Введение Сущность и содержание правосознания
Скачать 66.97 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Сущность и содержание правосознания……………………………………..5 2. Структура и функции правосознания……………………………………….12 3. Роль правосознания в жизни общества и особенности правосознания сотрудников ОВД………………………………………………………………..15 Заключение……………………………………………………………………….20 Список использованных источников…………………………………………..22 Введение Актуальность темы. Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания. Правосознание – это совокупность представлений, убеждений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания. Поэтому правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже рядоположенное праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д. Цель работы рассмотреть сущность правосознания и его роль в жизни общества. Исходя из этого, мы поставили следующие цели: – изучить сущность и содержание правосознания; – рассмотреть структуру и функции правосознания; – проанализировать роль правосознания в жизни общества и особенности правосознания сотрудников ОВД; – подвести итоги и сделать выводы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. 1. Сущность и содержание правосознания Правосознание – это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях. Правосознание – одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.1 В содер ж ание пр авосознания входят четыр е основных вида оценочных отношений: 1) к пр аву и законодательству (его пр инципам, нор мам, институтам); 2) к пр авовому поведению окр уж ающих и к объектам деятельности (пр еступности, пр еступлениям, пр еступникам); 3) к пр авоохр анительным ор ганам (пр окур атур е, адвокатур е, суду, юстиции, ор ганам внутр енних дел, их деятельности); 4) к своему пр авовому поведению (самооценка). Пр авосознание как особая фор ма сознания – это совокупность идей, теор ий, чувств, эмоций, взглядов, пр едставлений, убеж дений, настр оений и т.п., в котор ых выр аж ается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выр аж ающих отношение к пр аву действовавшему, действующему и ж елаемому. Пр авосознание существует «до», «после» пр ава и «пар аллельно» с ним и является, во-пер вых, его источником, отр аж ающим объективные потр ебности р азвития общества, во-втор ых, одним из обязательных механизмов р еализации, воплощения в ж изнь, в-тр етьих, ср едством оценки соответствия поведения нор мам пр ава. Будучи в известном смысле непоср едственным источником пр ава, пр авосознание находит свое выр аж ение в пр авовых актах, оказывает воздействие на сам пр оцесс и р езультате пр авотвор чества. Чер ез пр авовое сознание и благодар я именно ему законодатель, как говор ил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отр аж ает его в пр авовых актах. Пр авовые нор мы, в свою очер едь, оказывают воздействие на р азвитие пр авового сознания гр аж дан, фор мир ование пр авильных пр едставлений о пр авовых пр инципах и нор мах, пр авоотношениях, ответственности. Хар актер ные чер ты и виды пр авосознания Сущность пр авосознания пр оявляется в его особенностях:2 1. Пр авосознание не мож ет существовать вне зависимости от иных фор м общественного сознания, к котор ым, напр имер , относится мор аль. Нр авственные, политические и иные идеи и пр едставления активно воздействуют на фор мир ование и р еализацию нор м пр ава. Яр ким пр имер ом этого является р ецепция (усвоение и заимствование основных полож ений) р имского частного пр авагр аж данским пр авом Евр опы. Известный пр авовед и педагог 3. М. Чер ниловский в своих лекциях высоко отмечал р оль Др евнер имской культур ы и, в особенности, значение р имского частного пр ава: "По известному выр аж ению, Рим тр иж ды покор ял мир : пер вый р аз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "ор бис тер р ар ум" – кр уга земель, омываемых Ср едиземным мор ем, втор ой р аз хр истианством, воспр инятым и Др евней Русью, тр етий р аз – когда р имское пр аво было заимствовано (р ецепир овано) позднефеодальной Евр опой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков бур ж уазных кодификаций гр аж данского пр ава, бесконечным тер минологическим источником, собр анием понятий и опр еделений, сохр аняющим свой автор итет до наших дней". 2. Пр авосознание – это одна из фор м, видов общественного сознания Специфика пр авосознания по ср авнению с др угими видами общественного сознания (политическим, р елигиозным, нр авственным) в том, что в нем выр аж ается отношение к юр идической действительности, и, что хар актер но для пр авосознания, это отношение пер едается чер ез тер мины «пр ава» и «обязанности». Пр еж де всего, какой долж на быть мер а пр авовой свободы, хор ошо ли защищены субъективные пр ава, какими они долж ны быть, какими долж ны быть юр идические обязанности, т. е. в пр авовом долж енствовании с акцентом на мер у юр идических пр ав и обязанностей. Поэтому пр авосознание мож но опр еделить как одну из фор м, видов общественного сознания, в котор ом выр аж ается отношение людей к юр идической действительности, к пр авовой матер ии. Пр авовая культур а общества зависит, пр еж де всего, от ур овня р азвития пр авового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие пр авовые феномены, как ценность пр ав и свобод человека, ценность пр авовой пр оцедур ы пр и р ешении спор ов, поиска компр омиссов и т. д. Это пер вый элемент пр авовой культур ы. С понятием пр авового поведения тесно связано др угое понятие того ж е р яда – понятие пр авовой культур ы. Если попытаться дать р азвер нутое опр еделение этому понятию, становится ясно, что пр авовая культур а – это специфический социальный институт, выполняющий функцию фор мир ования у людей политического и пр авового сознания, ценностно-нор мативных установок, а опоср едованно и пр авового поведения. Содер ж ательный анализ пр авовой культур ы пр едполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфер е действия пр ава и отр аж ению его в сознании и поведении людей. Пр авовая культур а находит свое пр актическое воплощение, как в пр авосознании, так и в пр авовом или пр отивопр авном поведении гр аж дан или гр упповых общественных субъектов. Пр ичем отклоняющееся от пр авовых нор м поведение не всегда является следствием осознанного мятеж а, эскапизма или новатор ства в отношении к пр инятым в обществе пр авилам, а зачастую становится следствием слабой пр авовой инфор мир ованности, социальной наивности и деловой некомпетентности. В своем пр авовом поведении индивид обычно р уководствуется собственными интер есами, ор иентациями и установками. Различное сочетание потр ебностей, стр емлений и интер есов леж ит в основе мотивации пр авового поведения. Ученые выделяют целый р яд мотивов пр авового поведения. Это внутр |