Митрополит Иннокентий. реферат митрополит Иннокентий. Введение. Основная часть
Скачать 0.78 Mb.
|
Оглавление: Введение. Основная часть. 1. Детство. Иркутский период. 2. Священник на Уналашке. 3. Амурский период. 4. Митрополит Московский и Коломенский. 5. Память о Святителе. Заключение. Список литературы. Приложение. Цель работы: доказать, что социокультурное, общественно-политическое и территориально-административное развитие Дальнего Востока и Приамурья в конце XIX века во многом было обусловлено пастырскими и организационными усилиями святителя Иннокентия, внесшего немалый вклад формирование инфраструктуры этого региона России. Объектная область исследования: история Дальнего Востока. Объект исследования: миссионерская деятельность митрополита Иннокентия. Предмет исследования: роль митрополита Иннокентия (Вениаминова) в освоении Дальнего Востока и Приамурья. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи: 1.Выявить основные факторы становления личности святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского и Коломенского. 2.Показать огромный вклад святителя Иннокентия в распространение просвещения и христианства среди аборигенных народов Северной Америки, Аляски, Алеутских островов, Якутии и Приамурья. 3.Рассмотреть его миссионерскую деятельность - как важнейшую составную часть социально-экономического развития региона; 4. Охарактеризовать значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в его церковно-государственном служении. Методы исследования: -работа с историческими источниками, статистическими данными; -работа с научной, справочной, художественной литературой; -анализ источников, характеризующих жизнь и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова); -работа с Интернет-ресурсами. I. Введение. В этом году Хабаровскому краю исполняется 75 лет. Но его история началась задолго до этого. Освоение русскими Дальнего Востока начинается в XVII веке. Первые землепроходцы появились в северных территориях края. В 1639 году отряд казаков во главе с Иваном Москвитиным вышел к берегам Охотского (тогда Ламского) моря. В устье реки Ульи был поставлен первый острог. В 1647 году Семёном Шелковниковым был основан Охотский острог. Это были первые русские поселения в Хабаровском крае. Позже Василий Данилович Поярков и Ерофей Павлович Хабаров положили начало присоединению к России Приамурья. До появления русских здесь проживали племена дауров, эвенков, гиляков и другие, всего около 30 тысяч человек. Они не входили в какое-либо государство, ясака и дани никому не платили. Первые экспедиции на Амур стали подчинять местное население российскому подданству, обещав им защиту. Приамурье быстро осваивалось русскими переселенцами. К началу 1680-х годов в бассейне Амура проживало до 800 мужских душ. Было распахано более тысячи десятин пашни. Собирались хорошие урожаи. Весь Амур до Татарского пролива и территория к востоку от Аргуни до Большого Хингана вошли в состав России. Однако процесс освоения края был прерван в связи с агрессией Цинской империи. В Пекин отправилось русское посольство. Но, не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать навязанный ей Нерчинский договор (1689). Согласно территориальным статьям российские подданные покидали левобережье Амура. Точной границы между двумя государствами установлено не было. Огромный край, успешно осваивавшийся почти 40 лет, превращался в пустынную, никому не принадлежавшую полосу. России удалось лишь отстоять право на Забайкалье и побережье Охотского моря. Энергичные шаги по возвращению России Приамурья предпринял Николай Николаевич Муравьёв, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. Ему принадлежат слова: «Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью». При широкой поддержке Муравьёва был разрешён запутанный вопрос о судоходности устья и лимана Амура и об островном положении Сахалина. Выдающуюся роль в разгадке этой географической задачи сыграл Геннадий Иванович Невельской. В 1850 году он поднял российский флаг в устье Амура и основал Николаевский военный пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане. В 1854—1856 годах были проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения. Число русских в крае заметно увеличивалось. В 1849 году на Камчатке Н.Н. Муравьев и Г.И. Невельской познакомились с Иннокентием Вениаминовым. Тогда Российскому Дальнему Востоку повезло: встретились три замечательных деятельных человека – архиепископ Иннокентий, исследователь, руководитель Амурской экспедиции Г.И.Невельской и генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. Они душой болели за дело России и посвятили свою жизнь, свой труд Сибири. Они пришли в Сибирь много позже Ермака, С. Дежнева, но по духу, по смыслу своей деятельности принадлежат к первопроходцам. Смелое предсказание М. В. Ломоносова, что «могущество Российское будет прирастать Сибирью», становилось реальностью благодаря их деятельности и жизненному подвигу. «Владыка Иннокентий (Вениаминов) – это человек-эпоха: эпоха и в истории России, и в истории российского Дальнего Востока и Русской Америки, и в истории Приамурья, и в истории Николаевска. Для дальневосточных народов – и коренных, и переселенцев – значение личности святого Иннокентия ничуть не меньше, чем значение святых Кирилла и Мефодия для славян» (http://ruskline.ru/monitoring_...opa_kamchatskogo_1797-1879_gg/). Святитель Иннокентий (Вениаминов) известен всему миру как прославленный миссионер и крупный ученый: этнограф, лингвист, географ, богослов. За свои ученые труды он был избран почетным членом Московского университета и Императорского географического общества. Личность этого неординарного человека меня не только увлекла, но и поразила самоотверженностью на поприще служения церкви и Отечеству. Важность возрождения духовно-нравственного наследия нашей страны сегодня очевидна каждому. В связи с этим, мне представляется значимым обращение к духовному наследию Святителя Иннокентия (Вениаминова), одного из самых одаренных церковных и государственных деятелей, трудами которых Россия укрепляла свои позиции на Тихоокеанском побережье в ХІХ веке. « Да, с нами Бог - не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он ЗДЕСЬ, ТЕПЕРЬ, средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!» (В.Соловьев) II. Основная часть. 1. Детство. Иркутский период. Родился Иннокентий Вениаминов 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Но даже и по праздникам он был вынужден носить все тот же домотканый крестьянский зипун и самодельную обувь - «чарки». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарём, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В Иркутской семинарии, где учился Вениаминов, изучали обычные для такого рода учебных заведений предметы: богословие по учебнику Сильвестра, ректора Казанской духовной академии, в основе которого лежала система, разработанная еще Феофаном Прокоповичем при Петре I, философию по учебнику Баумейстера, риторику по книге Буггия с русскими примерами по Ломоносову. Скромной до аскетизма была обстановка Иркутской семинарии, никаких излишеств. Классы, где проходили предметы, помещались в трех небольших комнатах, где жили, спали и ели воспитанники - бурсаки. Проще сказать, нищета светилась во всем – и в обстановке, и в питании. Но, несмотря на трудные условия, Иван Попов в семинарии отличался от других воспитанников особым усердием, более того, искренним интересом к наукам. От природы мальчик был наделен большим и светлым умом, который сочетался с пылким, поистине артистическим воображением. Смелость суждений и оригинальность взглядов уже тогда формировались в нем. Казалось бы, одинокий, оторванный от семьи, попав в незнакомый город, в стены суровой «бурсы», мальчик должен был бы испытывать душевные страдания. Но ничего подобного не случилось. Сильный волевой характер молодого Ивана Попова взял верх над хандрой, как в те дни утомительных семинарских занятий, так и позднее, в годину суровых испытаний на Алеутских островах. Большим событием в семинарии были экзамены, носившие тогда название «собраний». На такие собрания являлось все начальство, приходили ученики всех классов. Предметом испытания были как науки, так и поведение. Более всего взыскивалось за опоздание к праздничным богослужениям: даже в утренние часы, когда в церковь необходимо было являться к четырем часам по сорокаградусному морозу, никаких поблажек не делалось. За малую успеваемость иногда прощали в надежде на исправление, но за неблагочинное стояние в церкви - никогда. Бурсацкая жизнь скрашивалась нехитрыми развлечениями: «табачку понюхать», например (о «табакокурении» не было и помину). Однако у юного Вениаминова были совершенно иные интересы: под влиянием своего дяди он пристрастился к механике. Работа на токарном станке ладилась у Ивана не хуже, чем работа с топором и рубанком. Любовь к слесарному и токарному искусству, а также навыки в плотничьем деле пригодились Вениаминову в его насыщенной событиями, долгой и нелегкой жизни. Не только механика привлекала Ивана Попова - Вениаминова. Вторым излюбленным его занятием было чтение. Он стал постоянным и усердным посетителем семинарской библиотеки. Юноша буквально проглотил многотомное сочинение «О тайнах древних магиков и чародеев», переведенное с немецкого В. Левитиным. Увлечение механикой и книгами сочеталось с интересом к естествоиспытательству, различным опытам и хитростям вроде способов узнавать время посредством опущенного в стакан с водой кольца и т. п. За печкой в комнате, где жил юный умелец, появились водяные часы, сделанные при помощи ножа и шила. Циферблатом служила четвертушка бумаги, стрелкой - лучина, а вода была налита в берестяной туесок. Она капала в прикрепленную к туеску жестянку, и каждый час колокольчик ударял по одному разу. Изготовленные таким хитроумным способом часы вызывали у семинаристов смешанные чувства удивления и зависти, так как многим в то время в Иркутске не доводилось видеть никаких часов вообще. Вторым «изобретением» юного мастера стали солнечные часы. Более простые в изготовлении, они затем распространились и у других семинаристов. Иркутская епархия крайне нуждалась в церковно- и священнослужителях. Молодой Иван за год до окончания семинарии женился на дочери священника Благовещенской церкви, Екатерине Ивановне, и сразу затем был посвящен в диаконы той же церкви. Закончил он семинарию одним из лучших, а через четыре года был рукоположен во священника. Молодой батюшка снискал любовь и уважение прихожан за свой добрый нрав и торжественную чинность богослужения. Из Ангинского переехали к нему его мать и брат Стефан, у батюшки родился сын, которого назвали Иннокентием. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище, затем священником. Усердие и ревностное служение снискали ему всеобщее признание и любовь. 2. Священник на Уналашке. В 1823 году иркутский епископ Михаил получил указ из Святейшего Синода о том, что на Алеутские острова нужно послать священника. Желающих тогда не нашлось. Ивану много рассказывал об алеутах и уговаривал поехать один из прихожан - уроженец Русской Америки. По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года священник был назначен миссионером в Америку. По воспоминаниям современников, неожиданное согласие отца Иоанна отправиться в незнакомую сторону привело епископа в недоумение: ему и не хотелось отпускать даровитого священника, и нельзя было не выполнить указ Синода. Иван отправился в путь вместе со своими родными. Жена и дети Вениаминова стали настоящими героями-первопроходцами Тихого океана наравне с женами и семьями героев Дальнего Востока и Русской Америки - Невельского, Завойко, Муравьева-Амурского. Их путь лежал через село Анга, город Якутск, до Охотского моря, а затем, на парусном судне до Алеутских островов, до острова Уналашка. В Анге молодой священник отслужил молебен о путешествующих и, погрузившись в Качуге на небольшое суденышко, отплыл вниз по Лене до Якутска. Отсюда предстояло пересечь горы Аянского хребта, преодолеть конными и пешими более тысячи верст через горы, болота, тайгу, чтобы достичь побережья Охотского моря. 30 августа, из Охотска, взяв курс на Курильские острова, отошел корабль "Константин", на борту которого находился отец Иоанн с семьей, и спустя почти два месяца, 20 октября, миновав массу невзгод и опасностей, причалил в порту города Новоархангельска - тогдашней столице Русской Америки. Здесь они дожидались навигации и 29 июля 1824 года добрались, наконец, до пункта назначения - острова Уналашка. Остров Уналашка - один из самых крупных в Алеутской гряде. Он тянется в длину на 150, а в ширину - на 50 верст. Основным промыслом туземцев - алеутов была охота на морских котиков, сивучей, лисиц и бобров. Они жили в землянках. И в такой же землянке первое время пришлось жить отцу Иоанну с семьей. Они обосновались в старинном русском селе Никольском. Скоро справили новоселье в бревенчатом доме, собственноручно срубленном священником. Вот где пригодилось ему плотницкое искусство, которому он научился у дяди! Дом он успевает строить в свободное от службы время, потому что, едва сойдя на берег, с головой окунается в миссионерскую деятельность. До прибытия Иоанна на острове была только часовня. Первым делом Иоанна стало возведение храма. Он обучил алеутов тем ремеслам, которые знал сам: изготовлению кирпичей, каменной кладке, кузнечному, слесарному и плотницкому делу. Иконостас и престол были сделаны им самим. Новый храм был освящен 29 июня 1826 года. В течение первых четырех лет жизни и служения отца Иоанна на Уналашке, была посажена первая и единственная на всем совершенно безлесом архипелаге роща деревьев, построены деревянная церковь с колокольней и десять деревянных домов, училище на 22 ученика, больница, воспитательный дом для сирот алеутов и креолов. А еще разработана первая алеутская грамматика с алеутско-русским словарем, создана алеутская письменность, на алеутский язык переведены Евангелие от Матфея и частично - от Луки, деяния святых апостолов, краткий Катехизис, священная история, составлены некоторые поучения. А вскоре увидел свет один из самых ярких трудов пастыря, написанный на алеутско-лисьевском языке "Указание пути в Царствие Небесное", выдержавшее в последствии множество десятков изданий на разных языках народов мира. Очень высоко оценивал этнографические исследования Вениаминова академик А. П. Окладников, который считал, что труды Вениаминова характеризуют его как вдумчивого наблюдателя и исследователя, зрелого ученого-этнографа, гидролога, естествоиспытателя. Исследовательская и просветительская деятельность Вениаминова широко известны и чтимы в наше время и в США, и в Канаде. К 200-летию со дня рождения Вениаминова в этих странах были восстановлены храмы и церкви, в создании которых он принимал активное участие, создан музей Вениаминова. Иоанн наблюдал за своей паствой, исследовал их язык, нравы, характер и верования, собирал песни и легенды. Кроме этого он занимался изучением местной природы. Свои наблюдения он изложил в книге "Записки об островах Уналашкинского отдела" - о землетрясениях и вулканах, реках и озерах, о типах волнения и свечении моря, о наводнениях, разновидностях льдов, почвах и растениях. Собирая эти и другие наблюдения во время своего путешествия, он проводил кропотливую обработку и систематизацию полученных данных, подготавливал отчеты для Императорской академии наук. На Уналашке он пробыл десять лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов. Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Миссионер занимался не только распространением православия и просвещения. Он боролся с распространенными среди местных жителей заразными болезнями, пьянством и полигамией. В результате фундаментального изучения быта, культуры, языков, обычаев аборигенов, климата, флоры и фауны Вениаминов оставил капитальные научные труды в области этнографии, географии и лингвистики, которые не потеряли своего значения и ныне. Он приехал на Аляску приходским священником, а уехал оттуда архиепископом, апостолом Америки. Полна суровых испытаний, радостей и скорбей судьба этого человека, одного из выдающихся деятелей своего времени. Иван Евсеевич Попов - Иннокентий Вениаминов оставил яркий след и в судьбе маленького островного народа, искренним другом и защитником которого он был, и в истории науки своего великого Отечества. Святитель Иннокентии (Вениаминов) считал, что наглядный пример гораздо более доходчив, чем слова. Он стал для народов Аляски и Дальнего Востока чутким и мудрым духовным наставником и педагогом. Многими он воспринимался не иначе, как родной и любящий отец. Равноапостольный Иннокентий стремился отдавать себя людям без остатка. Например, во время эпидемий он безбоязненно оказывал аборигенам необходимую медицинскую помощь. Такой евангельской жертвенностью он привлёк к Православию даже тех, кто упорно не принимал устную проповедь Евангелия. 22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей. 8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки. 25 декабря 1839 года в Санкт-Петербурге был возведён в сан протоиерея. Во время пребывания отца Иоанна в Петербурге умерла его жена. Он стал вдовым священником, и на его руках остались пятеро детей. Святитель Филарет Московский провидел в священнике с острова Ситх истинного апостола (каковым его и называл), а посему уговорил отца Иоанна принять монашеский постриг. Дети его были устроены в учебные заведения. 20 ноября 1840 года Иоанн Вениаминов был пострижен в монахи и принял имя Иннокентий - в честь святого Иннокентия Иркутского. 30 ноября возведён в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года был хиротонисан в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат шестнадцатилетних наблюдений Иннокентия на Аляске. В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова. апреля 1850 года возведён в сан архиепископа. |