Главная страница

Учебник. Валерий Викторович ДмитриевЛеонид Дмитриевич ДымченкоОсновы философии


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеВалерий Викторович ДмитриевЛеонид Дмитриевич ДымченкоОсновы философии
АнкорУчебник
Дата27.06.2022
Размер0.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла60289034.a6.pdf
ТипТесты
#616673
страница1 из 2
  1   2

Валерий Викторович Дмитриев
Леонид Дмитриевич Дымченко
Основы философии
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=10181891
Основы философии. учебник: СпецЛит; Санкт-Петербург; 2013
ISBN 978-5-299-00506-6
Аннотация
Процесс формирования новой системы образования в нашей стране предусматривает обновление как содержания учебного курса «Основы философии», так и формы его освоения.
Данный учебник – это изложение курса «Основ философии» в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов III поколения по специальностям среднего медицинского образования: 060102 Акушерское дело,
060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060301
Фармация, 060203 Стоматология ортопедическая, 060205
Стоматология профилактическая.
Учебник предназначен для студентов медицинских колледжей и техникумов.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
4
Раздел I
6
Тема 1 6
1.1. Предмет и функции философии
6 1.2. Философия Индии. Индуизм
13 1.3. Учение Будды
21 1.4. Философия Китая. Даосизм
26 1.5. Учение Конфуция
32
Тесты по теме 1 39
Вопросы для обсуждения
47
Темы рефератов и докладов
48
Тема 2 49 2.1. Греция VI – IV вв. до н.э. Философия
Милетской школы
49
Конец ознакомительного фрагмента.
55

Валерий Дмитриев,
Леонид Дымченко
Основы философии
ВВЕДЕНИЕ
Философию нередко представляют как абстрактное зна- ние, оторванное от реальности повседневной жизни. В дей- ствительности философия, ее история являются частью ду- ховной жизни общества, общечеловеческой культуры, кото- рая так же многообразна, как окружающий человека мир.
Именно действительность и вызывает философские про- блемы, без решения которых человек не способен совершен- ствоваться, не способен приобрести важные для его полно- ценной и сознательной жизни духовные идеалы и ценности.
Философия дает не только богатый фактический материал для размышления, не только формирует общее представле- ние о мире, она учит человека мыслить разумно и творчески.
Процесс формирования в нашей стране новой системы образования значительно пересматривает как содержание учебного курса «Основы философии», так и форму его осво- ения.
Учебник дает представление о месте философии в духов-
ной жизни общества, ее функциях, основных проблемах и выдающихся философах.
Авторы стремились дать понятие не только о научной и философской, но и о религиозной картине мира, о том, как философия и религия решают «вечные» человеческие про- блемы.
Поэтому данный материал может быть использован также для организации занятий по основам религиоведения.
В учебнике приведены таблицы, схемы, тестовые задания,
темы рефератов, терминологический словарь и список лите- ратуры.

Раздел I
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
ФИЛОСОФИЯ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.1. Предмет и функции философии
Мировоззрение – система взглядов, определяющая отно- шение человека к миру, дающая ориентиры и регулирую- щая его поведение. Мировоззрение – результат интеграль- ного образования, совокупность знаний, убеждений, ценно- стей и норм.
Выделяют несколько уровней мировоззрения:
– бытовое – формируется под непосредственным влияни- ем материальных условий жизни;
– религиозное, как результат веры в сверхъестественное;

– естественно-научное, как результат научного освоения мира;
– философское, как синтез философии и науки.
Первая форма мировоззрения – миф.
Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев. Миф давал целостное миропонимание, единство реальности и фантазии, знания и веры. Миф рассказывал о прошлом и предсказывал будущее. Религия – столь же древ- нее мировоззрение, как миф. Специфика религии – нали- чие культовой системы, т.е. обрядовых действий, направлен- ных на установление определенных отношений со сверхъ- естественным. Миф становится религиозным, когда включа- ется в культовую систему.
Функция религии – преодолеть относительные изменчи- вые аспекты человеческой жизни и возвыситься до абсолют- ного и вечного. Религия стремится придать смысл, значение и устойчивость человеческому бытию.
Философия буквально означает любовь к мудрости. Сло- во «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI–V вв. до н.э.).
Философия унаследовала от мифологии и религии их ми- ровоззренческий характер. Философия – система общетео- ретических взглядов на мир в целом, место в нем человека,
отношение человека к миру и другим людям.
Философия – это теоретический уровень мировоззрения.
Философские учения – логически связанные между собой
принципы и идеи, которые могут объединяться в философ- ские системы. Выделяют различные типы философских си- стем, не только по хронологии, но и по предмету философии,
ее основным проблемам.
Философия Древнего Востока и Античности
– космо- центризм. Гармония космоса и человека, стремление распо- знать единую сущность.
Философия Средневековья
. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через Бога.
Философия Возрождения
(XIV–XVI вв.). Антропоцен- тризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.
Философия Нового времени
(XVII–XVIII вв.). Есте- ственнонаучное освоение мира. Философия – методология науки.
Немецкая классическая философия
. Творческий субъ- ективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.
Марксизм
. Диалектический материализм.
Философия ХХ в
. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.
Сквозь философские системы проходят философские на- правления, т.е. совокупность философских учений, принци- пиальных положений, которые могут существовать в тече- ние длительного исторического периода (материализм и иде- ализм, эмпиризм и рационализм).
Развитие философии – результат борьбы различных фи-
лософских систем и направлений.
Предмет философского размышления и способ решения философских проблем исторически и естественнонаучно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нрав- ственного совершенствования личности до социально-поли- тического преобразования общества; от историко-материа- листического анализа до экзистенциально- персоналистиче- ского подхода к проблемам мира и человека. Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую си- стему. Философское мышление призвано дополнить все зна- ния о мире до целостности. Дополнить не произвольно (ис- кусство, фантастика), а на основе обобщения всего много- векового человеческого познания. Задача философии – при- вить людям культуру мышления. Ведь культура мышления –
не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум разви- тый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.
В итоге можно выделить следующие основные функции философии.
Мировоззренческая
– разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.
Методологическая
– ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.
Гносеологическая
– разрабатывает теорию познания и
прививает навыки творческого мышления.
Основные направления философии
Материализм
. Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появи- лась способность чувствовать и мыслить, возникает идеаль- ное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ле- нин).
Вульгарный материализм: «Идеальное не существует,
мозг продуцирует мысль, как печень желчь» (конец XVIII в.,
Г. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт).
Идеализм.
Объективный идеализм
: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла- тон, Гегель). Современный французский философ Тейяр де
Шарден: «Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».
Субъективный идеализм
(Д. Беркли, Д. Юм): «Существу- ют только я и мое сознание. Оно порождает окружающий мир. Явления мира – это комплексы наших ощущений».
Дуализм
(Аристотель, Р. Декарт, О. Кант).
«Существуют два явления мира: материальное и идеаль- ное. Каждое имеет свои законы. Они соприкасаются, но не зависят друг от друга».
Современный нейрофизиолог Экконз: «Мозг – это при-
емник, который эволюционно изменялся. Это обычный ме- ханизм по приему размытого в воздухе сознания. Если мозг современен, то воспринимает всю сложность идей».
Диалектика и метафизика – два подхода к состоянию ми- ра.
Диалектика рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи (Гераклит, Г. Гегель).
Метафизика не отрицает развитие (количественное из- менение), но вне взаимосвязи (французские материалисты
XVIII в., Л. Фейербах).
Одна из основных проблем философии – познаваемость мира. Существуют различные подходы в решении этой про- блемы (схема 1):
1. Материализм утверждает, что мир познаваем, в осно- ве познания лежит способность высокоорганизованной ма- терии чувствовать и мыслить. Сознание человека отражает объективный мир.
Схема 1
Основные направления классической философии

2. Агностицизм – философия, отрицающая познавае- мость мира (И. Кант: «Я узнаю, но, может быть, это не по- знание мира». Д. Беркли: «Вещи – комплексы наших ощу- щений»).
3. Скептицизм. Сомнение в познавательных способностях человека (Д. Юм).
4. Позитивистская концепция. Огюст Конт: «С развитием науки функции философии отмирают. Она превращается в ненужное знание. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на себя».
5. Экзистенциализм. «Проблема философии – понять че- ловека: что это такое? Основной вопрос философии: нужно ли жить или нет. Если да, то с помощью веры, религии, фи- лософии» (Ж. – П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю).

1.2. Философия Индии. Индуизм
Национальная религия Индии – индуизм – развивалась в русле философских школ, именуемых даршанами. Учения этих шести школ помогали верующим найти путь к спасению в освобождении индивидуальной души от земной оболочки и слиянии с верховным абсолютом Брахмой.
Самые древние священные книги индуизма, написанные на санскрите, дошли до нас под названием Веды («мудрость»
или «знание»). Они представляют собой религию арийских завоевателей.
Веды состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержатся гимны, славящие бо- гов, во второй дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей объясняется религиозное учение. Заключительная часть Вед называется Упанишады (от словосочетания «си- деть около ног учителя»), которые представляют собой ком- ментарии к Ведам.
Традиционный индуизм признает существование велико- го множества богов и богинь, но главными из них считается триада богов – Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религи- озное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой триады, культ его от- сутствует, потому что люди считают его недосягаемой выс- шей действительностью. Он, скорее, представляет философ-
скую идею религии, над которой следует размышлять, а не поклоняться ей.
Воплощения Вишну.
Веды описывают Вишну, имеюще- го много различных имен, как богохранителя и как творче- скую космическую энергию. Поклонение Вишну связано с мессианским учением о его периодических явлениях на зем- ле в различных воплощениях. Индуисты разных сект покло- няются ему в одном из воплощений или во всех десяти. Этот бог представляется как борец за правду. В своем последнем,
десятом воплощении он явится на небесах сидящим на бе- лом коне, чтобы истребить все зло и нечисть и установить на земле праведность.
Самыми важными воплощениями Вишну являются седь- мое и восьмое. В седьмом он называется Рама и совершает поход по Северной Индии на остров Шри-Ланку для осво- бождения своей жены Ситы, которую похитил демон Рава- на. Рама и Сита являются не только воплощением Вишну,
но также несут в себе все человеческие и духовные качества,
известные во Вселенной.
В восьмом воплощении Вишну носит имя Кришны, ко- торый требует всецелого посвящения человека своему богу и исполнения долга (дхармы). Принц Арджун, который вме- сте с родными братьями был незаконно лишен права на цар- ство, сомневается, должен ли он вступить в борьбу со свои- ми двоюродными братьями, которые захватили в свои руки царство его отца. Кришна убеждает Арджуна вступить в бой
и уговаривает подчиниться его воле. В борьбе за правое дело от человека требуется полное посвящение Кришне, а также терпение и самоотречение.
Индуизм практикует поклонение также богу Шиве, зани- мающему третье место в индуистской триаде. Шива более грозен и сложен, чем Вишну. Он исполняет много ролей и характеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодо- родия, безумный танцор и йог со «вставшими копной воло- сами». Он символизирует вечный ритм жизни и смерти во
Вселенной. Как говорится в одном мифе, Шива создал ре- ку Ганг. Наиболее распространено изображение Шивы в ви- де четырехрукого танцора, символизирующего проявление творческой и разрушительной вселенской энергии Бога. В
отличие от Вишну Шива не имеет перевоплощений. Одна- ко несколько богинь связаны с ним супружескими узами. К
ним относятся: Шакти, являющая собой символ женствен- ности и плодородия и представляющая оборотную сторону мужественности Шивы, и Кали, которая, будучи великой бо- гиней и женой Шивы, представляет силу разрушительную.
Кали внушает большой страх, и культ поклонения ей был связан с половыми оргиями. Таким образом, Шива и связан- ные с ним богини представляют сочетание положительных и отрицательных начал, существующих во Вселенной и в мире людей.
Учение о перевоплощении
. Основой учения индуизма является вера в перевоплощение души (сансара). Индуизм
признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рож- дается в другом теле, которое может быть телом человека,
животного или растения. Конечной целью перевоплощения является достижение полного совершенства. Этого совер- шенства душа достигает либо после жизни в последнем теле,
либо во время пребывания в последнем теле, что считается более предпочтительным.
Закон кармы
. Душа, по закону кармы, может переходить из тела в тело бесчисленное количество раз, как вверх по ти- пу совершенства, так и вниз в наказание за нарушение пред- писаний. Слово «карма» буквально переводится как «дей- ствие, деятельность». Иначе говоря, закон кармы – это закон неизбежного морального воздаяния или возмездия. После смерти тела душа, находившаяся в нем, наследует результат своих бывших поступков и намерений. Это может повлечь за собой как улучшение нового материального воплощения
(рождение в более привилегированной общественной среде или с лучшим здоровьем), так и его ухудшение (рождение в условиях менее благоприятных, чем прежние). Исходя из того, кем был человек и какой проступок он совершил, опре- деляется мера его наказания. Закон кармы действует авто- матически. Суда нет. Есть только процесс движения вперед или возвращения назад – то, что индусы называют колесом перевоплощений, путем собственного совершенствования.
Учение о перевоплощении остро ставит вопрос об упо- треблении в пищу мяса животных. Ведь если человек был
или может стать после смерти животным, а любое животное потенциально является человеком, то убивать животное и есть его мясо – кощунство. Если и допускается приношение в жертву животных, то только во благо души приносимого в жертву животного и того, кто приносит жертву.
В Индии корова почитается как священное животное. Не только не едят ее мяса, но отдают ей божеские почести. Су- ществует обычай приводить к умирающему корову, чтобы он мог умереть, держась за ее хвост.
Кастовая система общества
. Учением о перевоплоще- нии и законом кармы индусы оправдывают деление своего общества на касты. Они считают, что люди, достигшие боль- шего совершенства, являются членами высших каст, а менее совершенные составляют низшие. Но существуют люди, ко- торые не достойны даже самой низкой касты. Самая высшая и почетная каста – это брахманы. Они занимают положение священников и философов, изучают священные книги и на- ходятся на содержании у государства. Члены низших каст и все люди вообще обязаны почитать их за святых, потому что брахман «выше всех на земле» и «все, что существует в ми- ре, принадлежит ему». Как священники они часто исполня- ют роль гуру – учителей.
Вторая каста – это кшатрии, или воины. К ней принадле- жат правители, политические деятели, те, кто служит в ар- мии и полиции. В третью касту – вайшии – входят купцы,
земледельцы. Самая низкая каста – шудры. Ее составляют
рабочие и слуги. Людям этой касты не дозволено изучать
Веды и участвовать во многих религиозных ритуалах. Их обязанностью является обслуживание членов более высоких каст. Что касается тех, кто не родился с правом принадлеж- ности к какой-либо касте, они считаются изгоями общества,
неприкасаемыми. Попасть в высшую касту или потерять ее можно лишь в результате перевоплощения души по закону кармы. Вот почему индусы не видят ничего несправедливо- го в кастовой системе.
Кроме деления всего общества на четыре касты и непри- касаемых внутри каждой касты имеются различные града- ции и ступени. Вопросы брака, разных привилегий и дело- вых связей регулируются принадлежностью людей не толь- ко к разным кастам, но также и к их различным градациям.
Кастовую систему религии исповедует большинство граждан
Индии.
«Спасение».
К «спасению» в индуизме ведут три главных пути: путь дел, путь знания и путь посвящения.
Путь дел
предусматривает исполнение церемоний, обя- занностей и священных ритуалов, посещение святых мест для совершения обрядов. Река Ганг считается святой. Ее на- зывают Матерью Ганг. К ней ежегодно собираются десятки тысяч индусов, для того чтобы смыть грехи в ее водах.
Путь знания
состоит в освобождении разума от представ- ления себя отдельной от Брахмана (т.е. от единой реальной действительности) личностью. Люди, исповедующие инду-
изм, верят, что человек представляет собой не отдельную личность, а является частью всего, что его окружает, того,
что они называют Брахманом. Они находятся в состоянии майя (иллюзии), думая о себе как об отдельных личностях.
Ничего отдельного нет, все едино и все является Брахманом.
В этом мы видим проявление идей монизма (дух и материя составляют единое целое) и пантеизма (все является Богом).
Эти идеи связаны с идеей праны, всепроницающей универ- сальной энергией. Людям, которые развивают свои способ- ности для ее восприятия, она становится доступной. Важ- ное место в пути знания занимает система йоги. Слово «йо- га» означает единство или единение. Процедура йоги долж- на привести человека к полному прозрению, вернуть разуму его изначальную чистоту. Цель йоги заключается в воссоеди- нении человека с единой высшей действительностью – Брах- маном. Посвящение себя Богу должно выражаться в покло- нении и любви к тому Богу, которого индуист избирает для почитания. Любовь эта должна распространяться и на взаи- моотношения между людьми. «Спасение» (если его можно назвать «спасением») всецело зависит от дел самого челове- ка.
Понятие вечности в индуизме
. Цель, к которой стре- мится последователь индуизма, – нирвана. Это истинная сфера бытия и полной свободы, конечное освобождение не только от процесса перевоплощений, но и от своей личности.
Подобно тому как выброшенная океаном капля воды, па-
дая обратно, сливается с массой воды и перестает быть кап- лей, так и душа, освободившись от «колеса земных вопло- щений», растворяется в нирване. Хотя это состояние трудно объяснить, индусы говорят, что оно не является состоянием лишения. Некоторые называют нирвану чистым интуитив- ным сознанием. По контрасту с учением индуизма, Библия говорит о вечном сохранении личности человека, о его веч- ном общении со Всевышним Богом-Творцом как с отдель- ной высшей личностью.
В индуистской триаде богов кроме трансцендентной идеи,
представляемой Брахмой, существуют идеи о неразрывной связи добра и зла, представленные соответственно богами
Вишну и Шивой. Боги индуистов являются отражением ре- ального мира, в котором есть и добро, и зло. Однако, в конце концов, все едино, все соединяется в Брахмане, как едином,
целом и вечном.
Идеи индуизма обычно принимаются европейцами не в форме философии религии, а в форме психологических или физических упражнений для улучшения здоровья или ду- шевного состояния. Однако они нередко присоединяются к индуистским культам и становятся последователями како- го-нибудь гуру, занимаются медитацией и йогой. Система йоги – философская школа. Цель ее – освобождение духа от неких причин, вынуждающих человека, его дух к беско- нечным перевоплощениям. Под освобождением понимается полное обособление индивидуума от мира, замкнутость в се-
бе. Жаждущий достичь подобного состояния должен пройти через 8 ступеней йоги:
– воздержание;
– внутренняя дисциплина;
– положение тела;
– контроль над дыханием;
– отвлечение чувств;
– концентрация внимания;
– медитация;
– самоуглубление.
1.3. Учение Будды
Будда родился приблизительно в 560 г. до н.э. в Северо-
Восточной Индии. Его отец был раджой.
Согласно одному из преданий, отец Гаутамы старался изо- лировать сына от внешнего мира, чтобы тот не знал отрица- тельных сторон жизни, чтобы мир его души не омрачила пе- чаль. Однако Гаутама все же узнал о реальной жизни, полной страданий и горя. Гаутама стал задумываться над загадкой жизни, искать ответы на вопросы, почему страдают люди и как избавить их от страданий. И 29-летний Будда в поисках истины, оставив семью и дом, отправился странствовать по дорогам Индии. В течение 6 лет он искал истину в индуизме,
изучая разные дисциплины йоги. Потом Гаутама вел жизнь строжайшего аскета, довел себя до полного физического ис-
тощения и был близок к смерти. Однако он не умер и, придя в себя, понял, что аскетизм не откроет истины.
Ответ, который нашел Будда
. Просветление снизошло на Гаутаму, когда он, размышляя, сидел в тени дерева, во- шедшего в предания под названием дерева бодхи. (Бодхи на санскрите означает «пробуждение», а буквальный перевод имени Будда – «пробужденный».) Так Будда получил ответ,
которого усиленно искал на протяжении шести лет.
В чем же заключается этот ответ? Суть его выражена в следующем: всякого рода желание, а точнее, стремление к воплощению желания, является источником всех проблем,
осложняющих жизнь людей. Люди строят свою жизнь так,
чтобы чего-то достичь, что-то приобрести, хотят жить, на- слаждаясь и властвуя над другими, стремятся к своему пре- восходству. Но не все они добиваются исполнения своих же- ланий, ибо желания зачастую превосходят возможность их исполнения. Кроме того, желания одних могут входить в противоречие с желаниями других. И даже исполненное же- лание не приносит ожидаемого ощущения счастья, ибо на смену ему рождается новое. Следовательно, любое желание,
исполненное и неисполненное, является причиной страда- ния, и для того чтобы обрести внутреннюю свободу и душев- ный покой, человек должен избавиться от всех своих жела- ний как «неверного состояния разума».
Гаутама верил, что в момент пробуждения своего разума под деревом бодхи он, освободившись от всех своих жела-
ний, освободился также и от необходимости пережить цик- лы перевоплощений, чтобы достичь нирваны и стать Буддой.
Достигнув просветления, Гаутама мог бы остаться «про- светленным для себя» и после смерти перейти в нирвану.
Однако, согласно буддистским писаниям, он победил это ис- кушение и, отложив достижение наивысшего блаженства в нирване, решил помогать людям как Буддапросветитель. Он пошел в мир к людям, стал учить их истине, которую постиг сам, чтобы каждый человек, выполнивший его наставления,
смог тоже стать просветленным (буддой).
Средний путь Будды: «четыре великие истины»
и путь восьми ступеней
. Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т.е.
чтобы достичь состояния нирваны, человек не должен истя- зать себя строгим аскетизмом, вместе с тем, он не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гау- тамы до того, как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его со- ветам. Советы, или заповеди, Будды известны как «четыре великие (в другом переводе – благородные) истины»:
– страдание;
– причина страданий;
– избавление от страданий;
– путь, ведущий к этому избавлению (освобождению).
И истолковываются истины следующим образом.

Первая истина
провозглашает, что жизнь полна страда- ний и боли, которые проявляются в рождении, в перенесе- нии всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти.
Вторая истина
говорит, что причина боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.
Третья истина
учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и желаний.
И, наконец, четвертая истина для достижения освобож- дения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, ко- торый предполагает последовательное выполнение строго определенных требований.
Первая ступень: необходимо иметь правильные взгляды,
т.е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней.
Вторая ступень: принятие правильного решения – отказ от чувственных стремлений и от желания нанести боль дру- гому человеку или живой твари.
Третья ступень: говорить правду, принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что- то недоброе против дру- гого человека, а также не болтать попусту языком.
Четвертая ступень: правильное поведение, жить так, что- бы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем,
что дают тебе люди, не совершать незаконного полового ак- та.
Пятая ступень: правильный выбор, человек должен зара-
батывать на жизнь только таким способом, который не нано- сит другим вреда.
Шестая ступень: правильно направленное усилие, сопро- тивление своим злым побуждениям и максимальное стара- ние развить в себе добрые черты характера и совершать толь- ко добрые деяния.
Седьмая ступень: правильное созерцание, стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свобод- ным от желаний и печали.
Восьмая ступень: правильная медитация, которая дости- гается путем концентрации.
Гаутама Будда верил, что во Вселенной обитают различ- ные божества и демоны, но смотрел на них как на времен- ные существа, которые, подобно людям, рождаются и умира- ют. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обращаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасе- ния индуизма – путь посвящения. Признавая закон кармы,
Будда в то же время был убежден, что человек, принадлежа- щий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, со- вершенные во время прошлых воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать послед- ствия своей кармы.
Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности, из одного вопло-
щения в другое, неся в себе свою карму. Согласно учению
Будды, душа состоит из своего рода психологических ком- понентов. Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определя- ет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если придавить ею воск, так и каждое воплощение передает что- то свое следующему. Священная книга буддизма – «Типита- ка».
1.4. Философия Китая. Даосизм
Середина I тысячелетия до н.э. – период, когда почти од- новременно в трех очагах древней цивилизации – Индии,
Китае и Греции произошел переход от мифологического ми- ровоззрения к философии, интеллектуальному поиску исти- ны, опирающемуся на знание.
Проблема китайского общества в это время заключалась в организации жизни народа при помощи правильной систе- мы управления государством. В этот период сосуществовали несколько философских школ. Незыблемость существующе- го строя является основным принципом конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии. В «Чжоу-юнь» весь традиционный уклад жизни сведен к пяти отношениям:
– отношения между государем и чиновниками;
– родителями и детьми;

– мужем и женой;
– старшими и младшими братьями;
– между друзьями.
Конфуцианского жречества не было. Правилам исполне- ния обрядов отец учил сына. Существовала система экза- менов на государственные должности, где требовали знание конфуцианства. Сущность этого учения, которое со време- нем превратилось в религию, состояла в соблюдении тради- ций, в реализации отношений к гражданским обязанностям.
В III в. до н. э. получила распространение философия
Цзоу Яня.
Центральной темой философии Цзоу Яня являются 5 эле- ментов – вода, огонь, дерево, металл, земля. Цзоу Янь со- здал умозрительную концепцию развития мира, в основе ко- торой лежат эти 5 элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который определяется силой. При ее по- мощи они преодолевают сопротивление друг друга в следу- ющем порядке. Земля, дерево, побеждающее землю, металл,
который победит дерево, огонь, который побеждает металл,
вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая по- беждает воду. Характер же взаимного преодоления был при- писан 5 элементам с точки зрения их использования чело- веком. Остановимся более подробно на философских идеях даосизма.
Даосизм
. Древнекитайская идея дао. В Древнем Ки- тае было распространено поклонение явлениям природы.

Круговорот в природе и точный порядок движения небес- ных светил китайцы объясняли существованием бога неба
(небесного начала) – Тянь. Цель своей религии китайцы определили как сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях. При- чиной всякого рода бедствий служит нарушение гармонии между людьми и природой. Слово даосизм происходит от китайского «дао». Его можно перевести как «путь», «глав- ное движение всего естественного в мире».
Противоположные принципы инь и ян.
Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной си- лы, которая управляет круговоротом всех событий во Все- ленной. Эта сила выражается в двух противоположных ис- точниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворя- ет женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия,
ян – деятельность, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал – источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба нача- ла, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь.
Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей. По- этому еще до появления учения Лао-Цзы в Китае были фи- лософы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по за- конам природы.

Учение Лао- Цзы.
Нет абсолютной уверенности в ис- торической подлинности существования Лао- Цзы, которо- го считают основоположником даосизма. Имя его означает
«старый философ» и связано с легендами, повествующими о жизни Лао- Цзы. Но если такой человек жил, то его рожде- ние можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 гг.
до н.э.
Учение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин» и со- стоит из двух аспектов: политического и философского.
В политике, чем меньше правительство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествует также и леген- да о жизни самого Лао- Цзы. Главным в существовании че- ловека Лао-Цзы считал философскую сторону его бытия.
Философия Лао- Цзы принимает принципы дао, инь и ян и, исходя из них, строит философию жизни человека.
Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую силу, на основе которой существует и движет- ся все в мире, и человек должен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб, животных,
живет согласно дао, то и для человека не существует при- чины не жить в гармонии с этим «путем всех вещей» и поз- волить естественным принципам инь и ян свободно опери- ровать его жизнью. Такой подход Лао-Цзы назвал увэй (без- деятельность и неактивная жизнь) и видел причину бед че- ловека в пренебрежении силой дао, в старании улучшить ее или в активном сопротивлении ей. Все, говорится в даосиз-
ме, должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.
Если все люди будут следовать дао и откажутся от стрем- ления улучшать естественный ход развития с помощью со- здаваемых ими законов, в мире наступит гармония челове- ческих отношений. Так, если имущество не будет считаться ценным, то не будет и краж, если не будет брачных законов,
то не будет и прелюбодеяния. Иными словами, человек, сле- дующий дао, смирен и некорыстолюбив, он знает путь небес- ный и следует только ему. Таким образом, он нравственен без соблюдения законов и добродетелен без признания его добродетельным.
Сила добра (дэ), являясь составляющей увэй, препятству- ет рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошеного вмешательства в чужую жизнь. Насильственное же воздер- жание от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий.
В монистической системе Лао- Цзы нет места для Бо- га-Творца, воплощенного в личность, которому нужно мо- литься и от которого можно ожидать ответа. Человек дол- жен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Пер- воначальный даосизм мало отличается от пантеизма, но ему не чужд и атеизм. Смерть – столь же естественное явление,
как и рождение. В смерти человек переходит лишь в другую форму существования дао. В конце концов, тот же дао, ко- торый создал гармонию из хаоса, может снова привести Все-
ленную в состояние хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как нежеланное. Путь дао, по
Лао-Цзы, – единственно правильный путь, открытый чело- веку.
Принципы акупунктуры и акупрессуры.
Согласно учению
Лао-Цзы, человек должен быть пассивным и никоим обра- зом не мешать действию дао. Словно в нарушение этого глав- ного постулата даосизма, древнекитайская идея дао легла в основу создания методов лечения, которые получили назва- ние акупунктуры (иглоукалывание) и акупрессуры (надавли- вание на определенные места тела). В этом методе дао про- является как универсальная энергия ци, воплощающая со- бой жизнь, неотделимую от тела, единое материальное на- чало всего живого. В понятии субстанции ци, которая те- чет сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины. Считается, что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей и питьем. Войдя в тело, она проникает в сеть 12 невидимых каналов, называ- емых меридианами, каждый из которых связан с особым ор- ганом (например, с сердцем, мочевым пузырем) и разделяет полярность инь и ян этого органа. Двенадцать меридианов расположены симметрично по обе стороны тела и делятся на тесно связанные пары.
Нарушение баланса между инь и ян считается причиной болезни органа или всего организма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощью иглоукалывания
или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регу- лируют течение энергии. Диагноз ставится после прощупы- вания пульса на обеих руках. Пульс при этом методе опре- деляется в трех зонах на каждой руке. Зоны, в свою оче- редь, имеют по два положения каждая: поверхностное и глу- бокое. Таким образом, все двенадцать положений соотносят- ся с двенадцатью меридианами и соответственно определя- ют их состояние.
1.5. Учение Конфуция
Конфуцианство возникло в VI в. до н.э. Его основатель
Конфуций (551–479 гг. до н.э.).
Как свидетельствуют источники, Конфуций был прави- тельственным сановником. Однако интриги чиновников вы- нудили его отказаться от поста, и 13 лет он провел как странствующий философ, старавшийся убедить правителей в необходимости проведения реформ на основании выдви- гаемых им идей. Однако попытки его были безуспешными.
Труды Конфуция известны под названиями: «Древняя ис- тория», «Книга песнопений», «Книга церемоний», «Книга перемен» и «Анналы весны и осени». Конфуций умер разо- чарованным: его идеи не были приняты влиятельными ли- цами. Но, как это часто случается в истории, философские идеи Конфуция были восприняты и получили широкое рас- пространение после его смерти.

Философия Конфуция
. Учение Конфуция представляет философию этики, которая охватывает все области челове- ческой жизни, включая религию. Конфуций обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека. Челове- ческую природу философ оценивал позитивно, хотя знал,
что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго приме- ра можно искоренить зло из жизни людей.
Времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том,
чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С
этой целью он предлагал им следовать пяти главным добро- детелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэ- нь» (человечность, доброта и благоволение), которая заклю- чается в том, чтобы желать благо другим.
Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) –
это его корни, «ий» (справедливость) – ствол, «ли» (идеаль- ное поведение) – ветви, «жи» (мудрость) – цветы и, наконец,
«хсинь» (верность) – это плоды дерева добродетели. Добро- детель – «ли» (идеальное поведение), по мнению Конфуция,
должна играть самую важную роль в воспитании нравствен- ности правителя и его народа. С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественной и политической гармонии, что, в свою очередь, должно привести к осуществ- лению высшей гармонии – между небом и землей. Конфуций
не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма – дао не отразилась в учении Конфуция. В
его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.
Разница между конфуцианством и даосизмом заключает- ся в том, что для достижения идеала даосизм предлагал уче- ние, в основу которого заложена идея увэй – идея пассив- ности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что только работая над собой, человек может достичь нравствен- ного совершенства. Даосисты это положение учения Конфу- ция расценивали как преступное вмешательство в деятель- ность всемогущего дао.
Отношение Конфуция к предкам
. Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным пра- вилам поведения. Он приводил в пример легендарных древ- них вождей, правление которых не омрачено насилием. Лич- ные моральные качества, руководившие ими, стремление к добродетельной жизни – вот что создавало им авторитет у народа. Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания. Китайский философ ве- рил, что идеальные правила существовали только в древно- сти и что истинной цивилизации можно достичь только пу- тем морально-нравственных улучшений природы человека.
Для того чтобы человек смог занять достойное положение в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рож-
дение в благородной семье, а на самосовершенствование.
Правила пяти великих взаимоотношений
. Для дости- жения высокой степени нравственности Конфуций предла- гал людям правила так называемых пяти великих взаимоот- ношений, пяти основ благородного поведения:
1. Доброе отношение отца к сыну и почтительное отноше- ние сына к отцу.
2. Мягкое отношение старшего брата к младшим и ува- жительное отношение младших братьев к старшему.
3. Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
4. Отеческое отношение старших людей к младшим и по- чтительное отношение младших к старшим.
5. Великодушное отношение правителей к министрам и гражданам и верность министров и граждан своим правите- лям.
Конфуций верил, что во Вселенной принцип дао выра- жен понятием «тэ», силой, которая помогает людям придер- живаться данных правил взаимоотношений. Она может по- мочь занимающим высокое положение относиться милости- во к нижестоящим, а нижестоящим помогает оказывать по- чтение и повиновение тем, кто занимает более высокое об- щественное положение. И если люди согласятся регулиро- вать этими правилами отношения друг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни – семейной, об- щественной и государственной, воцарится гармония.

Сыновнее благочестие и сознание своего места
. Следу- ет подчеркнуть, что в соответствии с существовавшим в Ки- тае древним культом – почитанием предков, Конфуций осо- бенно подчеркивал важность сыновнего благочестия. Оно заключалось в повиновении сына отцу и вообще верности семье. Сын должен повиноваться отцу до смерти отца, а за- тем своему старшему брату. На отце лежит обязанность вос- питать сына в добродетели. Поэтому отец должен вести се- бя по отношению к сыну так, чтобы тот смог проявить свою добродетель. Для того чтобы правило сыновнего благочестия соблюдалось, чтобы оно стало нормой жизни, каждый граж- данин страны должен в точности знать обязанности, связан- ные с его положением, т.е. какие обязанности возлагаются на сына, отца, мужа, жену, правителя, подчиненного. Незнание этих правил или их несоблюдение приводит к хаосу в мыш- лении человека, что становится причиной его неконтроли- руемого, беспорядочного, своевольного поведения.
Путем принуждения нельзя привести людей к проявле- нию добродетели. Это стремление должно идти от сердца,
рождаться на основе искренних побуждений. Но ведь ис- кренние побуждения у человека могут быть не только доб- рыми, но и злыми. Как быть? Конфуций учил, что во всякое время человек должен придерживаться золотой середины.
Отношение Конфуция к религии
. Что касается религии,
то Конфуций ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуа- лы и приносил жертвы духам предков. Однако все его вни-
мание было направлено на то, чтобы быть полезным обще- ству. То, что приносило пользу обществу, Конфуций считал важным. Однажды кто- то его спросил, следует ли людям ис- полнять обязанности по отношению к предкам. Он ответил также вопросом: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так: «Стре- миться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ умерших, но держаться от них подальше. Это и есть мудрость». Однако, несмотря на высказанные мысли,
именно Конфуцию приписывается авторство «Книги пере- мен» (одной из книг «Пятикнижия»), которая обыкновенно использовалась китайцами для гаданий.
Взгляды Конфуция на политику.
Конфуций учил, что улучшение положения в стране должно начинаться с пра- вителей. Если они будут поступать честно и благородно,
граждане скоро последуют их примеру. Для пояснения сво- ей мысли Конфуций употребил такую метафору: «Доброде- тель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна тра- ве. Когда ветер подует, трава, естественно, согнется». По- этому необходимо, чтобы правители, как это было в древ- ности, являлись примером для граждан. Для того чтобы со- вершенствовать свой характер, правители должны следовать моральным законам дао, а для лучшего понимания дао сле- дует развивать чувство «жэнь» – чувство человечности.
Философы Мэн-Цзы и Хань Фэй-Цзы
. После смерти
Конфуция довольно известными философами были Мэн-

Цзы (около 371–298 гг. до н.э.), Хань Фэй-Цзы (около 298–
238 гг. до н.э.).
Мэн- Цзы считается ортодоксальным конфуцианцем. По- добно Конфуцию, он учил, что в основе человеческой при- роды заложено добро, несмотря на то что не все люди до- стигают высокого уровня нравственности. Его известное из- речение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и чело- век по природе добр». Кроме того, Мэн- Цзы учил, что Небо наблюдает за положением дел на земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.
Хань Фэй- Цзы отвергал идею природной доброты чело- века. Он считал, что человеку свойственно совершать зло.
Поэтому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи, ритуалы помогают сдерживать страсти человека, соблюдать в жизни порядочность и благо- пристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэй-Цзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так,
как смотрели на них даоисты, и был убежден, что существу- ет только безличный путь всех вещей – дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что це- ремониальные обряды имеют значение лишь для живых лю- дей. Они ничего не дают мертвым.

Культ Конфуция в Китае.
Конфуцианство по сравне- нию с даосизмом занимало в Китае более высокое положе- ние. На протяжении большей части исторического развития страны именно оно было ее официальной религией. Репута- ция Конфуция выросла до того, что в Китае во II в. до н.э.
при императоре У-ди Конфуций был обожествлен, офици- ально был принят культ Конфуция, а принципы конфуциан- ства канонизированы. Не признанному при жизни филосо- фу воздавали почести, его награждали титулами, в его честь строили храмы, ему приносили жертвы.
Тесты по теме 1
Предмет философии.
Философия Древнего Востока
Выбрать правильный ответ
1. Система взглядов, определяющая отношение че-
ловека к миру, дающая ориентиры и регулирующая
его поведение:
А. Мировоззрение
Б. Наука

В. Культура
2 . Первым употребил слово «философ»:
А. Сократ
Б. Конфуций
В. Пифагор
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
4. Материализм утверждает, что:
А. Мозг излучает мысль, как печень выделяет желчь
Б. Сознание – это свойство высокоорганизованной мате- рии
В. Сознание – это функция духовной субстанции, души
5 . «Первичной была мировая идея. Из нее все
и произошло, в том числе эволюционным путем», –
утверждает:

А. Субъективный идеализм
Б. Вульгарный материализм
В. Объективный идеализм
6. Субъективный идеализм – это:
А. Явления мира – комплексы наших ощущений
Б. Окружающий человека мир – объективная реальность
В. Мир – воплощение мировой идеи
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__
Выбрать правильный ответ
8 . Диалектика:
А. Наука о развитии
Б. Материалистическое представление о мире
В. Философская школа Античности
9 . Рассматривает мир, все явления в развитии и
взаимосвязи:

А. Позитивизм
Б. Диалектика
В. Скептицизм
10 . Учитывает только количественные изменения
в мире, и вне их взаимосвязи:
А. Агностицизм
Б. Метафизика
В. Субъективный идеализм
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Дополнить
12 . Диалектика рассматривает мир, все явления в
_______________________ и взаимосвязи.

Выбрать правильный ответ
13. Карма – центральное положение (понятие):
А. Даосизма
Б. Конфуцианства
В. Буддизма
14 . Упанишады – Веды – священные книги:
А. Даосизма
Б. Конфуцианства
В. Буддизма
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
16. Кришна и Рама – это воплощение:

А. Вишну
Б. Шивы
В. Самостоятельные боги
17 . Перевоплощение души в индуизме называется:
А. Карма
Б. Нирвана
В. Сансара
18 . Закон кармы – закон неизбежного воздаяния,
это положение:
А. Даосизма
Б. Индуизма
В. Конфуцианства
19. Обычай приводить к умирающему корову, что-
бы он мог умереть, держась за ее хвост:
А. Конфуцианство
Б. Индуизм
В. Даосизм
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный отве
21. Медитация – это:
А. Принцип даосизма
Б. Ступень йоги
В. Религиозный обряд в конфуцианстве
22 . Кастовая система общества закреплена в:
А. Индуизме
Б. Буддизме
В. Кришнаизме
23 . Будда:
А. Бог
Б. Человек, достигший «просветления»
В. Воплощение бога
24 . Срединный восьмеричный путь к «просветле-
нию» открыл:
А. Лао-Цзы
Б. Конфуций
В. Гаутама Будда
25 . Автор даосизма:
А. Конфуций
Б. Мэн-Цзы
В. Лао-Цзы
26 . Понятие «дао» означает:
А. Единый закон мироздания

Б. Отношение к действительности (невмешательство)
В. Цель человеческой жизни
27. Инь и ян в даосизме означают:
А. Мужское и женское начало в мире
Б. Направление философии Китая
В. Добродетели
28 . Причина всех человеческих бед – вмешатель-
ство в естественный ход событий:
А. Даосизм
Б. Буддизм
В. Индуизм
Установить соответствие
29. Философ: Задачи философии:
Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ
30. Идея увэй – это:
А. Невмешательство
Б. Самосовершенствование
В. Гармония между землей и небом
31 . Культ предков, почитание родителей характер-
но для:
А. Даосизма
Б. Индуизма
В. Конфуцианства
Вопросы для обсуждения
1. Что такое мировоззрение?
2. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?
3. Функции философии.
4. Что такое философское мировоззрение?
5. Типы философских систем, их проблематика.
6. Основные направления философии.
7. Философия Индии.
8. Философия Китая.
9. Философия и медицина, их взаимодействие на основ- ных этапах развития человеческой культуры.

Темы рефератов и докладов
1. Понятие мировоззрения.
2. Философия и религия.
3. Особенности философского мышления.
4. Учение Будды.
5. Учение Конфуция.
6. Место философии в духовной культуре.
7. Основные типы философских систем.
Объяснить следующие понятия:
миф, религия, карма,
сансара, дао, увэй.

  1   2


написать администратору сайта