ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Вопросы к зачету по дисциплине Родная литература
Скачать 18.79 Kb.
|
Вопросы к зачету по дисциплине «Родная литература» Русская литература второй половины 19 века. И.А. Гончаров. «Обломов». Жизнь и творчество писателя. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти. Обломов и Штольц. И.А. Гончаров. «Обломов» - роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения. Роман «Обломов в русской критике». Литература 60-х годов 19 века. Г.И. Успенский. Жизнь и творчество. Картины народной жизни и тема крестьянства в творчестве писателя. Роман «Нравы Растеряевой улицы». Нравы провинциального города, человеческие судьбы, человеческие типы в романе Г.И. Успенского «Нравы Растеряевой улицы». В.В. Набоков. История создания, тема, идея, система образов, основной конфликт в романе «Машенька». Тема утраченной любви и утраченной Родины в романе В.В. Набокова «Машенька». Литература 20-х годов 20 века. Е. Замятин. Роман «Мы». Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее. Судьба личности в тоталитарном государстве в романе Е. Замятина «Мы». Сатира и юмор в русской литературе 20 – 30 –х годов 20 века: М.М. Зощенко. Жизненный путь и творчество. Рассказы «Аристократка», «Стакан». Традиции русской сатиры в творчестве А.Т. Аверченко и Тэффи (Н.А. Лохвицкой). А. Аверченко – «король смеха». Рассказы «Сплетня», «Друг», «В ресторане». Н. Тэффи. Рассказы «Счастье», « Воротник», «Ностальгия». Литература 30- начала 40-х годов 20 века. Н.А. Заболоцкий. Поэзия. Стихотворения: «Ночь в Пасанаури», «На могиле летчика», «Сквозь волшебный прибор Левенгука…» и др. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта. Литература 50-80 годов. В. Шукшин. Жизнь и творчество. «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина. Творчество В.П. Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба» Творчество писателей Белгородской области. Литература 80-90х г. 20 века. Рассказать о творчестве любого белгородского автора. Жизненный и творческий путь И. Чернухина. Любовная лирика автора. В. Молчанов. Поэзия. «Сирень», «Родство», «Минуты тишины», «Подснежники», «Стихотворения и поэмы». Александр Оберемок. Рассказы «Переплет», «Квартира», «Обряд». Требования к проекту Объем – до 10 страниц План (формулировки примерные): 1. Биография автора 2. Характеристика творчества 3. Анализ произведения на выбор Внимание: Если проект является общим для мини-группы, то анализируемые произведения равны количеству человек в мини-группе. Требования к оформлению: Шрифт – ТNR, 14, интервал 1,5, абзац – 1, 25, поля стандартные, выравнивание по ширине Нумерация страниц Содержание, титульный лист Материал должен быть вами переработан, анализ сделан самостоятельно. Образец оформления текста и ссылок: Маруся Ты чаво глядишь сычом? Аль кручинишься об чем? Аль в солянке мало соли, Аль бифштекс недоперчен? Использование воспроизводимого фразеологизма глядеть сычом несет в себе культурную коннотацию, поскольку сыч воспринимается как птица угрюмая, мрачная: с ее образом связано много поверий и негативных примет. Кроме того, обнаружив происхождение названия из словаря М. Фасмера, найдем и дополнительный комментарий о том, что крик сыча напоминает плач ребенка [Фасмер 1987:821]. Скрытный образ жизни, угрюмость формируют соответствующий стереотип в картине мира русского человека, который, на наш взгляд, оказал влияние на возникновение фразеологической единицы, содержащей и эмоциональный компонент, заключающийся описании беспокойного состояния человека. Включение фразеологизма в речь Маруси отражает общую обеспокоенность настроением Федота, сочувствие герою. План анализа стихотворения: 1.Автор. Название стихотворения. 2. История написания (с какими событиями связано, дата написания – ЕСЛИ ЕСТЬ) 3.Жанровое своеобразие (элегия, пейзажная зарисовка, баллада, любовное послание, ода, дружеское послание, сонет и т.д.) 4. Тема (о чём говорится, как раскрывается в каждой строфе). Основная мысль. 5.Какие чувства, настроение (светлое, радостное, грустное, тоскливое, восторженное, печальное) вызывает настроение. 6. Чем вызвано это настроение. 7.Какие размышления возникают по поводу данного настроения. 8. Какие изобразительные средства используются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, градация, гротеск и др.) 9. Речевые особенности в плане синтаксических фигур: повтор, анафора, эпифора, параллелизм предложений, инверсия, однородные члены и (их особенность употребления), союзные и бессоюзные предложения; многосоюзие, антитеза… 10. Графическое изображение (делится ли на строфы, какие: двустишие, трехстишие и т.д.. по какому принципу) 14.Общее впечатление о стихотворении. Анализ рассказа (проза) 1. Главная тема рассказа. 2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.) 3. Место действия 4. Основные события. 5. Действующие лица (главные и второстепенные) 6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие) 7. Роль пейзажа (с какой целью вводит его автор) 8. Роль автора в этом рассказе. 9. Мое отношение к героям и к рассказу в целом. Внимание: Анализ произведения должен нести логическую направленность; иметь связный текст. |