Главная страница

В чем состоит отличие знания от мнения


Скачать 33.34 Kb.
НазваниеВ чем состоит отличие знания от мнения
Дата05.12.2021
Размер33.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_modul_fil.docx
ТипДокументы
#292614

  1. В чем состоит отличие знания от мнения?

1) знание не есть истинное (правильное) мнение,

2) знание не есть истинное мнение со смыслом,

3) знание выше истинного мнения.

Истину можно рассматривать как важнейшую атрибутивную часть знания, которой нельзя объять все богатое содержание понятия «знание», но которая появляется лишь в связи с знанием и, следовательно, тогда представление, которое содержит истину, всегда оказывается знанием. 2.Истина может функционировать и самостоятельно, независимо от знания, вне знания и в последующем стать знанием, т.е. представление, которое истинно и является истиной, не всегда оказывается знанием, т.е. не всегда (или не всякая) истина есть знание.

  1. Что такое эмпиризм? Назовите представителей

Эмпири́зм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Главные представители эмпиризма – Фрэнсис Бэкон, Локк, Беркли. Юм.


  1. Что такое рационализм? Назовите представителей

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Главные представители рационализма – Декарт, Спиноза, Лейбниц.


  1. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?

Главный пункт разногласия в том, что эмпиризм выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

  1. Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей.

Агностици́зм — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание только через опыт (познание объективной действительности), и невозможным познание любых предельных и абсолютных оснований реальности.

Представители: Иммануил Кант, Мэтт Стоун, Бертран Рассел, Томас Хаксли

Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Представители: М. Монтень, Д. Юм

  1. (На каком основании Юм отрицает существование "Я"?

Юм отрицает существование "Я" как субстракта актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной душой - субстанцией, есть "связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении")


  1. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

"Все явления, - говорит он, - по-видимому, совершенно отделены и изолированы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связь; они, по-видимому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом... у нас совсем нет идеи связи, или силы"


  1. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?

Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентальные формы чувственности, априорные формы созерцания) и априорные формы рассудка (трансцендентальные формы рассудка), которые придают связность и упорядоченность хаотическому многообразию чувственного опыта.
9.В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?

И. Кант был убежден в том, что необходимость и всеобщность научного знания не могут происходить из опыта и индуктивного умозаключения. Поэтому, доказывал он, знание обязательно должно содержать некий априорный компонент. Однако априорное Кант понимает не как определенное врожденное знание, а как структуры, которые обрабатывают и организуют поток чувственного опыта.

10.Что такое наивный реализм? Почему он называется наивным?

Тип мировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах, называется наивным реализмом. "Наивным" - потому что по-детски, наивно, воспринимает мир, который ему кажется; "Реализм" - потому что наши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказались эффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) и кардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек не могли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.

11. Почему физиолог Мюллер считал, что ощущения не являются образами внешних предметов? В чем разница между символом и образом?

Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают. В отличии от символа, образ предполагает сходство с вещью.

12. Материалисты трактуют познание как процесс отражения действительности в сознании. Идеалисты предложили противоположную трактовку познания. Какую?

Идеалисты рассматривали познание, как способ конструирования субъектом реальности. Согласно Канту, который являлся идеалистом познание – это процесс упорядочения ощущений, порожденных вещью себя. Из упорядоченных в пространстве ощущений образуются явления для опыта (вещи для нас).Рассудок подводит явления опыта под априорные категории. В результате мы получаем всеобщее и необходимое знание, т. е. в процессе познания образуются и вещи, и знания о них.

13. Как связаны чувственное и рациональное в познании?

Сторонники сенсуализма считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте (Джон Локк, Томас Гоббс). Рационалисты утверждали примат разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза).

С точки зрения диалектического материализма - не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем. А там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное.

14. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

15. Каковы формы рационального познания и их особенности?

1.Понятие – логически обобщенный образ предмета или это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»). Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира.

2.Суждение – это логическая связь понятий. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

3. Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.

16. Как связаны между собой язык и мышление?

Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

17. В чем состоит отличие между чувственным образом и понятием?

Чувственный образ фиксирует конкретные, наглядные признаки предмета. В нем слито необходимое и случайное, общее и единичное – это поверхностное знание. Понятие, как мысленный аналог предмета утрачивает наглядность, зато оно исключает из своего содержания случайное, несущественное, единичное.

18. Как формируются понятия?

Формирование понятий — это переход от единичных вещей и явлений, данных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях, фиксирующих существенные признаки этих вещей и явлений.

19. Что такое истина согласно классической концепции? С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

С точки зрения классической теории, истина – это соответствие знаний действительности. Это определение ясно и очевидно, однако возникали некоторые вопросы.

1)Что понимать под соответствием?

Например: Сходство. Существует ли сходство между нашими восприятиями предметов и самими предметами. Можно говорить о сходстве зрительного образа с самим предметом.

2) Как может человек проверить соответствуют ли его знания действительности?

Непосредственно сравнить наши знания с материальным миром мы не можем. Хотя фактически мы можем сопоставить одно наше знание об объекте с другим.

20. Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины?

Истина – это то, что согласовано. Можно понимать за истинное такое новое знание, которое не противоречит имеющимся в нас знаниям.

Если сведения об объекте полученные разными путями независимо друг от друга, логически совместимы, то их можно признать истинными.

  1. Что такое истина и каков ее критерий согласно прагматической теории?

Согласно прагматической теории, истина – это такое знание, которое приносит пользу. Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

  1. Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?

Согласно конвенциальной теории, истина есть то, что признается большинством людей.

Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

  1. Что такое истина и каков ее критерий согласно марксисткой теории?

Согласно марксистской теории истина есть соответствие знаний действительности, и истинное знание может соответствовать действительности в разной степени. В марксизме критерием истины объявляется практика , взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

  1. Что такое догматизм и релятивизм?

Догматизм – это отождествление истины с абсолютной истиной.

Релятивизм – это преувеличение относительности каких-либо знаний.

  1. В чем ограниченность практики как критерия истины?

Практика как критерий истины одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.
Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его.

  1. В чем состоит рациональное зерно конвенциональной теории истины?

Конвенциональная теория истины – во-первых, это одно из основных общественных соглашений общества (плюрализм и либерализм), во-вторых, она указывает на относительность познания, на последовательное приближение научного знания к истине (исходные положения научных теорий применяются конвенционально, например, аксиомы евклидовой геометрии)

  1. В чем состоит рациональное зерно когерентной теории истины?

Когерентная теория истины применительна к естественным наукам, но непротиворечивость является необходимым, но не достаточным условием истинности, а противоречивость какой – либо теории не означает ее ложность.  Она может быть показателем временных трудностей.

  1. Что такое наука? Что отличает научное знание от других форм познания?

Наукаэто процесс получения нового знания, это результат полученных знаний и социальный институт. Отличия:

1.объективность .В отличие от искусства наука ориентирована на объективное восприятие действительности. Она должна избавиться от всего субъективного и рассматривать изучаемые объекты так, как они существуют сами по себе независимо от восприятия исследователя.

2.обоснованность В отличие от обыденного познания наука имеет дело с такими объектами реальности, которые не освоены в повседневной практике. Для того чтобы признать знания научными недостаточно, что они употребляются на практике

3.системность и последовательность. Каждый последующий шаг науки опирается на предыдущий и каждое новое открытие становится научной истиной только тогда, когда входит в качестве элемента определенной системы

  1. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?

1.Эмпирическое познание основано на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, в теоретическом оно отсутствует, исследуется не сам объект, а его идеальна модель.

2.Наразных уровнях используются разные методы познания. В эмпирическом : наблюдения, опыты, эксперименты, в теоретическом: идеализация, мыслительный эксперимент, методы построения теорий.

3.Они различаются по результатам. Результат эмпирического познания – установление фактов и эмпирических обобщений, результат теоретического – выдвижение гипотиз, построение теорий, формировка теоретических законов.

  1. В чем различие между данными наблюдений и фактами?

Данные наблюдений – это чувственное восприятие исследователя. В данных наблюдений объективная информация может быть искажена ошибками наблюдателя, случайными внешними воздействиями, погрешностями приборов. В отличие от данных наблюдений факты – это объективные знания, это такое описание явлений и связей между ними, в которых сняты, устранены субъективные и случайные наслоения.

31.В чем состоит отличие знания от мнения?

Различение уровня наблюдений и уровня фактов было важной вехой в развитии методологии и философии науки. Выявлялось сложное стро­ение эмпирического языка науки и эмпирического уровня исследова­ния. Вместе с тем обозначилась проблема: как формируются факты на основе протокольных высказываний. Выяснилось, что их формирова­ние предполагает применение теоретических знаний, а значит, эмпири­ческие факты теоретически нагружены. Это наносило серьезный удар по основному принципу верификации. Ведь он требовал проверять каждое теоретическое положение путем его редукции к чисто эмпири­ческим высказываниям, истинность которых не зависит от теории.

32.В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

Эмпирическое обобщение получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений ,а теоретические законы или представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на изменение эмпирических знаний и относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

33.Что такое теория и каковы ее функции? В чем состоит принцип простоты?

Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Функции теории:

  • теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;

  • в теории происходит разработка терминологии;

  • теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.

Принцип простоты состоит из эвристического принципа согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция (теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т. п.). Принцип простоты допускает различные интерпретации.Исторически первичной можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир разумен (рационален) в своей основе, простота является непременным атрибутом рациональности, следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются простотой. 

34.В чем состоит отличие между универсальным и статистическим законами? В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?

Законы,которые встречаются в классической механике, имеют универсальный характер, т. е. они относятся ко всем без исключения изучаемым объектам. Например, закон всемирного тяготения действителен для всех материальных тел, больших и малых. Отличительная особенность такого рода законов состоит в том, что предсказания, полученные на их основе, имеют достоверный и однозначный характер.

Наряду с ними в науке появились статистические законы. Их предсказания не являются однозначными, а только вероятными. Именно это обстоятельство долгое время служило препятствием для признания их в науке в качестве полноценных законов. Поэтому они рассматривались как вспомогательные средства для обобщения и систематизации эмпирических фактов. Положение коренным образом изменилось после того, как квантовая механика показала, что существование неопределенности коренится в самом фундаменте материи — в мире ее мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероятности.

Используют статистические законы в естественных и технических науках, а в последние десятилетия также в социальном и гуманитарном познании. Это объясняется прежде всего тем, что реальные процессы в основном состоят из большого количества элементов, связи между которыми имеют сложный характер и в которых немалую роль играют случайные факторы, от которых нельзя отвлечься, как это делают в классической механике. Тем не менее, и для характеристики таких процессов можно найти некоторые регулярности, которые дают возможность строить вероятностные прогнозы их будущего поведения.

35.Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?

 Сами по себе эмпирические законы, факты и обобщения мало что объясняют. Можно сделать наблюдение, что на Земле любой предмет (а не только яблоки) будет падать сверху вниз. Но еще один непреложный факт — то, что звезды и планеты, которые мы можем увидеть у себя над головой, на Землю не падают. Выявить разницу между этими событиями, а также объяснить их причину на уровне эмпирического обобщения невозможно. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания.

36.Что называют философскими основаниями науки и какую роль они играют в научном познании?

Философские основания науки - связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.

В свою очередь философские основания играет важную роль в развитии научных познаний:

• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

• философия выступает методологией науки;

• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет и т.д.

37.Опишите общелогические методы познания: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, аналогия)

Анализ - это расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое.

Обобщение - это такой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.

Аналогия - это такой прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным признакам.

Абстрагирование — это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. 

38.Опишите методы аналогии и моделирования.

Аналогия— при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Моделирование— умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу метода исследования объектов на их моделях.

39.Опишите методы дедукции и индукции? В чем состоит ограниченность индукции как метода познания?

Дедукция — это частный случай умозаключения.

В широком смысле умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение — заключение (вывод, следствие).

В дедуктивном умозаключенииэта связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению.

В индуктивном умозаключениисвязь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из по сыпоки может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает поэтому достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция дает тольковероятные,или правдо подобные,заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

40.В чем состоит подводящая модель научного объяснения? Можно ли ее считать универсальной?

Каузальная (подводящая) модель лежит в основе логики предпочтений. На вопрос, почему субъектом выбора оказано предпочтение альтернативе А перед альтернативой В, в большом числе случаев можно ответить: потому что вариант А соответствует норме, а вариант В - не соответствует. С другой стороны, очевидно, что в случае нарушения нормы срабатывает, опять-таки, каузальная модель: объяснением данного нарушения может быть незнание или непонимание агентом нарушения закономерности, лежащей в основе нормы.

Я думаю нельзя..

41) В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?

Отличия:

1) Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов

2) Сам эксперимент может многократно повторяться

3) В эксперименте есть возможность изучать явление, так сказать, в "чистом виде"

4) Могут варьироваться условия протекания процесса

5) Эксперимент является более мощным исследовательским средством, чем наблюдение

Эксперимент используется не во всех областях науки потому, что:

1) Проведение эксперимента может представлять опасность

2) Эксперимент дорог

3) Эксперимент протекает очень долговременно или, наоборот, совсем кратковременно.

4) Объект или процесс микроскопичен или, наоборот, имеет слишком большие масштабы.

5) Эксперимент неповторим

42) Опишите аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Аксиоматический метод — это метод, который дает возможность делать заключения и открывать законы без опоры на наблюдения и эксперименты, а посредствам логического вывода. Эвклид дедуктивно вывел свою геометрию из пяти постулатов, Ньютон построил свою физику, исходя из трех законов, Дарвин в своих построениях опирался на принцип естественного отбора.

Гипотетико-дедуктивный метод — это метод когда при помощи дедукции из множества гипотез выдвигается, выбирается один факт, одна гипотеза. Отличие ГДМ от аксиоматического метода заключается в исследовательской ситуации. ГДМ применяется большей частью в тех науках, которые широко используют математические методы и, прежде всего в теоретической механике, физике, астрономии и др.

43) Что такое верифицикация и какое значение ей придавали логические позитивисты?

Верификация- это проверка гипотезы на истинность посредством подтверждения ее фактами.

Подтверждения гипотезы должно быть выражено на языке наблюдения. Логические позитивисты считали, что язык наблюдения не зависит от умозрительных предположений, поэтому он позволяет точно проверить гипотезу. Так же они считали, что опыт верифицирует все научные знания. Далеко не все предположения научной теории можно проверить в теории. Критерии верификации хорошо применимы к единичным суждениям. Общие суждения не могут быть верифицированы с абсолютной достоверностью. Логические позитивисты считали критерием деморкации-верифицируемость.

44) Что такое фальсификация и какова ее роль в науке?

Фальсификация— методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории.

Ни одну систему нельзя назвать научной до тех пор, пока она не фальсифицирована. Принцип фальсификации требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.

45) Какой критерий демаркации науки и не-науки предложил К. Поппер?

Критерием демаркации науки и не-науки является фальсифицируемость - принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Если теория построена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки.

46) Что такое интернализм и экстернализм в трактовке развития науки? К каким из двух относятся концепции Поппера, Фейерабенда, Куна, Лакатоса?

Интернализм- главная движущая сила развития науки – это ее собственные внутренние потребности.

Экстернализм- методологическое направление в науковедении, усматривающее источник развития научных идей во внешних, социальных факторах.

Интерналисты – Поппер и Лакатос

Экстерналисты - Фейерабенд и Кун

47) Как происходит развитие знания по Попперу?

Развитие научного знания, по Попперу, не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, т.е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

48) Как происходит развитие науки по Куну?

По мнению Куна, наука развивается не в ходе верификации или фальсификации, а в подтверждении действующей парадигмы. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов «нормальной науки» и «научных революций». В период нормальной науки ученые работают в рамках единой парадигмы.

Парадигма – это теорет. схема в рамках которой ученые рассуждают когда формулируют проблемы и пытаются их решить. Ученые решают проблемы, задачи, «головоломки» на основе парадигмы. Развитие науки не явл. процессом непрерывного добавления новых знаний к уже имеющимся. Новая и старая парадигмы не соизмеримы, они разговаривают на разных языках.

49) Как происходит развитие науки по Лакатосу?

Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ», состоящих из «жёсткого ядра» и «предохранительного пояса». Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом ядро. Развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как чередование исследовательских программ.

50) В чем состоит принцип анархизма в научном познании, который предложил Фейерабенд?

Принцип анархизма Фейерабенда основана на принципах пролиферации и несоизмеримости, то есть он утверждает, что учёным необходимо развивать теории, не согласующиеся с существующими, а сами теории не могут оцениваться или сравниваться с точки зрения «научности».

Фейерабенд отвергает верификацию и фальсификацию, и также он отвергает сам принцип демаркации. Фейерабенд говорит о том, что наука — это лишь то, что называется словом наука. И философия науки не может ни описать науку, ни задать правил проведения исследования.

Фейерабенд приводит философию науки от чёткого разграничения знаний, теорий и фактов к полной неопределённости, отсутствию объективности и предлагает не вмешиваться в развитие науки.


написать администратору сайта