компо­зиционное сходство обнаруживается с романом Пушки­на «Евгений Онегин» (там похожая роль вставок и «тек­стов в тексте»). Это связано и с особой жанровой при­родой обоих произведений (роман в стихах и поэма в прозе).

Роль биографии героя. Из всех героев биография есть только у Чичикова и Плюшкина: это знак большего авторского «доверия», эти персонажи должны были «перейти» и в следующие два тома (об этом сохранились свидетельства в черновых записях и письмах Гоголя). У них «есть прошлое» в поэме и, значит, есть будущее. Их образы более объемны, более «человечны», чем ос­тальные. Вообще, наличие биографии — признак глав­ного героя или особого авторского внимания.

Авторские отступления. Их можно сгруппировать на основе разных критериев. С одной стороны, из них выде­ляются сатирические, собственно лирические (от первого лица, «об авторе») и риторико-патетические (о России, об искривленной дороге человечества и др.). С другой стороны, среди них есть прямо связанные с сюжетом и не связанные с ним. Иногда отступления контрастиру­ют со своим «окружением» в тексте, и этот контраст подчеркивается (см. начало 7-й главы, после вдохновен­ного лирического отступления о судьбе поэта — «посмотрим, что делает Чичиков»). В первой половине про­изведения преобладают сатирические отступления, во второй — элегические и патетические (в них уже созда­ется частично то настроение, которое должно было при­сутствовать во втором и третьем томах; они нередко написаны ритмизованной прозой, изобилующей синтак­сическими повторами и параллелями, благодаря чему еще больше сближаются по стилю с поэтической речью). Несколько последних отступлений — лирические меди­тации на тему России, заключительный образ — тройка, символ России.

В XI главе имеется пять лирических отступлений:

1) Обращение к родине с выражением своей любви к ней и своего восторга перед ее величием и высоким назначением («Русь! Русь!, вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека»).

2) Описание дороги и значение ее для поэта («Какое странное и манящее и несущее и чу­десное в слове: дорога!»).

3) Рассуждение о том, почему автор избрал в главные герои не добродетельного чело­века, а подлеца («Автор, признаться, этому даже рад, находя, таким образом, случай поговорить о своем ге­рое»).

4) Рассуждение об отношении читателей к герою, о власти человеческих страстей, о лжепатриотах, «зани­мающихся приращениями за счет сумм нежно любимого ими отечества» и о типичности Чичикова.

5) О Руси  необгонимой тройке («И какой же русский не любит бы­строй езды?»).




Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия«Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Обратная связь. Учащиеся отвечают на вопрос:Является ли телевизор «зомбоящиком» или источником информации? по ПОПС- формуле.



Ученики получают обратную связь от учителя в виде комментариев и пожеланий.

Домашнее задание. Подготовиться к СОЧ

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.









написать администратору сайта