Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
Скачать 188.39 Kb.
|
5 Блок 1)Формы чувственного и рационального познания.Познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Указанная деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы .Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.Чувственное познаниереализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения – это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.Рациональное познание(от лат.ratio – разум) – это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество. Исходной формой рационального познания является понятие. Возникновение понятий - это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т.е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. 2) Что такое знание и ее отличие от познания Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях. Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.В науке возникают довольно напряженные дискуссии относительно того, что первично — знание или познание. Исследователи, считающие, что знание предшествует познанию, аргументируют свою позицию тем, что для освоения одних знаний (например, сложных математических формул) человеку нужно иметь другие — к примеру, знание простых формул. В этом смысле познанию сложных формул предшествует знание простых.Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что познание универсально и, в принципе, не зависит от конкретных знаний. Но поскольку оно задействуется в целях его освоения, то является по отношению к нему первичным в связке «познание — знание».Так или иначе, ученые имеют более или менее одинаковую точку зрения относительно того, что знание — результат познания. Но некоторые исследователи полагают, что познание невозможно без предварительных знаний. 3) Социальное познание,ее сущность и специфические особенностиСоциальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин. 1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.Социальное познание начинается с установления социальных фактов.Виды социальных фактов:1.действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;2.продукты материальной или духовной деятельности людей;3. словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:1. объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.2.ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.Большую роль играет исследователь. В социальном познании всегда присутствует ценностная сторона исследователя. Ценности это выражают значения происходящих явлений с позиции того или иного человека, класса, нации и служат своеобразным ориентиром. Ценностные ориентации исследователя влияют на арактер исследования, выводы и содержание теории, к он создает.Основная особенность социального познания – поиск истины производится с определенных социологических позиций, зависящих от интересов исследователя. 4) Эмпирические и теоретические методы познания.Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Теоретические методы познанияСобственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция — движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. 5)Характеристика различия понятий метода и методологии Методология (от греч. méthodos – путь исследования, теория и lógos – слово, учение) – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследования, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.Отличие метода от методики: Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики, нежели метод. Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу. Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами. Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче. Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность. Другими словами, благодаря методике воплощается метод. Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации. Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом. Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей. Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее. 6)Методы познания социальной реальности. На основании различных критериев можно выделить следующие группы методов.1. По масштабу применения методы можно разделить на:А) Общенаучные (математические)Б) Частнонаучные (метод опроса).2. По уровню знания:А) Теоретические (дедуктивный метод и т.д.)Б) Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.)3. По этапам исследования:A) Методы сбора информацииБ) Методы обработки информации.B) Методы анализа информацииОсновными методами сбора первичной социальной информации в социологии являются четыре метода, каждый из которых имеет по все основных разновидности:• Опрос (анкетирование и интервью):• Анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ);• Наблюдение (невключенное и включенное)• Эксперимент (контролируемый и нектролируемый).Особенность применяемых средств исследования - анкеты, интервью, наблюдения - в социологии такова, что социальные процессы, происходящие в социальной организации, отражаются через зеркало общественного мнения, высказывания простых людей о том, что их окружает.Результаты социологического исследования имеют не только имеют не только управленческую ценность, но и диагностическое значение, они служат своеобразным увеличительным стеклом, в фокусе которого отчетливо видны как достигнутые успехи, так и имеющиеся недостатки.У каждого социологического метода есть особые, специально для него созданные инструменты. Так, в опросе им является анкета; в наблюдении - карта, дневник; в эксперименте - протокол о проведении эксперимента; в интервью - бланк интервью и т.д. Во всех науках - естественных и социальных - инструменты играют одну и туже роль, разной может быть лишь их эффективность. Физический прибор или иной инструмент - это материализованная теория.В социологии в качестве инструментов используют анкету, бланк интервью или наблюдения и т.п. Но инструмент не просто служит мостиком, то есть выполняет некую пассивную функцию. Он выступает средством конкретизации теории. Инструмент - это совокупность средств, при помощи которых социолог пытается проверить, подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. К инструментам социологии относятся: анкета, бланк интервью, карта наблюдения; статистическая таблица, протокол о проведении эксперимента и т.д. В естественных науках существуют свои инструменты от скальпеля до микроскопов. Однако телефон, магнитофон, диктофон и компьютер, которые широко применяются сегодня при опросах, инструментом научного познания не являются. Это всего лишь технические средства осуществления быстрой связи с респондентом или анализа данных. Они не несут в себе ничего социологического. Это посторонние для социологии устройства, которые были изобретены вовсе не для ее нужд. 7)Соотношение исторического и логического в познании исторического процесса.Вопрос об отношении логического к историческому, или, как он сформулирован у Маркса, об отношении научного развития к действительному развитию, был непосредственно связан с необходимостью материалистически обосновать способ восхождения от абстрактного к конкретному. Если теоретическая реконструкция действительности осуществляется именно способом восхождения от абстрактного к конкретному, то сразу же встает вопрос о том, на что же должна ориентироваться теория, определяя последовательность этого восхождения, порядок развития понятий, порядок выведения определений, понятий, категорий. Материалистический взгляд на мышление и на отношение мышления к реальности находит свое естественное выражение в тезисе: «С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждыймомент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» Иными словами, логическое воспроизведение действительности способом восхождения от абстрактного к конкретному отражает – самой последовательностью своих шагов – реальную историческую последовательность тех фаз, которые проходит во времени изучаемый действительный процесс – процесс рождения, становления, расцвета и умирания конкретного объекта. Для материалиста логическое есть понятое(в понятиях выраженное) историческое; в этом заключается суть их отношения. 9)Сущность синергетики как метода начного познания и ее основатели Синерге́тика– междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - понятие новое, лишь недавно появившееся в словарях и энциклопедиях. В 1973 году - дата рождения этого направления - профессор Штутгартского университета немецкий физик Герман Хакен на конференции, посвященной процессам самоорганизации, сделал программный доклад, в котором объявил о новой, учрежденной им дисциплине - «синергетике». Еще одним основоположником синергетики является бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии Илья Романович Пригожин. Источник возникновения идей, которые можно назвать концепцией самоорганизации - это Античность. Как писал Аристотель: «Есть и такие философы, которые причиной и нашего Неба, и всех миров считают самопроизвольность: ведь они считают, что сами собой возникают вихрь и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную». Эти изыскания в различное время продолжили:- христианский мыслитель Фома Аквинский, ищущий за иррациональностью строгую логику;- его современник Раймунд Луллий, - астролог и арабист, пытавшийся создать первый в истории искусственный интеллект;- испанский философ XYI века Людовик Молина, - богослов, рассматривающий свободную волю человека, говоря современным языком, как нелинейную систему с многовариантностью;- Лейбниц, предпринявший попытку конструирования «универсального языка»;- Тейяр де Шарден, трактующий в своем сочинении «Феномен человека» божественную благодать как энергию, и переносящий ее на мир материи и живых существ.Этот список можно продолжать, вплоть до наших дней, внося в него много громких имен. Настоящее синергетики, фундаментальные положения этого направления, собственно, его название - это, конечно, Г. Хакен и И.Р. Пригожин. Их размышления над методологическими проблемами междисциплинарного направления и усилия по его популяризации послужили тому, что синергетику можно классифицировать как научную революцию, как кардинальный поворот в мировоззрении, последствия которого мы, по-видимому, в полной мере еще не осознаем. |