Главная страница
Навигация по странице:

  • 47.Игры-экспериментирование с разным материалом детей пятого года жизни

  • 50.Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей 5-7 лет

  • 51.Игра придумывание для детей 5-7 лет

  • 54.Игра-экспериментирование с разным материалом детей 6-7 лет

  • 2.Своеобразие игры как деятельности.

  • 5.Классификации игр детей Выделяют три класса игр

  • 13.Этапы возникновения сюжетно-ролевой игры 1 этап

  • 17. Уровни сюжетно-ролевой игры дошкольников

  • 24.Задачи воспитателя в младшей группе

  • 29.Дидактические игры в первой младшей группе

  • Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста. 1. Актуальные проблемы развития игровой деятельности


    Скачать 80.47 Kb.
    Название1. Актуальные проблемы развития игровой деятельности
    АнкорОрганизация игровой деятельности детей дошкольного возраста
    Дата17.02.2020
    Размер80.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_igra.docx
    ТипДокументы
    #108773
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    44.Режисерская игра детей пятого года жизни

    Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

    В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

    В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с пред­метами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купа­ние, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, кото­рые связаны с выполнением роли. Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со свер­стниками.

    У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.
    47.Игры-экспериментирование с разным материалом детей пятого года жизни

    В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.

    На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

    С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее? " (потому что он был на солнце) ; "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

    Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

    Мы развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле? »

    Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

    После каждого эксперимента мы приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.


    50.Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей 5-7 лет

    Ведущим условием организации сюжетно-ролевой игры является создание развивающей предметно-игровой среды. Игра старшего дошкольника постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой; действия ребенка начинают в большей мере зависеть от замысла. Старшие дошкольники становятся менее зависимыми от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игр.

    Игровые замыслы детей 5-7 лет разнообразны, отсюда игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под замысел. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным или мелким универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола).

    Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках.

    Полные сюжетообразующие наборы (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей степени способствуют развертыванию творческих игр.

    Костюмы для использования в сюжетных играх становятся все более универсальными. Целесообразно выделить кронштейн, на котором можно расположить разнообразные наряды: халатики для игр «больница», «парикмахерская», элементы одежды, связанные с различными профессиями (космонавты, моряки, водолазы и др.), сказочными персонажами.

    Важно иметь набор атрибутов для использования в разнообразных играх: географические карты, мобильные телефоны, наушники, диски, клавиатуру для компьютера, пульт, фен, миксер, игрушечную микроволновую печь, бинокли, микрофоны.

    Можно поставить в группе коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Инструменты для изготовления атрибутов для игр.
    51.Игра придумывание для детей 5-7 лет

    У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни.

    При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему), замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»).

    Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца), также хороший прием для развития воображения. 

    54.Игра-экспериментирование с разным материалом детей 6-7 лет

    В средней и старшей группе продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.

    На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

    С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее? " (потому что он был на солнце) ; "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

    Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

    Мы развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле? »

    Так же учим детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

    После каждого эксперимента мы приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.



    2.Своеобразие игры как деятельности.

    Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

    Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
    Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан».

    Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.
    5.Классификации игр детей

    Выделяют три класса игр:

    1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

    игра-экспериментирование;

    самостоятельные сюжетные игры:

    -сюжетно-отобразительные,

    -сюжетно-ролевые,

    -режиссерские,

    -театрализованные;

    2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

    игры обучающие:

    - дидактические,

    - сюжетно-дидактические,

    - подвижные;

    досуговые игры:

    -игры-забавы,

    -игры-развлечения,

    -интеллектуальные,

    -празднично-карнавальные,

    -театрально-постановочные;

    3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

    традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).


    8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры дошкольника

    Ведущим видом ИД дош-ков=сюжетно-ролевая игра. С-р игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дош-кам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

    Основой с-р игры=мнимая или воображаемая ситуация, к-ая заключается в том, что р-к берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.Само-сть детей в с-р игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дош-ку самостоятельно включаться в те сферы чел-кой де-ти, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаим-ния.В игре ребенок воплощает свое представление, свое от-ние к тому событию, к-е разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский.
    13.Этапы возникновения сюжетно-ролевой игры

    1 этап: игры в отдельные действия взрослых

    Сюда относятся игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

    2 этап: простые ролевые игры

    "Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: "ты неправильно играешь!"

    3 этап: сюжетно-ролевые игры

    Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

    4 этап: творческие сюжетные игры

    От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

    Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций - ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов.
    17. Уровни сюжетно-ролевой игры дошкольников

    , Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал 4 уровня развития игры,к-рые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

    1 уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

    Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

    Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

    2 уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

    Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

    Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности.

    3 уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.

    Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.

    Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

    4 уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

    Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

    Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
    24.Задачи воспитателя в младшей группе

    -формирование элементарных предметно-игровых действий

    -учить развертывать игру с сюжетными игрушками

    -подключатся к действиям партнёра и дополнять его

    -формировать игровые действия с предметом заместителям ,воображаемым предметом

    -учить словесно обозначать условный предмет и смысл производимого действия.

    -фор-ть умение выстраивать смысловые цепочки
    29.Дидактические игры в первой младшей группе

     Дидактическая игра, включенная в занятие, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дети первой младшей группы захвачены самим процессом игры, в которой на первый план для них выступает игровая задача и игровое действие (сложи матрешку; назови животное, изображенное на картинке; найди среди других и подкати ближе большой шар). Интерес к игре подогревается новизной: постановкой новых игровых задач, применением новых игровых действий и материалов. Например, воспитатель предлагает дидактическую игру «Оденем куклу Катю». В разное время года одна и та же игровая задача будет выполняться при помощи разнообразного игрового материала: зимой – это теплая верхняя одежда и обувь, летом – легкая, по погоде.

    Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина, цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Закрепление представлений, например, о форме, происходит в таких дидактических играх, как «Сделай крышу у домика», «Разные кружки для зайца и лисы» и др. Совершенствование навыков восприятия формы может происходить, если ввести в игры дополнительные правила, условия, усложнения, например, попросить положить в домик разные по цвету коврики не только для зайчика, но и для его братцев, которые придут в гости; спросить у ребенка, для чего еще могут пригодиться кружки в домике лисы. Активизируя воображение малыша, воспитатель придает деятельности творческий характер.

    Еще такие игры как «Чудесный мешочек», «Угадай чего не стало».



    написать администратору сайта