Главная страница
Навигация по странице:

  • Василия Осиповича Ключевского

  • Вклад Ключевского в источниковедение. Ключевский источниковедение. Василия Осиповича Ключевского


    Скачать 18.21 Kb.
    НазваниеВасилия Осиповича Ключевского
    АнкорВклад Ключевского в источниковедение
    Дата28.12.2021
    Размер18.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКлючевский источниковедение.docx
    ТипДокументы
    #321279

    Во второй половине XIX в. источниковедением стали интенсивно заниматься на кафедрах русской истории крупнейших университетов. В Московском университете основоположником источниковедческой школы следует считать Василия Осиповича Ключевского (1841 – 1911). В 1870-90-е гг. господствующее положение в методологии истории занимали идеи позитивизма. Они оказали определенное влияние на научное творчество Василия Осиповича.

    Василий Ключевский родился 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенской области. Его отец, сельский священник, рано умер. Эта смерть стала таким потрясением для мальчика, что он начал заикаться. Когда Василий Ключевский подрос, его отдали в духовное училище. Из-за сильного заикания Ключевский не успевал по многим предметам, учителя были им недовольны. Поэтому мать Ключевского уговорила одного из старших учеников заниматься с мальчиком постановкой речи.

    Благодаря регулярным занятиям Василий Ключевский справился с заиканием. Его манера медленно и четко произносить окончания слов перестала быть речевым недостатком, а позже стала узнаваемой особенностью.

    В 1856 году Ключевский окончил духовное училище и поступил в семинарию. По условию Пензенской епархии, он должен был стать священником, но на последнем курсе решил бросить учебу и подать документы в Московский университет. В 1861 году Василий Ключевский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1865 году Ключевский окончил университет и защитил кандидатскую диссертацию «Сказания иностранцев о Московском государстве». За эту работу его наградили золотой медалью и оставили при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

    После защиты магистерской диссертации в 1871 году Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Он читал историю в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года он возглавил историческую кафедру Московского университета. В 1882 году Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и получил звание профессора.

    С 1893 по 1895 год Ключевский преподавал историю сыну императора — Великому князю Георгию Александровичу.

    В 1900 году профессора избрали членом Академии наук, а с 1904 года Ключевский занялся изданием своего главного научного труда — «Курса российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение предыдущих 30 лет.

    Путь к профессиональному мастерству историк видел через научную добросовестность, поиск «следов» прошедших явлений и событий, привлечение надежных источников, выработку действенной методики.

    В. О. Ключевскому принадлежала выдающаяся роль в разработке многих конкретных исторических проблем и создании научного метода в истории. Он подошел к изучению истории России с позиций взаимосвязи и взаимовлияния трех главных факторов - личности, природы и общества.

    Первые исследовательские работы будущего ученого носили источниковедческий характер. В последний год пребывания на студенческой скамье в Московском университете он написал дипломное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве», опубликованное в журнале «Известия Московского университета». В течение шести лет работал историк над книгой «Древнерусские жития святых как исторический источник», защищенной на магистерском диспуте в 1872 г., в результате чего он получил ученую степень магистра русской истории. В работе упоминается 670 списков агиографических памятников из 321 рукописного сборника. Это уже был крупный источниковедческий опыт. Проанализировав эволюцию русского житийного жанра, автор предложил классификацию житийных сочинений.

    Разработкой методов исторического исследования В. О. Ключевский занимался на протяжении всей своей научной деятельности, но специальное внимание уделил им после того, как накопил огромный опыт творческой работы, то есть с 80-х гг. XIX в. В самом начале 80-х гг. ученый начал читать в Московском университете общий курс по истории России. Его он вел и раньше, на Высших женских курсах, но теперь значительно расширил. Во введении он впервые изложил свое понимание хода истории человеческого общества, свой взгляд на метод ее изучения. В последующих главах историк дал подробную характеристику важнейших исторических источников.

    В последней трети XIX в. отечественные историки исходят из того, что научный подход к истории возможен лишь на основе систематического представления об историческом материале. Создан университетский лекционный курс, ставящий задачу продемонстрировать целостную картину видового состава источников российской истории. В этот период он начал вести в университете источниковедческие семинары по Русской Правде и Псковской судной грамоте, с 1884 г. читал курс по методологии истории, с 1885 г. - по терминологии русской истории, а с 1888 г. - по источниковедению. Последний вошел в отечественную историографию как первый специальный курс лекций по источниковедению.

    Способы, с помощью которых ведется историческое исследование, В. О. Ключевский называл исторической критикой и видел в ней несколько этапов: критика источников, критика прагматическая и критика высшая, устанавливающая связь между историческими событиями.

    Методологическая позиция и сформулированные В. О. Ключевским задачи и методы исторического исследования легли в основу его подхода к некоторым теоретическим вопросам исторической науки, в том числе к определению понятия «исторический факт». В отличие от своих предшественников и современников, толковавших исторический факт только как конкретное событие, историк представлял его как более широкую категорию - идеи, взгляды, чувства, определенные состояния материальной и духовной жизни общества.

    В. О. Ключевский придавал важнейшее значение разработке методов изучения источников. Историческую критику он определял, как «общую методику предварительной обработки исторических источников», а ее задачу видел в «очистке исторического источника от портящих его примесей с целью сделать его годным к научному употреблению».

    Ученый определял источники исторических знаний как письменные и вещественные памятники, в которых «отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ».

    Исходя из указанного определения исторических источников, историк предложил их классификацию. Прежде всего он разделил источники на два главных разряда:

    • 1) остатки жизни и деятельности людей (памятники);

    • 2) наблюдения современников (воспоминания).

    Каждый разряд далее он делил на группы: акты, деловые бумаги относил к памятникам, а летописи, сказания - к воспоминаниям.

    Вкладом В. О. Ключевского в развитие источниковедения стало представление о том, что каждая разновидность исторических источников требует специфических приемов их изучения и особых знаний.

    По мнению В. О. Ключевского, историческая критика источников должна включать в себя два этапа.

    Во-первых, это «предварительная расчистка и разборка исторического источника», «критика текстов», в задачу которой ученый включал интерпретацию и реставрацию текста. Интерпретация текста достигается при помощи филологической критики и состоит из правильной разбивки древнего текста на слова и фразы, а также изучения лексики той эпохи, к которой принадлежит изучаемый источник. Реставрация - это решение текстологических проблем с целью восстановления первоначального варианта текста: например, выяснение источников летописи, восстановление хронологической и внутренней исторической связи событий, выявление искажений, внесенных переписчиками. Кроме того, на первом этапе должны решаться и другие вопросы, такие как: установление времени возникновения источника, выяснение имени его автора, определение круга источников, которыми он пользовался.

    Второй этап исторической критики источников, согласно В. О. Ключевскому, представляет собой «критику фактов». Собрав все источники по интересующему его вопросу, исследователь должен прежде всего оценить, насколько они богаты или бедны сведениями. Затем он обращается к анализу содержания источников. При этом ученый исходит из того, что все остатки исторических фактов, если установлена их подлинность, в критике достоверности содержащихся в них сведений не нуждаются. К числу таких источников он относит вес вещественные памятники, а из письменных - юридические документы, акты, писцовые книги. Иной подход необходим, по мнению ученого, при изучении повествовательных источников. Историк должен прежде всего выявить все содержащиеся в них сведения, а затем установить, как позиция автора влияет на степень достоверности изложенных в источнике фактов. В. О. Ключевский применял этот метод к изучению житий святых и летописей, но пришел к выводу, что авторская позиция в них выражена слабо, в отличие, например, от повестей и сказаний о Смуте.


    написать администратору сайта