Главная страница
Навигация по странице:

  • АНТИЧНЫЙ СТИХ

  • Античные метры

  • введение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины


    Скачать 0.61 Mb.
    Название Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
    Дата12.03.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлавведение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова.doc
    ТипЛитература
    #982288
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Вопрос № 31 Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.



    Основной признак стихотворения – записанный в колонку текст. И не крутите пальцем у виска, я серьезно! Другой признак – ритм, но не забывайте, что проза тоже может быть ритмизованной (как в «Дафнисе и Хлое»).
    Стихи воспринимаются слушателями и читателями как речь, резко отличающаяся от обычной разговорной речи. Она ритмически упорядоченная, имеет ряд особенностей. В ней есть не только логические, но и ритмические паузы.

    Стихи – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется отдельной строкой.

    Основными соразмерными частями стихотворной речи являются не стопы, а сами отдельные стихи.

    Стопа – небольшая группа слогов, подчиненная словному акценту на одном из них и повторяющаяся в такой своей организованности в пределах ряда стихов

    Отличие стихов от ритмизованной прозы:

    Стихи

    Ритмизованная проза


    На последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение, которое организует весь стих и делает его основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи. Это ударение стоит на последнем слоге стиха неизменно, постоянно и поэтому называется константным ударением или константой стиха.

    В тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты.

    Стихи отличаются друг от друга в основном паузами ритмическими, которые показывают конец стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение.

    В прозе такты отделяются только логическими паузами, часто обозначаемыми знаками препинания.

    «Кролики – это не только ценный мех…»

    .
    Вопрос № 32 Системы стихосложения. Метрическая (античная) система стихосложения. АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ)
    (греч. metron - мера)  - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала.
      Античная система стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н.э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое стихосложение.  Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви - в Византии и дальше - на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у православных славян, в т.ч. на Руси..

    АНТИЧНЫЙ СТИХ
    Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и  главного ритмического ударения. Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис (-), безударная (слабая) - арсис (È).
    Античные стопы:
    - двусложные: хорей ( -È), ямб (È-), пиррихий (ÈÈ), спондей (- -).

    - трёхсложные: дактиль (-ÈÈ), амфибрахий (È-È), анапест (ÈÈ-), трибрахий (ÈÈÈ), бакхий (È--), антибакхий (--È), кретик и амфимакр (-È-), тримакр и молосс (- - -).
    - четырёхсложные: пеоны - 1й (-ÈÈÈ), 2й (È-ÈÈ), 3й (ÈÈ-È), 4й (ÈÈÈ-); гиперпиррихий (ÈÈÈÈ);
    ионики - нисходящий (--ÈÈ), восходящий (ÈÈ--);
    хориямб (-ÈÈ-), ямбохорей (È--È), эпитриты - 1й (È---), 2й (-È--), 3й (--È-), 4й (---È).
    Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из 2-х стоп - диподия, 3-х стоп - триподия и т.д.)
    Собственно стихом в античном стихосложении именовался период из  двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор).
    Античные метры:
    Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) -  6-стопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра — хореями). Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Одна из схем:
    -ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È( "È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел) Подробнее о гекзаметре...
     

    Пентаметр - вспомогательный метр; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
    Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-В чистом виде пентаметр не употреблялся.

    Ямбический триметр (шестистопный ямб) - размер, состоящий из из трёх ямбических диподий с цезурой после 3-1 или 4-й стопы.
    Схема: È- È- /È//- È-/ È-È-
    Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) - размер, состоящий из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4-й стопы и усечением последней стопы. Схема: -È -È/ -È -È// -È -È/ -ÈÈ
    Логаэд - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта