проект мавзолей. зачем ленин в мавзолее
Скачать 192.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» индивидуальный проект на тему «зачем ленин в мавзолее?» Николаевск-на-Амуре 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.1. Цель проекта ____________________________________________ 3 1.2. Задачи проекта __________________________________________ 3 1.3. Объект и предмет исследования ____________________________ 3 1.4. Актуальность темы _______________________________________ 3 Описание проектной работы и ее результатов ____________________ 5 2.1. Описание хода исследования и его результатов _______________ 5 2.2. Вывод __________________________________________________ 8 2.3. Источники ______________________________________________ 8 2.4. Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ___________________________________________ 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ___________________________________________ 14 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ___________________________________________ 16 Назначение и применение проекта _____________________________ 17 1 Введение 1.1. Цель проекта – обоснование смысла сохранения и демонстрации тела Владимира Ильича Ленина в Мавзолее. 1.2. Задачи проекта: - Обозначение В.И.Ленина как исторической фигуры на основании высказываний выдающихся людей мира. - Выявление различных точек зрения на проблему сохранения / выноса тела В.И.Ленина. - Установление мнения россиян по вопросу сохранения тела В.И.Ленина в Мавзолее либо предания его земле. 1.3. Объект исследования – В.И.Ленин в Мавзолее. Предмет исследования – смысл сохранения тела В.И.Ленина в Мавзолее. 1.4. Актуальность темы Проблема нахождения тела вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина в мавзолее давно не нова, и весьма злободневна, несмотря на то, что способна не на шутку всколыхнуть российское общество, возможно даже расколоть его на непримиримо враждующие лагери сторонников и противников такой инициативы. Из средств массовой информации (в частности, из выпуска популярной телевизионной передачи на канале «Россия-1» - «60 минут: «Ленин перезахоронить нельзя оставить» от 20.04.2017 г.) автор проекта уже не раз слышал о возникновении общественной инициативы о выносе тела Ленина из мавзолея. Особенно жаркие споры по данной проблеме шли в прошлом 2017 году – по случаю 100-летней годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции. Не преувеличением было бы сказать, что и каждый год накануне дня рождения (22 апреля) и смерти Ленина (21 января) вокруг его тела разгораются жаркие дебаты. Оставить тело в Мавзолее? Предать его земле-матушке, как того требуют русские традиции? Сделать из Мавзолея музей со знамёнами и письмами Ленина? Последние лет десять депутаты спорят об этом до хрипоты. Кроме того, в современном капиталистическом мире по-прежнему актуальны разделяемые Лениным идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, и сформулированные самим Лениным проблемы справедливого распределения благ, общественного равенства, прогресса человечества. Итак, вопрос о возможном выносе тела Ленина не теряет актуальности, пожалуй, никогда, как не теряет актуальности обсуждение роли личности Ленина в отечественной и мировой истории. 2 Описание проектной работы и ее результатов 2.1. Описание хода исследования и его результатов Ход исследования подразумевал необходимость решения трех задач (обозначение В.И.Ленина как исторической фигуры на основании высказываний выдающихся людей мира; выявление различных точек зрения по проблеме сохранения / выноса тела В.И.Ленина; установление мнения россиян по вопросу сохранения тела В.И.Ленина в Мавзолее либо предания его земле). Для решения первой задачи автор проекта рассмотрел мнения знаменитых людей мира о Ленине. Главным источником информации здесь послужила статья научно-популярного журнала «Пропаганда». Так что же думали о Ленине выдающиеся люди? (см. Приложение 1). Пытаясь свести оценки Ленина как исторической фигуры к одному знаменателю, автор проекта может сделать вывод о том, что они схожи однозначным признанием его исключительных, выдающихся способностей; Ленин предстает «человеком мира», человеком, рожденным для свершения великих дел. Однако, как известно, у всего есть две стороны медали. Поэтому автор проекта стал интересоваться наличием критических, отрицательных мнений о Ленине и его роли в истории. И, действительно, скоро обнаружил, что наряду с людьми, едва ли не боготворящими Владимира Ильича, есть известные люди и группы людей, резко негативно отзывающиеся о Ленине и проводимой им политике (см. Приложение 2). Наиболее острое впечатление на автора проекта произвело содержание нашумевшей за рубежом и впервые изданной в России в 1991 г. книги И.Л.Солоневича «Россия в концлагере», где раскрыта «другая» советская действительность, разоблачающая и Ленина, и советский государственный строй. Таким образом, Ленин становится для автора проекта крайне противоречивой исторической фигурой, олицетворяющей добро и зло, справедливость и насилие. Возможно Ленин – это и есть тот, кого называют злым гением… Для решения второй задачи проекта его автор, обратился к просмотру видеороликов с интернет-канала «You-Tube», соответствующих теме проектной работы. Так, один из них содержит выступление лидера партии ЛДПР В.В.Жириновского во время заседания Государственной Думы РФ, высказывавшегося по проблеме выноса тела В.И.Ленина из Мавзолея. Жириновский в своей речи резко критикует действия Ленина, подкрепляя свое мнение безжалостными статистическими данными. Еще более любопытными автору проекта показались мнения простых россиян об инициативе выноса тела В.И.Ленина из Мавзолея, мнения разные, но весьма спокойные и рассудительные. Среди них следует выделить следующие: 1) оставить тело В.И.Ленина в Мавзолее, поскольку еще живо поколение людей, для которого Ленин и его идеи представляют воплощение величия Советской страны и ее прошлого, и, таким образом, не тревожить чувства людей, до сих пор верных идеалам Ленина; 2) оставить тело В.И.Ленина в Мавзолее как экспонат или реликвию; 3) вынести тело В.И.Ленина из Мавзолея, потому что его мумификация противоречит христианской традиции захоронения умершего. Острые споры вокруг проблемы сохранения либо выноса тела В.И.Ленина привели автора проекта к мысли - «А не станет ли чрезмерное увлечение темой выноса тела Ленина из Мавзолея поводом к расколу современного российского общества?», «Не может ли эта тема стать орудием чьих-нибудь интриг и средством провокации?». На эти вопросы, конечно, нет готовых ответов, но они побуждают к размышлению о будущем нашей страны и, таким образом, делают рассмотрение данной проблематики «живым», еще более актуальным. Третью задачу проектной работы его автор решал, обращаясь к результатам опросов по проблеме оставления либо захоронения тела В.И.Ленина, определенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также опубликованных на сайтах «kp.ru» и «ria.ru». Так, в опросе, проводимом «Комсомольской правдой» приняли участие 8 465 человек, из них большинство - 5 257 человек (62%) высказались за вынос тела Ленина из Мавзолея и 38% - за оставление Ленина в Мавзолее. Незначительно отличаются результаты опроса, проводимом «РИА-Новости», по результатам которого 29,3% опрашиваемых высказались за оставление Ленина в Мавзолее, 60% - за захоронение; 10,7% не обозначили собственной позиции по проблеме, заявив «Мне все равно» (см. Приложение 3). Наконец, автор проекта предпринял попытку раздачи листков с аналогичными размещенным на вышеназванных сайтах вопросами обучающимся Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. Идея заключалась в установлении мнений обучающихся техникума по проблеме выноса либо захоронения тела В.И.Ленина. Однако, ввиду обнаружения автором проекта, что само имя Ленина мало что говорит обучающимся, намечаемый фронт работы был свернут. Поэтому родились другие идеи – во-первых, ознакомить обучающихся техникума с личностью В.И.Ленина и его выдающейся ролью в истории, а, во-вторых, предложить обучающимся техникума принять участие в голосовании по обозначенной проблеме на сайте информационного агентства «ria.ru». Для воплощения первой идеи автор проекта совместно с руководителем проекта решили предложить обучающимся самостоятельно изучить биографию В.И.Ленина, его политическую деятельность, и, конечно, различные оценки В.И.Ленина известными людьми. На основании проделанной обучающимися работы руководитель проекта подготовит урок-дискуссию по теме «Кто такой Ленин?». Таким образом данный индивидуальный проект решает вопрос его практического применения. 2.2. Вывод Исследование проблемы сохранения / выноса тела В.И.Ленина из мавзолея позволило автору проекта «увидеть» Ленина глазами знаменитых и обыкновенных людей, «открыть» личность Ленина прежде всего для самого себя, определить собственное отношение к Ленину – человеку, политику, творцу советской истории. И, таким образом, найти собственный ответ на вопрос «Зачем Ленин в мавзолее?». И здесь сформировавшемуся мнению автору проекта близка точка зрения известного писателя, журналиста Александра Проханова – «Если сейчас будут убирать Ленина - это тоже вызовет всплеск возмущения. Это не вызовет восстания. И народ не побежит брать Смольный, или Зимний, или Кремль. Но это вызовет взрыв возмущения и негодования». Между тем, Президент России Владимир Путин в сентябре 2017 г. на встрече с членами Валдайского клуба пообещал, что вопрос с захоронением тела Ленина будет «решен в свое время». 2.3. Источники http://propaganda-journal.net/9549.html https://sobesednik.ru/politika/zachem-lenin-lezhit-v-mavzolee https://ria.ru/society/20170421/1492746503.html http://russian7.ru/post/esli-lenina-vynesut-iz-mavzoleya-proro/ http://russian7.ru/post/pochemu-vladimir-lenin-do-sikh-por-lezhit/ https://wikiway.com/russia/moskva/mavzoley-lenina/photo/ https://felix-edmund.livejournal.com/636516.html https://www.miloserdie.ru/article/kak-pohoronit-i-pominat-svoego-blizkogo/ https://www.youtube.com/watch?v=91EkFnSwCSQ https://www.youtube.com/watch?v=GVr8TDUHQB0 2.4. Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Положительные высказывания о В.И.Ленине Альберт Эйнштейн: «Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости... Люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества». Бертран Рассел: «...Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному - в области мысли, другому - в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики... Государственные деятели масштаба Ленина появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы видеть равного ему...». К.А.Тимирязев: «Большевики, проводящие ленинизм,- я верю и убежден,- работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами... Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали...». Дж.Бернал: «...Он принадлежит не только Советскому Союзу, но и всему человечеству. Ленин - вдохновляющий пример для нас; мы живем и боремся под непосредственным воздействием его идей. ... Ленин был величайшим среди крупнейших ученых своего времени по интеллектуальной силе своего мышления, по широте своего кругозора. Там, где другие великие люди видели тот или другой аспект действительности, он видел все. Он видел действительность не как нечто статическое, а в движении; он понял силы, которые определяли это движение, и научился управлять ими». Мартин Андерсен-Нексе: «Ленин, который был умнее всех, чутко прислушивался к голосу и биению сердца простых людей, учился у них, возвышал их самих и их дела, показывал, что рядовой человек и его труд - основа жизни. Уже одно это было наградой за тысячелетнее прозябание; никогда раньше не стоял перед простым людом человек, так хорошо знавший его самого и его жизнь, как Ленин. Поэтому Ленин всегда занимал особое место в сердцах рабочих, и никакая травля и клевета не могли изменить их отношения к нему. Даже самые забитые и отсталые оживляются, их глаза блестят, когда произносится имя Ленин». Бернард Шоу: «Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья. ... Я не сомневаюсь, что настанет день, когда в Лондоне будет воздвигнута статуя Ленина рядом со статуей Георга Вашингтона. Могу прибавить, что, хотя я никогда не упускал случая выразить перед английской публикой мое восхищение Лениным, моя популярность нисколько не пострадала от этого и я ни разу не подвергся нападкам за мои отзывы о Ленине, а между тем это, несомненно, имело бы место, если бы Ленин оценивался у нас так, как заявляют реакционеры». Ромэн Ролан: «Я не разделял идей Ленина и русского большевизма и никогда не скрывал этого. Я слишком индивидуалист (и идеалист), чтобы примириться с марксистским кредо и его материалистическим фатализмом. Но именно поэтому я придаю величайшее значение великим личностям, именно поэтому я питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю другой столь же могучей личности в Европе нашего века. Он так глубоко, так мощно направил руль своей воли в хаотический океан мягкотелого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах,- несмотря на все бури, корабль несется на всех парах к новому миру. Никогда со времени Наполеона I история не знала такой стальной воли. Никогда со времени героической эры европейские религии не знали апостола со столь гранитной верой. Никогда еще человечество не создавало властителя дум и людей, столь абсолютно бескорыстного. Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживет века». Теодор Драйзер: «Когда я был в 1927 и 1928 годах в России, мне случалось видеть на отдаленных окраинах страны, объединенной духом Ленина, крестьян и рабочих, мужчин и женщин, благоговейно склонившихся или обнаживших голову перед бюстом Ленина и, насколько я понял, видевших в нем (и, по-моему, совершенно справедливо) своего спасителя. ...Русский народ, освобожденный Лениным, никогда не допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый духом Ленина. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь. Ленин, его Советское государство восторжествуют. Каков бы ни был ближайший исход этой борьбы, Ленин и его Россия, гуманность и справедливость, которые он внес в управление страной, в конечном счете победят. Ибо хотя Ленина уже нет в живых, но социальный строй, который он создал и который его соратники и преемники с тех пор привели к нынешней мощи и величию, навсегда останется для будущих поколений». Генрих Манн: «В жизни Ленина верность великому делу неизбежно сочетается с непримиримостью ко всем, кто пытается этому делу помешать. Отдавая должное верности, я вынужден согласиться с непримиримостью. Мне стало легче это сделать, после того как я убедился в его способности подчинять свое дело насущным потребностям живых людей. Стало быть, он любил людей так же, как и дело, поэтому он и действовал как великий человек. Кстати сказать, его величие всегда становилось мне понятнее, когда я думал, что получилось из Германии. ... Ленин сделал свой народ счастливее; и сам он был счастливее, чем суждено любому, кто творит в Германии». Анри Барбюс: «Когда произносится это имя, мне кажется, что одним этим уже сказано слишком много и нельзя осмеливаться высказывать свою оценку о Ленине. Я еще слишком во власти того остро-тяжелого чувства, которое охватило меня при известии об исчезновении этого великого человека. Ленин является для меня одной из самых широких, одной из самых полных личностей, которые когда-либо существовали. Он в полном смысле этого слова выше всех осуществителей вековых усилий человечества». Лион Фейхтвангер: «Ленинское определение свободы прекрасно демонстрирует разницу между подлинным и ложным гуманизмом, между «гуманизмом» и гуманизмом. «Гуманист» видит свободу в позволении публично бранить правительство. Ленинский подлинный гуманист считает, что свободен тот, кто свободен от страха перед безработицей и голодной старостью, кто свободен от страха за судьбу своих детей...». Махатма Ганди: «Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным». Джавахарлал Неру: «Прошло немного лет после его смерти, а Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей, чья слава бессмертна. ... Ленин продолжает жить, причем не в памятниках и портретах, а в своих колоссальных свершениях и в сердцах сотен миллионов рабочих, которых вдохновляет его пример, вселяя надежду на лучшее будущее». Уинстон Черчилль: «Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингис-хан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающие из покоя холодного сострадание здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие - логика, его расположение души - оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан: его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение - спасти мир; его метод - взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал всё. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов он ниспроверг себя. Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины. Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть». Павел Скоропадский: «Самый выдающийся человек, которого выдвинула наша эпоха, к нашему ужасу». Дмитрий Донцов: «Родоначальник украинского интегрального национализма. Своим умением связать социальные и политические цели в одно, объять одной политической мыслью различные «переворотные» энергии народа - он был действительно бесподобен. Но кроме того - материальное благосостояние масс, в вульгарном значении этого слова, было и его идеалом, перед которым гибли и пропадали всякие другие... он был действительно велик, и только завистники могут отрицать его гениальность». ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Отрицательные (критические) высказывания о В.И.Ленине Иван Александрович Бунин: «Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее: он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?» Эдвард Радзинский: «Он долго изучал Французскую революцию. Большевиками в точности повторялись все ходы французов. Их крестьяне с ненавистью насаживали на вилы и вешали аристократов - и наши крестьяне тоже резали и жгли своих бар. Ленин в полной мере оценил эту силу ненависти и использовал народ. А какие были замечательные лозунги! Фабрики рабочим, земля крестьянам, свобода - всем. Он знал толк в силе слова. И чем все это закончилось? Беспощадной восточной деспотией, азиатским марксизмом, в который обрядилась кровавая инквизиция. Закон революций - универсален. И Робеспьер, и Ленин вынуждены были в конце концов признать, что революция - это обязательно великая кровь. И там и там, все революционеры в конце концов были поставлены к стенке. Так что всем, кто начинает играть в эту игру надо знать эти законы. Их не удастся обойти. Придется объявлять террор, убивать, казнить, рушить памятники. Но наша страна прелестна в своей жажде хорошего конца и вере что все будет правильно. Александр Солженицын: «И хотя В.И.Ленин в конце 1917 года для установления “строго революционного порядка” требовал «беспощадно подавлять попытки анархии со стороны пьяниц, хулиганов, контрреволюционеров и других лиц», т. е. главную опасность Октябрьской революции он ожидал от пьяниц, а контрреволюционеры толпились где-то там в третьем ряду, - однако он же ставил задачу и шире. В статье «Как организовать соревнование» (7 и 10 янв. 1918 г.) В.И.Ленин провозгласил общую единую цель «очистки» земли российской от всяких вредных «насекомых». И под «насекомыми» он понимал не только всех классово чуждых, но также и «рабочих, отлынивающих от работы». ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты опроса россиян Источник: http://kp.ru Нужно ли похоронить тело Ленина? - Да, тело Ленина нужно предать земле – 60,0% - Нет, Ленин был ключевой фигурой в истории страны - 29,3% - Мне все равно – 10,7% Источник: http://ria.ru 3. Назначение и применение проекта Материалы проекта могут быть использованы на занятиях истории, во внеурочных мероприятиях, а также как дополнительный источник для подготовки проектов по подобной тематике или соответствующему периоду истории. Скачано с www.znanio.ru |