ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОТВЕТУ
Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.
Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная немаловажно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее вещать о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Сама историческая мысль также имеет историю. История исторической науки есть историография. Ее предмет — характеристика историков, историографических концепций. Задачи истории психологии: 1.) Изучить закономерности развития знаний о психике. 2.) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения. Выяснить подневольность зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста. 3.) Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.
Основные подходы к анализу исторического развития науки (экстернализм и интернализм, антикваризм и презентизм, теория контекста и теория великих личностей и т. д.).
Представители интернализма (А. Койре, А. Р. Холл и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т. д. Так, например, анализируя научную революцию XVI-XVII вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного античного Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья.
Экстернализм - (Б. Гессен, Д. Бернал, и др.), возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т. е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.
Под "презентизмом" (present - настоящее) понимается способ исследования и понимания историко-научного явления с точки зрения современного состояния науки и культуры вообще. "Презентизм", следовательно, экстраполирует современный взгляд на прошлое или, что одно и то же, прошлое он как бы подводит под настоящее. Говоря иначе, презентисты считают, что историю науки надо излагать языком современности.
Подобный метод или подход искажает, по мнению некоторых историков и философов науки, подлинную суть прошлого знания и вообще историко-научного объекта, которую можно восстановить и воспроизводить только с помощью и на базе метода "антикваризма". Антикваризм (антикварий, антикварный) - такой метод исследования и изучения историко-научного явления, при котором восстанавливается его, так сказать, "живой" образ, т. е. воспроизводится его содержание во всех конкретно-исторических деталях. При этом обращение к современности или апелляция к настоящему объявляется не только нежелательными, но и даже вредными, т. е. считаются в принципе недопустимыми. Говоря иначе, антикваристы считают, что необходимо восстанавливать картины прошлого, а не ссылаться на современные источники.
Исторические трансформация предмета психологии: основные этапы.
Понимание психики как «души» в древности. Демонтрация специфики этого понимания на примере ранних греческих философов. Понимание психики в терминах индивидуального, интроспективно понимаемого сознания после Декарта. Расширение предмета психологии в ХХ-ом веке (поведение, бессознательное, личность, когнитивные процессы, социокультурная обусловленность психики и пр.). Психология — это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Психические состояния — это временные относительно устойчивые уровни психической активности.
Психические свойства (природные, моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность личности. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "деятельность" также включена в предмет психологической науки.
Вопрос о предмете психологии всегда был дискуссионным на протяжении всей истории развития как философской, так и психологической мысли. В становлении предмета психологии выделяют следующие этапы:
1. Психология как наука о душе зародилась в рамках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представление о душе. Несмотря на противоречивость воззрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной. Именно поэтому с появлением причинного мировоззрения душа перестает рассматриваться в качестве предмета психологии.
2. Психология как наука о сознании (18 век). Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания" : мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека.
3. Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований — эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее — психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить вопрос о предмете психологии — бихевиоризм. Предметом изучения психологии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер).
4. Психология как наука о бессознательном (конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевиоризмом возникает другое психологическое на-правление — фрейдизм (3. Фрейд). В пред мет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ограничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт — бессознательное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательного вытесняются недоступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является главным источником невротических расстройств.
5. Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.
В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и специальных.
Основные стадии развития психологической мысли в Античности.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Эта наука получила название натурфилософии, в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (огонь, вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Первые представления о душе возникают в период ранней классики VI — Vвв. До н.э. в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита. Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего.
В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал— бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота).
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.
Психологические представления в досократовской философии (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор).
Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до н. э. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: “О воспитании”, “О делах общины” и “О природе”. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Гераклита (540-480 гг. до н. э). Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался “О природе”, согласно другим - “Музы”. Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до н.э.) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения “Очищение” и “О природе”. По своему характеру философия Эмпедокла близка к стихийному материализму. Первооснова - огонь, вода, воздух, земля. Он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Космогонический процесс развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в которых попеременно берет верх то вражда, то любовь. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Тяжесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал ее простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Аристотель его взгляды характеризовал однозначно: “Демокрит... полагал, что истинно суть то, что нам является”. Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами. Он пытается сформировать некие “универсальные” моральные правила. Центральным в его этике является “достижение доброй мысли”. Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравственности.
Психологические аспекты философии Платона.
Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение, с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. В отличие от души, тело подобно «человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою». Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии так, чтобы между ними была соразмерность. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общее у человека, животных и растений. Это вожделеющее, неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание— в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Другое — разумное— начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало— яростный дух. Этой частью человек вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Процесс познания, по Платону, есть припоминание.
Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Но в то же время Платон придавал важное значение воспитанию. «Правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше— и вообще, и в смысле передачи их своему потомству»,— читаем в «Государстве».
Учение Аристотеля о душе, и ее способностях. Теория познания Аристотеля.
Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа неразрывно связана с телом. Орган души— сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. После смерти тела душа не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Учение о процессах познания. Начало познания образует способность ощущения. Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство иприписывал ему ряд функций. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Следующая познавательная способность — воображение, заключается в образовании представления. Воображение берет начало в ощущении, но оно не естьощущение. Мышление характеризуется составлением суждений. В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теор. ипрактический.
Учение о чувствах. Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость— вообще все, чему сопутствует удовольствиеили страдание.
Проблема воли. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находитсяоснование действия: вне субъекта или в нем самом. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятиерешения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.
О характере. Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Аристотель дал описание душевных качеств (нравов) людей всоответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природнымсвойством, его черты складываются как результат опытности. Позже эту мысль развил его ученик Теофаст. Аристотель придавал важное значение воспитанию. Оно должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нем то, чего недостает от природы.
Основные тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности. Психологические проблемы в философии стоиков и эпикуреизме.
Общая характеристика философской и психологической мысли в эллинистический период. Проблема индивидуальных стратегий жизни в эпикуреизме и стоицизме. Понятие атараксии у Эпикура. Понятие апатии у стоиков. Стоическое учение об аффектах. В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека. Будучи последовательным материалистом, Эпикур стремился модернизировать учение Демокрита так, чтобы оно отвечало требованиям времени. Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпикур выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть - «душа души» есть только у человека и связана с психическими функциями души - чувствами, мышлением, нравственностью. Стоики тоже разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, состоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселенной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею пантеизма(всеобщего одушевления природы) первых психологов. Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божественное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением) присуще всей природе. В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля.
В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа. И у Плотина, и у Августина вывод о своеобразии сознания и о наличии особой внутренней жизни следует из разрешения задач религиозного характера.
Психологические взгляды представителей средневековой арабоязычной науки (Авиценна, Аверроэс, Альгазен).
Арабский перипатетизм. Учение о пневме и психофизиология Авиценны. Теория познания и учение об интеллекте Авиценны. Учение об активном интеллекте Аверроэса. Оптика Альгазена. Роль интеллекта в построении чувственного образа.
Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII– ХИ вв. После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической (IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями являются Авиценна(Ибн Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам), Аверроэс(Ибн Рушд). Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается
бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего сXIII в. абсолютным»
Психологические идеи в философии средневековой Европы (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
Богопознание как познание собственной души в философии Августина, метод психологических аналогий. Ступени познания у Августина. Синтез христианства и аристотелизма в философии Фомы Аквинского. Учение о душе и о познании.
Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа.
Фома Аквинский (1226- 1274) — самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Фома Аквинский учил, что душа одна. Она обладает бытием, отдельным от тела (хотя и помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные (вегетативные) и животные функции. В учении о познании различаются человеческое, «естественное» познание (естественный разум) и «сверхъестественное», основа для религиозной веры, откровение. Естественное познание — это познание истины посредством чувств и интеллекта. В нем различаются два уровня. Первый уровень образует область чувственного познания. Оно функционирует посредством внешних и внутренних познавательных органов. Внешние органы — это органы чувств. Внутренние познавательные органы — это, во-первых, общее чувство, здесь происходит группировка впечатлений от внешних чувств. Благодаря общему внутреннему чувству свидетельства зрения, звуки, вкусовые впечатления и др., приходящие к нам из какого-либо источника, связываются между собой и относятся к тому предмету, который является их источником. Во-вторых, пассивная память воображения — это склад, где сохраняются все восприятия, созданные общим чувством; в-третьих, активная память; в-четвертых, орган суждения, который воздействует на чувственные органы познания, добывая из представлений неизменное содержание — сущность отдельных конкретных вещей. Это преддверие второго умственного уровня познания — интеллектуального. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа. В качестве одного из механизмов познания у Фомы Аквинского выступает специальная операция сознания — интенциональность. В человеческой душе есть какая-то сила, интенция, «внутреннее слово», которое придает определенную направленность (интенциональность) акту восприятия и познанию в целом.
Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XVXVI вв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
Основные особенности ренессансного мировоззрения. Психологические идеи Бернардино Телезио, Хуана Луиса Вивеса, Хуана Уарте. Значение работ Андреаса Везалия для развития анатомии.
Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214— 1292). У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве Николо Макиавелли (1487— 1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика — доблести. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства.
Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533— 1592) . Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии. В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493— 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514— 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения(1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в1628 г. решил проблему кровообращения.
Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492— 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь.
Философия Р. Декарта и становление психологии сознания.
Трансформация понимания души в философии Рене Декарта. Метод радикального сомнения и самодостоверность индивидуального самосознания. Метод интроспекции. Дуализм Декарта в понимании соотношения души и тела. Учение о душе в философии Декарта. Основные виды «идей» (представлений). Психофизический интеракционизм.
С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое духовное бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Проблема метода — центральная в философии Декарта. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей— сочетание интроспекции с естественно-научным методом.
Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из тела и души, ибо и нет теоретического доказательства в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. В декартовском «мыслю, следовательно существую» термином «мышление» обозначается сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней. Мышление — это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах». «Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень
малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи»
Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души.
В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт— материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах». «Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». Нервы — это как бы трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены» и «животные духи», переносимые по этим трубочкам из мозга в мускулы. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться — и происходит движение. Таким образом, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга — к мускулам. Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.
Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. Отсюда возникает задача воспитания страстей.
Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Проблема соотношения души и тела.
Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632— 1677). Главное сочинение Б. Спинозы— «Этика». Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Спиноза различает сущность и существование. Сущность— это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование— это есть она или нет. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом— протяжения. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга(как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо по какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспорядочного жизненного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию— о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. Первые два способа образуют познание первого рода. Это мнение и воображение. Познание второго рода — разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук. Познание третьего рода— интуитивное познание. На основе монизма в учении о субстанции и учении о познании дается анализ аффектов. Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы. Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от всякого рабства.
Проблема сознания и бессознательного в монадологии Г. В. Лейбница. Психологические идеи Лейбница (1646 – 1716) развиваются в контексте его философской системы объективногоиидеализма и рационализма. Он высказал новый взгляд на душу и тело, отличный от Декарта. Душа и тело составляют не две отдельные субстанции, а как бы два полюса в каждой монаде: один из них характеризуется пассивностью, бессознательностью, которыми отличается все вещественное; другой — ясностью представлений и деятельным характером — свойством, которое мы приписываем духу. Согласно Лейбницу, мир состоит из живых духовных единиц — монад. Монада абсолютно проста, она не имеет частей, не занимает пространства, бестелесна, активна. Каждая монада качественно своеобразна — индивидуальна, замкнута в себе — монада не имеет окон. Различаются три разновидности монад, последовательный порядок которых состоит в постепенном восхождении от жизни пассивной до состояния активного, наделенного совершенно ясным представлением. Простые монады соответствуют неорганической природе, но также имеют жизненную силу(поскольку жизнь разлита повсюду), познавательную активность в форме восприятия. Души, соответствующие животным, обладают отчетливым восприятием и памятью. Духи (разумные человеческие души) обладают высшими духовными свойствами. Учение о монаде как духовной субстанции идеалистично. Однако монада, и в частности душа, всегда соединена с телом. «Не существует духов, полностью отрешенных от материи». «Души действуют согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств. Тела действуют по законам причин действующих (производящих) или движений. И оба царства — причин действующих и причин конечных — гармонируют между собой». По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть повод кое-что заметить и, так сказать, развиваться». Это — апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение; «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений... детерминирует нас к принятому решению». Еще одно понятие, которое вводит Лейбниц — бессознательное. Сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью: бессознательные представления есть наименьшая степень рефлексирующего сознания, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.
16.Ассоцианизм XVIII-го в. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и Д. Гартли). Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.
Понятие ассоциации в истории психологии. Ассоцианизм: определение, понимание психики, элементаризм, суммативное понимание психики, сенсуализм, значение интроспекции. Развитие ассоцианистской психологии в рамках британского эмпиризма, вариации ассоциативного подхода в XIX в., значение ассоцианистского подхода для современных направлений психологии. Эмпирическая психология Дж. Локка. Человеческое сознание как «чистая доска». Чувственный опыт как основной источник формирования «идей». «Внешний» и «внутренний» опыт. Простые и сложные идеи. Принцип ассоциации в учении Дж. Беркли о зрительном восприятии, проблема восприятия глубины пространства. Классификации перцепций человеческого ума в психологии Д. Юма. Основные виды ассоциаций. Учение о причинности. Проблема человеческого «Я». Нейрофизиологическое обоснование механизма ассоциаций у Д. Гартли. Большие и малые вибрации. Принцип ассоциации в восприятии и поведении.
Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн).
«Ментальная механика» Дж. Милля. Одновременные и последовательные ассоциации. Применение подхода Милля в педагогике. «Ментальная химия» Дж. Ст. Милля: синтез элементов вместо суммации. Принцип ассоциации и поведение в психологии А. Бэна. Принцип проб, ошибок и случайного успеха. Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.). Воспитателем Милля был его отец Джеймс Милль, считавший, что законы психологии не только дают представления о содержании духовной жизни человека, но и подсказывают способы его безграничного совершенствования. Этим подходом он руководствовался и в программе обучения своего сына, достигнув больших успехов. К12 годам Джон неизмеримо превосходил по уровню развития своих сверстников. Он знал не только множество языков, но и ряд разделов высшей математики. Восприняв убеждение в том, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциаций, Милль - младший внес в это убеждение своего отца важные коррективы. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Внес вклад в разработку проблем творческого мышления. Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных: сходство, смежносить и интенсивность. Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика» (1843).
А. Бэн (1818-1903 гг.) в работах «Ощущения и интеллект» (1855), «Эмоции и воля» (1859) доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функциями». Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Бэн доказывал, что методом проб и ошибок человек постепенно совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому.
Г. Спенсер (1820-1903 гг.) был одним из основателей позитивизма. Психика является механизмом адаптации к среде. Спенсер изучал генезис психики. Исходная форма психической жизни - ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества.
Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.
Представление как единица душевной жизни. «Статика духа»: классификация связей между представлениями, области и пороги сознания. «Динамика духа»: условия осознанности представлений. Понятие апперцептивной массы и ее применение в педагогике. ВXVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776—1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количе-ные характеристики. Психология И. Гербарта складывается из двух частей — «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, т. е. в период покоя. Предмет динамики духа составляет выяснение условий движения представлений в сознании. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впоследствии, в частности, В. Вундтом. В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свойство ясного сознания; сознания— здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные другими представления становятся бессознательными. Сознание, по Гербарту это сцена, или экран, на котором «теснятся» представления меняющейся степени ясности, они вступают в отношения друг с другом, перемещаются из одной области сознания в другую, при этом некоторые погружаются за порог. В психологии Гербарта вся душевная жизнь оказывается результатом взаимодействия представлений. Сознание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сумма действительных представлений, их свойство. На основе психологических идей о взаимодействии представлений Гербарт разработал эстетическую
теорию.
Эволюционная психология Г. Спенсера.
Эволюционное учение Г. Спенсера. Основные законы эволюции. Понимание предмета психологии: связь «внешнего» и «внутреннего». Эволюция форм психики: от раздражимости до интеллекта. Интеллект как высшая форма психического развития. Роль ассоциаций в эволюции психики. Механизм наследования ассоциаций. Английский философ и психолог Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология. Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм. В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Психические явления рассматриваются как один из видов жизненных проявлений. Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную — неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).
Его стремление сделать психологию объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма, который Спенсер и перерабатывает исходя из своих стремлений к построению новой психологии. Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни – ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании. Говоря о роли каждого этапа. Спенсер подчеркивал: главное значение разума в том, что он лишен ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.
Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э.Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
Общая характеристика французского материализма. Ж. Ламетри и Декарт. Психика и мышление как свойство организованной материи. «Человекмашина». Сенсуализм Кондильяка. «Человек-статуя». Психологические взгляды К. Гельвеция. Чувственный опыт как источник познания. Производность мышления от ощущений. Понятия души и духа. Природное равенство людей и причины «неравенства умов». Значение социального окружения и воспитания для формирования способностей. Вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие психологии. Природа человека. «Естественный человек» и пагубное влияние цивилизации. Развитие ребенка и система воспитания.
В 18 веке происходит становление эмпирической психологии во Франции под воздействием теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и в полемике с Р.Декартом и другими рационалистами. Научную основу составляли успехи в области естественных наук и медицины. 18 век- это век Просвещения и Великой французской революции. Этьен Бонно де Кодильяк (1715 - 1780): был непосредственным французским истолкователем Локка, отстаивал концепцию опытного происхождения сознания, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов -действия рефлексии. Кондильяк отвергал локковские два источника опыта и признавал из них только 1 -ощущение.
|