Главная страница

Народный календарь. Семинар 2. Народный календарь. текста в хрестоматии и страница Функциональнотематическая группа


Скачать 21.26 Kb.
Название текста в хрестоматии и страница Функциональнотематическая группа
АнкорНародный календарь
Дата18.10.2022
Размер21.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар 2. Народный календарь.docx
ТипДокументы
#740518


№ текста в хрестоматии и страница

Функционально-тематическая группа

Ритуальные действия

Время и место исполнения

Основные персонажи

Сюжетная ситуация

1, с. 92

От засухи. Чтобы растения хорошо росли

Не указаны

Не указаны

Заговаривающий, солнце

Заговаривающий выходит в чистое поле на восток, просит солнце не жечь хлеб, а жечь сорную траву

2, с. 92

От засухи, чтобы дождь пошёл

Совпадают с сюжетными

Не указаны

Заговаривающий, опивец (пьяница)

Заговаривающий выходит в чистое поле, видит гроб, там пьяница лежит, втыкает ветвь в сердце пьянице, хоронит в болоте, чтобы не наводил засуху

3, с. 93

На ведение скота, чтобы скот на содержании был

Не указаны

Поплюешь и начитаешь в пойло к скотинке

Заговаривающий, дедушко доможирушко (домочадец)

Заговаривающий просит доможирушку содержать его скот

4, с. 93

На ведение скота, чтобы коровы давали молока много

Не указаны

Не указаны

Заговаривающий, Мати Мария и Пятница Прасковия

Заговаривающий выходит в поле, там церковь, в ней Мати Мария и Пятница Прасковия доят коров

5, с. 94

На ведение скота

Не указаны

Коровушка-первотёлок отелится и ставили, чтоб смирная была

Заговаривающий, корова

Заговаривающий выходит в поле и обращается к корове, просит её спокойной быть

7, с. 94

Пчеловодство, чтобы пчёлы не улетели

Не указаны

Не указаны

Заговаривающий, пчела

Заговаривающий ловит пчелу, садит в улей, говорит сидеть в нём

8, с. 95

Охота, на удачную охоту на зверей и птиц

Не указаны

Не указаны

Заговаривающий, животные

Заговаривающий выходит на охоту и просит животных повестись на его приманку, пойти на гибель

11, с. 96

Рыбный промысел, чтобы улов был

Надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у христовской заутрени, и окурить ею ловушку рыбную

Не указаны

Заговаривающий

Заговаривающий просит, чтобы в его ловушке было столько же рыбы, сколько и в церкви

13, с. 97

Здоровье и болезни, от золотухи

Читать трижды на масло, которым и натирать больное место

Не указаны

Заговаривающий, болезнь

Заговаривающий сравнивает реки с тем, как они лечили больного; обращается к болезни, чтобы та «скатилась» с него

16, с. 98

Здоровье и болезни, от разных других болезней

Занемогшаго младенца мыть в бане, произнося

Не указаны

Заговаривающий, щука

Заговаривающий выходит помолится на восточную сторону, а там Окиян море, в котором щука плавает и «съедает» все болезни и сглазы ребёнка

18, с. 99

Приворотные, присушки

Наговаривается на пищу или питье, которые дают привораживаемому, или на след его

Не указаны

Заговаривающий, три тоски, раб и раба Божие

Заговаривающий выходит к Окияну морю, там Алтарь, под ним три доски, а под ними три тоски, которых просит заговаривающий, чтоб у рабы Божьей (имя) не сходил с ума-разума раб Божий (имя)

21, с. 101

Отсуды, отсушки;

Не указаны

Не указаны

Заговаривающий, красная девица в гробу

Заговаривающий просит, чтобы сердце его не сокрушалось как у девицы в гробу

23, с. 102

При отправлении в путь

Не указаны

Не указаны

Егор-Егорий Храбрый, тать

Егор-Егорий не пускает татя, охраняет дорогу

20, с. 100

Приворотные, присушки; чтобы засватать невесту

Не указаны

На утренней заре

Заговаривающий, ветер

Заговаривающий выходит на заре в чистое поле и просит ветер, чтобы тот помог получить закон от родителей избранной невесты и взять её в жёны



№ текста, стр., жанр

Исполнители

Ритуальные действия

Время и место исполнения

Сюжетная ситуация

1-12, с. 104-112, колядки

Молодые девушки, парни

Ходят от дома к дому и поют

Накануне Рождества/ Нового года

1) Приходит коляда, а колядовщики ищут иванов двор, описание двора и семьи хозяина, хозяин уехал в Москву суды судить, обратно едет с богатыми подарками, просьба об угощении; 2) Приходит коляда, колядовщики просят угощения, желают проживающим в доме, чтоб наделил их Бог всем; 3) Ходит калёда, ищет калёда Борисов двор, описание двора и семьи, двор не мал, не велик, колядовщики говорят пожелания, которые зависят от угощений, которые им дали; 5) Ходят коледовщики по улицам, заглядывают в дом, хозяев нет, им отвечают, что они уехали; 8) Ходят коледовщики по Новгороду, ищут господинов двор, описание того, где находится дом и как он выглядит, описание семьи и их подарки, рассказ о том, как использовать эти подарки; 10) Поздравляют с Новым годом, желают самого лучшего хозяевам

1-13, с. 112-119, святочные обыкновения и гадания

Холостые девушки, юноши

1) Приносят в избу петуха, на полу в избе рассыпают зерна овса, очерчивают зерна углем... кладут вразброску среди зерен кольца гадающих и становятся вкруг петуха со словами, которые (повторяют 3 раза); 4) Девицы ложатся на снег и катятся по двору или дому от стены до стены [или] к воротам; 9) Ходят в курячьи хлева и, зажмурив глаза, снимают курицу с насести (наседала); 10) Идут к овину, обскакивают на левой ноге против солнца вокруг овина три раза, каждый раз приговаривая. Прежде чем уйти домой, нужно обскакать овин на правой ноге в противоположную сторону (по солнцу) три раза, приговаривая; 12) Выходят на перекрёсток дорог. Одна девушка, на которую хотят гадать, становится на месте, другая обскакивает вокруг нее на левой ноге против солнца три раза приговаривая. Потом девушка, стоящая в кругу, приседает на снег и расстилает подол своего платья по снегу, а та девушка, которая обскакивала вокруг нее, кидает на разостланное платье пятой левой ноги снег приговаривая

Во все дни от Рождества до Крещения

1) Девушка спрашивает петуха, выйдет ли она замуж в этом году, если петух клюнет кольцо, то выйдет; 4) Девушка катится перед воротами по снегу перед воротами, куда лицом остановится, от того и зависит, выйдет ли замуж; 9) Парни и девушки заходят в курятник, вслепую снимают курицу с насести, цвет курицы – цвет суженого; 10) Выполняют ритуал, приговаривают, чтобы в окне увидеть суженого/суженую; 12) Молодые девушки выполняют ритуал, приговаривают, обращаются к собаке, где она залает – там и жених




1-10, с. 134-139, кликание весны: Веснянки

Дети обоего пола

Дети собираются на огородах и приносят с собой куликов, которые пекут из пшеничного или ржаного теста. Иногда они называются жаворонками. Этих куликов привязывают нитками к шестам, которые втыкают в одонки. Ветер качает куликов, так что они представляются как бы летящими, а дети поют

В день сорока мучеников (9 марта) — первый весенний праздник

1) Приглашение весны;

3) Песня о проводах зимы, встрече весны;

4,5) Обращаются к весне, интерес к тому, на чём она пришла/прилетела; 6,7,8) Приветствуют весну с первыми весенними птицами, осуждение зимы; 9) Песнь о куликах, которые пекут в каждом доме, а потом прячут в соломе и ищут; 10) Обращение к пчеле, как к весеннему насекомому, привести летечко и замкнуть зиму

2, с. 139-141, вербное воскресенье

Женщины

В Вербное воскресенье крестьяне, во время утрени, молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день бабы пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных

Воскресенье на шестой недели Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой.

2) Обращаются к вербе с просьбой о сытной жизни, богатом имуществе

1,2, с. 139

Средокрестная неделя

Дети обоего пола

Во всех крестьянских домах пекут из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекают или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадется крест с одним из этих предметов, тот считается счастливым

В среду крестопоклонной недели (четвертой недели Великого

Поста), под окнами

1) Приветствуют солнце, месяц и звезды, приготовление к причащению(посту); 2) Песнь о причащении


написать администратору сайта