1. Человек, индивид, личность
Скачать 87.76 Kb.
|
1. Человек, индивид, личность. Человек - индивид, представитель рода чел. Сущ-во биосоц-е. Часть природы, связан с общ-ом. Индивид - единый представитель рода чел. Это понятие не принадлежат миру животных. Индивидуальность – неповторимые, своеобр. черты чел. Соц. сущность прояв. через свойства чел. : -способность и готовность к труду; -сознание и разум; -свобода и ответ-ть. Черты, отлич. чел. от живот.: -способность мыслить, членораз-я речь; -сознат-я, целенаправ-я деят-ть; преобраз-е окр. действит-ти, создание матер. и культ. ценнос-й; -циготовление орудий труда и использ. их; -жизнь в обществе. Теории проис-я чел.: естественно-научные (материалис-е науки): эвал-ая теория Ч.Дарвин; труд сделал чел. в течении многих лет. Энгельс; религ-я теория (бог создал Адама и Еву); космическая теория. Потреб-ти чел.-нужда в том, что составляет необход-е условия его сущ-ия и развития. Классиф-я потр-й чел.: -биол-ие (пища, сон, одежда, жилье…). –соц. потреб-ти (общение, деятельность…). –духовные (твор-во, создание прекрасного). Потреб-ти лежат в основе возник-ия интересов. Интересы - целенап-е отношение чел. к какому-либо объекту его потреб-ей. Интер-ы выражают направ-ть чел., которая во многом определяет его жиз. путь. Класси-я потреб-ей: по их носителю – индивид-е интересы; групповые (семья, группа, кол-ив); всего общества; по направлению – сферы об-й жизни; экон-ие; соц-е; полит-е; духовные. Вывод: Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Такие люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственными и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать. 2. Деятельность человека, её основные формы. Деятельность – сознат-я, целенап-ая актив-ть чел., направ-ая на преобраз-ие окр. среды. Дея-сть чел. и жив. имеет сходство, но отличается сознат-ым и творч-им преоб-ем к окр. миру. Компон-ты деят-ти: субъект дея-ти – тот, кто учавствует в дея-ти (человек, группа, общество); объект дея-ти – тот, на кого направлена дея-ть (то, на что направлена) – предмет или процесс. Структура деят-ти: 1)мотив – совокупность внеш. и внут. условий, вызывающих активность чел.; 2) цель – осознанный образ, рез-тат того, чего хочет добиться; 3) методы, средства; 4) процесс – действия, которое будут использоваться для достиж-ия целей; 5) рез-тат – конкретный продукт – итог. Деят-ть людей осущ-тся в разных сферах общ-ой жизни. Виды дея-ти: -общение – один из видов дея-ти, направ-ый на взаимо-е людей; -игры – особый вид дея-ти, целью которого не является производство какого-либо продукта; -учение – деят-ть, направ-ая на получение знаний; -труд – вид дея-ти, направ-ый на преобра-ие окр. среды и на удовлет-ие потреб-ей общества. Условием успешного выпол-я чел. определ-ой дея-ти выступают его способности. Способность – индивид-ые способности и свойства личности, которые являя-ся условиями умпешного выполнения какого-либо виды дея-ти. Виды способностей: общие (оспередяют успех чел. в самых различных видах дея-ти (умст-ые способности, тонкость и точность движ-ия рук, спос-ть переживать, совершенная речь); специальные (определяют успехи чел. в специфических видах дея-ти (музыкальные, матема-ие, литер-ые, спорт-ые, технические способности). Вывод: Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Таким образом, осуществляя функцию воздействия, общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. 3. Социализация личности. Личность – индивид, являющ-ся субъектом сознательной дея-ти, характерные качества которого: ответствен-ть, цель жизни, воля, взгляды на мир, общество, активность и тд. Личность только социальное существо. Структура личности: направленность личности (то, на что определяет интересы, потребности, взгляды, идеалы человека); соц. статус (положение лич. в системе общест. отношений); соц. роль (модель поведения в соот-вии соц. статуса). Социал. лич.- процесс освоения личностью знаний, правил поведения. Соц-ия носит непрерывный х-р. Соц-ия имеет 2 стороны: условие и воспроизводство. Агенты соц-ии: люди и учреждения, которые оказывают возд-вие на лич. Этапы соц-ии: 1)начальный (от рождения до школы); 2)средний (обучение в школе, колледже, до получения профессии); 3)завершающий (соц-ия взрослого чел. (развитие профес-зма и освоение новых соц. ролей). Вывод: Такие образом, соц.лич. идет на протяжении всей жизни человека. При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. 4. Истина. Её критерии. Истина – правильное знание, которое нельзя опровергнуть. Виды истины: Абсолютная (единственно-правильное исчерпывающее знание о природе, чел., обществе, которое никогда не может быть опровергнуто). Идеал, к которому надо стремиться. Объективная (знание о чем-либо, которое не зависит от человека). Относительная (неполное, неточное знание о чем-либо). Критерии истины: Логика (наука о знаниях и формах мышления). Теория (система научных принципов, идей по конкретным наукам). Практика (деятельность людей, под воздействием которых преобразуется мир). Вывод: Таким образом, достижение истины - процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к ней, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути соц.процесса. Истина находится в постоянном развитии. 5. Общение. Виды. Общение – сложный многофун-ый процесс взаимод-ия людей или установление и поддержание контактов. Цели общения: обмен инфор-ей; обмен эмоциональным состоянием и чувством; формирование профессии-ных навыков и умений; познание окр. и себя; организ-я совм-ой дея-ти. Структура общения: коммуникативная (обмен инф-ей); перцептивная (восприятие и познание окр. и себя); интерактивная (органи-ия сов-ой дея-ти). Все стороны общения взаимосвязаны. Функции: информативно-коммуникативня (связана со всеми формами дея-ти чел); формирующая (формирование и развитие лич-ти); внутриличностная (общение с самим собой, развитие рефлексии); организация и поддержание межличностных отношений. Виды общения: 1. По содержанию. а)Контакт «масок» - формальное общение. Нет стремления понять другого чел. Он использует «маски» - выражения, жесты, мимику для решения какого-либо вопроса. б)Деловое общение - процесс взаимодействия, направ-ый на достижение конкретного рез-та. в)Монипулятивное – направ-е на получение выгоды за счет другого чел. (шантаж, слёзы, крики…). г)Формально-роливое – регламен-ое общение статусом и ролью собеседника. д)Закрытое общение. е)Светское общение – когда люди говорят не то, что думают, и не то, что положено в данной ситуации. ж)Духовно-личностное – самый высокий вид общества, когда раскрываются глубинные стороны личности, возникают потребности поделиться своими мыслями. 2. По средствам общения: а)Естественное общение (прямое) вербальное –речевое «язык»; невербальное – жесты, мимика, позы. б)Искусственное: письмо; телефон, интернет. 3. По субъектам общения (участникам): личностное; межличностное; индивид-группа; массовое. Вывод: Таким образом, человек, как личность, во всех её существенных проявлений, формируется и развивается в процессе общения. 6. Познание мира. Формы познания. Познание – процесс дея-ти человека, направлен-й на отражение в сознание объективной реальности окр. мира, рез-том которого будет получение новых знаний о мире. 2 стороны познания: субъект (чел. общество. Тот, кто познает мир), объект (то, на что направлено познание мира). Аглостицизм – невозможность познания мира. Скептицизм – критическое отношение к познанию, но и не вера в то, что это можно сделать. Оптимизм – утверждение того, что мир познаваем. Виды познания: научное; обыденное; художественное; социальное; религиозное; мифологическое. Все виды познания тесно связаны между собой. Формы познания: 1) чувственное (через 5 органов чувств): ощущение отражения отдельных свойств предмета или явления через непосредственные воздейст-я на органы чувств; восприятие – создание чувст-ого образа, целостной картины или явления через органы чувств; представление – образ предмета или явления, сохранение и воспроизведение в сознании непосредственного воздействия предмета на наши органы чувств; 2) радикальное (через мышление, разум): понятие – мысль, утверждающая общее и существенное свойство предмета или явления; суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении; умозаключение – вывод, связь нескольких суждений. Индукция – вывод от частного к общему. Дедукция – вывод от общего к частному. Вывод: Познание – процесс приобретения знаний. 7. Типология обществ. Основные черты. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно с ним связанная, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. 1) по правлению общества и соц. расслоению: простые (первобытное общество, нет деления на богатых и бедных, отсутствует система управления); сложные (деление на богатых и бедных, появляется система управления, с развитием истор. времени система управ. усложняется). 2) наличие письменности: дописьменные (общество, не имеющее письмен-ти, алфавита. Инф-ия передается устно); письменные (общество с появлением письменности знаковой системы). 3) по способу производства матер-х благ: общ-о собирателей и охотников; общ-о скотоводов и земледельцев; индустриальное общ-о. 4) формационный подход: (общественно-экономические формации К.Маркс 9 век) первобытнообщинный строй; рабовлад.строй; капиталис-ое общ-о; каммунист-е общ-о. 5) современный подход и понимание развития общ-а: а) традиц-ое общ-о (в его вошли: первобытное об-во; рабовладение; феодализм) основные черты: натуральное хоз-во; ручной труд; поведение и жизнь людей; деление об-ва по сословиям; основная масса людей - свободные крестьяне; б) индустриальное об-во: сложное об-во по системе управления, по развитию эконом.; рост городов; развитие науки и техники, образование; развитие СМИ; рост товаров для населения; в) постиндустриаль. об-во – информационное 21 век (Западная Европа, Япония, США, Канада). Аграрное – преобладание натур.хоз-ва, сословной иерархии, ручной труд, низкие темпы развития продовольства, которые могут удовлет-ять потребности чел. лишь на минималь-м уровне. Поведение людей регламентируется обычаями и традициями. Индустриальное – основано на промышлен.произ-ве. Человек наделен большими возможностями самореализации, дается весь набор прав и свобод – только от него зависит как им пользоваться. Произ-во развивается на основе механизации и автоматизации. Рост населения городов, возрастают требования к оборудованию и квалификации работников. Ускоряется развитие средств массовой коммуникации. Постиндустриальное – увеличение доли сферы услуг. Меняется структура общества – на смену массовому приходит профессиональная. Обслуживающая экономика. Эра «Высоких технологий». Вывод: Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор. 8. Глобальные проблемы современности. Это проблемы, затрагивающие жизненно-важные интересы всего человечества, всех гос-в, всей планеты. Причины возникновения: неразумные взаимодействия чел. с природой; стремительный рост населения в Юж. Азии, Африке, Юж. Америке. Особенности глобальных проблем: носят общемировой х-р, затрагивают интересы всех народов мира; угрожают деградацией и гибелью всего человечества; требуют неотложных и эффек-ых мер; требуют коллективных усилий всех гос-в, т.е. общественных действий. Виды глобальных проблем: теологические проблемы; проблемы войны и мира; освоение космоса и мирового океана; продовольственная проблема (люди не доедают); проблема перенаселения чел.; сырьевая проблема; проблема терр-ма. Решение глобальных проблем: эффективное взаимодействие гос-в по решению проблем; предотвращение негативных последствий в современной научно-технической революции; предотвращение кризисного состояния взаимод-я чел. и природы; снижение темпов роста населения в развив-ся странах, и преодоление демографического кризиса в развитых странах; недопущение новой мировой войны. Вывод: Таким образом, глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит его существование. 9. Формы и разновидности культуры. Культура – совокупности всех достижений вразвитии материальных и духовных благ в общ-ве. Материальная (все то, что создано руками чел. Мы можем это увидеть, потрогать); Духовная (духовная деятельность людей и его результаты: религия, музыка, искусство, наука). Элементы культуры: Язык – знаково-символический элемент, система коммуникаций, осуществляемая с помощью звуков и символов. Ценности – одобряемые и разделяемые большинством общества. Нормы - определённые образцы, правила поведения или действия. Функции культуры: познавательная – формирует представления о жизни народа; регулятивная – формирует систему норм и требований по всему обществу; воспитательная – воспитывает культуру поведения, взаимоотношения, развивает стремление быть образованным; информационная – осуществляет обмен и передачу знаний предшествующего поколения. Виды культуры: материальная; духовная; народная; религиозная; авторская; светская; массовая; субкультура; контркультура. Формы культуры: 1) По предназначению: -элитарная (сложная по содержанию и трудная для восприятия, адресована узкому кругу профессионалов (картина Малевича); -народная (создается неизвестными авторами, непрофессионалами, адресована народу (фольклор, народная музыка, танцы); -массовая (адресована всем, без различия классов, наций, пола, т.е. массами в обществе потребления (сериалы, музыка, телепередачи); -универсальная (понятна всем, независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и соц. ролей (творчество Пушкина). 2) По охвату людей : -доминирующая (культура большинства населения (господствующие культурные ценности); -субкультура (культура социальной группы (малые культурные миры: молодежная, профессиональная, возростная, криминальная и др.); Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. -контркультура (субкультура, противостоящая доминирующей, например секты). Контркультура – особая разновидность субкультуры, которая противостоит ей, находится с ней в конфликте. Это течение, которое направленно против отдельных ценностей традиционной культуры. Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определённой соц.группы, отличающаяся от господствующей в об-ве культуры, связана с ней. 3) По национальным формам: -национальная (у каждой нации своя культура); -многонациональная (признают многие народы). Вывод: Такие образом, культура - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных в России. 11. Религия и её виды. Религия - определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное, соответствующие обряды и культы. Происхождению религии: 1) Богословский подход, теологический (религия существовала вечно, появилась вместе с человеком; религия – особое сверх природное явление, связь человека с богом); 2) Материалистический подход (религия является продуктом человеческого сознания; религия возникла из-за беспомощного отношения человека со стихийными явлениями природы). Черты религии: вера в сверхъестественное; жизнь людей по законам религии; организованное поклонение высшим силам; наличие множества культовых предметов и обрядов. Функции религии: мировоззренческая (формирует представления людей об окр. мире на основе религии); регулятивная (упорядочивает помыслы, стремления людей, их поведение); культурно-транслирующая (сохранение и передача культурного наследия будущим поколениям); воспитательная (на основе добра и нравственности). Элементы религии: признание духовного надмирного начала – бога; признание за чел. способности к общению, единению с богом, которое осуществляется через веру. Вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; · культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; · переживания; · образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); · символы. Тотемизм – вера в сверхъ-е родство между челов. группами, животным и растит. миром. Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъ-м путем на явления природы, жив. и чел. Фетишизм – поклонение неодушев. предметам, которым приписывают сверх. свойства. Анимизм – вера в духов, существ, заключенных в предметы. Мировые религии: 1) Буддизм (Появление в 6-5 веке до н.э. в Индии. Сегодня буддизм исповедуют 350 мил.чел. Распространена в 18 странах Центральной, Юго-Восточной и Южной Азии. В России эту религию исповедуют Колмыкия, Бурятия, Тува. Самая миролюбивая религия, суть – каждому человеку встать на собственный путь поиска внут. свободы (быть независимым). Учения Будды: сущность жизни есть страдание; причина страданий – желание, привязанность, страсти; чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти; для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания). 2) Ислам (мусульманство, возникло в 7 веке до н.э. Более 1 миллиарда исповедуют эту религию, 120 стран. В России 20 мил.чел. Главная книга – Коран (нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его; пятикратная молитва каждый день; соблюдение поста в месяц Рамазан; раздача бедным милостыни; половничество). 3) Христианство (1 век н.э. в Полистине и Риме. В мире 1,5 милд. Христиан. В России 120 милн. Христиан. Основные идеи: вера в единого бога; в божественную благодать, посланную богом для освобождения от грехов, в добрых ангелов и злых бесов). Разновидности христианства: православие (признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью соборами; католицизм (продолжал развивать свою догматику на последующих соборах, важная черта – догмат об исхождении Святого Духа; протестантизм (возник в Север. Европе в 16 веке. Отвержение догмата о спасающей роли церкви и настаивание на личной связи с богом. Принцип – наложение о том, что спасение чел. достигается не добрыми делами, а исключительно личной верой в бога). Вывод: Таким образом, религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. |