Реферат на тему Гладиаторы Древнего Рима. Реферат. Возникновение Гладиаторов
Скачать 36.29 Kb.
|
Введение. Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius - меч) - в Древнем Риме - военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет. Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мёртвыми". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко. "Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых" - так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества Возникновение Гладиаторов. Прошло почти 500 лет с момента основания города Рима , прежде чем там состоялся первый бой гладиаторов, засвидетельствованный историческими источниками. В самом началепервой Пунической войны, в 264 г. до н.э., два сына умершего Брута Перы выставили на тризне на Бычьем рынке (Forum Boarium) три пары фехтовальщиков, одновременно сражавшихся друг против друга. И хотя с этого началось быстрое развитие римской гладиатуры, фехтовальные игры зародились все же несколькими веками раньше. Римлянам были известны и раньше человеческие жертвоприношения в честь умерших, принявшие позже более мягкую форму боев гладиаторов; поэтому было бы неверно утверждать, что сыновья Брута Перы неожиданно изобрели этот вид погребальных игр. О человеческих жертвоприношениях на тризнах скифов сообщал еще древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.), а в “Илиаде” Гомера мы читаем о похожих ритуалах греческого войска под стенами Трои при погребении Патрокла. Именно эти погребальные церемонии в честь Патрокла встречаются снова и снова в Италии в росписях гробниц этрусков, живших к северу от Тибра, в городах-государствах, слабо связанных друг с другом. В ярком этрусском искусстве явно прослеживается греческое и восточное влияние. Причина, по которой этруски избрали именно этот жестокий сюжет главной темой своей надгробной живописи, кроется, вероятно, в их собственном религиозном обычае, которого они упорно придерживались: так же как при погребении Патрокла, они практиковали жертвоприношения военнопленных, для успокоения душ своих павших, с тем, чтобы таким образом умилостивить богов кровью. Но еще раньше этруски превратили простое заклание военнопленных, приносимых в жертву при погребениях, в нечто другое, а именно в их борьбу не на жизнь, а на смерть у могил и на арене. До нас дошли этрусские погребальные урны второй половины III в. до н.э., на которых изображены такие фехтовальные игры. На этихизображениях в двух случаях галлы противостоят своим соплеменникам, а в одном случае – галлы фракийцам. Оба этих сочетания хорошо известны нам по более поздним гладиаторским боям римлян. Можно предположить, что эти рельефы на этрусских погребальных урнах возникли не в том же году, что и сами боевые игры. Скорее это художественное изображение обычая, который уходит своими корнями в гораздо более раннее время. Таким образом, этруски изобрели гладиаторский бой, а римляне заимствовали его в период этрусского господства в Риме в VI в. до н.э. Сыновья Брута Перы, выставившие в 264 г. до н.э. на Бычьем рынке в Риме три пары фехтовальщиков на тризне в честь своего умершего отца, таким образом, просто подражали древнему этрусскому обычаю, точно так же как римляне вообще заимствовали у этрусков и другие обычаи: сценические игры, случавшиеся изредка человеческие жертвоприношения и звериные травли. Если в 264 г. до н.э. на уже упомянутой тризне по усопшему Бруту Пере на Бычьем рынке выступили три пары бойцов, то в 216 г. до н.э. на погребальных празднествах в честь Марка Эмилия Лепида на Форуме были выставлены уже 22 пары. Долгое время, примерно до конца II в. до н.э., римляне устраивали бои гладиаторов исключительно на погребальных празднествах, которые все еще, особенно в Галлии, носили печать религиозного жертвоприношения. На государственных праздниках с их скачками и сценическими представлениями они еще полностью отсутствовали. Сначала эти показательные бои происходили редко, затем все чаще и становились более дорогими и роскошными. Принесение человеческих жизней в жертву богам при этом не играло никакой роли. Бои гладиаторов становились для любивших зрелища римлян событием, которое добросовестно фиксировали летописцы.Большинство зрителей между тем уже не помнили того, что бои “осужденных на смерть” берут свое начало от жертв, приносимых в честь умерших. Они видели в кровавой бойне только щекочущее нервы развлечение, которое привлекало их больше, чем комедийное представление. Гладиаторов, участвовавших в боях и изображенных, между прочим, на вышеназванных рельефах этрусских надгробий, погребальных урн, иногда называли бастуариями, т.е. “сжигателями трупов”. Таким образом, в течение многих столетий римской истории основным поводом таких гладиаторских игр была память об умерших. Это могли быть не только обожествленные правители, представители знати и государства, но и богатые граждане, например торговцы, которые могли себе позволить такие расходы. Часто это оговаривалось в завещаниях, а родственники умершего должны были выполнить его последнюю волю. Термин “munus” (во множественном числе – “munera”) постоянно использовался для обозначения гладиаторских игр. Если раньше они проводились исключительно при погребении умерших, то постепенно их перенесли на декабрь, когда справлялись сатурналии – праздники в честь бога Сатурна, связанные вначале с человеческими жертвоприношениями. Человеческой кровью умиротворяли и страшных богов подземного мира, а также богов земледелия. Переходные состояния римлян в особенности требовали принесения искупительных жертв – это послужило еще одной причиной проведения гладиаторских игр в годовщины дней рождения или смерти, в честь победы или наступления нового столетия, при сооружении новых зданий и освящении статуй или храмов или по другим подобным поводам. Содержание гладиаторских игр. Незадолго до игр люди, специализировавшиеся на рекламе, ходили по всему городу иписали краской объявления о предстоящих боях везде, где можно было дотянуться кистью. Порой для этих целей использовали даже надгробия. На древних кладбищах сохранились некоторые из них с высеченной просьбой — «Не пишите объявлений. Наряду с настенными объявлениями организаторы игр составляли и размножали списки с описаниями наиболее привлекательных пар бойцов и их вооружения, продавали их затем на улицах города и рассыпали в соседние местечки. Были и своего рода программки – флажки с именами гладиаторов, которые носили по городу; на улицах и площадях глашатаи громогласно оповещали народ о тех, кто будет рубить и колоть друг друга на потеху публике Как правило, гладиаторские игры начинались лишь во второй половине дня. Тем не менее, с самого утра тысячи зрителей спешили в амфитеатр. Часто праздник открывался травлей диких зверей. Кровавые сцены, когда хищники с жадностью раздирали друг друга, сменялись показом дрессированных животных, удивлявших публику невероятными цирковыми трюками. Люди также боролись со зверями. Чаще всего это тоже были военнопленные, осужденные преступники или же вольнонаемные, обучавшиеся в специальных училищах. По нескольку дней не кормленные либо специально натасканные на людей дикие звери выступали в некотором роде в качестве палачей, ибо в программу игр в амфитеатре входило и публичное наказание преступников. Самым безобидным при этом считалось выставление виновного на всеобщее обозрение посреди арены. Хуже приходилось тем (и это гораздо больше возбуждало публику), кого бичевали либо сжигали живьем. Столь пестрая смесь травли зверей и чудес их дрессировки, казней обычных и необычных, веселых сцен и неприличных пантомим, длившихся с утра до полудня, вполне успевала за это время подогретьстрасти публики, с нетерпением ожидавшей кульминации празднества – гладиаторских боев. Празднично одетые – в пурпурных, расшитых золотом солдатских накидках поверх роскошного облачения, которыми особенно выделялись бойцы императорских школ, часто в шлемах прекрасной работы, украшенных различными изображениями, с покачивавшимися на них с павлиньими и страусиными перьями либо с посеребренным оружием (как у бойцов Цезаря), они сходили с колесниц, доставлявших их в амфитеатр, и в военном строю маршировали по арене. За ними следовали рабы, неся снаряжение бойцов, нередко украшенное даже драгоценностями. Напротив почетной императорской ложи, торжественная процессия приговоренных к смерти останавливалась. Гладиаторы, подняв правую руку, приветствовали принцепса мрачным призывом: “Ave, Caesar, imperator, morituri te salutunt!” –«Здравствуй, Цезарь, император, идущие на смерть приветствуют тебя!» После приветствия и парадного марша устроитель игр лично или его доверенные лица проверяли оружие. Зазубренные или тупые мечи отбирали и заменяли острыми, ибо никто не желал лишиться кровавого зрелища. После того как было роздано вооружение, начиналась жеребьевка пар – за исключением, конечно, тех, которые были заранее объявлены в целях привлечения публики. Открытость жеребьевки должна была исключать любые подозрения в жульничестве. Перед основным блюдом – смертельными поединками гладиаторов были показательные бои с тупым оружием, т.е. без пролития крови, подобные тем, что мы наблюдаем и сегодня в спортивном фехтовании. Подогретые этими представлениями зрители в амфитеатре с нетерпением ожидали кульминации игр – первого боя настоящим оружием. Обычно гладиаторы дрались попарно, но часто устраивались и групповые бои. Каждыйудар толпа на скамьях сопровождала дикими возгласами. При каждом ранении, наносимом гладиатору, на победу которого делалась ставка, раздавались крики отчаяния и разочарования, ведь многим приходилось дрожать за собственные деньги – ставки были не малые. То, отчего один вешал голову, у другого вызывало буйно. Радость – это когда падал на песок сраженный насмерть гладиатор. Однако отнюдь не всегда бои заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался всего лишь без чувств или, обессиленный от ран, опускался на колени. Если он не желал биться до последнего вздоха, то он отбрасывал щит и оружие в сторону, ложился на спину и просил о пощаде, поднимая левую руку и вытягивая большой или указательный палец. Право рокового решения принадлежало, собственно говоря, устроителю, однако же во времена Империи существовал обычай, в соответствии с которым зрители могли требовать пощады или смерти побежденного. Если гладиатор бился смело и даже в безвыходной ситуации оказывал сопротивление противнику, то зрители поднимали большой палец, махали платками, порой выкрикивая при этом “Пусть бежит!” Побежденный боец мог покидать арену помилованным, если свой большой палец поднимал и император. Если же публика считала, что побежденный заслуживает смерти, потому что он вел себя как трус и стремился уклониться от боя, то большой палец опускался вниз. Судьба гладиатора была решена, если и большой палец императора указывал вниз. В этом случае побежденный должен был подставить победителю собственную шею для последнего удара. Если же поединок заканчивался ничьей, что также порой случалось, то обычно оба бойца живыми покидали сцену. Никто не победил, ни и никто не проиграл. Такой вид пощады ценился, конечно, ниже,чем победа, но выше, чем милость, оказанная побежденным. Случалось, но довольно редко, что организовывались гладиаторские игры, на которых милость к израненным гладиаторам исключалась с самого начала и бой неизбежно продолжался до тех пор, пока в живых оставался лишь один из гладиаторов. Довольно часто случалось и так, что победа не означала еще окончания боя, особенно в тех случаях, когда публика была недовольна победителем или же на арене выступал преступник, оставлять жизнь которому не желала никто. Поэтому в тот же день он дрался против следующего определенного жребием противника или даже третьего, заступавшего на место второго. Для удаления с арены павших была придумана особо отвратительная процедура. Служители в масках, изображавших бога подземного царства Меркурия, с помощью раскаленного железа проверяли, действительно ли пресеклась нить жизни лежащего перед ними гладиатора, или же он еще вздрагивает. Таким образом, находили и тех, которые лишь притворялись мертвыми от страха и отчаяния. И они, конечно, не уходили от своей судьбы. Их уносили с арены вместе с трупами, а иной раз и утаскивали крюками. Служители в масках и одеянии этрусского божества – спутника мертвых Харона с молотком в руке провожали их сквозь “Ворота смерти”, ведшие в украшенную венками мертвецкую. Тех же, кто подавал признаки жизни, добивали. Во время пауз между боями мальчики и африканские рабы, а также другие слуги прибирали арену, перекапывали и разравнивали песок, подсыпая новый так, где он был пропитан кровью. Хоровод смерти мог продолжаться. Победивший гладиатор в знак своего успеха получал пальмовую ветвь, которой он гордо размахивал перед зрителями. В грекоязычных областях Римской империи вместо нее или наряду с нею он получал такжеи венок либо корону, которой увенчали его. Хорошо показавшим себя популярным бойцам доставались солидные премии, дома и прочие ценные дары. Финансировал раздачу призов, проходившую по окончании “спектакля” под громовые овации и возгласы зрителей, устроитель. Вечером праздничного дня играм подводился итог. Служитель амфитеатра отмечал в списке имена гладиаторов, проставляя напротив имени убитого латинскую букву “Р” – начальную литеру слова “periit” – павший, “V” – vicit – напротив имени победителя и “M” – missus – напротив того, кого пощадили толпа и император. Счастливчиками считались немногие бойцы, которые добыли rudis – “меч свободы”, а тем самым одновременно и освобождение от гладиаторской службы. Категории гладиаторов Гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной популярностью. Одни болели за тот, другие – за иной род оружия, а порой восхищение перехлестывало через край и превращалось в спор или стычку между приверженцами разных типов гладиаторов. Постоянно ведшиеся Римом войны порождали массы пленных, которых толпами принуждали участвовать в кровавой резне на потеху публике. Пленников заставляли биться друг с другом не только в их экзотических, часто живописных одеждах, но и с их собственным оружием и по их обычаям. С этим связано появление некоторых категорий профессиональных гладиаторов, таких, как самниты, фракийцы или галлы. Самниты, прикрывавшиеся большим щитом в человеческий рост, бились короткими, прямыми мечами либо копьями. Кроме того, они были защищены поножей на левом бедре, а справа зачастую – наголенником; фартуком с поясом и повязкой на правой руке. Лицо прикрывал большой шлем с прорезями, бросавшийся в глазасвоими широкими полями и огромным гребнем с султаном. Все вместе создавало впечатление великолепного тяжелого вооружения. Защитой фракийцам также служили закрывавший лицо шлем и наручень на правой руке. Оружием нападения у них были серповидный меч либо кривой кинжал, а от ударов противника они защищались маленьким круглым или квадратным щитом. В противоположность самнитам, с которыми они порой скрещивали клинки, у них было две поножи. Тип снаряжения римских гладиаторов, именовавшимся галльским, был, по-видимому, заимствован в этрусской кампании, а к этрускам попал от галльских племен Северной Италии. Выше я уже упоминала о том, что на этрусских погребальных урнах III в. до н.э. были обнаружены рельефы, изображавшие поединки между двумя такими галлами и галлом и фракийцем. Вообще же подобные изображения, выбитые также на надгробиях, являются важнейшим свидетельством существования и многих других типов вооружения. В эпоху империи “галлы” были постепенно вытеснены так называемыми мирмиллонами, называвшимися так по значку в виде морской рыбы на шлеме или кассе. В их снаряжение входили галльский щит, а также меч и копье; поножей, однако, не было. Еще одним типом гладиаторов, также, возможно, имевшим глубокие исторические корни, был ретиарий, или боец с сетью. Одетые наподобие рыбаков в тунику, ретиарии кружились вокруг своих противников, пытаясь мгновенно набросить на них сеть, чтобы вывести из строя и заколоть кинжалом или трезубцем, напоминавшим тот, что употреблялся при ловле тунца. Если же жертва умело увертывалась, то ретиарий быстро подтягивал сеть к себе за специальный шнур и вновь начинал “ловлю”. Главным противником ретиария наряду с мирмиллоном был секутор, т.е. преследователь, вооружение которого, так же как утяжеловооруженного самнита, состояло из шлема с прорезью для глаз, меча и щита. Ретиарий, выступал без шлема, занимал низшую ступень среди гладиаторов и часто вынужден был влачить жалкое существование. Приведенный список не исчерпывает всех типов гладиаторов. Были среди них и конные бойцы, такие, как андабаты, тело которых прикрывала парфянская кольчужная броня, а лицо – глухой шлем без прорезей для глаз. Вооружены они были длинными копьями, которые направляли друг на друга на полном скаку. Эсседарии же бились в британских колесницах управлявшихся стоявшим рядом возницей. Как против диких зверей, так и против других гладиаторов выступали на арене и лучники. Выходили на бой друг с другом и те, кто были вооружены двумя кинжалами каждый. Были и метатели петли, размахивавшие одновременно специальной кривой палкой, которую они держали в правой руке, а также бойцы, вооруженные маленьким щитом и изогнутым прутом в левой руке и кнутом в правой. Велиты, вооруженные копьем и метательным ремнем, бились друг с другом пешими. Поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Древняя традиция гладиаторских боев привлекала и древнеримских женщин. Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее - один из самых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов. Две женщины одеты и вооружены аналогично гладиаторам-мужчинам. Гладиаторши тяжело вооружены, каждая носит матерчатый пояс, наголенники, протекторы рук, прикрывающие руки, держащие меч от запястья до плеча. Каждая вооружена мечом и щитом, обе дерутся соткрытой головой и грудью. Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями указаны, подтверждая еще раз, что это женщины - Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает "missae sunt", что значит, что гладиаторши получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или "пощаду". Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами. Этот барельеф является памятником двум доблестным женщинам-гладиаторам. Он запечатлел сражение двух женщин, которое стоило того, чтобы о нем помнить - оно воспринималось настолько серьезно, что люди не пожалели труда и дорогого материала, чтобы запечатлеть его на века. В зависимости от места и времени действия менялись и некоторые особенности вооружения и снаряжения. Были и такие гладиаторы, которые могли выступать с различными видами оружия. Публика требовала смены впечатлений, поэтому методы взаимного уничтожения на арене отличались исключительным многообразием. Гладиаторские школы. Уже к концу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии нескольких сотен гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией – «ланисты». Именно они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для сражений на арене, а потом сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, что, безусловно, было предпочтительней смертной казни, они после курса обучения, длившегося 3 года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остатьсяв живых, то после еще 2 лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланиста он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. В распоряжении ланистов находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда. Жили гладиаторы обычно попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, как правило, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Фехтованию новичков обучал учитель, сам бывший гладиатор. Каждому из учащихся давали деревянный меч и сплетенный из ивы щит. Они отрабатывали удары на макетах, сделанных из соломы. Иногда использовались живые модели - из числа наказанных. Чтобы удостоиться этой сомнительной чести достаточно было получить всего три взыскания в течение тренировочного периода. За каждое взыскание, кроме того, полагалось 39 ударов хлыстом. Несмотря на то, что в этих школах поддерживалась жесточайшая дисциплина и наказания - от жестоких порок до полного увечья, бойцы питались гораздо лучше, чем их менее удачливые заключенные. Здоровые бойцы обычно имели более сытный паек - естественно, большое значение придавалось хорошему питанию и плотной упитанности, что было делом чести и престижа школ и их хозяев. В основном гладиаторы питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Остатки гладиаторских школ найдены при раскопках в Риме и Помпее. Раскопки Помпейской школы представляют собой около сотни маленьких комнатушек без окон, выходивших во внутренний двор, где целый день шли занятия. Руины самой большой из известных нам гладиаторских школ были обнаружены итальянскими археологами при раскопках Рима. В древности она так и называлась — «Большая школа», при ней имелась собственнаяарена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей. Считалось очень почетным получить приглашение на тренировки императорских гладиаторов. Сама казарма, где жили ученики, была разделена на хорошо изолированные помещения — отдельные хранилища для разных видов вооружения. Большая школа готовила до 2000 гладиаторов в год. При каждой школе обязательно была и своя тюрьма. В тюрьме Помпейской школы потолки камер нависали так низко, что заключенный не мог даже встать во весь рост. В ее камерах были найдены десять пар железных ручных и ножных кандалов. В 79 году после Р.Х. произошло извержение близлежащего Везувия, и город вместе со своими жителями был погребен под четырехметровым слоем лавы и пепла. При раскопках в зарешеченных норах тюрьмы обнаружили останки четверых прикованных цепями к стене арестантов. Австрийские археологи сообщили об обнаружении еще одной большой, хорошо сохранившейся школы римских гладиаторов. Руины школы были обнаружены при помощи радиолокационной технологии на месте древнего города, расположенного восточнее современной столицы Австрии Вены. Школа гладиаторов находилась в древнеримском городе Карнунт, который был важным военным и торговым центром. Хотя раскопки еще не начались, радиолокационные снимки выявили толстые стены вокруг комплекса, где имелось 40 тесных комнат, в которых жили гладиаторы. Здесь также была устроена территория для тренировок и большая баня. Снаружи у стен школы, полагают археологи, если верить сканам, находилось кладбище, где были захоронены бойцы, убитые во время тренировок. Амфитеатры. Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античногомира, построен в I веке н. э. и имеет форму амфитеатра. Колизей был заложен императором Веспасианом в 72 году, закончил же постройку через восемь лет его сын - император Тит. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium). Нынешнее название (лат. Colosseum) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров и периметр 527 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Это четырёхэтажная постройка когда-то была облицована белым мрамором. Во время Средневековья Колизей пострадал от землетрясений, а в эпоху Возрождения был частично разобран на постройку новых римских зданий, о чём свидетельствуют большие дыры. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Общая средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. В центре Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своимприближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй - для свободных граждан Рима среднего сословия, последний - для простого люда. На самых верхних рядах сидели и рабы, управляющие лифтами. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались при проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых. Арену посыпали песком для впитывания крови. А также особой популярностью пользовались водные сражения, когда арена полностью заливалась водой. Для этой цели здесь было построена сложная гидравлическая система. В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт в состояние поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э. Амфитеатр Нима — римский амфитеатр, расположенный во французском городе Ним. Арены были возведены в I веке н. э. по образцу римского Колизея. Амфитеатр насчитывал 133 м в длину, 101 м в ширину и 21 м в высоту; размеры большой и малой оси эллиптической арены — 69 и 38 м соответственно. Они могли принять до 25 000 зрителей. В Немаусе (античный Ним) существовала школа гладиаторов. Сохранились многочисленные граффити и надгробия с их именами и сведениями о боях. В Арене проводились бои заключённых приговорённых к смерти, так же можно было увидеть схватку гладиаторов и животных. Публику забавляли видом разрывания поверженных бойцов дикими животными. Во время Великого переселения народов арены стали использоваться как крепость; убежище внутри амфитеатранаходили сотни жителей. С 1853 года амфитеатр используется для проведения камаргских бегов, корриды, а также других зрелищных мероприятий (например, рок-концертов). Амфитеатр Марка Антония Гордиана – римский амфитеатр, расположенный в городе Тисдрус, в Тунисе. Он считается третьим по величине античным сооружением после Колизея. Архитектор, проектирующий этот амфитеатр, первоначально имел идею создать уменьшенную копию Колизея. Длина арены этого амфитеатра в Тисдрусе составляет приблизительно 425-430 метров, размеры 150 на 120 метров. Как уже говорилось ранее, для Колизея не стало бы проблемой принимать в себе до 50 000 тысяч зрителей, а вот амфитеатр в Тисдрусе способен принять не более 30 000. Возрастная разница этих двух римских амфитеаторов древности составляет практически 150 лет. Тисдрус был крупным экономическим и политическим центром, так как хорошо была развита торговля, в городе всё время было множество приезжих, которые, конечно же, хотели разнообразных экзотических зрелищ. К тому времени слава римского Колизея распространилась уже по всей Римской империи. И тогда Проконсул провинции Африка Марк Антоний Гордиан повелевает возвести в Тисдрусе аналог Колизея. Амфитеатр до сих пор существует и носит имя Марка Антония. Амфитеатр Пулы — древнеримский амфитеатр, расположенный в городе Пула, Хорватия. Это единственная из сохранившихся арен, которая имеет 4 башни и все три римских архитектурных ордера. При этом, по своим размерам, амфитеатр занимает 6-е место в мире среди подобных сооружений. Арена была построена в I веке н. э., в то время, когда Пула являлся достаточно крупным городом Римской империи. Изначально, она находилась за городскими стенами вдоль дороги Флавия. В 2—14 н.э. годах при императореАвгусте, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным. В 79 году арену расширили для того, чтобы принимать на ней гладиаторские бои. Арены Арля — римский амфитеатр, построенный в конце I века н. э., во время расширения города при Флавиях. Амфитеатр был рассчитан более чем на 20 000 зрителей. Строение насчитывало 120 арок, 136 м в длину и 109 в ширину; там проводились как гонки колесниц, так и гладиаторские бои. Арены использовались для зрелищ вплоть до конца Римской империи. Начиная с VI века, арены использовались как крепость. Первоначально в амфитеатре укрывались от нашествий варваров, затем к нему пристроили четыре башни, превратив в полноценный замок. Внутри амфитеатра было возведено более 200 строений и 2 церкви. Выселение обитателей арен началось в конце XVIII века и завершилось в 1825 году. В 1830 году в амфитеатре прошло первое за многие века театрализованное представление, посвящённое завоеванию Алжира; тогда же был проведён и бой быков. В наши дни амфитеатр — главная туристическая достопримечательность города. На аренах Арля регулярно устраиваются бои быков, спектакли, концерты, реконструкции сражений гладиаторов. Амфитеатр в Вероне — античный римский амфитеатр, построенный в Вероне около 30 года. В Италии строение известно под прозванием Arena-di-Verona, расположен на главной площади города — Пьяцца Бра. Амфитеатр в Вероне третий по размеру из аналогичных римских построек, после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере. Здание было построено за пределами городской черты и состояло из четырёх эллиптических колец. Первоначальный фасад был облицован белым и розовым известняком из Вальполичелла. Сохранившейся фасад амфитеатра выполнен из камня, цемента, речной гальки икусков кирпича. Внутри амфитеатра полностью сохранилась кавея. Строение было рассчитано на более чем 30000 зрителей, зрительские места сделаны по греческому обычаю в форме мраморных лестниц в 44 яруса. Амфитеатр был для проведения гладиаторских боёв, морских сражений и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его сцене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII—XIX века бои с быками. С 1913 года амфитеатр стал местом регулярного проведения оперных спектаклей. Капуанский амфитеатр - первый известный в истории амфитеатр - здание, специально предназначенное для гладиаторских боев и публичной травли зверей - был выстроен свыше двух тысяч лет назад за городом, в Санта-Мария-Капуа Ветере. Он был построен во времена Гая Юлия Цезаря Августа, восстановлен Адрианом и носил имя Антонина Пия, согласно надписи над главным входом. Это было грандиозное сооружение – 170 м. в длину, 140 м. в ширину, арена – 75 м на 45 м., высота – 46 м. Амфитеатр мог вместить в себя около 50000 зрителей и был вторым по величине после Римского Колизея. Заключение. Сегодня идея боев гладиаторов, происходящих до смерти, и амфитеатра, где зрители могли наслаждаться кровавым зрелищем, для нас дика и непонятна, но древние римляне считали убийство гладиаторов вполне нормальной формой развлечения. «Хлеба и зрелищ!» - эти требования были первыми в списке людей, живших много веков назад. Причем зрелища должны быть все более жестокие, хлеб должен был быть пропитан вином, а если эти условия не соблюдались, то правительство страны узнавало на собственнойшкуре, что такое разъяренная толпа. Бои гладиаторов всегда были в моде в Древнем Риме. И пусть недовольных было много, желающих смотреть, как люди убивают друг друга, было намного больше. Очень сильно боялись таких боев священники, и не потому, что это было жестоко, а потому, что большая масса людей, смотрящих это, становилась неадекватной, как будто «во всех бес вселился». Согласно одной старой легенде, давным-давно, еще в V веке некий монах Телемах решил положить конец кровавым битвам в Колизее, и во время очередного побоища выбежал на арену. Однако жаждущая острых впечатлений толпа никак не оценила его порыв и забила священнослужителя камнями до смерти. Но, несмотря на это, поступок Телемаха настолько задел душу императора Гонория, что он все же решил отменить гладиаторские бои. -------------------------------------------- [ 1 ]. Римляне возводили начало своей истории к основанию Города в 753 г. до н.э. [ 2 ]. В ходе трех Пунических войн (264-241, 218-201, 149-146 гг. до н.э.) решался спор Рима и Карфагена (Северная Африка) о господстве над Западным Средиземноморьем. В конечном итоге Карфаген был разрушен, а Рим создал огромную мировую державу. [ 3 ]. римский сенатор Децим Юний Брут Пера. [ 4 ]. Этруски— древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр, и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. [ 5 ]. Марк Эмилий Лепид — римский государственный деятель, консул и консул-суффект. [ 6 ]. Меркурий - в римской мифологии - бог общения и торговли, вестник богов и проводник душ умерших в подземный мир; первоначально отождествлялся с греческим богом торговли Гермесом [ 7 ]. Тит Флавий Веспасиан (старший),вошедший в историю под именем Веспасиан — римский император с 20 декабря 69 года по 79 год, основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных принцепсов в Римской истории I века. [ 8 ]. Тит Фла́вий Веспасиа́н(младший) – римский император с 79 года по 81 год, в отличие от отца, своего полного тёзки, вошел в историю под личным именем Тит. Народа назвал Тита «любовью и утешением человеческого рода» [ 9 ]. Камарга - области, расположенной между Провансом и Лангедоком во Франции. Здесь проводились «игрища с быками», т.е. камаргские бега [ 10 ]. Марк Антоний Гордиан I Африканский — римский император в 238 году знатного происхождения. Был богатым и образованным, увлекался поэзией и сам писал стихи (ещё в молодости написал «Antoninias» в 30 книгах, воспевавших обоих Антонинов — Антонина Пия и Марка Аврелия). Сенат назначил его проконсулом Африки. [ 11 ]. Антонин Пий (благочестивый) — римский император, правивший c 10 июля 138 по 7 марта 161 года. [ 12 ]. Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик — римский император в 117 — 138 годах. Трибунскую власть получал 22 раза, был провозглашен императоро м два раза: 11 августа 117 года, а второй раз в 135 году. Консулом был в 108 году, в 118 году и в 119 году. [ 13 ]. Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. [ 14 ]. Флавий Гонорий Август (лат. Flavius Honorius Augustus, 384—423), первый западно-римский император после окончательного разделения империи на Западную и Восточную, сын императора Феодосия I. Его правление — период торжества варваров, усиливающегося распада Западной Римской империи. В 403 году запретил гладиаторские бои. |