курсач. 1. цель и задачи освоения дисциплины
Скачать 56.76 Kb.
|
Семинар 6 Комплексная программа «Детство» (авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.); Форма проведения: проектная деятельность Цель и задачи семинара: способствовать формированию у студентов навыков проектирования различных видов музыкально-практической деятельности дошкольников на основе имеющихся знаний, актуализировать имеющиеся навыки работы с комплексными программами музыкального развития дошкольников, развивать умение поиска и изучения научных публикаций и электронных источников информации Самостоятельная работа при подготовке к занятию: проработка конспектов лекций; поиск и изучение обязательной и дополнительной литературы, в том числе с использованием источников в сети Интернет; моделирование различных видов музыкально-практической деятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации музыкально-образовательных программ, отвечающих требованиям образовательных стандартов.; Основная литература: 1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО – М., 2018. – 218 с. [ Гриф УМО СПО]. 2. Зацепина М.Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для академического бакалавриата. – М., 2017. – 149 с. [Гриф УМО ВО] 3. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной среды: учеб. пособие для академического бакалавриата. – М., 2018. – 165 с. 4. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/учебник и практикум для СПО – М., - 2018. – 155 с. [Гриф УМО СПО]. 5. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., 2018. – 155 с. [Гриф УМО ВО]. Дополнительная литература 1. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002. 2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6 3. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 4. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с. 5. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003 Рекомендуемая литература 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1981 2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М., 1986 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991 4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003 5. Запорожец А.В. Избр. психолог. труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986, Т. 1 Семинар 7 Представление, обсуждение и оценивание проектов различных видов музыкально-практической деятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации музыкально-образовательных программ, отвечающих требованиям образовательных стандартов. Форма проведения: защита проектов Цель и задачи семинара способствовать формированию у студентов навыков проектирования видов музыкально-практической деятельности дошкольников на основе имеющихся знаний, продолжать формировать навык выступления и защиты своего проекта, умение задавать вопросы в рамках защиты проекта, актуализировать имеющиеся навыки работы с комплексными программами музыкального развития дошкольников, развить умение поиска и изучения научных публикаций и электронных источников информации. Самостоятельная работа при подготовке к занятию: Проработка конспектов лекций; поиск и изучение обязательной и дополнительной литературы, в том числе с использованием источников в сети Интернет; написание текста итоговой аттестационной работы; подготовка презентации итоговой аттестационной работы в MS Power Point. Основная литература: 1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО – М., 2018. – 218 с. [ Гриф УМО СПО]. 2. Зацепина М.Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для академического бакалавриата. – М., 2017. – 149 с. [Гриф УМО ВО] 3. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной среды: учеб. пособие для академического бакалавриата. – М., 2018. – 165 с. 4. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/учебник и практикум для СПО – М., - 2018. – 155 с. [Гриф УМО СПО]. 5. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., 2018. – 155 с. [Гриф УМО ВО]. Дополнительная литература 1. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002. 2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6 3. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 4. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с. 5. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003 Рекомендуемая литература 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1981 2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М., 1986 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991 4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003 5. Запорожец А.В. Избр. психолог. труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986, Т. 1 7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ. Контрольным мероприятием итоговой аттестации студентов изучающих учебную дисциплину «Современные технологии музыкального развития в дошкольных образовательных учреждениях» является зачет в форме предоставления письменной групповой работы по проектированию различных видов музыкально-практической деятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации музыкально-образовательных программ, отвечающих требованиям образовательных стандартов; презентации данного проекта в MS Power Point. Сдача зачета происходит на 7 семинарском занятии. 7.2. ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ. Итоговая работа представляется группой студентов не более 3-х человек в форме письменного описания проекта различных видов музыкально-практической деятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации музыкально-образовательных программ, отвечающих требованиям образовательных стандартов. Письменное описание дается в свободной форме и должно содержать следующую информацию. • Цель и задачи проектирования. • Описание проекта. • Ход работы: вклад каждого из участников группы, последовательность подготовки и проектирования, шаги проектирования, творческий поиск. • Результат работы: описание, актуальность и новизна идеи, выводы о целесообразности применения той или иной современной технологии музыкального развития дошкольников в данном виде музыкально-практической деятельности. • Список литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием должны быть представлены все источнике на бумажных и электронных носителях, которые были использованы при написании итоговой аттестационной работы. Библиография оформляется в соответствие с требованиями ГОСТ Р 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Презентация итоговой аттестационной методической работы проводится на последнем занятии в присутствии всех участников группы. Для презентации группе предоставляется 5 минут. Презентация должна содержать 80% изображений, схем, таблиц, алгоритмов и 20% текста. В презентации указываются последовательность действий при проектировании и представляются результаты работы. Затем группа отвечает на вопросы и участвует в обсуждении своей презентации 7.3. КРИТЕРИИ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ (РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА) ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Интегральные рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по изучаемой дисциплине «Современные технологии музыкального развития в дошкольных образовательных учреждениях» в течение семестра (блок 1), по итогам зачетно - экзаменационных испытаний (блок 2) и оценки социальных характеристик студента (блок 3). При этом устанавливаются следующие весовые коэффициенты для блоков рейтинговой оценки: • блок 1 – результаты текущего контроля знаний в течение семестра – весовой коэффициент 0,5; • блок 2 – результаты промежуточной аттестации – весовой коэффициент 0,4; • блок 3 – оценка социальных характеристик студента – весовой коэффициент 0,1. Сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и блокам академического рейтинга обеспечивается принятием единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в процентах, согласно которому 100% – это полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100%, то это означает, что определенная доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена. Максимальный результат, который может быть достигнут студентом по каждому из блоков рейтинговой оценки, – 100%. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным. Я хочу поделиться опытом использования ИКТ в своей работе. Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Широко использую компакт-диск для компьютера: Программы. Планирование. Конспекты занятий. Музыка в ДОУ. Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника. Внедряем в своем саду мы и здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает и задачи сохранения укрепления здоровья детей. Мы детском саду используем такие виды оздоровления как: дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; речь с движением или игры со словом. Дыхательная гимнастика: Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха. В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания: Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний. Примеры дыхательной гимнастики: «пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку; «муха» или «пчела» – резкий выдох. «маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух; «тпрунюшки» – с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей. Примеры артикуляционной гимнастики: · работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.); · с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. · Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности. · Покусывание языка боковыми зубами; · Покусывание внутренней поверхности щек; · Круговые движения языком между зубами и щеками; · Цоконье и пощелкивание языком и мн.др. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение. Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны Сладко-сладко позевала. - дети зевают Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения, Да водички поглотала. - глотают На кувшинку села, Песенку запела: "Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко Квээ-э-э! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша! Речь с движением или игры со словом: · стимулирует развитие речи; · развивает пространственное мышление; · развивает внимание, воображение; · воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Игра-упражнение «У мишки дом большой» Цель: развитие подражательных движений У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут вверх. У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки опускают к полу. Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь. А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики». Музыкально-оздоровительная работа: повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей детей; стабилизирует эмоциональное благополучие каждого ребенка; повышает уровень речевого развития; снижает уровень заболеваемости; стабилизирует физическую и умственную работоспособность во всех сезонах года, не зависимо от погоды. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку |