Главная страница

Логика. Лекция 1. Предмет и значение логики. Закон Возникновение и основные этапы развития формальной логики


Скачать 32.61 Kb.
НазваниеЗакон Возникновение и основные этапы развития формальной логики
АнкорЛогика
Дата25.04.2022
Размер32.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 1. Предмет и значение логики.docx
ТипЗакон
#495508

Тема 1. Предмет и значение логики


План




  1. Предмет логики

  1. Логический закон

  2. Возникновение и основные этапы развития формальной логики

  3. Значение логики в деятельности юриста



Логика - наука о том, как правильно, т.е. не допуская ошибок, мыслить. Ценность этой науки заключается в том, что помимо теоретических знаний, она дает и практические навыки. Изучение логики - наиболее продуктивный способ формирования логической культуры, т.к. эта наука систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки мышления. Знание логики позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов.
1. Предмет логики

Логика изучает мышление. Познание мира, как его отражение в сознании, осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание.

Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения.

Традиционная формальная логика исследует законы связи между сложившимися мыслями, методы оперирования ими. Формальной эта логика называется потому, что она возникла и развивалась как наука о формах мышления.

Символическая логика использует для анализа форм и законов мышления средства и методы, традиционно принадлежащие математике.

Различия в определениях предмета логики не всегда являются лишь различными словесными описаниями одного и того же, но иногда выражают различия программного характера. Реализация этих программ приводит чаще всего к существенно различным определениям места и роли логики в системе научного знания.

В отечественных учебниках по логике принято определять логику как науку о законах и правилах мышления.

Однако имеется и определение логики как науки, правила которой являются правилами оперирования с логическими знаками. Под логи­кой понимается и применение формального метода математики к об­ласти традиционной логики.

По традиции, восходящей к И. Канту, логика определяется как наука о рассуждениях.

Можно встретить определение логики как науки, предметом кото­рой являются тавтологии.

Разбирая различные точки зрения на предмет логики, можно прий­ти к следующим выводам.

По самой этимологии слова «логика», которое было заимствовано из греческого языка, логику можно понимать как науку о мышлении, задачей которой является исследование законов правильного мышле­ния. При таком определении нет сомнения в том, что логика есть фило­софская наука, ибо исследование процессов мышления всегда было одной из задач философии, Такое толкование предмета логики можно оценить как традиционное и верное для начального этапа развития этой науки.

Однако впоследствии было осознано, что мышление как объект ис­следования имеет множество аспектов, каждый из которых обладает относительной самостоятельностью. Каждый из этих аспектов изучался сначала внутри философии, а затем оформился в качестве предмета отдельной науки, например психологии, физиологии ВНД и т.п.

Возникает вопрос о том, как сказались вышеуказанные изменения на предмете науки логики. Эти изменения привели к тому, что за логи­кой остался рассужденческий аспект мышления. В качестве су­щественной характеристики рассуждений можно выделить следующую: быть средством оформления (выражения) в языке результатов процесса мышления.

О «результатах процесса мышления» здесь говорится по­стольку, поскольку логику интересует не то, каким образом человек мыслит, что входит в круг интересов психологии, но то, каким образом он оперирует результатами мышления.

Об «оформленности в языке» говорится потому, что как само мышление, так и его результаты явля­ются некоторыми идеальными сущностями, которые становятся доступ­ными логическому исследованию только после их материализации в языке.

Итак, предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть наука о рассуждениях.

Задачей логики как науки является уста­новление законов и правил, которым подчиняются рассуждения.

Основной принцип логики гласит, что правильность рассуждений определяется только его логической формой или структурой и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Само название «формальная логика» подчеркивает, что эта логика интересуется только формой рассуждения

Логическая форма - это способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т.д.)

Логическая форма представляется посредством логических констант (постоянных) и логических переменных. Логические константы («не», «и», «есть», «некоторые» и т.п.) не имеют самостоятельного содержания, но с их помощью из одних содержательных выражений могут быть получены новые содержательные выражения. Переменные, напротив, обладают самостоятельным содержанием.

Например, два высказывания: «Все законы должны выполняться» и «Все реки впадают в море» различны по своему содержанию, причем первое истинно, а второе ложно. Отвлекаясь от содержания высказываний, можно заменить их части переменными S и P. Получим единую для данных высказываний логическую форму: «Все S есть P». Содержательно разные суждения «Если есть огонь, то есть дым» и «Если логика - наука, то она имеет свои законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В»

Итак, логическая форма той или иной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи частей ее конкретного содержания.

В отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает мышление как средство познания.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (форма, цвет, запах, вкус)

Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление, чаще - сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представлением также является образ предмета, не существующего реально (например: «кентавр», «русалка»).

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах и их внешних свойствах, но человек стремится установить причинны явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества, а это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это форма мысли, отражающая предметы в их существенных и общих признаках, называется понятием.

Признак предмета - это то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.

С помощью понятий осуществляется познание объективных законов природы.

Вне общих понятий нельзя было бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той или иной конкретной науки, создать научные теории, т.е. нельзя было бы дать научного обоснования и самой практике.

Языковой формой выражения понятий является слово или группа слов.

Суждение - это форма мысли. В которой отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой такую мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается или отрицается о предметах действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом непременно одной из двух.

Суждение, как форма мысли, в процессе познания играет чрезвычайно важную роль. Всякое знание существует в логической форме суждения. От того, насколько обладаем мы навыками правильно строить суждения, зависит в значительной мере четкость и ясность нашей речи.

Предмет мысли, т.е. понятие, означающее тот предмет, относительно которого нечто утверждается или отрицается, называется субъектом суждения (S), а понятие означающее тот признак, который мы утверждаем или отрицаем относительно субъекта называется предикатом (Р).

При отыскании субъекта и предиката суждения следует помнить, что суждение (мысль, заключенная в предложении) содержит лишь три элемента: субъект, предикат и связку — (“есть” или “не есть”). Слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются.

Как субъект, так и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами. Так, например, в предложении: “Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях” — слова “некоторые осужденные к лишению свободы” выражают субъект, слова “содержатся в исправительных колониях” выражают предикат, а частица “не” означает связку “не есть”

Умозаключение - это такая форма мышления, с помощью которой мы из одного или нескольких суждений с необходимостью выводим суждение, заключающее в себе новое знание.

Суждения, из которых делается вывод, называются посылками умозаключения.

Суждения, которые являются выводом умозаключения, называются заключением.

Например:

Все металлы электропроводны.

Медь - металл.

Следовательно, медь электропроводна.
В приведенном умозаключении из двух посылок "Все металлы электропроводны" и "Медь - металл" (посылки) выводится заключение, в котором содержится новое знание, - "Медь электропроводна".

От того, насколько умело человек умеет пользоваться умозаключением, т.е. получением (с необходимостью!) выводного знания, зависит стройность и логичность рассуждений. Юрист обязан обосновывать получаемые знания, ведь нарушения правил логики в правовой сфере может привести к непоправимым последствиям.

В.И. Кириллов и А.А. Старченко в своем учебнике выделяют четыре основных особенности мышления:1

  1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется (от лат. «отвлечение») от единичного, выделяет в предметах общее, существенное, повторяющееся. Так, например, создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.д.

  2. Мышление - это процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно. А на основе уже имеющихся знаний. Процесс получения знания без обращения в каждом конкретном случае к опыту, называет выведением. Так, не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых или косвенных улик установить преступника.

  3. Мышление неразрывно связано с языком. Всякая мысль возникает и существует лишь на основе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной деятельности, обмениваются знаниями, добиваются понимания.

  4. Мышление - процесс активного отражения действительности. Человек преобразует полученные знания, выражая их н5 только средствами естественного языка, но и символах формализованного языка, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения - вот основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этому мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Однако не следует приуменьшать и значение чувственного познания. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.

Главный предмет логики - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых - необходимое условие для получения истинных заключений. При правильном рассуждении заключение является логически необходимым следствием посылок. Общая схема подобного рассуждения принимает форму логического закона.

Например, в выражение «Неверно, что р и не-р», представляющее закон непротиворечия, вместо переменной р должны подставляться высказывания. Все результаты подобных подстановок являются истинными высказываниями. (Об основных законах логики речь пойдет в отдельной лекции)

Логический закон - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Итак, логика - это наука, изучающая формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания, общие логические приемы, используемые человеком при познании действительности.


  1. Возникновение и основные этапы развития

формальной логики (краткий обзор).

Логика — одна из древнейших наук, возникла в рамках философии более 2300 лет назад в трудах древнегреческого философа Аристотеля, который впервые систематизировал формы и правила мышления.

В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия познания»), Аристотель сформулировал основные законы мышления, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение.

В античную эпоху аристотелевская силлогистика продолжала развиваться в философии стоиков.

В средние века аристотелевская логика приобрела характер логики схоластической (греч. «школьный»), подчиненной задачам богословия и укрепления религии с помощью искусственных формально-логических ухищрений.

Дальнейшее развитие логики связано с именами английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), французского ученого Р. Декарта (1596-1650) и немецкого математика и философа Г. Лейбница (1646-1716).

Родоначальник английского эмпиризма Ф. Бэкон заложил основы индуктивной логики (умозаключения от частного к общему), полагая, что непосредственной задачей познания является раскрытие причинных связей предметов и явлений окружающей действительности.

Р. Декарт, в противоположность Бэкону, построил иную, дедуктивную логику (умозаключения от общего к частному).

Но наиболее впечатляющий шаг в развитии европейской формальной логики был сделан Г. Лейбницем, который, применив к логике математический метод, попытался построить логику как математическое исчисление. В этой связи Лейбница иногда называют «отцом» нового направления в развитии формальной логики - «математической логики»

Формальную логику, созданную Аристотелем, в настоящее время принято называть «традиционной логикой». Такое название возникло в силу консервативности формальной логики, практически мало изменившейся по своей сути, начиная со времен Аристотеля и кончая серединой XIX в.. Но в середине XIX в. в связи с бурным развитием философии и математики произошли значительные изменения в логике. Логические трудности в самой математике привели к тому, что сами математики создали свою формальную логику, которую стали называть «математической логикой» (а также «логической» или «символической»).

Исторически первой формой математической логики была так называемая алгебра логики, созданная ирландским математиком Дж. Булем (1815-1864). Здесь впервые методы математики были применены к логике. Второй период в развитии математической логики, характеризующийся использованием логики в целях обоснования математики, был связан, прежде всего, с именем немецкого математика Г. Фреге (1848-1925). И наконец, третий период - это уже современный период развития математической логики, начавшийся с появлением в 1910-1913 гг. трехтомного труда английских математиков Б. Рассела (1872-1970) и А. Уайтхеда (1861-1947) «Принципы математики». Выдающуюся роль на этом этапе развития логики сыграли также немецкие математики Д. Гильберт (1862-1943) и К. Гедель, американцы С. Клини, А. Тьюринг, А. Черч, Е. Пост, русские А.Н. Колмогоров, П.С. Новиков, А.А. Марков, С.Н. Яновская и др.

Именно использование методов символической логики отличает современную логику от традиционной. Вместе с тем в современной логике сохраняются все достижения и вся проблематика традиционной логики.

Хотя современная логика получила статус «математической», вовсе не следует думать, что она пригодна только для математики. Ее правила и законы в значительной мере пригодны для любой науки и для любой области человеческого мышления.

В истории философской мысли заметное место принадлежит так называемой диалектической логике. В рамках этой логики разработан ряд методологических принципов (конкретности, объективности рассмотрения и др.) и методов познания (восхождения от абстрактного к конкретному и др.).

Предполагается, что в процессе познания методы формальной логики должны дополняться методами диалектической логики.

3. Логический закон

Закон мышления - внутренняя, существенная, необходимая связь между мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: его последовательность, непротиворечивость, определенность, обоснованность. Они имеют необходимый и всеобщий характер, действуют во всяком процессе мышления не зависимо от того, в какой форме он протекает. Кроме основных, существуют формально-логические законы, связанные с отдельными формами мышления, с отдельными логическими операциями, например, уже известный вам закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Формально-логические законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания как отражение самых существенных и общих свойств и отношений предметов действительности, - их качественной определенности, относительной устойчивости. Ведь каждый предмет, несмотря на происходящие с ним изменения, остается относительно определенным предметом с присущими ему свойствами, позволяющими отличать его от других предметов. Например, каждый человек на протяжении своей жизни меняется; меняются его привычки, черты характера, внешний облик. Тем не менее, несмотря на все изменения, он остается определенным человеком, с присущими ему особенностями, отличающими его от других людей.

Качественная определенность предметов и их свойств составляет объективную основу законов тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Закон достаточного основания является логическим выражением причинно-следственных связей.

Отражая связи и отношения предметов действительности, согласуясь с ее законами, законы формальной логики не являются непосредственно законами самих вещей и явлений. Это отличает их от диалектических законов мышления (которые вы будете изучать в курсе философии), представляющих собой отраженные в человеческом сознании законы развития внешнего мира.

Формально-логические законы - это законы правильного построения и связи мыслей. Выражая необходимые условия правильного мышления, они действуют в любом рассуждении, в познании любых предметов и явлений, в том числе в познании сложных диалектических процессов.

Законы - это знания, а знания, как известно, существуют в форме суждения. Значит, законы логики - это суждения, но суждения особенные. В чем заключается эта их особенность?

В логике ХХ века утвердилось мнение о том, что закон логики описывает такие связи между суждениями, при которых получающееся сложное суждение истинно независимо от того, о чем говорят эти суждения: о столах, о законах, о слонах или об постмодернизме и т.п.

Иными словами, законы логики - это такие суждения, которые являются истинными только в силу своей логической формы, т.е. только на основании связи составляющих их суждений.

При рассмотрении сложных суждений мы строили таблицы истинности. Именно тогда мы встречали суждения, истинные независимо от значений, принимаемых составляющими их простыми суждениями. Отсюда можно принять и такое определение закона логики:

Закон логики - сложное суждение, которое во всех строках построенной для него таблицы принимает значение “истина”.

Законы - это основные истины теорий, формулируемых в той или иной науке. Как и любая другая наука, логика формулирует свои законы, только законы эти особенные. Они, с одной стороны, похожи на законы любой науки тем, что описывают основные свойства мышления (так же как законы, скажем, физики описывают природу), а, с другой стороны, похожи на законы права или нравственности тем, что формулируют основные требования к правильному мышлению. Законы логики - это законы, которые одновременно и описывают и предписывают.

Каковы же основные требования к мышлению, которые предъявляются законами логики? Перечислим их:

1. Последовательность.

2. Непротиворечивость.

3. Определенность.

4. Обоснованность.

Если ты принял какой-то тезис, мнение, точку зрения, то ты долен придерживаться именно того, что ты провозгласил, по крайней мере до тех пор, пока у тебя не возникли достаточные основания для изменения тезиса, о чем следует объявить явно и снова придерживаться нового мнения, не меняя его в процессе рассуждения. Это требование последовательности мышления. Основанием последовательности мышления является логический закон тождества.

Свойству непротиворечивости мышления соответствует закон непротиворечия, который иногда также называют законом противоречия или запрета противоречия. Если в нашем рассуждении возникло противоречие, это означает, что мышление вышло на тот путь, на любых продолжениях которого нас ждет ложь. Если мы заинтересованы в истине, мы должны вернуть назад, устранить те предпосылки, которые привели нас к противоречию, и только потом двигаться дальше.

Определенность мышления требует, чтобы мы из множества взаимоисключающих возможностей, которые обычно называются альтернативами, выбирали в каждый данный момент только одну и считали ее истинной или испытывали ее на истинность. Иными словами, определенность мышления требует от нас, чтобы мы выбирали из двух альтернатив одну и придерживались ее на протяжении нашего рассуждения. Свойству определенности мышления соответствует закон исключенного третьего.

В науке, философии, этике и обычной жизни мы стремимся к тому, чтобы наши рассуждения являлись обоснованными. Каким-то суждениям мы верим, каким-то - не верим и именно в силу их, на наш взгляд, обоснованности или не обоснованности. Это требование в традиционной логике сформулировано в виде закона достаточного основания.

Законы логики, как уже было сказано выше, описывают основные свойства мышления. Эти функции сродни тем функциям, которые играют законы других наук, которые описывают основные свойства своих объектов.

Однако законы логики, как уже отмечалось, похожи и на законы права и нравственности, которые описывают то, что человек должен делать. “Логика - это нравственность мышления” - так выразил эту аналогию известный швейцарский психолог Жанн Пиаже (1896-1980).

Законы логик, так же как и законы права, часто нарушаются. В обыденной жизни безукоснительное соблюдение законов логики вовсе не обязательно, достаточно здравого смысла, практического опыта, метода проб и ошибок. Но если мы стремимся к истинности суждений и правильности рассуждений, то мы обязаны строго соблюдать законы логики, точно так же, как если мы стремимся к правопослушному и добропорядочному поведению, то мы должны соблюдать законы права и нравственности.

Законы логики нарушаются по двум основаниям:

а) сознательно;

б) невольно.

Нарушение законов логики, сознательно спланированное с целью введения собеседника в заблуждение называется софизмом.

Например, софизм “Рогатый” гласит: “То, что ты не терял, ты имеешь. Рогов ты не терял. Следовательно, ты - рогатый”. В данном софизме нарушен закон тождества, т.к. происходит подмена понятий: вместо понятия “то, что ты не терял из того, что имеешь” используется понятие “то, что ты не терял”, независимо от того, имел ты это или нет.

Свое название софизмы получили по названию школы софистов - профессиональных учителей мудрости, берущихся за деньги обучать молодых людей искусству государственного управления и судоговорения. Главный тезис софистов заключается в том, что истина не имеет отношения к государственному управлению и судоговорению, а побеждает тот, кто сумел убедить народное собрание или суд, для чего, в случае необходимости можно и даже нужно ввести в заблуждение своих собеседников. Первым серьезным критиком софистов был Сократ, а уже ученик его ученика Платона Аристотель создал науку логику, основанную на уважении к истине и призванную разоблачать ложных учителей мудрости.

Невольное нарушение законов логики называется паралогизмом. По своей логической сути паралогизм не отличается от софизма. Отличие только в мотиве. Паралогизм создается человеком, нарушающим законы логики по неведению. Однако, как нам известно, “незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение”. Платой за нарушение законов логики является истина, а жертвовать ей в правовой сфере недопустимо.

4. Значение логики в деятельности юриста

Человеческое мышление по природе своей подчиняется логическим законам и осуществляется в логических формах. В общем и целом люди, безусловно, мыслят логически правильно, хотя большинство их об этом сознательно не задумываются.

Но нужна ли в таком случае логика, ведь спонтанного логического мышления, как правило, бывает в жизни вполне достаточно для решения повседневных задач.

Известно остроумное замечание Гегеля о том, что наука логика так же мало учит правильно мыслить, как наука физиология учит правильно переваривать пищу.

Меткое замечание, но не следует ставить на изучении логики крест: если в обыденной жизни спонтанного логического мышления бывает достаточно, то в профессиональной деятельности, особенно когда речь идет о юристе, необходимо иметь больший «запас прочности» мышления. В правовой сфере логическая ошибка может кому-то стоить свободы, а возможно и жизни. Ведь каждая судебная ошибка - это прежде всего ошибка логическая: неверный вывод из имеющихся посылок - и невинный садится в тюрьму или идет на эшафот.

У меня на зачете был случай: слушателю было предложено проверить правильность умозаключения: «Это смертельный удар нанес человек, обладающий огромной физической силой. Обвиняемый обладает огромной физической силой. Следовательно, обвиняемый нанес этот смертельный удар». Слушатель настаивал на правильности этого умозаключения. Можно себе представить, что было бы, если бы от его мнения зависела судьба этого человека!

Профессионалу необходимо добиться превращения своего спонтанного логического мышления в сознательное, а этого можно достичь только в результате получения знаний о структуре правильного мышления и непосредственной тренировки мышления.

Логику иногда называют «медициной ума», подчеркивая тем самым важность логики для формирования развитого мышления, а стало быть и для формирования полноценной личности.

Оперирование понятиями и суждениями, умение доказывать и умозаключать не дается человеку от рождения. Этому приходится учиться. Совокупность знаний, умений и навыков такого рода образует логическую культуру личности.

Юристу по роду своей деятельности часто приходится анализировать различную исходную информацию (документы, показания, сообщения и т.д.), и чистота этого анализа - необходимое условие непротиворечивости для получения выводов по тому или иному делу.

Например, к числу достаточно распространенных логических противоречий, встречающихся в документах, относятся так называемые дистантные противоречия, т.е. противоречия, разделенные в анализируемой информации некоторым текстовым интервалом. Увидеть такие противоречия можно только лишь при наличии развитой логической культуры.

В рамках своей компетенции юридические работники системы ОВД должны обладать целым спектром умений, что требует солидной логической подготовки. К числу этих умений относятся:

- умение подвергать логическому анализу правовые каты республиканских и местных органов власти и давать им комплексную социально-правовую оценку;

- умение проводить информационно-аналитическое исследование состояния оперативной обстановки и организовывать логически-планомерную работу по раскрытию и расследованию преступлений в рамках тех или иных уголовных дел;

- умение подвергать логическому анализу причины и условия совершения преступлений, делать по ним обобщения и выводы, готовить по ним логически обоснованные доказательные предложения или представления и формировать документальную доказательную базу;

- умение выдвигать оперативно-розыскные и разрабатывать следственные версии, обеспечивающие раскрытие преступлений и установление виновных лиц;

- умение использовать весь арсенал логических средств оперативно-розыскной и следственной деятельности ОВД, включая оперативно-розыскные и криминалистические учеты, автоматизированные информационно-поисковые системы;

  • умение выбирать оптимальные управленческие решения в экстремальных ситуациях.




1 См.: Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 1998. С. 6-8.


написать администратору сайта