Главная страница
Навигация по странице:

  • Блок 6 1).Определение понятие категория

  • 2.Принцип детерминизма и ее значение в познание социальных явлений

  • 3.Категории, выражающие универсальные связи детерминации

  • Социально интерпретируемые общенаучные категории и их характеристика

  • 5.Специфические социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация и др.)

  • 6.Категории, отражающие упорядоченность бытия

  • 7.Система, ее виды и критерии их различия

  • элементов

  • 8.Философская характеристика категорий элемента, структуры и системы

  • 9.Философская характеристика категории общественного бытия

  • 10.Характеристика категорий реального общества и его идеального моделя

  • Социальная философия. Блок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии


    Скачать 188.39 Kb.
    НазваниеБлок1 1 Что входит в круг проблем соц. Философии
    Дата19.01.2021
    Размер188.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная философия.docx
    ТипДокументы
    #169531
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    10)Научная гипотеза и ее значение в познании социальных процессах

    Гипотезой называют высказывание или теорию (совокупность определенных высказываний), представляющих собой некоторое, предположение, то есть предположительный ответ на некоторый вопрос о существовании, о причинах какого-то явления и происхождении его и т. пНапример, предположение -- до полета спутника вокруг Луны -- о существовании гор и кратеров на обратной стороне Луны; гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, гипотеза о происхождении Солнечной системы и т. п.Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" : "Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон. Гипотеза, как и любой другой метод познания, имеет свою внутреннюю структуру, обусловленную ее спецификой. В структуре гипотезы выделяют следующие элементы. Во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение. Во-вторых, форма гипотезы - совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению. В-третьих, предположение (или гипотеза в узком смысле слова) и выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу.

    Блок 6 1).Определение понятие категория?Категория (от др.-греч. — «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей.В древнегреческом языке κατηγορία буквально — «обвинение», от κατα- — приставка, обозначающая противодействие, и ἀγορεύω — «выступаю с речью (на собрании)», от ἀγορά — «народное собрание». Изначальный смысл «обвинения» ослаблен Аристотелем до «утверждения», «высказывания». Именно в этом, втором смысле Аристотель применил слово κατηγορία по отношению к 10 наиболее общим характеристикам (признакам) вещей.Латиняне (например, Августин и Боэций) переводили Аристотелево слово κατηγορία неологизмом praedicamentum (от praedico — объявлять во всеуслышание; реже — именовать, называть). В Средние века и в эпоху Ренессанса наряду с praedicamentum использовалась прямая транслитерация с греческого — categoria.В английском языке выражение «категорический императив» (categoricalimperative) из философии И. Канта впервые употреблено в 1827 году.

    2.Принцип детерминизма и ее значение в познание социальных явлений?В психологии принцип детерминизма был реализован в разных сто формах – от понимания его как механистического до представления его как социокультурной детерминации в деятельностных и культурно-исторических подходах. При постановке и решении проблем детерминации психического так или иначе встает вопрос о философско-методологической трактовке причинности. Однако этих трактовок в истории развития человеческой мысли было множество. И мы здесь представим только те, которые оказались наиболееосвоенными при построении психологических теорий. Античность дала ряд вариантов в понимании детерминизма (атомистический, телеологический и др.), из которых линии Демокрита, автора первых психологических сочинений (вторая половина V в. до н.э.), и Аристотеля (384–322 до н.э.), автора трактата "О душе", оказались наиболее тесно связанными. В эпоху античности действовал постулат о нераздельности души и тела. Тем самым не было необходимости строить отдельно представление о детерминации для мира внешнего и мира психических реалий. В материалистической трактовке устройства Вселенной Демокритом не нашлось места сверхъестественным силам, поскольку все подчинено необходимости, понятой как цепь причинно-следственных отношений. В идеалистической трактовке начал бытия Платоном (428–348 до н.э.) необходимость имела иной источник – идею как принцип вещи, как смысловую модель ее бесчисленных чувственных проявлений. Творит же идеи мировая душа, или ум-демиург, не выводимый из материальных начал.

    3.Категории, выражающие универсальные связи детерминации?Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории— это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия категории. Даже самая простая мысль, например: «Три желтых листа упали на землю», заключает в себе такие понятия, как «предмет» (листья, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Без понятий, категорий не возможны мышление, познание свойств, предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Итак, о мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и др. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии.Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.Это, прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Эти и другие категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их. качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

    4.Социально интерпретируемые общенаучные категории и их характеристика? В качестве исходной категории социологии выделяют понятие "социальное", через которое определяются такие важные социологические категории, как "социальное развитие», "социальная система", "социальная структура" и др. К числу важнейших категорий социологии относятся понятия "социальная система" и "социальная структура", которые имеют большое методологическое значение для макро социологических исследований.Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементысоциальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм.Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностейразличных групп населения и отдельных индивидов.

    5.Специфические социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация и др.)? В качестве исходной категории социологии выделяют понятие "социальное", через которое определяются такие важные социологические категории, как "социальный статус», "социальный институт", "социальнаястратификация " и др.Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).Социальныйстатус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки.Социальный институт – устоявшийся комплекс санкционированных и несанкционированных правил, принципов. Исторически определившиеся нормы, установки, регулирующие всевозможные сферы людской деятельности и организующие их в систему социальных ролей и социальных статусов, основывающих социальную систему.Социальный институт – совокупность индивидов, организаций и осуществление их конкретных функций. Институты контролируют поведение индивидов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении институты имеют огромное значение.

    6.Категории, отражающие упорядоченность бытия?К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др.Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Связь между единичным и общим выражается в понятии «особенное»: каждый единичный объект относится к какому-то классу объектов (общее), но обладает своими неповторимыми чертами (особенное).Содержание и форма- категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон. Содержание – определяющая сторона, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей. Форма – способ существования и выражения содержания, а также способ его упорядочения («внутренняя форма»). Понятия «форма» и «содержание» разрабатывались многими мыслителями прошлого, от Аристотеля до Гегеля, но именно последний создал идеальную по лаконичности формулу их взаимосвязи: «форма содержательна, а содержание оформлено».Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиямикак система и элементы.Система– упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.Элемент– простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. По основным видам бытия выделяют: законы природы, которые, в свою очередь подразделяются на законы микромира, макромира и мега мира;социальные закономерности, которые проявляются как тенденции через действия больших масс людей;законы человеческого мышления, изучаемые логикой.По степени общности законы бывают:частные, действующие в конкретных формах движения материи, то есть, законы отдельных наук физики, химии и пр.общие, действующие в нескольких формах движения материи, например, закон сохранения энергии;всеобщие, действующие во всех сферах бытия, например, закон перехода количественных изменений в качественные и другие законы диалектики.

    7.Система, ее виды и критерии их различия?Система (др.-греч.«целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.Виды систем по структуре: простые - системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов; сложные - характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разно качественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций.В повседневной практике слово «система» может употребляться в различных значениях, в частности: теория, например, философская система Платона;классификация, например, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;метод практической деятельности, например, система Станиславского;способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;совокупность объектов природы, например, Солнечная система;некоторое свойство общества, например, политическая системаэкономическая система и т. п.;совокупность установившихся норм жизни и правил поведения, например, правовая система или система моральных ценностей;закономерность («в его действиях прослеживается система»);конструкционный принцип («оружие новой системы»).

    8.Философская характеристика категорий элемента, структуры и системы? Нам представляется бездоказательной точка зрения, будто понятие структуры порождено научно-технической революцией XX в. и, в частности, появлением новых областей знания, таких как кибернетика и семиотика. Значение этого понятия действительно возросло в связи с появлением названных наук, но и – в не меньшей степени – в связи с прогрессом математики, лингвистики, этнографии и т. д. Однако понятие структуры отнюдь не ново, оно обладает достаточно внушительным стажем. Латинское слово «структура» переводится на русский как «строение». Классическая химия XIX в. выдвинула теорию строения молекулы; физика начала XX в. создала теорию строения атома; квантовая физика и квантовая химия развили эти теории дальше. Следовательно, по существу своему понятие строение, структура в науке не отличается новизной. Другое дело, что именно в середине XX в. оно получило распространение и в общественных науках и, более того, «вошло в моду». Но точно так же, как использование эмпириокритиками понятия «опыт» не может поколебать нашего почтения к опыту, так и использование термина «структура» так называемым структурализмом (а также близкими течениями, например, функционализмом в социологии и т. д.) не должно как-либо сказываться на нашем отношении к структуре реальных объектов, а тем самым и к отображающему ее понятию. Но при этом, само собою ясно, надо отделять структуру как чрезвычайно богатое по своему содержанию научное понятие, имеющее философский смысл, от спекуляций вокруг этого понятия. Если говорить о марксистской философской литературе, то указанные выше крайности проявляются в ней в трактовке структуры следующим образом. С одной стороны, появилось немало статей и книг, в которых системно-структурные методы исследования, развитые Соссюром, Берталанфи, Леви-Строссом и другими учеными применительно к той или иной конкретной области знания, пересказываются от лица философии марксизма, притом пересказываются так, что либо вовсе не ставятся в связь — 26 — с диалектикой, либо неявно противопоставляются ей. Встречающееся в ряде эстетических работ определение сущности искусства по произвольному набору признаков демонстрирует нарушение элементарных требований диалектики. Между тем такого рода определения подчас оцениваются лишь как нестрогий системный подход, поскольку совокупность взятых признаков не является необходимой и достаточной для характеристики объекта. Безусловно, выбор из многих, а строго говоря, из бесконечного числа признаков объекта существенных и выяснение характера взаимосвязи между ними есть важнейшее требование научного познания, которое вытекает как из диалектики, так и из системного подхода, поскольку последний стихийно или сознательно опирается на диалектику. Однако это не дает оснований более широкие и более общие требования, предъявляемые теоретическому мышлению диалектикой, подменять более узкими требованиями системно-структурного подхода. Другие авторы увязывают диалектику и системно-структурный подход, но так, что диалектика оказывается подчиненной стороной. Весьма характерна в этом отношении постановка вопроса у В. С. Тюхтина, который пишет, что, по его мнению, «эффективная переработка философских категорий лежит... на пути переосмысления содержания категорий и законов материалистической диалектики на основе системно-структурного подхода...»8 О. С. Зелькина попыталась выполнить намеченную В. С. Тюхтиным программу9 , хотя по существу (и к счастью) отошла от этой программы и не без успеха рассмотрела ряд категорий диалектики в их связи с категориями элемента и структуры.

    9.Философская характеристика категории общественного бытия? С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы...” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

    10.Характеристика категорий реального общества и его идеального моделя? Общество — многозначное понятие, широко используемое для определения некоторой совокупности человеческих индивидов, связанных некоторой общностью: социальных систем разного уровня организации, обладающих тем или иным набором устойчивых признаков и целостностью (например: аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество); объединений людей, имеющих ту или иную общность (например: по происхождению, положению, интересам, целям, деятельности, территории проживания, государственной принадлежности). В практико-ориентированном сознании общество понимается преимущественно как совместное существование людей в группах разного уровня общности. В современных постмодернистских дискурсах концепт «общество», как претендующий на статус универсального, практически исключается из употребления.Осмысление общества как сферы человеческого бытия, его сущности и особенностей прошло долгий путь, но до настоящего времени его характеристики не являются однозначными. Многообразие подходов к определению сущности общества и его содержания объясняется тем, что общество как таковое представляет собой чрезвычайно сложное динамичное многоаспектное образование. Отсутствие единого подхода к пониманию общества исторически обусловлено многовариантностью представлений о его природе, каждое из которых даёт собственный образ «общественного» с различных (в том числе и идеологизированных) позиций, а также объективными особенностями развития самого общества.На протяжении длительного периода эволюции социально-философской мысли (см. Философия) теоретическое знание об обществе, не исключавшее эмпирических наблюдений и обобщений, практически отождествлялось со знанием о государстве, его законах, а также обычаях и нормах поведения его граждан, нравственный аспект которых был преимущественным объектом этики (см. Этика). Вместе с тем, уже социально-философские построения Платона открывали возможность связать необходимость существования государства не только с собственно политическими потребностями людей, составляющих общество, но также и с их «неполитическими» потребностями: в пище, жилье, одежде и прочем. В платоновских «Диалогах» (370–360 до новой эры) государство (оно же общество) означает «совместное поселение» людей в целях взаимопомощи в деле удовлетворения названных потребностей. При этом, однако, в формировании общества активными оказываются всё же чисто политические (в современном смысле) функции государства: защита населения (и прежде всего территории) от внешних врагов, а также обеспечение порядка внутри страны. Отсюда отождествление общества и государства, характерное для античной социально-философской мысли. Сила, обеспечивавшая структурную связь людей, нуждавшихся в совместном существовании, мыслилась как собственно политическая (см. Политика) в узком смысле слова: не случайно её носителем в платоновском проекте идеального государства считалось сословие «воинов-стражей».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта