Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 Что такое духовность человека

  • 6 Как можно выразить соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность

  • 7 Что такое гуманность Гума́нность

  • 8 Чем отличаются понятия морали и духовности Нравственность

  • 9 Проблема отчуждения в философии

  • 10 Понятие отчуждение и ее виды Отчужде́ние

  • БЛОК 17 1. Филосо́фия исто́рии (историосо́фия

  • 3. Концепция однолинейного прогрессивного развития

  • 6 Цивилизационный подход к развитию общества (Арнольд Тойнби)

  • 7. Сущность стадиальной концепции Ротоу

  • 8. Философская характеристика Понятие общества

  • 9 Определение противоречия как понятие и ее классификация

  • Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии


    Скачать 188.39 Kb.
    НазваниеБлок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
    Дата19.01.2021
    Размер188.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная философия.docx
    ТипДокументы
    #169531
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    4 Что включается в понятие личность

    личность — это не просто результат биологического созревания условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает (или не приобретает) лнчностные черты.

    Основу ЛИЧНОСТИ составляет ее структура, относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.Структура личности по С. Л. Рубинштейну включает в себя:

    1. направленность (потребности, идеалы, доминирующие мотивы);

    2. знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе познавательной деятельности;

    3. индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, способностях.

    Структура личности по К. К. Ковалеву включает в себя:

    1. направленность (отношение человека к действительности); 

    2. возможность (систему способностей)

    3. характер (стиль поведения личности в социальной сфере); 

    4. систему упражнений (обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков).

    А. В. Петровский разделяет структуру личности па следующие подсистемы:

    1. внутрииндивидуальную (иптраиндивидуную), в которую входит системная организация индивидуальности;

    2. интериндивидую. в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое — в конкретной форме проявлений личности;

    3. метаиндивидуальную (надиндивидуальную), воздействие на других людей.

    5 Что такое духовность человека

     Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. 

    6 Как можно выразить соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность?Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    7 Что такое гуманность ?Гума́нность (лат.  humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому[1]; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи

    8 Чем отличаются понятия морали и духовности ? Нравственность – это свод норм поведения, принятый определённым общество, как обязательный для его членов. Часто это понятие смешивают с понятием морали, в том числе и профессионалы (философы и социологи)Мораль – кроме перечня норм поведения, принятых обществом, включает в себя определение правильных (с точки зрения этой самой морали) мотивов поведения и объяснения причин, по которым поведенческая норма является обязательной.

    9 Проблема отчуждения в философии Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Заметим, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически — как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т. д.В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней — общественное разделение трудаВозникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение — удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и «верхи» общества, о чем нам еще представится возможность сказать особо.

    10 Понятие отчуждение и ее виды

    Отчужде́ние (англ. alienationнем. Entfremdung, Entäußerung) — в философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.В современной справочной литературе по философии категория «отчуждение» предстает в нескольких трактовках:1. «Отчуждение - категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе»1;2. «Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их»2;3. Отчуждение как отношение между социальным объектом и какой-либо его социальной функцией, складывающееся как разрыв их единства, обеднение природы субъекта и изменение природы отчужденной функции.

    БЛОК 17

    1. Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.Философия истории является одной из наиболее важных частей философии. Термин «философия истории» впервые употреблён Вольтером. Он пытался создать просветительскую концепцию истории, имея в виду универсальное историческое обозрение культуры человечества.Главное в философии истории - познание направленности исторического движения, его закономерностей. «И эпоха, и её философия несут на себе одно и то же движение» (Гегель). История, видимо, имеет объективный смысл и цель, а время в ней имеет эры, эпохи, периоды, этапы и т.п.Этапы развития философии истории:Античность Средние века Новое время

    2. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.4. Гносеологическая – это познавательная функция философии.5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

    9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

    3. Концепция однолинейного прогрессивного развития человечества занимает существенное место в философии истории. Сторонников этой концепции при всех мировоззренческих различиях объединяет вера в прогресс, в поступательное движение человечества к некоей высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы и страдания отдельных людей. Идея однолинейного прогрессивного развития начинает активно формироваться в эпоху Просвещения как светская идея, порывающая с интеллектуальной традицией Средневековой Европы, когда во всем мыслился Божий промысел. Согласно этой концепции, все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации и разуму.

    ИДЕИ ГЕГЕЛЯ. В истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается и, в конечном счете, направляет деятельность людей. Цель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. Критерием развития человечества является осознание свободы. Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духа отдельных народов.

    МАРКС: ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЕДИНА. Все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. В истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы. Конечная цель человечества – торжество разума и свободы на земле.

    4 Формационный подход Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

    5 Исторические периоды формирования Мирового разума у Гегеля. С точки зрения Гегеля, сущностью мира, его субстанцией является «абсолютная идея» - безличный мировой разум, который в своем развитии порождает все многообразие мира, сознавая себя в качестве субъекта действия.Все существующее многообразие мира, в том числе и социального, содержится лишь потенциально и только через усилия мирового разума, оно обретает свою действительность, свою историю.Что касается Мирового Разума, то будучи субстанцией, он не нуждается во внешнем материале, а «берет все из самого себя, выступая собственной предпосылкой и конечной целью».Первая ступень становления абсолютной идеи – природа. Она не имеет истории. Только через ее отрицание абсолютная идея становится «Мыслящим духом», который продолжает свое самоосвобождение на уровне субъективного, объективного и абсолютного духа, демонстрируя в каждом случае свою меру свободы. Пройдя этапы индивидуального и общественного развития, она в статусе всемирной истории становится способом самопознания Мирового Разума. Таким образом, философия истории по Гегелю есть рефлексия Абсолютной идеи - Мирового разума в формах права, морали и нравственности.Жесткость утверждения того, что люди являются средством (инструментом) Мирового разума не смущает Гегеля, ибо он полагает, что присутствие в каждом человеке вечного и безусловного - моральности и религиозности задает причастность к Мировому разуму, обеспечивает их самоценность.Итак, сделав субстанцию - Мировой разум объектом развития, Гегель привнес в историю процессуальность и необратимость, становление и отчуждение ибо только в саморазвитии дух (мировой разум) познает себя и доходит до осознания своей свободы. 

    6 Цивилизационный подход к развитию общества (Арнольд Тойнби). Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. По Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. В своем фундаментальном труде «Постижение истории» он дает характеристику двадцати одной цивилизации. Он описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, так каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных, прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Движущей слой развития цивилизации, как считал Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного прорыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философских концепций смысла жизни.

    7. Сущность стадиальной концепции Ротоу Теория стадий экономического роста (стадии экономического роста Ростоу) — концепция, впервые предложенная американским профессором экономики У. У. Ростоу в 1959 году, предполагающая переход от традиционного общества к информационному обществу в пять этапов.Первоначально У. Ростоу предлагал выделять три стадии роста, затем он увеличил их число до пяти, и в 1971 году добавил шестую стадию:Традиционное общество.Переходное общество — стадия «создания предпосылок для взлёта».Стадия «взлёт».Стадия «зрелости».Эпоха «высокого массового потребления».Стадия «поиска качества жизни».Критерием выделения стадий является технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д

    8. Философская характеристика Понятие общества Как любое фундаментальное понятие, термин «развитие» имеет достаточно емкое семантическое пространство и включает как объективные, общефилософские смыслы, так и субъективные, личностные. Начало научно-логической системе значений понятия «развитие» положила диалектика Гераклита.Универсальность принципа развития была показана в немецкой классической философии. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. Современное философское понимание трактует понятие развитие как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает качественно новое состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

    9 Определение противоречия как понятие и ее классификация. Противоре́чие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же. Противоречие- это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.В общем смысле противоречие есть взаимо­действие противоположно направленных тенденций, стремлений и Действий, находящихся вместе с тем в единстве. По своему характеру они могут быть 1) внутренними и внешними;2) антагонистическими и неантагонистическими;3) основными и неосновными;4) объективными и субъективными и т.д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта