Главная страница
Навигация по странице:

  • Философский принцип единства мира

  • Интеграция научного знания

  • Концепция предметного самоопределения

  • Три главных понятия философии (история философии)

  • Мифогенная (из осмысления мифов)

  • Гносеогенная (из обобщения результатов познания)

  • Мифогносеогенная (включает и мифы, и знания)

  • Философские и научные аспекты

  • Метафизический

  • Ценностно-познавательные ориентиры

  • Религиозная картина мира

  • Теоцентризм и креационизм

  • Этапы развития средневековой философии

  • Формирование объекта классической науки

  • Философия (вопросы к зачёту). Ответы на зачёт (философия). Задача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии


    Скачать 92.44 Kb.
    НазваниеЗадача философии обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему Функции философии
    АнкорФилософия (вопросы к зачёту
    Дата30.09.2022
    Размер92.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на зачёт (философия).docx
    ТипЗадача
    #707636
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. См. лекцию

    Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нём, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

    Задача философии: обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему

    Функции философии:

    • Познавательная: обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития

    • Мировоззренческая: оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования

    • Методологическая: даёт для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности

    Философский принцип единства мира

    Не существовало, не существует и не будет существовать в мире ничего, что не было бы движущейся материей или не было бы порождено ею. Этот принцип устанавливает связь различных форм материи и соответствующих им форм движения.

    Интеграция научного знания

    Механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от «множества» к «единству». Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности.

    1. Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определенную оценку концепции "распочкования предмета философии" и концепции "предметного самоопределения философии" (научная сторона философского знания).

    Концепция распочкования

    Концепция распочкования навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть «наука наук», поскольку ведь нельзя искусственно положить конец распочкованию. Философия якобы сейчас вследствие естественного, закономерного процесса распочкования заключает в себе значительное число будущих наук.

    Концепция предметного самоопределения
    Согласно концепции предметного самоопределения философии, в предмете научной философии никогда не содержались и не могут содержаться в объективные предметы каких-то нефилософских наук, а современная философия не должна брать на себя задачу некоей «науки наук». Предмет научной философии специфичен и неизменен, из него выделять и отдавать другим наукам нечего. Предмет философии в объектном смысле стабилен.

    Три главных понятия философии (история философии)

    • Староантичное: связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений — от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения)

    • Традиционное: связано с историческим разграничением общего ("теорети­ческого") и частного (эмпирического) в пределах самой науки

    • Современное: философия ближе к метафизике (философская наука о первых началах, о всеобщем; в настоящее время как онтология, как философия вообще, как противоположный диалектике метод), чем к протознанию (совокупное научное знание)

    Сциентизм

    Сциентизм – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

    Сциентизм в философии находит выражение в недооценке её своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с другими научными знаниями.

    Антисциентизм

    Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека.

    Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования.

    1. Три концепции генезиса (происхождения и последующего развития) философского знания (о мире и месте человека в нём): мифогенная, гносеогенная, мифогносеогенная.

    Мифогенная (из осмысления мифов)

    • Единственный источник генезиса философии – мифология

    • Демонстрация образцового поведения человека

    • Сторонники: Гегель, Корнфорд, Лосев и др.

    Гносеогенная (из обобщения результатов познания)

    • Философия возникает как простое обобщение знаний

    • Увеличение объёма и упорядоченности философского знания, рассудочное мышление, объективное наблюдение явлений

    • Сторонники: Спенсер, Богданов и др.

    Мифогносеогенная (включает и мифы, и знания)

    Учитывает роль и мифологии, и знания, и обыденного сознания в возникновении философии

    Цивилизация – это определённая крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии человека как деятеля и творца. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

    • Цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-территориальному, т.е. законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своём действии законам социологическим.

    • Цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию с всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

    • Целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Следствием чего стало отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.д.

    1. Античная картина мира

    Мир – космос, где всё упорядочено, гармонично. Человек – микрокосм, в котором всё должно стремиться к гармонии. Тело – сущность человека с включённой в него психической организацией. Чем прекраснее тело, тем прекраснее дух.
    Цель науки – познание ради истины, а не практических применений, которые могли из него произойти.
    Достоверно только то знание, которое человек открывает с помощью своих органов чувств. Эксперимент нарушает жизнь природы и искажает её познание.

    Философские и научные аспекты

    • Пространственно-временной, или пространственно-чувственный: Космос как «единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные» (Платон).

    • Метафизический: Космос как «вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно потухающий» (Гераклит).

    • Социо-духовный: Мифология как средство адаптации человека к космическому ритму природы, задаче превращения Хаоса мира в космос, перехода от тьмы к свету, от бесформенного к оформленному.

    • Эстетический: Гармония как тождество противоположностей. Мера, симметрия, пропорция как параметры красоты. Космическая гармония как мера, определяющая существование.

    Ценностно-познавательные ориентиры

    • Гармония и порядок

    Космос - противоположность Хаоса, следовательно, порядок и гармония противопоставляются неупорядоченности, соразмерность - бесформенности. Поэтому космоцентризм ранней античности трактуется как ориентация на выявление гармонии в человеческом бытии, ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - Космос (Макрокосм), а человек - его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то, значит, и в человеке заключена подобная гармония. Общепринятое значение космоцентризма таково: признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы, включая и духовные.

    • Созерцательность

    Познание – пассивный процесс восприятия (созерцание), когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их. Действительность рассматривается только как объект, а не субъективно.

    1. Античный диалог – развертывание мысли вовне, ее самоутверждение. Диалог способствует обнаружению, раскрытию, а затем выявлению глубинных связей мысли. В диалоге человек проявляет себя вовне, становится тем, что он есть.

    Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Для Сократа беседа – это диалогическая форма обсуждения соответствующего предмета и поиска истины и целостности.

    Сократ в своих беседах часто прибегал к индукции, используя её как при образовании общих определений, так и с противоположной целью – для наглядной демонстрации ошибочности тех односторонних и мнимых «общих» определений, которые опрометчиво предлагались его собеседникам на основе поверхностных и поспешных обобщений эмпирического характера. В данном отношении можно сказать, что Сократ умело использует такой приём опровержения оппонента, как противопоставление более последовательной и обстоятельной индукции случайной и непродуманной индукции.

    Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

    Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку «родить» истину.

    Майевтика – метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

    Диалектика Сократа: Ирония – Майевтика (познай самого себя) – Индукция (метод наведения мостов).

    Формы знания

    Дискурсивный (от discursus - рассуждение, довод, аргумент) - рассудочный, логический, понятийный, осуществляющийся поэтапно, посредством умозаключения (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного). Дискурсивный процесс познания заключается в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение.

    Эзотерика – это учение, совокупность знаний, предназначенных только для посвящённых людей, несущих данную тайну в себе и не имеющих право распространять её за пределы своего знания. Учение содержит всё то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика – это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несёт в себе тайну, и она должна принадлежать только ему – вот истинный смысл эзотерики.

    1. Религиозная картина мира

    Основа – божественное творение мира и человека. Бог сотворил мир, дал ему законы. Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю – дать знамение человеку. Творец создаёт мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было. Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. В различных концессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, т.е. предопределённости судьбы всего сущего.

    Теоцентризм и креационизм

    Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия. Бог – основа и начало всех вещей. Основа нравственности – почитание Бога, служение ему, высшая цель человеческой жизни – подражание и уподобление Богу.

    Креационизм - теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь, человечество, планета Земля) и мир в целом рассматриваются как непосредственно созданные Творцом/Богом из ничего.

    Этапы развития средневековой философии

    • Патристика (II – X вв.)

    Патристика – учение «Отцов церкви», христианское богословие.

    Деятели: Климент Александрийский (гармония веры и разума, «Философия – служанка Богословия»), Тертуллиан (акцент внимания на вере, лежащей в основе бытия), Аврелий Августин (Взаимообоснование веры и разума, «Верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить)

    • Схоластика (X – XII вв.)

    Схоластика – это философия, представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.

    Вопрос о подтверждении авторитетного суждения разумом

    Деятели: Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Пётр Абеляр (разум обозначает отличные от веры позиции, логически выверяя основные положения религии)

    • Истина и веры, и разума (XIII – XIV вв.)

    Проблема оснований веры и разума

    Дисциплинарное разделение философии и теологии

    1. Онтологические и гносеологические различия религии и философии: см. лекцию

    Вера и разум (см. вопрос (6)) – фундаментальное соотношение двух способностей человека, явившееся важнейшей философской проблемой на протяжении всего средневекового тысячелетия.

    1. Антропоцентризм – воззрение, в котором человек является центром, высшей целью мироздания. Он зародился ещё в эпоху Возрождения, вслед за теоцентризмом. Светской формой выражения нового мировоззрения является гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Человек – центр бытия. Отношения человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира – учения, обожествляющего мир.

    Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Человеческое в человеке – то, что заложено в него Богом. Творчество становится предпосылкой обожествления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным Богом.

    Уже в начале XVII в. Ф.Бэкон и Р.Декарт выступили пропагандистами науки, естествознания, которое возникло как особый духовный феномен, оформилось и обособилось от философии, выработало свои особые методы, принципы. Бэкон и Декарт рассматривали науку как феномен, который существует самостоятельно и по своему методу познания принципиально отличается от традиционной философии.

    Бэкон

    В эмпиризме Ф.Бэкона главное препятствие на пути познания заключалось не в предметах «внешнего мира», а в уме человека. Поэтому учёный должен освободить свой ум от заблуждений. Ф.Бэкон выделил 4 вида заблуждений, которые искажали процесс познания:

    • «Призраки рода» - заблуждения, которые обусловлены несовершенством человеческой природы.

    • «Призраки пещеры» - заблуждения, которые обусловлены субъективным, внутренним миром человека.

    • «Призраки рынка» - заблуждения, которые обусловлены некритичным отношением к употребляемым словам.

    • «Призраки театра» - заблуждения, которые обусловлены слепой верой в авторитеты и ложные учения. Ведь «истина – это дочь времени, а не авторитета».

    Работа учёного должна направляться правильным методом познания. Для Ф.Бэкона это был метод индукции. Процесс научного познания в учении мыслителя состоял, во-первых, из извлечения фактов из опытов и, во-вторых, из постановок новых опытов на основе полученных фактов.

    Декарт

    В своём рационализме Р.Декарт придерживался другого мнения. Основным недостатком прежней философии и науки, по его мнению, являлось отсутствие прочных, безусловно истинных начал.

    В своих размышлениях Р.Декарт выделил такие качества истины, как ясность и отчётливость. Истина – это то, в чём мы не сомневаемся. Именно такими истинами обладает математика, поэтому, по мнению мыслителя, она и могла превзойти все другие науки. Следовательно, чтобы найти правильный путь познания, следует обратиться к методам, применяемым в математических дисциплинах.

    Мыслитель явное предпочтение отдавал методу дедукции. Во всех областях знания человек должен идти от ясных, отчётливых (самоочевидных) принципов к их следствиям. Истину устанавливает ни опыт, ни эксперимент, а разум. Истинные знания проходят через испытание разумом, который убеждается в их достоверности. А учёный – это человек, «правильно» применяющий свой ум.

    1. Проблематика: что есть научное знание? Когда возникло научное знание?

    Понимание знания в науке: есть знание и объект, описывающий его. Научное знание – знание истинное, даже обоснованное.

    Формирование объекта классической науки

    Формированию объекта науки Нового времени предшествовало «разрушение гармоничного Космоса». Природа стала рассматриваться как пространство, заполненное веществом. Пространство характеризовалось как однородное, изотропное. Вещество отождествлялось с материей, массой, которая имеет плотность, размер, вес, то есть задаётся количественно и может быть измерено. В результате объектом новоевропейской науки стала «квантифицированная» реальность, обладающая количественными характеристиками, но лишённая цвета, звука, запаха – качеств.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта