Главная страница

словарь по теме Человек и общество. 1-4 Человек. общество. познание. культура. 1. Человек Агенты социализации


Скачать 25.3 Kb.
Название1. Человек Агенты социализации
Анкорсловарь по теме Человек и общество
Дата20.02.2022
Размер25.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1-4 Человек. общество. познание. культура.docx
ТипДокументы
#368218

1.Человек

Агенты социализации — конкретные люди, отвечающие за социализацию.

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс становления и раз­вития человека как биологического су­щества (формирование физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и пр.).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — уровень развития способ­ностей человека, особый талант, связанный с привнесением в жизнь чего-то нового.

Десоциализация — утрата или сознатель­ный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма активности чело­века, направленная на преобразование им окружающего мира.

ЗАДАТКИ — врождённые природные пред­посылки способностей (особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата).

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, целью которой является развле­чение, отдых.

индивид — совокупность природных черт человека; единичный представитель чело­веческого рода, один из людей.

индивидуальность — совокупность при­родных и социальных черт, отличающих данного индивида от всех остальных.

ИНСТИТУТЫ социализации — социальные учреждения, отвечающие за социализацию.

ИНТЕРЕСЫ — осознанные потребности, имею­щие для людей важное значение.

Личность — совокупность социально значи­мых характеристик человека, которые он реализует в общественной жизни.

Малая группа — объединение людей, не­многочисленное по составу, члены которого имеют общую цель и находятся друг с дру­гом в непосредственных контактах.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ конфликт — форма кон­фликта, выражающаяся в столкновении

интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — взаимо­действие и взаимосвязи между отдельны­ми личностями. Отношения между людьми строятся в ходе общей деятельности или на основе общности интересов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов, пред­ставлений человека об окружающем мире и себе.

МОТИВ — побуждение к деятельности.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения объектив­ного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях и т.п.

ОБЩЕНИЕ — это форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмо­циями.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это то, на что на­правлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).

ОДАРЁННОСТЬ — наличие потенциально вы­соких способностей у какого-либо человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это осознание челове­ком последствий своих поступков и дей­ствие с учётом этого осознания.

Потребности — это нужда человека в чём- то, необходимом для жизни и развития.

ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — цепь действий, из которых состоит деятельность.

Результат — итог, продукт деятельности.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ро­лей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Свобода — возможность и способность чело­века выбирать решение и действовать в со­ответствии со своими интересами и целями с учётом интересов и целей других людей.

СКЛОННОСТИ — стремление человека к за­нятию определённым видом деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения чело­веком определённой суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функциони­ровать в качестве полноценного члена об­щества.

СОЦИОГЕНЕЗ — учение о происхождении об­щества; процесс исторического и эволю­ционного возникновения и формирования общества.

СПОСОБНОСТИ — особенности человека, по­зволяющие ему наиболее успешно зани­маться какой-либо деятельностью.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — спо­собы и приёмы деятельности (орудия, пред­меты и др.).

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это тот, кто осу­ществляет деятельность (человек, коллек­тив, общество).

Талант — высокий уровень развития инди­видуальных способностей человека, прояв­ляющийся в деятельности.

ТВОРЧЕСТВО — это характер деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

ТРУД — это форма деятельности, направлен­ная на достижение практически полезного результата.

УЧЕНИЕ — это форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Цель ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это осознанный об­раз того результата, на достижение которо­го направлено действие человека.

ЧЕЛОВЕК — биосоциальное существо, пред­ставляющее собой особое звено в эволюции живых организмов на Земле.


2. Общество

Аграрное (традиционное) общество это тип общества, который характеризуется относительно слабой социальной дифферен­циацией, преобладанием сельского населе­ния и сельского хозяйства и пр.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — процесс интеграции (сближения) государств и народов в разных областях деятельности.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — совокупность проблем человечества, которые встали пе­ред ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит дальнейшие су­ществование человека.

Индустриальное общество — это тип общества, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур.

Научно-техническая революция революция в науке и технике, связанная с переходом к информационному обществу и превращением науки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества, когда она становится постоян­ным источником новых идей, определяю­щих пути развития производства товаров и услуг.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — это направление развития науки и техники, для которого характерен переход от более простых форм к более сложным, более со­вершенным.

Общественные отношения — это много­образные связи, которые возникают между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, со­циальной, политической, культурной жиз­ни и деятельности.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — это направле­ние развития общества, для которого ха­рактерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед, к более совершенному.

общественный регресс — это направление развития общества, для которого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, возврат к уже отжив­шим структурам и отношениям.

ОБЩЕСТВО (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) — обосо­бившаяся от природы, но тесно с ней свя­занная часть материального (реального) мира, которая включает в себя способы вза­имодействия и формы объединения людей.

Постиндустриальное (информацион­ное) общество — это тип общества, в экономике которого преобладает иннова­ционный сектор экономики с высокопроиз­водительной промышленностью, индустри­ей знаний, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг.

ПРИРОДА — естественная среда существова­ния человека и общества.

Революция — это способ (путь) обще­ственного развития, связанный с корен­ным, качественным изменением всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающим основы существующего со­циального строя.

реформа — это способ (путь) общественно­го развития, связанный с эволюционным усовершенствованием в какой-либо сфере общественной жизни через проведение ряда постепенных преобразований (инноваций), обычно не затрагивающих фундаментальной основы существующего социального строя.

Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организа­ции совместной деятельности людей, регу­лируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение важней­ших потребностей общества.

СТАГНАЦИЯ — застой в развитии.

Транснациональная корпорация (ТНК) — компания, владеющая производ­ственными подразделениями в нескольких странах (McDonalds, Microsoft, IKEA. Coca- cola и т.д).
3. ПОЗНАНИЕ

Абсолютная истина — это истина, пред­ставляющая собой исчерпывающее досто­верное знание о природе, человеке и об­ществе; знание, которое не может быть опровергнуто.

АБСТРАГИРОВАНИЕ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное от­влечение от некоторых признаков, с целью лучшего понимания сути в целом.

АНАЛИЗ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное разложение целого на части.

АНАЛОГИЯ — вид умозаключения, предпо­лагающий установление подобия, сходства предметов, явлений, процессов, величин и т.п. в каких-либо свойствах.

Восприятие — форма чувственного позна­ния, связанная с отражением образа объ­екта познания в сознании, возникающая в результате его воздействия на органы чувств человека.

ГИПОТЕЗА — форма научного познания, предполагающая научное предположение, истинное значение которого носит вероят­ностный характер и нуждается в доказа­тельстве, проверке; в ходе проверки гипо­тезы или превращаются в научные теории, или отбрасываются как заблуждение.

ДЕДУКЦИЯ — вид умозаключения, предпола­гающий движение мысли от общего к част­ному.

Заблуждение — содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истину.

ЗНАНИЯ — результат познания действитель­ности.

Идеализация — метод теоретического по­знания, предполагающий мысленное кон­струирование объектов.

ИНДУКЦИЯ — вид умозаключения, предпо­лагающий движение мысли от частного к общему.

ИНТУИЦИЯ — форма познания, в которой проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озаре­ния», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

ИСТИНА — это соответствие полученных зна­ний содержанию объекта познания.

ИСТОРИЯ — наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ — вид мыслительной опе­рации, предполагающий рассмотрение кон­кретных признаков.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ — это то, что удостове­ряет истину и позволяет отличить её от заблуждения.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, охватывающая совокупность знаний о культуре.

Ложь — искажение действительного состоя­ния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Наблюдение — метод эмпирического по­знания, предполагающий целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого постигаются внешние свой­ства и признаки при отсутствии воздей­ствия субъекта познания на объект иссле­дования.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — проблема, выража­ющаяся в наличии противоположных по­зиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекват­ной научной теории для её разрешения.

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ — форма научного знания, дающая целостное отображение закономер­ных и существенных связей определённой области действительности.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, на­правленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ — это знания, установ­ленные и проверенные с помощью специ­альных методов науки, включённые в об­щую систему обоснованных знаний.

НАУЧНЫЙ ФАКТ — форма научного позна­ния, предполагающая объективное отраже­ние события, явления в сознании человека.

ОБРАЗ «Я» («Я»-КОНЦЕПЦИЯ) — представле­ние человека о самом себе.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — содержание зна­ния, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — это истина, представляющая собой неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества и которое мо­жет быть уточнено в будущем; знание, за­висящее от определённых условий, места и времени его получения.

ОЩУЩЕНИЕ — форма чувственного познания, связанная с отражением отдельных свойств объекта познания в сознании, возникающее в результате его воздействия на органы чувств человека.

ПОЗНАНИЕ — форма деятельности, ориенти­рованная на получение достоверных знаний о мире (природа, общество, человек).

ПОЛИТОЛОГИЯ — наука, объектом изучения которой является многообразие политиче­ской жизни.

ПОНЯТИЕ — форма мышления, представляю­щая собой отражение существенных при­знаков предмета.

ПРАВОВЕДЕНИЕ (ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) — нау­ка, изучающая право как особую систему социальных норм.

ПРАКТИКА — деятельность людей по преоб­разованию окружающего мира.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — форма чувственного по­знания, отражающая обобщённый образ объекта познания, сохраняемый и воспро­изводимый в сознании без его непосред­ственного воздействия на органы чувств человека.

Рациональное познание — уровень позна­ния, который осуществляется посредством мышления.

Самооценка — эмоциональное отношение человека к собственному образу.

САМОПОЗНАНИЕ — изучение личностью соб­ственных психических и физических осо­бенностей.

СИНТЕЗ — вид мыслительной операции, пред­полагающий мысленное объединение ча­стей в одно целое.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — вид научного познания, связанный с развитием и при­обретением знаний о человеке и обществе.

СОЦИОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования общества как системы.

СРАВНЕНИЕ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное установление сходств и различий.

СУЖДЕНИЕ — форма мышления, представля­ющая собой отдельную мысль о чём-либо.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, представляющая собой вывод из несколь­ких суждений, дающий новое знание.

ФИЛОСОФИЯ — наука о наиболее общих за­конах развития природы, общества и по­знания.

ЧуВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — уровень позна­ния, который осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, ося­занием, вкусом).

ЭКОНОМИКА — наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ре­сурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

ЭКСПЕРИМЕНТ — метод эмпирического позна­ния, предполагающий исследование како­го-либо явления путём активного воздей­ствия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследо­вания.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН — форма научного познания, представляющая собой установ­ленную объективную, повторяющуюся, устойчивую связь между явлениями и про­цессами.

ЭСТЕТИКА — наука (раздел философии) о сущности и формах творчества по зако­нам красоты.

ЭТИКА — наука (раздел философии), объектом изучения которой являются нравственность и мораль.

4. Культура и духовная сфера жизни общества

АНИМИЗМ — ранняя форма религии, отража­ющая веру в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.

ГУМАНИЗМ — это совокупность идей, при­знающих ценность человеческой личности. Любое мировоззрение, основой которого яв­ляется уважение человека, признание его права на свободу, всестороннее развитие, счастье является гуманизмом.

ГУМАННОСТЬ (ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ) — любовь, внимание к человеку, уважение к чело­веческой личности; доброе отношение ко всему живому.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — осознание челове­ком себя как гражданина страны, его го­товность и способность активно участвовать в делах общества и государства, сознатель­но пользоваться своими правами, свобода­ми и выполнять свои обязанности.

Диалог культур — взаимодействие, взаи­мопроникновение, общение, духовное сбли­жение различных культур.

ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА — преобладаю­щая культура общества.

Интернационализация культур — со­здание единого культурного пространства для разных наций и народов.

ИСКУССТВО — форма деятельности человека, отражающая действительность в художе­ственных образах.

Контркультура это часть культуры об­щества, которая противоречит ценностям доминирующей культуры.

КУЛЬТ — это система религиозных ритуалов и обрядов (например, заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.).

КУЛЬТУРА (в широком смысле) — это сово­купность всех форм и результатов чело­веческой деятельности (все то, что создал человек).

Магия (колдовство) — комплекс риту­альных обрядов, имеющих целью воздей­ствовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных резуль­татов.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — часть культуры об­щества, характеризующаяся особыми при­знаками: коммерческая направленность, развлекательность, стандартизированность, доступность и др.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и полити­ческой принадлежности, наибольшим чис­лом верующих. (буддизм, христианство, ислам)

МОРАЛЬ — это совокупность социальных норм, одобренных общественным мнением, опре­деляющих отношения людей в социуме.

Народная культура — часть культуры общества, характеризующаяся особыми признаками: анонимность, коллективность творческих процессов, произведения при создании и потреблении не требуют про­фессиональной подготовки, устные спосо­бы передачи, складывается на протяжении длительного исторического времени.

НАУКА — творческая деятельность, направ­ленная на получение новых знаний о при­роде, обществе, человеке.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИ­ГИИ — это группа религий, которые со­ставляют основу религиозной жизни от­дельных наций (синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм)

НРАВСТВЕННОСТЬ — степень усвоения лич­ностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседнев­ной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ — понятия мо­рали, которые носят всеобщий характер (добро, долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, счастье и др.).

Образование — получение людьми знаний, умений и навыков, развитие умственно-по­знавательных и творческих способностей через систему социальных институтов (се­мья, школа, средства массовой информации и пр.).

Патриотизм — любовь к Отечеству, предан­ность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Он не исключает уважение к другим народам.

Религия — вера в сверхъестественное; со­вокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяю­щая признающих их людей в единую общ­ность.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В РФ — это до­бровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани­ях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Ре­лигиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА — религиозное объ­единение, которое осуществляет свою дея­тельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридиче­ского лица.

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — религиозное объединение, для создания которого требу­ется государственная регистрация в каче­стве юридического лица.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от культуры преобладаю­щего большинства, но не противоречащая доминирующей культуре.

Толерантность — стратегия поведения, включающая готовность воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определённую меру со­страдания, великодушия и терпения.

ТОТЕМИЗМ — ранняя форма религии, отра­жающая поклонение животному или рас­тению как своему мифическому предку и защитнику.

ФЕТИШИЗМ — ранняя форма религии, от­ражающая веру в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.).

Элитарная культура — часть культу­ры общества, характеризующаяся особы­ми признаками: высокая содержательная сложность, ориентация на узкий круг ценителей и знатоков, стремление к ав­торскому самовыражению, необходимость специальной подготовки для её понимания.


написать администратору сайта