ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОТВЕТУ (1). Вопросы к зачету с требованиями к ответу
Скачать 259.96 Kb.
|
Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) исследовал проблему, откуда берется неравенство умов. Зависит ли оно от природы, или от различий в организации (т.е. от воспитания)? Развивает следующие психологические идеи: 1) человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т.е. с памятью. 2)опираясь на Кондильяка, показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности; 3)все умственные операции - сравнение, суждение - сводятся к ощущению («Выносить суждения - значит ощущать»). 4)Игнорирует качественное своеобразие мышления; выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания, которое предполагает усилие; 5)делать усилие человека побуждает интерес; при одинаковой заинтересованности в познании люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание; 6)интерес предполагает стремление к счастью - физическим удовольствиям. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и пр. 7)Если все проистекает из ощущений, а они - результат работы органов чувств, не зависит ли неравенство умов от их совершенства? Дени Дидр (1713 - 1784): вступил в полемику с Гельвецием и высказал ряд материалистических диалектических проблем в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей, дал трактовку способностей, в которой признал их врожденность. Подверг критике сенсуализм Гельвеция, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.Основные работы: «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Разговор дАламбера и Дидро». Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) - писатель, философ, представитель сентиментализма, разрабатывавшего проблему человека. Руссо утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки. Руссо обращается к естественному состоянию людей, когда они пребывали в совершенном неведении. Официальная церковь и религиозная нетерпимость осуждается им с позиции деизма. Является автором собственной системы воспитания, которую изложил в романе-воспитании «Эмиль, или. О воспитании» и в романе в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Жюльен Офреде Ламетри (1709-1751) - врач, философ, который защищал естественно-научный подход к проблеме человека и его психике. Нацеленность на факты естествознания против умозрения составляет основу всех рассуждений Ламетри. Он отвергал дуализм Декарта и приписывал материи способность к движению, способность к ощущению, мышлению и протяженность. Души как субстанции он не признавал: сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства (активность, чувствительность, мышление). В трактате «Человек - растение» он указывает на преемственность в развитии от животных к человеку. Этьен Бонно де Кондильяк (1715—1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка. Отстаивал концепцию опытного происхождения сознания. Указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение содержания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действия рефлексии. Отвергая производимое Локком различение двух источников опыта и признавая только один — ощущение, Кондильяк ставит целью своего известного произведения — «Трактата об ощущениях» (1754) — показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический прием: вообразив статую, внутренне организованную подобно нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из своих чувств, Кондильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Осознавая гипотетичность своих построений, Кондильяк был убежден в истинности получаемых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памяти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное наличное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием, либо потому что оно одно имеется налицо, либо потому что оно сильнее всех других ощущений. Следовательно, внимание есть ощущение. С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Постепенно внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идеями — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Немецкая философская психология XVIII-го в. (Х. Вольф, И. Н.Тетенс, И. Кант). Психология Х. Вольфа. Эмпирическая и рациональная психология. Редукция способностей души к силе представления. «Систематическая психология» И. Н. Тетенса. Иерархия душевных сил. Активность души как основание редукции способностей души. Психологическая проблематика в теории познания И. Канта. Идея активности познающего субъекта. Соотношение чувственного и рационального в познании. Основные познавательные способности. Проблема «Я»: трансцендентальное единство апперцепции. Учение о продуктивной способности воображения. Критика рациональной психологии. Кант о невозможности эмпирической психологии как науки. Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 70-х гг.— Гартли и затем французов — Боннэ, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь X. Вольф (1679—1754). Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т. е. Кант, потом отверг». Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Однако дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И. Канта. Предметом рациональной психологии были спекулятивные рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рациональной психологии X. Вольф выдвинул теорию способностей (Vermogen), продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в средние века. Желательные способности объявлялись производными от познавательных. Из познавательного акта сначала возникает удовольствие (или страдание), потом суждение о достоинстве объекта и, наконец, аппетит — стремление к объекту. Оно возникает из сознания его доброкачественности (или отвращения от объекта, в котором мы открываем зло). Более сильные проявления чувственного аппетита назывались аффектами. Психологию Вольфа суровой критике подверг И. Кант (1724—1804). В контексте обоснования возможности теоретического знания и самой науки, поисков источника необходимости и всеобщности научного знания, Кант ставит вопрос, при каких условиях возможна психология как наука: «...эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам», а также потому, что в психологии невозможен эксперимент, «поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета». психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем трихотомии души (до него немецкий философ И. Тетенс (1736—1807) впервые сделал это, но открытие осталось за Кантом). Уже во введении к «Критике способности суждения» (1790) он отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание (GefuhlederLustundUnlust) и от желательной силы (Begehrungsvermogen). Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798). (Понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает в своей «Антропологии». Но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания). Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей.Априоризм Канта в учении о познании, особенно учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Основные достижения физиологии нервной системы, органов чувств и мозга (XIX в.). Ранние исследования функционирования мозга и нервной системы. М.Холл: понятие рефлекторной дуги. Ф. И. Галль: френология. Корреляции между строением черепа (формой мозга) и психическими особенностями индивида. Прикладная френология. Физиология П. Флуранса: от корреляционного к экспериментальным методам изучения нейрофизиологических функций. Методы экспериментальной психологии XIX в. Закон Белла-Мажанди как анатомическая основа учения о рефлекторной дуге. Локализация функций головного мозга. П.-П. Брока. Эксперименты Г. Фритча и Э. Хитцига. Э. ДюбуаРеймон: электрофизиология. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. И вот что способствовало этому: Ч. Белл (1774 — 1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в Античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние — чувствительные (1807). Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги. И. Мюллер (1801 — 1858), основатель новейшей физиологии. Большое место в учебнике Мюллера занимает раздел о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха: «Ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию». В1801 г. Т. Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения всех трех рецепторов. Позже, в последней четверти XIX в. Э. Геринг сформулировал фотохимическ. теорию цветового зрения. Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894) в 1850 г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно120 м/сек. Доработал теорию Юнга, изменив фиолетовый цвет на синий. В1849 г. другой великий физиолог, Д. Реймон, который исследовал электрические явления в мышце и нерве, показал, что нервный процесс - это не движение животных духов, а электрическая волна. Ф. Галль (1758 — 1828) впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Открытие французским анатомом П. Брока центра моторных образов слов (1861); открытие немецким психиатром Карлом Вернике центра сенсорных образов слов и т.д. Доктрина «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера и теория «бессознательных умозаключений» Г. Гельмгольца. И. Мюллер как основатель новейшей физиологии. Доктрина «специфической энергии органов чувств»: основные положения.Г. Л. Гельмгольц как основоположник психофизиологии. Измерение скорости нервных импульсов. Изучение органов зрения и слуха. Теория бессознательных умозаключений. Ощущения как «символы» физических объектов. Одним из самых видных физиологов XIX в. был И. Мюллер (1801 — 1858), основатель новейшей физиологии. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833— 1840). В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной системы. В этом учебнике получило развитие учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга. Большое место в учебнике Мюллера занимает раздел о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г. Гельмгольц (1821 — 1894). В1850 г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» он опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет, примерно120 м/сек. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп — прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Из всех исследований, направленных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856 — 1866). Здесь представлены физика света, анатомия и физиология органа зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. Теория бессознательных умозаключений утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственное данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Становление экспериментальной психологии. Психофизика Г. Т. Фехнера. Психометрия Ф. К. Дондерса. Формирование немецкой системы университетского образования в XIX в. как предпосылка развития психологии в Германии. Становление экспериментальной психологии. Г. Т. Фехнер: психофизика. Выявление Выявление количественных отношений между ощущением и раздражителем. Абсолютный порог и порог дифференциации. Классические психофизические методы. Закон Вебера-Фехнера. Возникновение психометрии. Изучение скорости протекания психических процессов Ф. К. Дондерсом. Закон Дондерса. Метод вычитания. Важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Гюстав Теодор Фехнер (1801 - 1887) в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача - соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания - психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что измерить ощущение можно, измерив интенсивность физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени. Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения». Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. |