Главная страница
Навигация по странице:

  • XV – начало XVI века

  • 4 февраля 1610 г. В договоре выражены были общие права подданных

  • Земским Собором (законы) и Боярской Думой (текущие вопросы законодательства, суд).

  • В это время происходят изменения в правительственной политике

  • Ответы по истории. Новый документ. 1. Чекай презентацию История как наука Основные этапы древнейшей истории человечества


    Скачать 350.86 Kb.
    Название1. Чекай презентацию История как наука Основные этапы древнейшей истории человечества
    АнкорОтветы по истории
    Дата25.01.2022
    Размер350.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНовый документ.docx
    ТипДокументы
    #342168
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Периоды формирования


    Считается, что централизованное государство сформировалось уже в XV веке в период правления князя Ивана ΙΙΙ Васильевича (1462-1505 гг.).

    Позже русские территории существенно расширились за счет политики Василия ΙΙΙ (1505-1533 гг.) и завоеваний Ивана ΙV Грозного (формально с 1533 года; официально – 1547-1584 гг.). Последний в 1547 году принял титул царя, он венчался на царствование в Успенском соборе в г. Москва. Грозный смог присоединить к своим владениям земли, которые ранее не были русскими.

    Процесс создания единого государства можно условно разделить на такие основные этапы:

    • XIII – XIV века:
      происходит становление Московского княжества. С 1263 года это был небольшой удел в составе Владимирского княжества, управляемый Даниилом Александровичем (младший сын Невского). Более ранние попытки выделения оказывались временными. Постепенно владения расширялись. Особое значение имела победа над Тверским княжеством за права на великокняжеский престол во Владимире. С 1363 года названию добавилось «великое». В 1389 произошло поглощение Владимирского княжества;

    • XIV – XV века:
      Московское княжество возглавило борьбу с монголо-татарами. Отношения Москвы с Золотой Ордой были неоднозначными. Иван Ι Калита (московский князь с 1325 года) собирал для монголо-татар дань со всех покоренных российских княжеств. Московские князья часто вступали с захватчиками в союз, заключали династические браки, покупали «ярлык» (ханская грамота – разрешение) на княжение. Дмитрий Ι Донской (московский князь с 1359 года) в 1373 оказал серьезное сопротивление монголо-татарам, напавшим на Рязань. Затем русские войска одержали победу в сражении на реке Воже (1378 г.) и на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.);

    • XV – начало XVI века:
      окончательное формирование централизованного государства. Его основателем считается Иван ΙΙΙ, завершивший присоединение к Московскому княжеству северо-восточных земель (к 1500 году) и свергший монголо-татарскую власть ( в 1480 году после Стояния на реке Угре).

    Укрепление государственности происходило также за счет принятия законодательных актов, направленных на централизацию власти. Основой для этого было формирование феодальной системы: князь-помещик. Последние получали земли в управление на период несения княжеской службы, становясь зависимыми от представителя вышестоящего сословия. При этом сами помещики стремились к закрепощению крестьян. Отсюда – создание Судебника (свод законов 1497 года).

    12. Россия в XVI в.: особенности российского феодализма и самодержавия.Особенностью феодального строя в России было преобладание государственного феодализма над частновладельческим. Главной формой феодальной собственности оставалась, как и в предшествующее время, власть - собственность князя или царя. Однако в централизованном государстве она укрепилась, распространяясь не только на крестьян и горожан, но отчасти и на привилегированные сословия. Это диктовалось возросшей ролью государство как единственного гаранта национальной независимости в условиях непрекращающейся внешней агрессии. В результате вопросы о правах сословий в XV - XVI веках в России не вставали. Сословия имели только обязанности, обусловленные интересами государства, которые расценивались как общенациональные интересы.

    Царь рассматривал государство как свою вотчину, т. е. в сущности как свою собственность, вместе с живущими в государстве людьми. Поэтому он распоряжался этими людьми, используя их в интересах государства и снабжая их от имени государства средствами для исполнения их обязанностей. Бояре и помещики должны были являться на войну с лошадьми, людьми и оружием. Соответственно, они должны были иметь деревни и зависимых людей. Первичной тут была именно обязанность служить, а не наделение поместьем. Если у дворянина была своя вотчина, то поместье он совсем не получал или же оно было меньше по размеру. Ранее по отношению к князю воин был вольным наемником, который мог перейти к другому по первому желанию. Воины князя отличались от княжеских холопов, называя себя «вольными слугами». С XVI века это положение изменилось. Став государственными подданными, бояре и помещики лишились свободы и начали именовать себя «государевыми холопами». Так же стали называть себя и бывшие князья в ущерб представлению о своей родовой чести. Однако бояре и дворяне все же относились к высшему сословию. Они же облагались налогом, «тяглом».

    Привилегированный слой знати составляли думные чины, служащие высших государственных учреждений. Далее шли служилые чины. Помимо этого, на рубеже XV и XVI веков возникло деление на основе местничества, связанное с влиянием родовых ценностей. По этому принципу, если отцы двух служилых людей были начальником и подчиненным, то все их потомки по прямой линии - дети, внуки и т. д. - должны были сохранять те же отношения. Если боярин уступал «место» , это отражалось на положении его потомков. Поэтому борьба за высокое положение - не только в войске, но и за столом у царя - шла не на жизнь, а на смерть.

    Местничество затрудняло назначение на должности. Родовой идеал входил в противоречие с государственным. Поэтому цари пытались ограничить местничество, сузить круг семей, имеющих на него право, вели запись взаимной подчиненности бояр и дворян. Этим занимался Разрядный приказ.

    Граница между тяглым и нетяглым населениям была очень заметна: в Москве белый город, место жительства бояр и духовенства, был в XIII веке огорожен стеной. За ее пределами лежали черные слободы. Тяглые чины, т. е. плательщики налогов, делились на городских и уездных. В правах они ничем не отличались, однако в их обязанностях были различия. Городская подать разверстывалась по дворам, сельская - по размеру земельных участков. Кроме того, уездные, сельские общества должны были нести некоторые натуральные повинности.

    Высшим слоем городского населения были богатые купцы - «гости». Далее по нисходящей шли купцы «гостиной» и «суконной» сотен и «черная» сотня - ремесленники и мелкие торговцы. Особенностью положения купцов была их обязанность безвозмездно выполнять поручения государства: продавать меха, которыми царь получал налог с народов Севера, собирать торговые пошлины. Более того, за недостачу денег они отвечали своей собственностью. Это была невыгодная, подчас разорительная служба. Чтобы государству не был нанесен ущерб, «сотни» были связаны круговой порукой.

    13.«Смутное время» в Российской истории.

    Смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году, не оставившего после себя детей, пресеклась Рюрикова династия московских государей. Земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова. Вскоре после этого избрания начались смуты, которые постепенно развились в страшное потрясение государства, окончившееся только со вступлением на московский престол первого царя новой династии, Михаила, в 1613 году. Самозванцы выдавали себя за младшего сына Иоанна Грозного царевича Димитрия, погибшего насильственной смертью, обстоятельства которой остались неразъясненными (1 причина).

    Царь Борис законным путем вступил на престол и мог сделаться родоначальником новой династии. Но боярство хотело ограничить власть нового царя. Бояре молчали, ожидая, что Борис сам заговорит с ними об условиях этого ограничения, а Борис молчал и отказывался от власти, надеясь, что земский собор выберет его без всяких условий, и надежда его оправдалась. Обманувшись в своем ожидании, бояре решились действовать против нового царя. Борис, чтобы защитить себя от их козней, устроил тайный полицейский надзор за боярами. Это вооружило бояр против царя, и они сделали первого самозванца. Первый самозванец правил деятельно и твердо, но и он не оправдал боярских ожиданий. Он действовал слишком самостоятельно, проводил свои особые планы независимо от бояр, часто смеялся над ними в Боярской Думе и – что было для них всего досаднее – приближал к себе незнатных людей и иностранцев. Первый самозванец был низложен17 мая 1606 года боярским заговором, во главе которого стал кн. Вас. Ив. Шуйский. На совещании перед восстанием заговорщики условились, что, кто из них будет царем, тот долженправить по общему совету с боярами. Возведен был на престол кн. Василий Шуйский, вступая на престол, ограничил свою власть. Царь обязывался никого не казнить, опалы преступника не распространять на его родню и семейство и имущества их не конфисковывать, если они не участвовали в преступлении, доносов не слушать, ложных доносчиков наказывать, все дела решать по суду и следствию. Вот и все политические обеспечения, какие выговорили бояре у царя Василия. В то время боярам больше ничего и не было нужно. Царем Василием многие были недовольны. Начались восстания, и пошли слухи о спасении Лжедимитрия. Скоро явился и второй самозванец, поддержанный казацкими и польскими отрядами, он устремился к Москве и в 1608 г. стал в подмосковном селе Тушине, от которого получил прозвище «вора Тушинского». Царь Василий обратился за помощью к королю шведскому Карлу IX, и тот под условием вечного союза Москвы и Швеции послал Василию вспомогательный отряд. В сентябре 1609 г. Польша объявила войну Московскому государству, и король польский Сигизмунд осадил Смоленск. У вора Тушинского в лагере было много польских отрядов, которые король и вызвал под Смоленск. Оставшись без поддержки, Тушинский вор бежал в Калугу. Русские его приверженцы остались одинокими и решились послать уполномоченных признать царем Сигизмундова сына Владислава. Признавали его согласно договору с королем, заключенном 4 февраля 1610 г. В договоре выражены были общие права подданных:

    неприкосновенность православной веры;

    · все судятся по закону и наказываются только по суду;

    · все возвышаются по заслугам, а не по одному только происхождению,

    · все имеют право выезда в другие государства христианские для образования.

    Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями – Земским Собором (законы) и Боярской Думой (текущие вопросы законодательства, суд).

    Провинциальное дворянство вместе с духовенством решило выбор царя Бориса. Оно восстало против Василия. В 1606 г., вскоре по воцарении Василия, когда еще не было и слуха о втором самозванце, против царя и бояр поднялся бунт. Это было восстание низшего дворянства против знати. Брат Ляпунова Захар с другими дворянами в 1610 году свел царя Василия с престола.

    В смуту вмешиваются и низшие классы населения. Это вмешательство простого народа - одна из причин временного успеха Владислава. В последние годы смуты больше вреда наделали государству казаки, которые врывались в его пределы с польскими отрядами. Это были в большинстве гости южнорусских степей, недавно укрывшиеся в степях и теперь возвращавшиеся в отечество, чтобы пограбить. Эти классы добивались личных льгот. Каждый стремился выйти из тяжелого положения, в какое ставил его тогдашний государственный порядок.

    Смута началась при избрании Годунова попыткой боярства соединить готовое распасться общество во имя нового государственного порядка, построенного на ограничении верховной власти. Когда эта попытка не удалась, тогда возникла мысль соединить распадавшееся общество во имя лица, искусственно воскресить погибшую династию, которая сдерживала непримиримые интересы. Вот в чем заключалась истинная причина успеха самозванцев: самозванство служило удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов враждебных друг к другу классов. Значит, смута, начавшаяся пресечением старой династии и продолжавшаяся взаимной борьбой разных классов земского общества, завершилась борьбой всего земского общества с элементами противоземским и антинациональным, казацким и польским. Таковы были причины и ход смуты.

    В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Представитель старомосковского боярского рода устраивал и высшую аристократию. К власти в России пришла династия, связанная родственными узами с прежними царями.

    14.Европа и мир в XVII в.: капитализм и модернизация. презентация

    Условия для появления капитализма в Европе.

    1. Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

    2. Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

    3. В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

    На раннеиндустриальной стадии развития буржуазии происходит длительное постепенное становление новых общественных институтов и элементов буржуазной формации, идет накопление первоначального капитала, появляются мануфактуры (ручное производство) – первые признаки капитализма.

    Центром развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами, самый короткий путь к приобретению которых открывался через торгово-ростовщические операции. Эти капиталы не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем, в производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского.

    В эту эпоху появился новый “герой времени”, предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.

    Процесс модернизации, т.е. переход от феодализма к капитализму проходит различные фазы развития: раннеиндустриальную (ХIV-ХV в.в.), среднеиндустриальную (ХVI-ХVIII в.в.), позднеиндустриальную (ХIХ в.) и постиндустриальную (ХХ в.).

    Модернизация — это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

    1. индустриализацию —использование машин в производстве

    2. урбанизацию — небывалый рост городов;

    3. демократизацию политических структур - становления гражданского общества и правового государства. Власти воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления.

    4. просвещение — рост знаний о природе и обществе, а также освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви, развитие атеизма.

    Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. В системе ценностей европейской цивилизации нового времени на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни.

    Каким же образом утверждение капитализма соотносится с модернизацией? Капитализм еще ни разу не был построен в традиционном обществе. И это естественно: капитализм ориентирован на постоянные новации,противоречит самому духу традиционализма. Будущее той или иной страны зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации, насколько быстрым темпом шло в ней становление капитализма. Капитализм и модернизация провели еще более четкую, чем прежде, разграничительную линию между Западом и Востоком. В эту эпоху окончательно определилось превосходство Запада над некогда могучим соперником.

    15.. Социально-экономическое и политическое развитие России в ХVП в.

    В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада.

    Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

    В это время происходят изменения в правительственной политике:

    1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

    1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

    В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

    Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов.

    Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

    В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

    Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

    В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

    Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

    16.ХVПI в. – эпоха Просвещения и модернизации: общее и особенное

    XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

    Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизациейнебывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

    Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

    Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

    Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

    Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.

    Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

    В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

    Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Е.И.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

    Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».

    17.Особенности российской модернизации в начале XVIII в. Петр I.

    XVII в. в Европе – крупномасштабная модернизация по всем направлениям: в экономике – индустриализация; в соц. сфере – рост городов, населения, ремесла; В полит. отношениях – демократизация обществ., полит. структур, закладывание предпосылок для формирования гражд. общества; в духовной сфере – господство светской культуры, нерелигиозной культуры, обслуживающей абсолютизм.

    Россия к концу XVII в. сильно отставала от Зап. Европы: угроза потери независимости, отсталое с/х, пром-ть, армия, культура, сложный бессистемный аппарат и т.д. Страстным желанием Петра было превратить Россию в часть Европы, сделать её такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия и Англия.

    В декабре 1699 Петр отказ. от традиц. летоисчисления “от сотворения мира” и приказал перейти на общеевропейское летоисчисление от Рождества Христова. 1 января был отпразднован новый, 1700-й, год. Тем самым “разрыв времён” осущ. буквально. Это подкрепило решительность отказа от старых ценностей и принятие новых. Нач. широкий призыв иностранцев на службу в Россию.

    Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы в 1703 из Москвы в Петербург. Новая столица строилась как образцовая, на европ. манер. В Петербурге Петр с самого начала стрем. утв. новые принципы архитектуры, новые обычаи, позволяющие в отличие от обычаев московского двора соблюдать достоинство личности, быть приятным в общении. Он поставил перед Россией задачу “догоняющего развития” по отнош. к Европе.

    Наиб. эффективны были петровские преобразования в военной и финансовых областях. Ему удалось создать мощные соврем. армию и флот, обесп. их финансирование. Для формир. армии были вв. рекрутские наборы. В Архангельске и Воронеже нач. строительство флота. Стремление увел. налоги и одновр. приблизить города России к европ. образцу заставило в 1699-1700 провести городскую реформу.

    По ней города вывод. из-под воеводского упр-я и переводились на самоупр-е. В них выбир. бурмистры. При этом прямые подати с городов в казну увел. в два раза. В 1708-1710 была проведена губернская реформа, направл. на усиление центральной власти. Страна была разделена на 8 губерний, причем упр. ими наряду с губернаторами д.б. коллегиальные органы – ландраты, избр. из дворян. Реформа местного упр-я была самой слабой у Петра. Она провод. в неск. этапов, но до конца не доводилась. Все бралось из зап. стран, однако не прижилось. Введение самоупр-я городов и губерний подрывало систему приказов.

    Особенности российской модернизации:

    • Петр пытался навязать европейские образ жизни, традиции на уже закостенелые, усвоенные годами русские традиции;

    • практически все реформы были внешними, они не учитывали существующей российской ситуации;

    • необходимость для преобразований назрела, но само общество к ним не было готово, была готова только верхушка è резкий разрыв жизни;

    • попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончилось провалом (Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получ., и пришлось прибегнуть к рекрутчине; Не удалось обесп. обществ. поддержку и европ. системе городского самоупр-я. В рез-те она прекратила сущ-е; Не прижилась коллегиальная система в областном упр-и и в сборе налогов, кот. пытались ввести в 1713 и 1724. Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а очередную гос. повинность. В рез-те власть на местах все более сосредот. в руках губернаторов);

    • попытка ввести в России европейской формы судопроизводства была не вполне удачной (Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробный, хотя и не систематиз., стало законодательство. Но в глазах неграмотного населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. Низкий уровень правосознания общества искл. возможность обществ. контроля над судом. В области полит. сыска система следствия остав. старой, с использованием пыток);

    • самодержавие – единственный инициатор и гарант реформ, перемен в жизни общества (была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя. Вместо неё верховным органом упр-я стал в 1711 Сенат, осущ. надзор за работой гос. аппарата. В качестве второго органа верховной власти был создан Синод, контролировавший деят-ть церкви. Учреждение Сенода в 1721 означало полное подчинение духовной власти светской. Должность патриарха была упразднена. Система приказов 1718-1721 была заменена системой более соврем. учреждений исполнительной власти – коллегий, созданных по шведскому образцу. Главное внимание было уделено военно-дипломатической и торгово-промышл. деятельности, финансам. Однако, помимо упр-я, через коллегии Петр сам контролировал пол-е в стране при помощи системы фискалов – доверенных лиц царя, которые заним. выявлением злоупотреблений в государстве. В годы его правления постеп. формир. система тотального контроля царя за населением) è европеизации подверглись лишь внешние формы гос. учреждений;

    • протекционистская политика в области развития промышленности и торговли (С ней он связывал свои надежды на улучшение фин. положения гос-ва, изменение роли России в Европе, формирование новых групп населения – сторонников идеи европеизации, однако политика Петра в этой области оказ. непоследовательной. Появление мануфактур; развитие получили черная и цветная металлургия, сукноделие и др. отрасли текстильной пром-ти; Петр активно поощрял внешн. торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. При этом таможенная пошлина на некот. товары сниж. более чем в 100 раз. Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошлинами);

    • если в Зап. Европе промышленность развивалась в условиях отсутствия крепостного права и наличия рынка свобод. рабочей силы, то в России, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали. Особенностью Росси, резко отличавшей её от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, т.к. главными были интенсивность и качество труда. В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки большого кол-ва рабочих;

    • время петровских преобразований было периодом большой соц. мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину обществ. лестницы (В 1722 Петром была учреждена “Табель о рангах”, уничтожавшая зависимость между продвижением человека по гос. службе и знатностью его происхождения. Знатность была не предпосылкой, а следствием службы. С целью укрепления имущественного положения дворян в 1714 был издан указ, согласно которому поместные дворянские и вотчинные боярские земли были полностью приравнены друг к другу. Они стали наследуемой собств-ю. Земля и крестьяне перестали быть платой за службу. Их получ. в качестве награды);

    • пол-ка гос-ва была напр. на просвещение общества, реорганизацию системы образования (богословские предметы уступали место естест.-научным и технич. Это соотв. господств. в то время в Европе умонастроению, опред. целую эпоху Просвещения втор. половины XVII-XVIII в.);

    • под влиянием обучения, кот. часто велось на ин. языках, у дворян формир. новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на ин. языках – немецком и французском. Русский язык знати претерпел большие изменения è раскол русского общества. Это усугублялось разницей в одежде и языке и препятствовало распр-ю нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди осн. массы населения.

    18. «Просвещенный абсолютизм» в России. Екатерина П.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта