Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
Скачать 188.39 Kb.
|
10) Мировое сообщество и геополитикаПод "мировым сообществом" понимают сложившуюся на сегодняшний момент современную мировую политическую систему. Эту систему составляют 200 суверенных государств. Все существующие государства различаются по разнообразным критериям: это большие или малые, мононациональные (Япония) и полиэтнические (Россия, Индия), имеющие большую территорию (Россия, Китай) или совсем незначительную (Лихтенштейн, Ватикан).Каждой стране присущи неповторимые особенности. Но на основе выявления сходных признаков выделяются определённые группы стран. Типологии используются разные, как и различные критерии, соответствующие уровню социально-экономического развития, демократии, гуманитарного развития, качеству жизни в данной стране. Достаточно долгое время в литературе использовалась типология, которая разделяла страны по их принадлежности к социализму или капитализму. Выделялось 15 социалистических стран, около полусотни капиталистических и развивающиеся страны, или "страны третьего мира".Сегодня в геополитической науке утвердилось понятие "развивающиеся страны". К ним принято относить государстваЮжной Азии, Африки и Латинской Америки, освободившиеся от колониального и полуколониального господства. Эти страны предпринимают самые отчаянные усилия для того, чтобы преодолеть свою экономическую и финансовую зависимость от развитых стран.Разберём более подробно геополитическое положение развивающихся стран. Стремление по консолидации усилий развивающихся стран было осуществлено через создание в 1961 году самого крупного и достаточно авторитетного, прежде всего в силу членства в ООН, межгосударственного объединения — Движения Неприсоединения (ДН).В этом движении выступили лидерами Индия, Югославия и Куба. Движение Неприсоединения зародилось в условиях "холодной войны". На рубеже XX XXI столетий оно объединило 112 государств. Само его появление означало вызов сильным мира сего. ДН искало пути искоренения колониализма, зависимости от Запада. И вместе с этим его лидеры пытались избежать негативных последствий, связанных с социалистической ориентацией.Движение Неприсоединения строит свои отношения на основе равноправного сотрудничества и партнёрства. Вот его основные принципы:— Запад не должен заниматься протекционизмом и дискриминацией товаров развивающихся стран;— необходимость в обновлении и расширении генеральной системы преференций (преимуществ, льгот);— нахождение путей, позволяющих облегчить доступ к современным технологиям;— значительное увеличение активов МВФ МБРР;— содействие в оказании помощи странам с "переходной" экономикой, но не за счёт средств, которые предназначены для стран третьего мира;— содействие списанию внешних долгов у наиболее слабых государств.Кроме экономических требований, Движение Неприсоединения выдвигает и политические требования. В них ДН, несмотря на возражения некоторых стран, выступает за нераспространение ядерного оружия, а также запрещение его испытаний, превращение Южного полушария в целостную безъядерную зону.Главными условиями улучшения своих геополитических позиций в мире ДН видит в совершенствовании деятельности ООН. Чтобы добиться большего влияния на ООН, развивающиеся страны предлагают различные варианты. К ним относятся:— увеличить рост постоянных членов Совета Безопасности ООН за счёт развивающихся государств: Индии, Бразилии, Нигерии;— настаивают на введении принципа большинства при решении наиболее важных мировых проблем или, по крайней мере, учёта пропорционального влияния стран Севера и Юга;— предлагают отменить право "вето" за постоянными членами Совета Безопасности, так в этом эти государства видят закрепление неравенства среди стран мира;— придать Генеральной Ассамблеи ООН больше полномочий по отношению к СБ (Ассамблея — мировой парламент, СБ — правительство).Но сегодня реализовать сформулированные требования, а главное их выполнить, достаточно трудно в силу внутренних противоречий. Например, существует противостояние Индии и Пакистана. 10 блок 1 Понятие права и ее общая характеристика Право – это система общеобязательных формально определённых норм, которые выражают государственную волю общества, её общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений; являются властным официальным регулятором общественных отношений и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения. При определении понятия право следует отталкиваться от трех важных характеристик права: 1. Право является неотъемлемым качеством самого человека. 2. Право является важным социальным регулятором общественных отношений и взаимоотношений между людьми. 3. Право санкционировано государством, гарантировано государственной властью и обеспечивается право государства на принуждение. Как говорил Аристотель : право есть олицетворение политической справедливости норма политических отношений между людьми. 2 Юснатуралистические и легистические понимание права Юснатурализм как тип правопонимания зародился еще в античные времена, хотя получил оформление в эпоху Просвещения.Юснатурализм признавал, что естественное (природное) право, в отличие от устанавливаемого государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, нравственности и гуманизма, абсолютной ценностью.Существующее позитивное право было для юснатуралистов несправедливым, поскольку, если все люди рождаются равными, то их жизнь не должна зависеть от имущественного или сословного неравенства, от законов, которые закреплены, чтобы одни всегда оставались бедными, а другие — всегда богатыми, одни не имели бы ничего, а другие — все.Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. 3 Понятие нормы права и ее общая характеристика Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников. Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений. 4 Понятие источники права и их виды Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Виды источников права: нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. 5 Понятие юридического прецедента и ее общая характеристика Юридический прецедент насчитывает многовековую историю. Следы его применения можно обнаружить в древних государствах, такие как Рим, Вавилон, Египет. В те времена на основе судебной практики составлялись первые сборники законов.Наибольшее распространение судебный прецедент получил в странах системы общего права, в частности, в Англии, где прецедентное право было впервые признано как самостоятельный источник права, отсюда оно распространилось в другие страны. Преимущества прецедентов: прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом; больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире. Недостатки: нет авторитета, присущего нормативному акту; есть возможность произвола. 6 Понятие нормативно правового акта и ее общая характеристика Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. 7 Правовое сознание и правовая культура их основые элементы Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов: идеологический элемент (правовая идеология); психологический элемент (правовая психология); поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению. Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми. 8 Философия права, проблемы ее объекта и предмета Философия права – наука о том, как достигнуть всеобщего правового гражданского общества, привести в соответствие нравственность и право на основе условия "человек – не средство, а цель". Человек нуждается в философской науке о праве, утверждающей, что свобода, справедливость, истинное и общее благо, равенство, ответственность, творчество как экзистенциалы его личностного бытия необходимы и являются экзистенциалами бытия другого человека. Теоретическим обоснованием единства социальной философии и философии права служит один и тот же объект исследования, а именно жизненный мир человека. Социальная философия рассматривает жизненный мир в целом и во взаимодействии со всевозможными его детерминирующими факторами, а философия права подразумевает под ним взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права. 9 Правовое демократическое общество Понятие демократии и демократического общества, его основные признаки Термин «демократия» является одним из наиболее распространенных в политологии и юридической литературе в России. Как известно, демократия с древнегреческого дословно переводится как народовластие (власть, воля народа). Для понимания демократии как народовластия необходимо определиться по содержанию понятия «народ» и рассмотреть его соотношение с другими категориями конституционного права. Это тем более необходимо, что в науке нет единства мнений по этим проблемам. Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ. Демократия нигде и никогда не существовала без государства. Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками: 1) признание народа высшим источником власти; 2) выборностью основных органов государства; 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав; 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений. Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества – это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях. Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например: 1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства; 2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; 3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; 4) верховенство закона; 5) разделение властей и др. 10 11 БЛОК 1 что такое духовность Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. 2 Факторы развития духовности С позиции становления экономики нового типа, в которой главной производительной силой являются знания, в современных условиях хозяйствования материальное производство невозможно без духовного производства, а духовное во многом зависит от материального, поскольку спрос на знания является одним из основных условий формирования экономики знаний, а развитие человеческого потенциала – необходимым условием поступательного развития общества. Одним из социально значимых вопросов и одновременно одним из условий эффективного развития организаций в настоящее время является духовное состояние общества и отдельного человека, которое все чаще характеризуется как катастрофическое. По данным исследования социальных последствий приватизации Т.Б. Бердниковой 77% мужчин и 85% женщин основным стимулом к труду называют необходимость иметь заработок. Меньшая часть – благо своих близких, возможность самореализации, желание быть среди людей, и только 2,1% мужчин и 0,6% женщин – общественное благо. Необходимо восстановить в сознании людей содержание понятия «духовность», актуализировать проблему формирования духовности в семье, так как без духовно здорового человека невозможно построить эффективное экономически развитое общество. Молодёжь, человек в целом с высоким уровнем духовности - это одно из условий эффективного функционирования организаций. 3 Что такое духовность народа Духовность народа, отображение окружающего мира в сердце и сознании человека через систему ценностных ориентиров существенным образом влияет на организацию всех систем управления и жизнедеятельности государства. Система управления через свои целевые ориентиры призвана учитывать те ценности, которые заложены в самом народе, его духовности, что предполагает понимание неразрывного единства человека с природой и его обязательного сохранения. Важнейшей категорией здесь является уровень организованности народа, определяющий типы, формы хозяйствования и составляющие системы управления. Уровень организованности народа тесно связан с формированием пространства его обитания, на котором распространяются идеи хозяйствования. Влияние народа на окружающее его пространство должно быть позитивным, созидательным, ведущим к сохранению традиций и среды обитания. |