Главная страница

Введение Сущность и содержание правосознания


Скачать 66.97 Kb.
НазваниеВведение Сущность и содержание правосознания
Дата14.04.2021
Размер66.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла_Ivan_Laban.docx
ТипРеферат
#194674
страница1 из 4
  1   2   3   4


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и содержание правосознания……………………………………..5

2. Структура и функции правосознания……………………………………….12

3. Роль правосознания в жизни общества и особенности правосознания сотрудников ОВД………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………..22

Введение
Актуальность темы. Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений, убеждений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже рядоположенное праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Цель работы рассмотреть сущность правосознания и его роль в жизни общества. Исходя из этого, мы поставили следующие цели:

– изучить сущность и содержание правосознания;

– рассмотреть структуру и функции правосознания;

– проанализировать роль правосознания в жизни общества и особенности правосознания сотрудников ОВД;

– подвести итоги и сделать выводы.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Сущность и содержание правосознания
Правосознание это одна из форм общественного сознания, которая выражает пред­ставления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

Правосознание – одна из специфических форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.1

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений:

1) к праву и законодательству (его прин­ципам, нормам, институтам);

2) к правовому поведению окружаю­щих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам);

3) к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятель­ности);

4) к своему правовому поведению (самооценка).

Правосознание как особая форма сознания – это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настрое­ний и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действо­вавшему, действующему и желаемому.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, во­площения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых ак­тах, оказывает воздействие на сам процесс и результате право­творчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правиль­ных представлений о правовых принципах и нормах, правоот­ношениях, ответственности.

Характерные черты и виды правосознания

Сущность правосознания проявляется в его особенностях:2

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского частного правагражданским правом Европы. Известный правовед и педагог 3. М. Черниловский в своих лекциях высоко отмечал роль Древнеримской культуры и, в особенности, значение римского частного права: "По известному выражению, Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "орбис террарум" – круга земель, омываемых Средиземным морем, второй раз христианством, воспринятым и Древней Русью, третий раз – когда римское право было заим­ствовано (рецепировано) позднефеодальной Европой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминоло­гическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней".

2. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания

Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т. е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

С понятием правового поведения тесно связано другое понятие того же ряда – понятие правовой культуры. Если попытаться дать развернутое определение этому понятию, становится ясно, что правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению его в сознании и поведении людей.

Правовая культура находит свое практическое воплощение, как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскапизма или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В своем правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Ученые выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутр
  1   2   3   4


написать администратору сайта