Социология. Занятие 3 Социология личности
Скачать 98.7 Kb.
|
1 2 Практическое занятие № 3 «Социология личности» 2.1 Дайте определения понятий: «личность», «индивид», «человек», «Я – концепция», «социализация», «индивидуализация», «девиантное поведение», «социальная роль», «социальный статус», «социальное взаимодействие», «потребности», «ролевой конфликт», «адаптация», «интериоризация», «социальный тип». Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид — отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами». Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Социализация — это процесс, в ходе которого индивид, усваивая социальные нормы и овладевая социальными ролями, становится личностью. Индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Потребность — вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Ролевой конфликт — конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек. Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Социальный тип – в современном понимании в социологии – это определенное число людей, находящихся в сходном социальном положении, обладающих близкими социальными и ценностными установками и примерно равными социальными возможностями, реализующих единую модель образа жизни. 2.2 Вопросы для обсуждения (подготовить письменные ответы): 2.2.1 Понятие личности в социологии (индивид – человек – личность) Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из». Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. 2.2.2 Социализация и индивидуализация личности. Фазы социализации личности Формирование и развитие личности в онтогенезе происходит путем усвоения социального опыта и накопления опыта индивидуального, т.е. осуществляются одновременно процессы социализации и индивидуализации. Индивидуализация – это осознание личностью себя как отдельной единицы в социуме, осознание своих собственных особенностей, качеств, характеристик. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усвоение социального опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями. Поэтому из объективно одинаковых ситуаций разные личности выносят различный социальный опыт. Социализация обеспечивает человеку усвоение установок, мнений, обычаев, ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы и длится всю его жизнь. В процессе социализации человек приобретает ценностные ориентиры, позволяющие ему сравнивать себя с другими людьми, учитывать их установки и оценки, взаимодействовать, проявлять собственное «Я» и пр. +Нормы социальной активности человека задаются извне: обществом, культурными традициями, которые человек усваивает в процессе воспитания. Социализация – процесс усвоения и реализации человеком норм, ролей поведения и культуры того общества, в котором он живет, через систему коммуникационного взаимодействия. Активность человека может развиваться в двух направлениях: 1) в направлении социального приспособления, воспроизведения хорошо известного, общепринятого; 2) в направлении нестандартного поведения, преодоления сложившихся стереотипов. Во втором случае общество регулирует (поощряет или не поощряет) такое нестандартное поведение. Социализация человека невозможна без его потребности в общении. Природа потребности в общении имеет двойственное проявление во взаимодействии двух противоположных тенденций: 1) стремление к единению с группой, с социальным окружением; 2) стремление к выделению своего «Я» в качестве автономной единицы из окружающей социальной среды, к обособлению себя от других. 2.2.3 Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации и активность личности в процессе социализации Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап — ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации. Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира: постоянное общение с одними и теми же людьми; утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания; отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым. 2.2.4 Типология личности. Ролевая теория личности. Теория зеркального Я Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект. Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное – ид (природные инстинкты); 2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам. Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни. 2.2.5 Социальное поведение личности. Девиантное поведение: понятие, виды, концепции. Индивидуальные и групповые девиации Понятие поведение пришло в социологию из психологии и означает реакцию живого существа на внешние и внутренние изменения. Поведение — это взаимодействие живого существа с внешней средой, представляющее собой его реагирование на внутренние и внешние раздражители. Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих социокультурных норм. Социальное поведение можно рассматривать также и как активность индивида в выполнении им социальных ролей и следовании социальным нормам. В социологическом исследовании первостепенное значение имеет определение нормативности или ненормативности (антинормативности) социального поведения. Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как нормативные. Иные виды поведения, которые в той или иной мере расходятся с нормами, принятыми в данном обществе, называются девиантными, т.е. отклоняющимися (от норм). Девиантное поведение является объектом особого внимания социологической науки. Отметим, что девиация бывает как негативная, так и позитивная (героизм, самопожертвование). Ученые указывают, что в любом обществе присутствует примерно 10—12% тех или иных видов девиаций. Социологи отмечают расплывчатость границ между отклоняющимся и нормативным (конформным) поведением в силу того, что общественное мнение не всегда однозначно оценивает те или иные действия людей. Особенно расплывчаты границы между нормативным и девиантным поведением в переходные эпохи. Это отчетливо наблюдается в современном российском обществе, которое находится в транзитивном (переходном) периоде и в котором часто меняются представления о нормативности или ненормативности того или иного типа поведения. Существуют различные типологии девиантного поведения. Так, американский социолог Р.К. Мертон предложил классифицировать проявления девиантного поведения в зависимости от того, насколько поведение соответствует узаконенным, одобренным обществом целям и средствам. Им выделяется пять типов поведения. Конформность — это нормативное поведение. Здесь имеется соответствие требованиям общества как цели, так и средств ее достижения. Инновация — одобренные обществом цели достигаются незаконными средствами. Так, одобряемая обществом цель — материальное благополучие — иногда может достигаться за счет незаконных средств (взятки, грабеж и т.д.). Ритуализм — при данном типе поведения используются верные средства, но имеется отклонение от цели. Так, бюрократы уделяют все внимание процедурам бумажного характера и забывают о существе дела. Ретризм — в его рамках люди отказываются как от жизненной цели, так и от средств достижения какой-либо цели. Это люди, не думающие о завтрашнем дне, удовлетворяющие самый минимальный набор потребностей. Мятеж как тип поведения означает отказ от имеющихся целей и средств. Но вместе с тем мятеж предполагает выдвижение новых целей и средств. Мятеж может быть как прогрессивным, так и реакционным. В девиантном поведении в зависимости от ущерба, наносимого личности, группе, обществу; от типа нарушенных норм выделяются следующие виды: • деструктивные — причиняющие вред только самой личности (накопительство, мазохизм); • асоциальные — причиняющее вред личности и отдельным общностям (семье, трудовому коллективу И Т.П.). К ним относятся алкоголизм, наркомания, самоубийство; • противоправные виды поведения представляют собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражаются в воровстве, грабеже и других преступлениях. Девиантное поведение может проявляться в форме: поступка (ударил, соврал, украл и т.п.); деятельности (проституция, браконьерство, взяточничество и др.); образа жизни (жизнь монаха-отшельника, бомжа). Отклоняющееся поведение может быть различным по масштабу (убийство и грубость в поведении, измена государству и измена супругу). 2.2.6 Социальный статус личности. Виды статусов. Проблема достижения и сохранения статуса Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Это общественная позиция человека, связывающая с другими путем определения законов взаимодействия (права и обязанности, особенности взаимодействия и иерархия подчинения). Статус личности определяется признаками специфическими и важными для данной социальной группы: национальные, возрастные, экономические показатели. В большей мере социальный статус определяется внешними факторами и достижениями, такими как наличие власти, материальной обеспеченности, имеющимися возможностями. Значительно реже при определении статуса общественная группа ориентируется на умения, а также знания индивида, его внутренние личностные качества, харизматичность в общении, образование. Понятие социальный статус существует исключительно в процессе сравнения позиции одного человека с позициями других. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением. Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. От того насколько тщательно соблюдаются общественные социальные распределения и соответствия поведенческого проявления предписанным статусам зависит уровень общего развития общества. Чем более скрупулезно все соответствует предписаниям, чем меньше смешений в проявлениях, тем более высокоорганизованным считается общество. Для определения индивидуального общественного положения учитывается его уровень дохода, материальные вещи, входящие в собственность, образ и стиль жизни, межличностные отношения, занимаемая позиция в системе разделения видов труда, занимаемое место в политической иерархии, уровень образования, врожденные показатели (национальность, происхождение и т.д.). На основании данных критериев каждый индивид имеет одновременно несколько социальных статусов, отражающих уровень каждого параметра (юноша – является социальным статусом относительно возраста, инженер – отражает статус относительно профессии, монополист – показывает статус на основании материальной собственности). Но оценка совокупности данных категорий без учета внутренней системы ценностей человека не даст адекватного понимания, поскольку существует главный статус, базирующийся на самовосприятии человека и того стиля жизни, которого он придерживается. То есть человек, имеющий дворянское происхождение, несколько высших образований и интеллигентный круг общения, может вести маргинальный образ жизни, что и будет отражать его статус. Довольно плотно понятие связано с понятием социального престижа, который отражает те занимаемые позиции, которые являются востребованными и почитаемыми в обществе. Это может быть престижная профессия или район проживания, посещаемые места и полученное образование. 2.2.7 Социальная роль и модель поведения. Ролевой конфликт. Способы его преодоления Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли. Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества. Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями); б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями); в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека). Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы: 1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.); 2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях). Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний. Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта. Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль. Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя). Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции". Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. 2.2.8 Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Социальные санкции. Виды социального контроля. Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). Социальный контроль - это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы. Социальный контроль - элемент более общей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны общества. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве. Основная задача социального контроля -- создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять Выделяется два типа социального контроля: · внутренний контроль или самоконтроль; · внешний контроль -- совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля -- семья, род, религия -- важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах -- законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации. 2.3 Обоснуйте свой ответ: Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне? Как соотносятся процессы социализации и воспитания личности? Ответ. С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку. Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных. Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой. Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу. Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство. Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом. 1 2 |