Главная страница

Античная философия. В античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени


Скачать 16.13 Kb.
НазваниеВ античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени
Дата23.02.2023
Размер16.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнтичная философия.docx
ТипДокументы
#951790

Античная философия.

В античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность - это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии.

Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений.

Сократ — один из первых афинских философов, современник Демокрита. Суть воззрений Сократа состоит в фундаментальном повороте мысли от внешнего, божественного - к внутреннему, человеческому. Всё существующее сводится Сократом к человеческой личности. Сама же личность сведена к практическому началу - воле. Но воля должна иметь безусловный предмет или цель. Эта цель - высшее благо. Благо является внутренним содержанием человеческого сознания и человек должен свободно усвоить это содержание. Но высшее благо не есть личное, а общее для всех. «Должно быть нечто безусловное, общее, объективное, для всех обязательное» - отмечал философ.

Сократовская установка на безусловное благо выступает как ориентир в оценке любых форм деятельности людей. В этом смысле особое значение имеет его суждение о политике и государственном устройстве. Сократ, как и Платон позднее, утверждал, что во главе государства должны быть только нравственные люди, то есть философы, знающие и постигшие сущность блага и справедливости. Поэтому Сократ не принимал демократию как форму государственного правления. Он полагал, что «глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов, тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника или флейтиста».

Наследие Сократа тесно смыкается с философией его ученика Платона. В диалогах Платона трудно различить точку зрения Сократа и его самого. Поэтому философское представление Сократа о человеке и обществе выглядит аналогично платоновскому видению человека и общества. Однако Платон рассматривал все процессы и явления, в том числе и человека, через объективную идею, чего никогда не делал Сократ. По Платону, существует не человек сам по себе, а потому что есть идея человека: между человеком и его образом имеется принципиальное различие, если человек конкретный существует в течение определённого срока, то идея человека вечна и не подвержена разрушению.

С точки зрения Платона идеальны и все важнейшие этические принципы человеческой жизни - благо, добро, справедливость. В окружающем мире могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами, идеи неподвластны человеческому изменению их сути. В этом подходе заключены любовь и уважение к человеку, который испытывает порой незаслуженное унижение, но должен знать, что идеи справедливости, добра, уважения вечны и обязательно воплотятся в жизнь.

Аристотель - ученик Платона. Человек у Аристотеля — существо разумное, предназначен в основном для добродетели, склонен к умственному труду. В человеческой этике Аристотель высшей добродетельной деятельностью признавал созерцательную деятельность разума. В этом сказалось характерное для рабовладельческой Греции презрение к физическому труду рабов в отличие от умственного — привилегии людей свободных. В учении об обществе он доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе. Моральный образец Аристотеля — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее мышление».

В целом, человек у Аристотеля тот, кто достиг в обществе определённого положения, раб не является таковым. Рассуждая о взглядах Аристотеля относительно человека, стоит оценить его естественнонаучные работы, так как они имеют непосредственное отношение к обществу и людям, живущим в нём. Прежде всего тем, кто постигает учение, делается совершеннее, а, следовательно, полезнее для общества.


написать администратору сайта