Янка Дягилева как феномен русского панка
Скачать 22.92 Kb.
|
Янка Дягилева как феномен русского панка Сибирский панк-рок, в привычном представлении, навевает нам мысли о чем-то грубом, холодном, сугубо мужском. В целом, «панк» для многих – аморальщина, со вкусом дешевого пива и сигарет. Если женщина в панке, то это колготки в сетку, клетчатая юбка и ревущая электрогитара. Вопреки стереотипам, одной из ключевых фигур в истории сибирского панка является Яна Дягилева, для своих – а ими были как друзья, так и поклонники – Янка. Длинные волосы, мешковатая одежда и отсутствие макияжа не стали помехой тому, чтобы стать легендой русского рока. Янка выступала с группой Гражданская оборона, была в отношениях с ее лидером – Егором (Игорем) Летовым. Ее творческий путь короткий, но интересный и загадочный, вплоть до самой смерти. Поэтому мне стало интересно изучить феномен Янки, понять, чем она смогла влюбить в себя столько людей и войти в историю всего с несколькими альбомами, один из которых, и то, был выпущен посмертно. Я изучила ее песни, творческий путь, взгляды на мир, то, какой ее видели самые близкие и пришла к выводу: Янка Дягилева брала за сердце своей родной, русской душой. Все в ней настолько близкое, свое, что «наш» человек нашел в ее пении отдушину, почувствовал сквозь него свою культуру и историю. Но какими методами она этого добивается? Важное место в ее творчестве занимают обряды, имевшие место быть на Руси. Например, песня «Гори-гори ясно» отсылает нас к славянским обрядам, связанным с кострами – это и языческая масленица, во время которой «гори, гори ясно» было своеобразной присказкой, и многие другие праздники, например, праздник Ивана Купала с разведением костров и прыжками через них. Янка поет: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» и делает эту строчку припевом. Таким образом, она повторяет эти строки, создавая ощущение обряда. Однако, этой народности было бы мало для истинно русской атмосферы. Здесь стоит сказать о голосе Дягилевой. Манагер (или Олег Судаков) музыкант и поэт, участвовавший в проектах ГрОб, был одним из тех, кто близко знал Янку. О ее пении он говорил так: «…ей удалось волею судьбы быть тем человеком, который имел невероятную фольклорность голоса…», «неслучайно они с Нюрычем1 распевали фольклорные песни, обычные русские народные, и ей это удавалось, напевность такая в голосе…»*. Ее любовь к родине, присказки, которые она использует в своих песнях и та особенность голоса, которую невозможно подделать, помогли ей выделиться на фоне других музыкантов. Янка была особенной даже в компании Гражданской Обороны – увидев ее впервые, многие не восприняли ее всерьез, однако, когда она начала петь, будущие коллеги по группе извинились перед ней.*(вроде интервью с батей Летова). Вспоминая про Янку, Черный Лукич (Вадим Кузьмин), также участник Гражданской Обороны, охарактеризовал ее так: «человек был настолько не от мира сего». Она шла по своему особому, духовному пути. Несмотря на то, что Егор, которым она, безусловно, восхищалась, пытался направить ее в иное русло, высокомерно полагая, что манера Янки неправильна. По большей части, он уводил ее в психоделику, но могла ли выжить там столь живая Янка, которой важно, «чтобы внутри сердце горело»*? Давление и осуждение своего наставника и любимого человека она воспринимала тяжело, многие поклонники и общие друзья до сих пор винят Егора в смерти Янки, которая страдала от депрессии, усугубляемой давлением с его стороны. Гибель Янки – отдельная тема, которая, к сожалению, органично вписывается в ее творчество и даже имеет мистическое сходство с ее фольклорной песней «Придет вода». В своем интервью об Янке Дягилевой отец Летова отзывался как о девушке, поразившей всех своим пением. Его впечатление о ней делится на до и после того «как она запела». Пение Янки шло от души, от самого сердца. Вся она – Русь. Родилась Янка в Новосибирске, где жила с семьей в старом бревенчатом доме 1910 года. Рядом с их домом протекла река, в которой, кстати, и был найден труп. Мне трудно заменять имя Янки словами «поэтесса» или «певица», потому что она – не про это. Работы Егора Летова – политический акт. Работы Янки Дягилевой – акт любви ко всему. Хорошо характеризует ее строчка «Как же сделать, чтоб всем было хорошо». Даже ее самовосприятие отходит к религии и Древней Руси – в интервью о Янке Манагер говорит об их теории юродивых. Это те люди, которые несут ношу, посылая в мир любовь, но путь их тяжел. В песнях Янки это заметно – усталость от бытия сочетается с любовью ко всему окружающему. Она рисует образ обычного человека, с трудной судьбой и глубоким внутренним миром, причем рисует его русским певчим голосом, что делает ее такой родной. Она откровенна в песнях, красивые метафоры и устаревшие слова вроде «нову юбку», к удивлению, органично сочетаются со строчками вроде «Как же мне ху*во». Этим она и цепляет человека – Янка такая же, как и все. Русская душой, со своими проблемами и несущая любовь, которая восходит к религиозным юродивым. Также немаловажной частью творчества Янки являются образы природы. На ее посмертном альбоме «Последняя акустика» она стоит рядом с березой – типичным символом России. «Не вспыхнет поле на другом бережке» сразу навевает нас на мысли о чем-то родном и знакомом, о золотом веке и труде крестьян. Разве эти слова не могут быть о современности? Безусловно, могут, однако манера пения и музыкальное сопровождение выводят в нашей голове образы чего-то старого, утерянного, но живого в нас в виде истории. Так, в песне «Про чертиков» Янка использует такие традиционные русские выражения, как «отрезанный ломоть» и видоизмененный сказочный момент «киселем по берегам».* (ссылка на статью в вк) Интересно, что эти строки перекликаются с «пятиэтажкой» и «винным магазином». Это то, что как по мне, цепляет в ее творчестве – 90-е и фольклор начинают существовать в одной плоскости, пересекаются в метафорах и работают на один образ. Через фольклор она, как мне кажется, выражает свои чувства. Атрибутика современного мира – контекст, который помогает создать трагичную атмосферу, безысходность, в которой она существует. Янка одинока не только в творчестве (можно расписать про ее особенности), но и в жизни. Это подчеркивается в песне «Выше ноги от земли»: Рассыпалось человечеством — Пpосыпалось одиночеством. Hезасеянная пашенка, Hедостpоенная башенка. Только yзенькая досточка Только беленькая косточка. Образы одинокого, единственного предмета отражают то, что была на душе у Янки – давление со стороны Егора Летова, непринятие обществом из-за своего нестандартного образа. (расписать). И все же, Янка оставалась доброй и любящей. Однако, нельзя сказать, что она поддавалась окружающему миру. Дягилева была бескомпромиссной. В интервью Черный Лукич говорил о ней такие слова: «была крайне дерзкая, очень девушка была непокорная»; «жила абсолютно в своем ритме». Со слов Манагера, Янка считала - «это чужое, это глупое». То, как она чувствовала – было единственно верным для нее, и за свое видение она была готова бороться. Такой была Янка – сильной, душевной и чрезвычайно тонко чувствовавшей. Феномен Дягилевой для меня в ее народности. Она своя – живет в тех же пятиэтажках, а внутри носит ту же культуру. Сильная, смелая и бескомпромиссная, Янка боролась за свои взгляды, слушала свое сердце и вдохновлялась своей историей. Это то, что сделало из нее легенду не только в сибирском панке, но и в истории музыки. Она умерла, но осталась в сердцах тех, кому удалось почувствовать эту русскую нежность и душевность, что она лелеяла в своем творчестве. Список источников https://www.youtube.com/watch?v=LeGKKdKFbYY (отец Егора про Янку) https://www.youtube.com/watch?v=nVZVPd82ac0 (два интервью про Янку) https://cyberleninka.ru/article/n/vyshe-nogi-ot-zemli-ili-blizhe-k-sebe-o-nekotoryh-osobennostyah-folklorizma-v-tvorchestve-yanki-dyagilevoy/viewer (киберленинка) 1 |