Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Звуковой аналитикосинтетический метод
Скачать 135.5 Kb.
|
Л №4 Тема: Звуковой аналитико-синтетический метод ПЛАН 1. Общая характеристика метода 2. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. (см. распечатку) Приемы анализа и синтеза звуко-буквенного состава слов. 3. Работа над слогом и слогоделением: - теория сонорности - теория мускульного напряжения 4. Работа над ударением. 5. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте Грамматико-орфографическая пропедевтика 6. Критерии языковой готовности к обучению грамоте (см. распечатку) Литература: см.Л№1 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К.Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В.П. Вахтеровым, В.А. Флеровым, С.П. Редозубовым и др. З.а.-с.м-д о.г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX века с небольшим перерывом (1923-1935) по настоящее время. Основные черты метода: 1) За основу берется звук; 2) Звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; 3) Вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; 4) Синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; 5) Единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); 6) Чтение с первых шагов осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; 7) Обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом; 8) Обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе Ушинского), либо после него (в современных букварях). Принципы метода: а) воспитывающий и развивающий характер (см.6) б) определенная последовательность изучения звуков и букв периоды обучения -добукварный (подготовительный); -букварный (основной); письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним (у К. Д. Ушинского оно предшествовало чтению). в) дифференцированный и индивидуализированный подход к уч-ся в процессе обучения грамоте связан с различиями и в общем развитии и в готовности к чтению и письму у детей, поступающих в I класс; г) систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, сл-образ., орфографии, лексике без теоретич. сведений — на практич. основе; д) не только выделение звуков, установление их количества и последовательности, но и определение связей между ними: вводится слого-звуковой анализ слова; е)введение элементов моделирования — модели слогов, слов, предложений 2. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. (распечатка к Л№6) Приемы анализа и синтеза звуко-буквенного состава слов. (конспект) Основой обучения грамоте служит звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма. В наши дни в соответствии с методическими установками В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько введен термин «слого-звуковой анализ» (и синтез), что связано с усиленным вниманием к слоговой работе, особенно со слогом СГ, который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым: Анализ Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление его на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр). Выделение нового звука, т. е. предназначенного первичного знакомства со звуком: а) выделение из предложения звука-слова (и из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова а из предложения «Это собака, а это кошка»); б) прием звукоподражания (жжжжук, жжжж); в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм-ам,сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к; ма-к; г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра,Ссааа-ша; д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы,(желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяются и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.; е) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, крыша; ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке— лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к. Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками (кроме тех, где происходит позиционное чередование), например: звук б—дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал, но не рекомендуется: сад [сат], подставка [патстафкъ]. 3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный — сла. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые. 4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных. В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Анализ образования звука, его артикуляции (см. ниже). Составление таблиц гласных и согласных звуков и букв. «Раздвижение» составленных из букв разрезной азбуки слов на наборном полотне, на доске, что наглядно демонстрирует учащимся буквенный и слоговой состав слова. Аналитическая и синтетическая работа обучению грамоте учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. Схемы-модели даются в готовом виде, но далее составляются и самими учащимися. Их виды:
Каждая клетка прямоугольной или треугольной конфигурации символизирует звук. Качество звука обозначается цветом: красным — гласный, синим — согласный твердый, зеленым — согласный мягкий. Большие вертикальные линии показывают границы слогов. Черточка сверху — ударение. Прямоугольником с диагональю обозначены два звука, образующие слияние (СГ). Синтез: 1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем). 2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таблиц; составление таблиц из букв разрезной азбуки. 3. Чтение слов по подобию: мама — Маша — Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр — сор — сом — сок. 4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал — мала, сор — сорт, рот — крот, мел — смел. 5. Добавление звука в середине слова: плот — пилот, трава — травка. 6. Перестановка звуков: пила — липа, хорош — шорох, лиса — сила и т. п. 7. Перестановка слогов: сос-на — на-сос, но-ра — ра-но и т. п. 8. Отбрасывание звука или слога: сухари — сухарь, машина — маши и т. п. 9. Добавление слога: на-ша — На-та-ша, мы — мы-ло, са-ни — са-ни-тар; ро-сли — сли-вы и т. п. Эта группа приемов синтетической работы требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке. Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,— это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают проблемные ситуации — развивают наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу. Эффективным средством, облегчающим звуко-буквенный анализ и синтез, служат такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное — на доске и индивидуальные — на столе у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; Артикулирование звуков, работа над дикцией. Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы принадлежит анализу и синтезу самих звуков, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произношения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи с целью произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез). Например, анализ звука [о]: губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос. [в]: верхняя губа немного приподнята, нижняя прикоснулась к верхним зубам, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос. [р|: рот немного приоткрыт, между зубами щель, губы растянуты чуть-чуть пошире, язык немного оттянут назад и сильно приподнят кверху, звучит голос, кончик языка дрожит под струей проходящего воздуха. Не все звуки поддаются артикулированию в I классе; так, звук щ, аффрикаты, среднеязычные ц, ч, и, заднеязычные г, к, х обычно на этой ступени обучения не артикулируют, по крайней мере по этой методике. Но есть упрощенная методика артикуляционного анализа и синтеза без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагается присмотреться, как нужный звук произносит (артикулирует) учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними. При многократном повторении такой прием дает хорошие результаты. На основе артикуляционной работы развивается дикция, т. е. произношение, степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков речи. Работать над дикцией — значит добиваться ясного, чистого, отчетливого звучания речи школьника. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции направлены на развитие гибкости. Научим детей правильному дыханию во время речи с помощью упр.: а) упражнения в громкости произношения: напр., произносить усиливая голос до крика сало - шило – сало- шило; б) упражнения в темпе произношения: слова сало — шило произносить медленно, все убыстряя темп; в) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты; г) артикуляционная гимнастика; д) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки: Мама мылом Милу мыла. Сам шил сапоги. Протрубили трубачи тревогу. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. У осы не усы, не усищи, а усики. На дворе трава, на траве дрова. Полезно хоровое произношение звуков, слов, скороговорок. Над дефектами речи (шепелявость, картавость, сюсюканье, гнусавость) работает логопед. 3. Работа над слогом и слогоделением На уроках обучения грамоте ученики с помощью практических наблюдений получают новые знания о слоге: 1. слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-м-я, иа-о-бо-рот, из одних согласных звуков слогов не бывает; 2. в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-иа, встре-ча, астры; 3. в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; 4. если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные. Теория мускульного напряжения и теория сонорности (как делить на слоги) Ответ: Все дают с точки зрения сонорности, и только Горецкий с точки зрения мускульного напряжения. Проблемма возникает, когда речь заходит о слогоделение внутри слова. В наше время известно несколько теорий слога. Теория сонорности (звучности) считает, что слог складывается из звуков, имеющих разную степень звучности (сонорности) и строится по закону восходящей звучности. Суть его такова: если звуки обозначить, например, цифровыми индексами, показывающими степень звучности, то индексом 4 можно измерить гласные, обладающие самой высокой мерой звучности, сонорные согласный-3, звонкие шумные - 2, глухие шумные - 1; граница слога обозначается /. Тогда в любом слове, например учебники, можно обнаружить такую картину: 4/142/34/14. Если все представить в графике, то можно наглядно изобразить это таким образом: У чеб ни ки Можно по графику увидеть, что в этом слове четыре пика сонорности, образованные четырьмя волнами звучности, следовательно, в слове четыре слога, границы между ними проходят так: у-чеб-ни-ки. Исключением в этой теории будет слогораздел при сочетании двух сонорных, из которых первый - йот (й): майский (343/1143). Граница слога в подобных сочетаниях будет проходить так: спо-кой-но (114/143/34), сой-ка (143/14). Вообще же граница между слогами, как правило, проходит после максимально звучного, т.е. гласного. Теорию мускульного напряжения активно разрабатывал академик Лев Владимирович Щерба. Слог, по этой теории, рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата. В каждом слоге мускульное напряжение нарастает и достигает максимума, а затем падает. С волной мускульного напряжения идет и волна звучности. Эта теория позволяет проводить границу слогораздела в одном и том же слове по-разному в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, руч-ка. Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с членением слова для переноса, а также не всегда совпадает и с морфологическим членением слова. В методике русского языка сложились две позиции по выбору предпочтительного способа слогоделения. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) и другие тяготеют к методической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделении, и только Горецкий с точки зрения мускульной теории. - Сторонники первой позиции считают, что традиционное деление слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: шай-ка, мос-тик, гвоз-дик, басня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой позиции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», прерывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кук...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Бетенькова Н.М., Ф о н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - С. 7). Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), а не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, а лишь по смысловой аналогии (например, слова водичка, водяной, водолаз, водный связаны по смыслу, так как они все «про воду», и потому корни в них пишутся одинаково» (Бор и сен ко И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998. - С. 10-11). Если взять, к примеру, простейшее слово ручка то, согласно первой позиции, слоги в нем будут такие: 34/114 = ру-чка'. по второй позиции: руч-ка.Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, которая всегда значима. В методике обучения грамоте существует давняя традиция - одно из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознавание слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечивает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами. Проблема звукослияний - Одним из наиболее результативных эффективных способов формирования у детей слитного чтения остается пристальное внимание к слоговому сочетанию типа С+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный открытый слог, или слияние). В русском языке практически все слова складываются из 19 структурных типов слогов: 1) Г - а, и, у (а-ист, по-э-зи-я, и-рис, у-ха); 2) СГ (мы, ты, да, но); 3) ГС - из, ил, он, ум (по-эт, па-ук, ум-ный, ор-ган); 4) СГС (бак. мел. вал, вес. дом, пар-та, за-вод, мазь); 5) ССГ (бра, все, где, два); 6) ГСС (акт, альт, иск. уст, геро-изм); 7) ССС (мгла, мзда, ткни, бы-стро); 8) ССГС (блин, бьют, взор, гнев, волк, па-стух); 9) СГСС (борец, ветвь, жизнь, мудр, про-цент); 10) ГСС (астр, искр, остр); 11) СССГС (вклад, мстить, страх); 12) ССГСС (блеск, плеск, гроздь); 13) СГССС (быстр, горсть, верст, фильтр, центр); 14) ССССГС (взгляд, вскрыть, всхлип); 15) СССГСС (взвизг, вскользь, страсть); 16) ССГССС (спектр, сфинкс); 17) СГСССС (монстр, царское, правительств); 18) ССССГСС (всплеск, взблеск); 19) ССГСССС (братств, у-бранств) (Моисеев А.И. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1980. - С. 73). Каждый из них, за исключением слогов типа Г и ГС, в свою структуру включает слияние - СГ. Это обстоятельство сообщает слиянию надежную зрительную опознавателыюсть, что превращает его в хорошую опору при чтении, когда ученик быстро узнает знакомое буквосочетание (СГ) и одновременно вспоминает его звуковое соответствие, дочитывает и причитывает к нему те согласные звуки, которые примыкают к СГ спереди и сзади в рамках одного слога. Гласный в слиянии, являясь вершиной слога, как бы выстраивает звуковое наполнение согласных букв, входящих в состав слога и произносимых в укладе гласного звука. 4. Работа над ударением. Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса. Ударение выполняет роль важного средства звуковой организации слов и речи в целом. Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), «обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др. Приемы формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. 1. «позови или выкрикни слово», 2. произнеси слово в конструкции вопроса 3. произнеси слово в конструкции: Это … Важна роль приема демонстрации, т.е. способ попеременного перенесения ударения на каждый из слогов слова с возвращением к произнесению слова с правильным ударением. Например, ученикам демонстрируется картинка с изображение воробья. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово воробей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит сказать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и записывает на доске слово с обозначением ударного слога: воро- бей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «растяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли привычно и правильно произносится это слово? После отрицательного ответа детям предлагается произнести слово правильно и . тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие г слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но 1 каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению I слова с верным ударением. Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуемых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные признаки каждого звука русского языка. 5. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте Как уже было сказано, ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. он использует в своей устной речевой практике обучения грамоте Характерной черты речи дошкольника: 1. ситуативность речи связанная с игровой деятельностью. 2. Объем речи его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, 3. предложения — как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшим монологом. Какие же изменения происходят в речевом развитии ребенка после его поступления в школу?. 1. Речь теряет ситуативность и переходит в волевую сферу: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив — общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям — создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т. д. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. 2. Появление письменной речи. Как же происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход учащегося I класса? Такие элементы содержит речь учителя — литературная речь, подчиненная норме и; беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений: «Почему вы думаете, что это лиса?» — «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций. С первых дней обучения грамоте начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что не любое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других; приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. 3. В речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по памяти (что было), по воображению (главным образом по картинкам). Высказывания монологического типа имеют место и в процессе фонетической работы, например, школьник говорит: «В слове земляника четыре слога, ударный — ни, всего 9 звуков, столько же букв: з-е-м-л-я-н-и-к-а». 4. В школе речь становится объектом изучения. Ученик знакомится с ее структурой и закономерностями: речь складывается из слов, слова - из слогов и звуков. Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста). Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов: путем показа картинки или предмета, называния этого предмета; в словарных играх — с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок; в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов и пр. Ежедневно дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи. Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений Наибольшее значение для развития речи, естественно, имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений, их оттенков. С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Эта задача доступна первоклассникам: дети обычно тонко чувствуют выразительность речи, они любят экспрессивную речь, сами охотно употребляют слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Грамматико-орфографическая пропедевтика В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе значительный материал по грамматике и орфографии. Но характер усвоения этого материала особый: детям не объясняется, как правило, тема, не сообщаются теоретические сведения. В практической устной или письменной речевой работе дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения. Так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома — дом, леса — лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях родственных слов. Изменяя слова ёж — ежи, уж — ужи, ёрш — ерши, дети не только усваивают правописание ши, жи (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к усвоению орфографического действия — проверке согласных на конце слова, где в результате действия закона абсолютного конца слова происходит позиционное чередование согласных; в грамматическом же плане они готовятся к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам». Сопоставляя слова ехал и отъехал, дети практически подготавливаются к темам «Состав слова. Приставки», «Родственные слова». Дети образуют слова осень — осенний (ветер) и тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы «Имя прилагательное» и, наконец, к темам «Родственные слова», «Состав слова». На уроках в период обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно, изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол». Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию: у детей постепенно, Лишь на этой основе в дальнейшем школьник приступает к усвоению теоретических обобщений, на нее опирается в формировании грамматических понятий и орфографических действий. Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, хотя на этом отрезке решаются действительно очень своеобразные задачи. Надо помнить, что процесс обучения непрерывен, и в пропедевтических упражнениях по языку находит выражение такой элемент систематичности обучения, как перспективность. 6. Критерии языковой готовности к обучению грамоте В сравнении с семилетними детьми, шестилетки обладают следующими существенными особенностями своего психического развития: а) их мышление образно, действенно, поэтому обучение детей в этом возрасте должно строиться на предметной деятельности; б) речь детей развита лишь в сфере общения, она ситуативна, мало развит монолог, тематические группы лексики ограничиваются в основном бытовой сферой, играми, отчасти - окружающей природой; предложения преимущественно простые, их размер — в среднем 4—6 слов; словарь шестилетнего ребенка - от 2,5 до 7 тысяч слов; связная речь (текст) контаминированная, т. е. слабо выражены функциональные типы текста; в) восприятие речи: устойчивое внимание в начале учебного года в пределах 1-2 минут, восприятие нуждается в зрительном и действенном подкреплении, а также в использовании доступной лексики и синтаксических конструкций, свободных от осложняющих предложение структур; речь уч-ля должна быть нетороплива, выразительна и отчетлива; г) уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вследствие быстрой утомляемости; нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных игровых методиках обучения; очень важно осознание результатов учения; д) необходимость сокращенных по времени уроков (35 минут), а также пауз во время урока — физкультминуток, смены видов деятельности, устной и письменной работы и пр.; е) очень велики индивидуальные особенности развития детей, поэтому важна индивидуальная работа, подтягивание работающих медленно и отстающих. Для правильной организации обучения грамоте необходимо предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению. Изучение проводится в августе или еще раньше — весной, при посещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задаются вопросы, предлагается рассказать о чем-нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно рекомендовать следующую схему: Критерии уровня готовности к обучению грамоте: Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает менее половины букв; знает лишь отдельные буквы. Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (печатными/письменными буквами); вычленяет в письменной по элементам, не нарушая последовательности начертания, количества, формы и пространственного положения их; умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе. Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция. Устная связная речь: а) чтение стихотворений наизусть: знает не менее трех стихотворений, охотно их читает; знает 1—2 стихотворения, читать стесняется; стихов наизусть не знает; б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколько сказок; пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пытается рассказать (учитель, обследующий детей, указывает логические, композиционные и речевые ошибки, допущенные ими); в) рассказы по картинке: связный рассказ — более 20 слов, правильное построение предложений; от 10 до 20 слов, правильное построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный ответ из 2-4 слов. Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что-либо, обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос — подробно, сложным ответом или односложно. Синтаксис речи: размер предложений; четкость построения предложения; простые предложения и сложные; полные предложения и неполные, эллиптические; характерные ошибки в построении предложений и в связях между ними. Лексика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правильность употребления слов, типичные недочеты словоупотребления. Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целом, с целью получения «усредненных» характеристик. Последние необходимы для выбора методики общеклассной работы на уроке. |