Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Укажите объекты и предметы соц. Философии

  • 3,Основные идеи и представители философии прагмматизма

  • Чарльз Пирс - основоположник прагматизмаУильям Джеймс

  • Джон Дьюи Составные части философии как науку Онтология

  • Гносеология

  • Аксиология

  • Логика

  • В чем заключается методологическая функция философии

  • Место социальной философии в системе наук

  • то собой представляет социальная онтология и социальная

  • 9. Основн

  • Экзистенциализм

  • Карл Ясперс

  • Регуля́торы обще ́ ственных отноше ́ ний

  • Техническая норма

  • Социальное регулирование

  • Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии


    Скачать 188.39 Kb.
    НазваниеБлок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
    Дата19.01.2021
    Размер188.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная философия.docx
    ТипДокументы
    #169531
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Блок1 1) Что входит в круг проблем соц. Философии? Осмыслить что такое общество,какого знание оно имеет в жихзни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает.

    2) Укажите объекты и предметы соц. ФилософииПредмет  социальной философии – это процессы, их появление и изменение, а также агенты, вовлечённые в них, то есть человеческие взаимодействия.Объект – это все формы общества как целостные системы, то есть социальная действительность.

    3,Основные идеи и представители философии прагмматизма?

    Прагматизм (от др.-греч. рсбгмб, рсбгмбфпт -- «дело, действие») -- философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

    Принципы

    Первичность практики

    Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни.

    Натурализм и антикартезианство

    Философы-прагматики всегда стремились реформировать философию, привнеся в нее научный метод. Они критикуют как материалистов, так и идеалистов за попытки представить человеческое знание как нечто большее, чем может дать наука.Прагматики вместо этого стремятся объяснить, преимущественно психологически и биологически, как соотносятся между собой субъект и объект познания, и как это соотношение сказывается на реальности.Ученые:Чарльз Пирс - основоположник прагматизмаУильям ДжеймсСогласно этому подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется строй вещей, с которыми каждый из нас встречается в повседневной жизни. Во-вторых, мир существует в том смысле, что каждый человек создает свой собственный мир, как бы вырезая его из материала окружающей действительности

    Джон Дьюи

    1. Составные части философии как науку

    • Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

    • Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

    • Аксиология — учение о ценностях.

    • Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

    • Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.

    • Этика — учение о законах и принципах морали.

    • Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

    1. В чем заключается методологическая функция философии? Методологическая функции заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    2. Место социальной философии в системе наук? Место социальной философии в системе гуманитарного и всего научного знания

    Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире — всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т. д.

    Доказательство выдвинутого положения начнем с анализа взаимоотношений социальной философии с социологией. Этот сюжет выбран нами для примера в силу двух обстоятельств. Во-первых, именно вокруг соотношения социальной философии (в ее традиционном тогда варианте исторического материализма) и получавшей права гражданства прикладной социологии прошли бурные дискуссии в 60–70-е годы. Во-вторых, пример этот предельно нагляден и без особых трудностей может быть экстраполирован на другие отрасли гуманитарного, а также, мы вскоре увидим, и негуманитарного знания.

    8.Поделитесь на стран8888С то собой представляет социальная онтология и социальная диалектик

    Социальная онтология – исследует роль «природы» в общественной жизни и универсальные закономерности последнейа?

    Диалектика — это логико-философский метод рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания. Диалектика подразумевает философскую концептуализацию развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и — соответственно — конституирующаяся в философской традиции (см. Философия) как в качестве теории (см. Теория), так и в качестве метода (см. Метод). Первоначально, в Античности, под диалектикой понималось учение об искусстве вести беседу посредством рассуждения, вопросов и ответов — диалог, противостоящий риторике и софистике. Термин «диалектика» впервые использован Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины (см. Истина) в процессе диалога путём столкновения противоборствующих мнений.

    9. Основные идеи и представители Философия жизни--как направление социальной философии?Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). 

    1. Основные идеи и представители философии экзистенциализма? Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

    • Карл Ясперс (1883 — 1969);

    • Мартин Хайдеггер (1889 — 1976);

    • Жан-Поль Сартр (1905 — 1980);

    • Альбер Камю (1913 — 1960).

    2Блок

    1. В чем прявляется методологическая основа философии для социальной философии?

    об общественном бытие (бытие экономическом, бытие социальном, бытие демографическом, бытие экологическом и т.д.);- взаимодействия общественного бытия и общественного сознания;- о структуре общественной жизни;- об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;- об отношении базиса и надстройки;- материального и духовного производства;- социально-исторической практики как социально-преобразующей деятельности людей;- цивилизационного и формационного развития общества;- сущности общественной жизни, - о соотношении субъективного и объективного факторов в истории и т.п.;- вопрос о субъекте социальной жизнедеятельности, т.е. о человеке, причем в той степени, в какой он включен в систему общественных связей.

    2 Различие предметов исследование философии и социальной философии?Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все характерные общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей. Социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения в бытии и мышлении человека и общества, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни людей в качестве одной из подсистем мира. Тем самым она анализирует не только соотношение и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это значит, что социальная философия формирует интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе. Соответственно, предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия людей, условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии — вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития. Отвечая на этот вопрос, социальная философия вырабатывает свое когнитивное (рефлективное) отношение к всеобщему в жизни людей
    Полное или частичное копирование материалов сайта www.socionauki.ru разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки


    1. В чем особенность проблематики соц. философии?

    1. Социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового.

    2. Одной из важнейших является проблема отношения личности и общества, поставленная, прежде всего, в общем плане, т.е. независимо от конкретных типов общественной организации.

    3. Социальная философия задумывается над онтологическими основаниями общественной жизни, т.е. исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, не рассыпается на изолированные части или на совокупность не связанных никакой общностью индивидов.

    4. В рамках социальной философии осмысливается методология научного познания общественной жизни, обобщается опыт общественных наук (в том числе прием мысленного упрощения, конструирования идеальной модели).

    4. Какие основные вопросы составлют предмет социальной философии?

    понимание социального контекста политических, правовых, моральных и культурных вопросов, а также разработки новых теоретических основ, от социальной онтологии до этики ухода, до космополитических теорий демократии, прав человека, гендерного равенства и глобальной справедливости.

    5.Социальная филосовия и философия истории, особенности взаимоотношений?

    Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были сделаны попытки преодоления философии вообще и философии истории в частности. Традиционные, казалось бы, сюжеты описания человеческого бытия включаются теперь социальной философией в новую «среду» проблематики и методологии.

    Одни и те же вроде бы понятия – история, культура, общество, деятельность и отношения людей – в философии истории и социальной философии по-разному соподчиняются и координируются, возникают в разных смысловых связях, получают различное обоснование.

    1. Каковы методологические основы социально-философского знания?

    Методологическая функция состоит в разработке методов познания социальных явлений и процессов. Эта функция проявляется в ориентировании социально-философской теории на практику, а также в определении предмета частных социальных и гуманитарных дисциплин – социологии, истории, политологии и т.д., в разработке основных теоретических принципов и категорий этих дисциплин.

    Кроме рассмотренных выше основных, сугубо философских функций, Д.И. Грядовой выделяет общенаучные функции социальной философии: гуманистическую и общекультурную. Первая направлена на воспитание личности, вторая – на формирование духовной культуры человечества. Есть и другие функции социальной философии, например гносеологическая, прогностическая, интегративная, просветительская, социальная.

    В понимании общества в силу его сложности вплоть до XIX века царили хаос и произвол, возникали лишь отдельные верные догадки о развитии общества, стадиях этого развития и движущих силах. На различных этапах философской мысли основу социальных изменений видели в многочисленных факторах: сознании людей

    (политические идеи, мораль, религия), географической среды и климата (вульгарный материализм или натурализм), воле людей (волюнтаризм), воле бога, судьбе (фатализм) и т.д.

    Основу научного понимания истории в социальной философии составляет материалистический взгляд на соотношение понятий общественного бытия и общественного сознания (что первично в обществе - общественное бытие или общественное сознание, идеи, дух).

    Важнейшими методологическими принципами анализа исторического процесса являются всеобщие философские диалектические принципы: принцип объективности, принцип всесторонней связи, принцип развития, принцип историзма, принцип рассмотрения явлений с учётом интересов определенных социальных слоев общества, принцип системного подхода и др.

    Кроме основных философских принципов, важное место в анализе истории занимают частные методологические принципы. Не потерял своей актуальности (особенно в социально-гуманитарных науках) принцип материалистического понимания истории. Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта, Г. Гегеля. Но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса. Опираясь на диалектический метод Г. Гегеля и экономические исследования английс­ких экономистов К. Маркс обосновал материалистический взгляд к пониманию общества - принцип материалистического понимания истории

    1. Какого природа социально-философского познания?1.1 Специфика философского познания социальной действительности.Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию – всё это – изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства; невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако литература и биология – это менее сложные миры, чем мир человеческой души или мир растений и животных… Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта.

    Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

    В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, – существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие “социальное познание” употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: “ Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием” (Очерки социальной философии. М., 1994. С. 16) 1.

    Основная задача социального типа знания – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

    1. Что входить в элементам регуляции общественных отношений?.Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

    Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания. Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

    1. Особенности системного подхода к обществу? Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

    Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта