Главная страница

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста. 1. Актуальные проблемы развития игровой деятельности


Скачать 80.47 Kb.
Название1. Актуальные проблемы развития игровой деятельности
АнкорОрганизация игровой деятельности детей дошкольного возраста
Дата17.02.2020
Размер80.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаshpory_igra.docx
ТипДокументы
#108773
страница3 из 5
1   2   3   4   5
1   2   3   4   5

30.Досуговые игры в младшей группе

Игра – ситуация «Солнышко встает на нашем дворе» , Элементы костюма бабушки (платок, фартук), солнышко (наглядное пособие); игрушки: петушок, курочка, бычок.

Кукольный спектакль

«Звери встречают Новый год», Елка, куклы бибабо (медведь, волк, лиса, белка):

1.Создать условия для эмоционального отдыха.

2.Формировать умения следить за сюжетом спектакля.

Игра – ситуация «Елочная песенка», Наряженная новогодняя елка, елочные игрушки (бычок, фонарик, шарик, дед мороз), музыкальная подборка для демонстрации игрушек, веселая плясовая музыка:

1. Приобщать детей к новогодним традициям.

2. Вызвать эстетеческие чувства.

3. Побуждать к свободной пляске.

Обыгрывание сказки

 «Теремок» на фланелеграфе, Фланелеграф, фигурки героев сказки:

1.Развивать интерес к сказкам, желание их слушать, сопереживать героям.

2.Формировать умение отвечать на простейшие вопросы педагога.

3.Создать эмоционально положительный настрой от совместной деятельности.

34.Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей четвертого года жизни

Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен  в игровом общении, ребенок способен создать  игровую обстановку, выбирая предметы для игры.

Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.

Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей  требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.

Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.

38. Игры-импровизации детей 4-го года жизни

Игры – без подготовленного сюжета, дети импровизируют

«Зеркало»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога).

Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин , где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

«Волшебные руки»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога).

Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.
40.Общие задачи воспитателя по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

42.Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей пятого года жизни

Педагогическая диагностика основана на наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей с использованием диагностической карты.

Диагностическая карта

Дата проведения

Фамилия, имя ребенка

Критерии оценки и показатели Степень выраженности в баллах ( 1 2 3 )

Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребенок:

1. отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых;

2. отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов;

3. придумывает фантастические события.

Освоение ролевого поведения:

1. называет свою роль до начала игры;

2. способен к смене роли во время игры (для развития сюжета;

3. обозначает словом новую роль во время игры;

4. обращается к партнёру по имени игрового персонажа во время игры;

5. проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнёром-сверстником;

6. демонстрирует предпочитаемые игровые роли.

Способность к использованию действий игрового замещения. Ребенок:

1. использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями;

2. наличие изобразительных игровых действий (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием).

Способность к построению игрового сюжета. Ребенок:

1. выдвигает игровые замыслы по ходу игры;

2. проявляет разнообразие игровых замыслов;

3. творчески подходит к выстраиванию сюжета.

Способность создавать обстановку для игры. Ребенок.

1. выбирает необходимые игрушки и предметы;

2. замещает недостающие игрушки (предметы) другими;

3. проявляет творчество в создании игровой обстановки.

Способность к игровой коммуникации. Ребенок:

1.проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами-сверстниками;

2. проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками.

Для уточнения данных наблюдений могут быть использованы специальные диагностические ситуации.
45.Дидактические игры детей 5-го года жизни

Детям в возрасте пяти лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обощенным и точным.

Отбирая дидактические игры для детей этого возраста надо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.
В играх детей важное место занимает соревнование. Предоставьте ребенку большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.
Роль взрослого в играх для детей в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится в основном к настольно-печатным играм.

Не ошибись!
Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.
Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Кто подойдет, пусть возьмет!
Дидактическая задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет,качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.
Игровые правила. 
По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.


49.Пути развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.

2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.

3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.

4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.

5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.

6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.

7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.
52.Режисерская игра детей 6-7 года жизни

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Как подчеркивает Е. М. Гаспарова, на протяжении все­го дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой кото­рых могут быть предметы, игрушки, собственные впечат­ления, строчки из знакомого стихотворения и др.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.
55.Планирование образовательной работы по развитию сюжетно-ролевых игр

Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:

Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.

В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.

Преимущества перспективного планирования:

Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».

Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.

Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.

Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода): ознакомление с окружающим; обогащение игрового опыта; изменение игровой среды;

активизация общения взрослого с ребенком.


3.Значение игровой деятельности в жизни ребенка

Для детей дош-го в-та игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общих целей.

Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры.  В них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества.
6.Мир игры современного дошкольника.

Большинство детей в д/с играют с друзьями. Небольшая часть дошкольников любят играть одни (дети кричат).Большинство дошкольников предпочитают играть с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни («больница» «магазин», «семья»).Часто эти сюжеты объединяются в одной игре. Мальчики любят игры «корабль», «клад», «полиция», «трансформеры». Материал для построения этих игр берется из мультфильмов, компьютерных игр Игры мальчиков подверглись большему изменению на рубеже веков. Большой популярностью пользуются игры с конструкторами, строительным материалом. Девочки любят играть с куклой Барби, которая включает элементы режиссерской игры.
На выбор ролей сюжетов оказывает влияние окружающая действительность: играют в заложников, спасателей, «танцы со звездами». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и материальные «бизнесмен» Девочки старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, главная героиня, которых- принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Такие игры называются архетипическими. У мальчиков сюжеты игр другие- в них находят отражение события с преодолением препятствий, борьба и победа над врагом. В играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. В старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков архетипы разные, они помогают ребенку осознать свои идеальные мужские и женские качества. Телевидение оказывает большое влияние на воображение детей. Появляются новые игровые роли: Бэтмэн, Человек- паук. Часто игры сводятся к манипулированию с модными игрушками (Барби, Шрек) Часто игра сводится к накопительству модных игрушек. Причина того, что дети не могут творчески играть с игрушками нового поколения, в том, что дети используют готовые сюжеты мультфильмов, телепередач. К 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами, настольным, подвижным.
9.структура сюжетно-ролевой игры

-Сюжет –та сфера действительности ,которая воспроизводится детьми (бытовая ,производственная ,общественное)

-Содержание –то,что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента деятельности и отношение между взрослыми.

-Роль-основной стержень СРИ .Средство реализации сюжета .

11.Педагогическое руководство сюжетно- ролевой игрой.

Развитие СРИ должно осущ.в 2 направления (самарукова,куликова)

-формирование игры как деятельности

- использование игры как средство воспитания детей

Термин руководства игрой заменен в дошкольной педагогике понятием развития управления игрой сопровождение игрой поддержка детей в игре. Руководство СРИ это самый сложный раздел в дошкольной педагогике. Своеобразие СРИ требует своеобразных приемов управления.

1.Традиционный прием развития игры- приемы прямого и косвенного воздействия.

Прямое непосредственное включение детей в игру.

Косвенное без непосредственного включения детей в игру.

2.Комплексный метод руководства игрой система педагогического воздействия.

1.планомерное обогащение жизненного опыта

2совместные обучающие игры педагога с детьми

3 своевременное изменение игровой среды

4 активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры


написать администратору сайта