Главная страница
Навигация по странице:

  • и т.д. . Ценности системы и ориентации

  • По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные;

  • Надиндивидуальные ценности

  • )Надо отметить, что национальные ценности

  • «национальные ценности»

  • Моральные ценности Мораль

  • Базовые моральные ценности

  • 3)Концепция ценностей (макс вебер)

  • Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии


    Скачать 188.39 Kb.
    НазваниеБлок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
    Дата19.01.2021
    Размер188.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная философия.docx
    ТипДокументы
    #169531
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    2)Виды ценностей

    Классификация ценностей и их виды:

    1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

    а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

    - природные объекты, процессы и явления;

    - социальные объекты;

    б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

    - установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

    2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают:

    моральные,

    художественные,

    утилитарные,

    научные и иные ценности.

    3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

    - просто ценности;

    - групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

    - общечеловеческие.

    4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

    - внешние ценности;

    - внутренние ценности.

    5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

    - абсолютные или вечные ценности (константы);

    - ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

    6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности,

    -как способ ориентации,

    -ценности как средство контроля в социальных группах,

    -ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.
    . Ценности системы и ориентации

    Ценностные ориентации в истории общества. В различные исторические эпохи, в различных странах существовали и существуют самые разнообразные ценностные ориентации. Среди факторов, обуславливающих это: и окружающая природная среда, и способ добывания средств к существованию, и политические события и т.д. На определенном этапе ценностные ориентации приобретают системный характер. 

    Преобразование разнородных ценностных ориентаций в систему ценностей происходит тогда, когда среди них возникают доминирующие ценности, которые определяют, формируют, подчиняют, преобразуют другие мировоззренческие ориентации. 

    Иными словами, возникает субстанциональная основа, на базе которой формируется система ценностей. 

    Эта основа (доминирующие ценности) носит характер парадигмы.

    Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе  ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

     По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества:

    материальные (экономические),

    политические,

    социальные;

    духовные. 

    Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. 

    Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

    Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

    По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности.

    Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.
    4) К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

    Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

    По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида.

    Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

    Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы.

    Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает.

    Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

    Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного , напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

    )Надо отметить, что национальные ценности занимают особое место и в системе культуры.

    Осмысление корней национальных ценностей направлено на предостережение от упрощенного подхода к их определению и характеристике. Они раскрываются как взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга, но сохраняющие относительную устойчивость и самостоятельность.

    Все национальные ценности в какой-то степени построены на самоограничении и подавлении непосредственных внутренних импульсов, ограничении своих личных, индивидуальных целей человека, или вообще отказу от них в пользу всего этноса и общих национальных интересов. Самоограничение было необходимо для выживания и выступало как механизм самосохранения нации.

    Использование в науке понятий «национальные ценности»,  «национальное ценностно-ориентированное сознание», «универсальные общечеловеческие ценности национального духа» фиксирует факт социальной и психологической самобытности определенного этноса и его отличия от других аналогичных общностей и предполагает единство всех членов определенного этноса, объединенных общими идеями, установками. Изучение  многочисленных этносов,  находящихся  на разных  ступенях формирования и развития, убеждает, что единство членов этноса, кроме всего прочего, обеспечивается наличием определенных черт психики, единым восприятием и оценкой одних и тех же поступков и событий, единым отношением к тем или иным ценностям. Именно с позиций сочетания, совокупности таких чувств и отношений и надо подходить к понятию нации и национальных ценностей.

    Универсальные общечеловеческие ценности национального духа, национальные ценности и национальное ценностно-ориентированное сознание представляют собой не только явления психолого-эмоционального характера,  но и материальные объекты, символы, знаки, признаваемые жизненно важными этнической общностью. В основе признанной важности этих ценностей в первую очередь находятся сущностные интересы человека, представителя конкретного этноса: выживание, развитие, достижение целей и идеалов. Причем, лишь некоторые из них, будучи ярко выраженными, позволяют отличить ценности определенного народа от ценностей других наций и личностей друг от друга. Каждая нация отличается только ей одной присущим сочетанием и соотношением темперамента, типом мышления и мировосприятия. В уникальности внутреннего мира нации, в устойчивости ее внутреннего склада, определённым образом организующего получаемую информацию, и состоит ценность любой нации как биосоциального сообщества людей и одновременно культурного феномена.

    Одновременно в понятиях «национальные ценности», «универсальные общечеловеческие ценности национального духа», «национальное ценностно-ориентированное сознание» также заключены склонности, представления, способы связи с другими людьми, которые делают индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и ценностям, которые позволяют ему достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка.


    5)Национальные ценности и универсальные общечеловеческие ценности национального духа – это не только совокупность черт их психики, их потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, убеждения и идеалы этого народа, которые, в конечном счете, определяют направленность самого характера, но и система, методы и приемы достижения целей, что во многом зависит от темперамента и нравственныхпринципов этой нации.

    История развития этноса и психология нации давно доказали, что человеческое сообщество, коллектив способны значительно усилить или ослабить те или иные стороны индивидуальной психики. Это относится в первую очередь к национальным и универсальным общечеловеческим ценностям национального духа.
    Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

    • патриотизм – любовь к родине, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

    • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

    • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

    • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
    Моральные ценности

    Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.
    Рассмотрение ценностного содержания морали с позиций теории человеческой деятельности позволяет в рамках работы поставить вопрос о возможности выявления некоторого минимума фундаментальных (базовых) моральных ценностей, к которым мы относим: добро, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость.

    Базовые моральные ценности в воспитании и развитии личности, в ее ориентации в жизни, познавательной деятельности выполняют важные функции:

    а) ориентировочная функция проявляется в выборе нравственного идеала, который выступает как цель и как образец жизнедеятельности личности;

    б) присвоенные моральные ценности выполняют функции движущих сил воспитания и развития личности, что связано с удовлетворением ценностных потребностей;

    в) прогностическая функция моральных ценностей состоит в определении путей, выборе средств для достижения нравственного идеала.

    Религиозные ценности

    Само название «философия религии» появилось довольно поздно - в XVIII веке, но уже в античной философии можно обнаружить определенные представление о божестве, об отношении божественного и конечной действительности. История философии религии самым тесным образом сближается с историей европейской философии.

      Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета.
    Объектом философского богопознания становится Бог, поскольку Он познаваем через свои творения, человеческую душу в ее свободе и бессмертии и через естественный закон.

      1. Философские концепции бога. Существуют различные типы человеческих представлений о богах:

      • политеизм - представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни;

      • пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом;

      • деизм - идея Бога-Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю;

      • монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.

    3)Концепция ценностей (макс вебер)

    Хотя сам термин «идеальный тип» уже использовался Э. Дюркгеймом и Ф. Теннисом, именно Вебер стал первым, кто утверждал, что в основе этого понятия лежат вполне определенные ценностные предпочтения исследователя.

    Интересовать ученого, по мнению Вебера, могут лишь те стороны бесконечных в своем многообразии явлений, которым он сам приписывает культурное значение или ценность.

    Но что же такое «ценность»? Для Вебера она не «положительна» и не «отрицательна», не «относительна» и не «абсолютна», не «объективна» и не «субъективна».

    Для ученого-аналитика (каким себя считал сам Вебер) ценность далека от личного эмоционального переживания, одобрения или порицания. Она не может быть «плохой» или «хорошей», «правильной» или «неправильной», «нравственной» или «безнравственной». Ценность также абсолютно лишена какого бы то ни было нравственного, морально-этического или эстетического содержания. Ее нужно рассматривать как форму, при помощи которой люди организуют свой жизненный опыт.

    Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Подобно кантовским категориям «пространства» и «времени», ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Это «чисто логический метод осмысления мира», одинаково свойственный и ученому, и обывателю.

    Человек является носителем ценностей, и они необходимы ему для определения целей, которые он перед собой ставит. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов, поскольку именно к ценностям, в конечном счете, обращена воля человека.

    Некоторые современные исследователи склонны ставить знак равенства между веберовским понятием «ценности» и «нормой», что является большим упрощением.

    В толковании Вебера, ценность, в отличие от нормы, не может быть однозначно понятым повелением; она — всегда пожелание. Обязательно нужен тот, кто, принимая ее по тем или иным соображениям, воплотит своей жизнью. Более того, сам выбор ценностей не просто выбор между «правильным» и «неправильным». «Правильными» ценностями являются щедрость и бережливость, милосердие и справедливость, активная борьба со злом и непротивление насилию.
    Однако в каждой конкретной ситуации человеку приходится выбирать одну из двух трудно сочетающихся друг с другом добродетелей. При этом сами по себе ценности «не дают направления», а лишь дают возможность сознательно выбрать направление. Так что стоящая перед человеком альтернатива «имеет смысл лишь как обращение к свободе, равно как свобода в смысле выбора, возможна лишь там, где есть альтернатива» («Наука как призвание и профессия», 1920).

    В противном случае ценности автоматически становятся нормами, которые лежат в основе социального порядка.

    Нормативное поведение людей полностью предсказуемо и лишено индивидуальных особенностей. Но такое толкование не устраивает Вебера. Он акцентирует внимание на двойственном характере ценностей, выделяя помимо нормативной и другую сторону — их необходимое и неизбежное преломление в индивидуальном опыте конкретного человека.

    Тот или иной человек всегда «расшифровывает» для себя ценности, вкладывает в них определенный смысл, то есть понимает их так, как может понять только он и никто другой. Свобода человека — это внутреннее состояние, которое заключается в возможности самостоятельного и ответственного выбора ценности и их толкования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта