Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 36. Стих.

  • Эпикруза

  • Вопрос № 37.

  • Вопрос № 38.

  • Твердые строфы

  • Вопрос № 40

  • Текст Строфа Рифма Содержание(тема)

  • введение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины


    Скачать 0.61 Mb.
    Название Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
    Дата12.03.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлавведение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова.doc
    ТипЛитература
    #982288
    страница8 из 14
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

    35 Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры.



    Как уже упоминалось ранее, силлабика русскому стихосложению не подходила. Поэтому В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов взялись провести реформу русского стихосложения. Суть развлекательной программы Тредиаковского заключалась в том, что писать стихи нужно исключительно 13-ти стопным хореем, не обращая внимания на рифму (главное – сходность звучания). Он же приводит рассуждения о женской и мужской рифме. Но все еще размыто и неконкретно.

    Ломоносов пошел дальше… Он шел, шел и пришел к выводу, что стихи нужно складывать по 4 правилам, выведенным его персоной:

    1. «только те слоги долги, над которыми стоит сила» (или Сила, кому как привычнее ).

    2. «надлежит нашему языку свойственные стопы, определенным числом и порядком учрежденные, употреблять».

    3. «российские стихи красно и свойственно на мужские, женские и три литеры гласные, в себе имеющие рифмы, могут кончиться».

    4. «пристойно перемешивать мужские, женские и тригласные рифмы».

    Перевожу с русского на русский: деление на слоги происходит по ударности/безударности, а столь милая сердцу Смотрицкого долгота/краткость теперь характеризуется ударностью (гм, все равно коряво выходит, но вы поняли). Далее, нужно придумать (что он тут же в статье «Письмо о правилах российского стихотворства» и сделал) размеры и писать ими (ямбический, анапестический, смешанный из ямбов и анапестов, хореический, дактилический, из хореев и дактилей смешанный). Следующим пунктом он конкретизировал, какими рифмами надо писать, а в-последних привел себя в пример на предмет того, что их надо смешивать. Вот… Надеюсь, хоть что-то прояснилось?

    В силлабо-тонике у нас используются ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

    Метр – общая, заранее заранее заданная ритмическая «схема» стихов, и их «ритм» как конкретное применение и развитие такой «схемы» в каждом отдельном стихе, а отсюда и во всем стихотворении.

    Этого, по-моему, достаточно, но поподробнее все то же самое можно прочитать на стр.367 – 371 в учебнике Чернец.


    Вопрос № 36. Стих. - строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).. Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

    1. заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;

    2. заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;

    3. заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.

    Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.

    Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

    Анакруса, анакруза (от греч. anákrusis, буквально — отталкивание), в стихосложении сверхметрические безударные слоги в начале стиха, "лишние" для данной стопы, например в амфибрахии.

    А. называются также безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударением (в ямбе, анапесте и амфибрахии). Хорей и дактиль, начинающиеся с ударного слога, А. не имеют.

    Эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего ударения.

    КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха, начиная с последнего ударения. По числу слогов различаются клаузулы мужские («... играй» -1 слог), женские («играю» - 2 слога), дактилические («играющий» - 3 слога), гипердактилические («играющие» - 4 слога и больше).




    Вопрос № 37. Тоническое стихосложение (от греч. tоnos — ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):

    "Русалка плыла по реке голубой,

    Озаряема полной луной..."

    (М. Лермонтов).

    3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:

    "Вхожу я в темные храмы,

    Свершаю бедный обряд..."

    (А. Блок).

    4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1—2—3 слога):

    "Такая была ночь, что ушел Сиваш

      И мёртвым постелил постель..."

    (В. Луговской).

    5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:

    "Страшное у меня горе.

    Вероятно — лишусь сна..."

    (В. Маяковский).

    Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха ("Сказка о попе...", "Песни западных славян" А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).

    Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.

    .


    Вопрос № 38. СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) (французское vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.).

    Пример: "Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов..."
    (А.А. Блок).

    Пожалуй, ни одно явление современной стихотворной культуры не порождало столько споров, сколько русский свободный стих (верлибр). Поэты, критики и литературоведы дискутируют обо всем - от происхождения русского верлибра и его "возраста" до уместности самого этого термина. Вместе с тем, в современной науке о стихе, опирающейся на труды ученых 1910-20-х годов (в первую очередь, Юрия Тынянова) сложился достаточно четкий историко-типологический подход к свободному стиху. Это тип стихосложения, дл которого характерен последовательный отказ от всех "вторичных признаков" стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.
    Понимаемый таким образом, верлибр мог возникнуть только в высокоразвитой национальной системе стиха, каковыми и были в ХIХ веке немецкое и французское, а в начале ХХ-го - русское и англоязычное стихосложение. При всем внешнем типологическом сходстве различных дописьменных форм стиха (в первую очередь - так называемого молитвословного) с современным верлибром, следует признать, что исторически это совершенно разные явления. Устный, фольклорный "предверлибр" сложился до трехвековой традиции "несвободного" русского стиха, а современный - вырос из него. Он возник путем постепенного отказа поэтов от внешних признаков стиховой речи по мере того, как они переставали быть необходимыми и для самих авторов, и для их все более и более искушенных читателей.

    Вопрос № 39. Понятие строфы, виды строф. Строфа (от древнегреч. stropho – кружение, поворот) – сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.Простейшей строфой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редко используется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»:
    В море царевич купает коня;

    Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

    Фыркает конь и ушами прядет,

    Брызжет и плещет и дале плывет.

    Строфа, состоящая из трех стихов, называется трехстишием (терцетом). Терцет используется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов. Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написано стихотворение А.А. Блока «Песнь Ада»:

    День догорел на сфере той земли,

    Где я искал путей и дней короче.

    Там сумерки лиловые легли.

    Меня там нет. Тропой подземной ночи

    Схожу, скользя, уступом скользких скал.

    Знакомый Ад глядит в пустые очи.

    (Какой кошмар! Брррррр!)

    Наиболее популярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен). Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятного разнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса и может, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонета или онегинской строфы). В четверостишии используются все способы рифмовки, однако наиболее часто встречаются перекрестные рифмы.

    Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифма. Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами: «Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (А. С. Пушкин)

    Из других видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии, следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, - т.н. онегинскую строфу.

    Октава – строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».

    Твердые строфы - «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» (Иван Рукавишников)

    .


    Вопрос № 40 Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

    • итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;

    • английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;

    • иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -

    • русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

    Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.

    Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
    В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
    В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    Такое содержание диктует особенности сонетного языка:

    • лексика и интонация должны быть возвышенными;

    • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;

    • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

    Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов: цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

    Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

    Текст

    Строфа

    Рифма

    Содержание(тема)

    1   Суровый Дант не презирал сонета;
    2   В нем жар любви Петрарка изливал;
    3   Игру его любил творец Макбета1;
    4   Им скорбну мысль Камоэнс2 облекал.

    катрен 1

    А
    B
    A
    B

    История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков

    5   И в наши дни пленяет он поэта:
    6   Вордсворт3 его орудием избрал,
    7   Когда вдали от суетного света
    8   Природы он рисует идеал.

    катрен 2

    A
    B
    A
    В

    Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем

    9   Под сенью гор Тавриды отдаленной
    10 Певец Литвы4 в размер его стесненный
    11 Свои мечты мгновенно заключал.

    терцет 1

    C
    C
    B

    Развитие темы катрена 2-го

    12 У нас еще его не знали девы,
    13 Как для него уж Дельвиг забывал
    14 Гекзаметра5 священные напевы.

    терцет 2

    D
    B
    D

    Значение сонета в современной Пушкину русской лирике
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта