история. Возникновение и становление исторической науки
Скачать 14.07 Kb.
|
ИСТО́РИЯ (от греч. ἱστορία, букв. – расспрашивание; сведения, полученные путём расспросов), 1) процесс развития природы и человечества; 2) наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности историч. процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии. Возникновение и становление исторической науки И. возникла как особый лит. жанр в глубокой древности из мифологич. представлений, приобретших форму легендарно-эпич. сказаний, и лишь постепенно, на протяжении многих столетий, приобретала черты науки. Представления о едином пространстве И., однонаправленном линейном необратимом времени, восхождении человека от первого «завета» Бога к последующим впервые появились в Библии с самого начала её формирования во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Примерно столь же древняя историч. традиция существует в Китае, а также в Древнем Египте, Месопотамии и др. древнейших очагах цивилизации. Следующий шаг в развитии историч. представлений связан с античным миром (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.), создавшим предпосылки для вычленения собственно И. из единой познавательной системы и превращения её в самостоят. отрасль познания; возникли греч. (полисная) и рим. (державная, имперская) традиции. В 3–5 вв. н. э. формировалась христианская концепция историч. развития, опиравшаяся на библейскую традицию и достижения античной историч. мысли. В то же время эта концепция преодолела характерное для античности представление о цикличности и повторяемости И. и выдвинула провиденциалистскую по своей сути идею единого линейного процесса, распространяющегося на всю ойкумену. Ср.-век. история, по преимуществу описательная, в Новое время стала больше объясняющей, что и предопределило её превращение в науку в 18–19 вв. в странах Зап. Европы и в России. Усложнение решаемых И. задач привело к дифференциации и специализации историч. знания. Из состава И. выделились источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины (нумизматика, сфрагистика, палеография, метрология, археография, дипломатика, архивистика и др.). Как самостоят. отрасли научного знания с собств. методиками и методологией определились археология и этнография (этнология). Появилась особая дисциплина, изучающая развитие самой историч. науки, – историография. В 18–19 вв. стали формироваться нац. историографич. школы, укореняться направления, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей. И. оказалась востребованной обществом и властью, которые увидели в ней мощное орудие для разрешения социальных и политич. проблем. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в самой историч. науке возникли новые проблемы, которые частью сообщества историков воспринимаются как симптомы кризиса. Сближение И. с др. науками, активное использование методов, разработанных этими науками, дальнейшая дифференциация исследований существенно обогатили исследовательский арсенал историка, но в то же время создали угрозу расщепления традиц. предмета историч. науки, превращения её самой в подотрасли др. наук. Ситуация усугубляется нарастающими процессами в обществ. сознании, всё более увлечённом парадигмами постмодернизма, с его безграничным релятивизмом, признанием сосуществования научного и паранаучного знания, стиранием граней между строгим исследованием и сенсационными «открытиями», предложенными публике людьми, не обладающими профессиональными знаниями и умением. Решить все эти проблемы историч. наука в состоянии на пути развития собств. методологич. базы, углублённого изучения источников и популяризации результатов серьёзных науч. исследований. Структура исторической науки Труды по всеобщей истории. Фото А. И. Нагаева Историч. процесс порождает такое множество явлений, что для его восприятия требуется расчленение всего пространственно-временно́го континуума на отд. элементы. Принято разделять И. на отечественную (собств. страны) и всеобщую (зарубежных государств и народов). Многими историками не делается различий между всеобщей и всемирной историей. Всеобщую И. обычно разделяют на национальную (этническую) и региональную. Первая изучает И. отд. стран, гос. образований и народов (И. Китая, И. Священной Рим. империи, И. армян, И. Ватикана и т. д.). Вторая объединяет И. связанных общими чертами культурно-историч. развития разл. стран или народов (И. Средиземноморья, И. слав. стран, И. Лат. Америки и т. д.). Сложность изучения региональной И. заключается в том, что понятие «истори |