Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: НАЗВАНИНИЕ И КРИТЕРИИ ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ БУДДИЗМ

  • Соотношение культуры и цивилизации

  • Культурные традиции

  • Тема 6. Религия, культура и общество — копия. Тема Религия, культура и общество. План


    Скачать 136.33 Kb.
    НазваниеТема Религия, культура и общество. План
    Дата14.10.2021
    Размер136.33 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТема 6. Религия, культура и общество — копия.pptx
    ТипДокументы
    #247326

    Тема: Религия, культура и общество.

    План:

    Религия: основные понятия

    Религия - внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

    Признаки религии:

    • Вера в сверхъестественное;
    • Организованное поклонение высшим силам – культ;
    • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога.
    • Важными элементами религия являются:

    • РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – отражение действительности в фантастических образах. НАПРИМЕР: пантеон богов на Олимпе в религии Древней Греции, когда природное явления молния, обосновывали тем, что Зевс сердится.
    • РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ – приведенные в систему взгляды, касающиеся существование существования сверхъестественной силы. НАПРИМЕР: правила проведения служений, догматы.
    • РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – эмоциональное отношение верующих к Богу, религиозным организациям. НАПРИМЕР: в средние века в Западной Европе люди полностью зависели от Бога, и от организации представляющей его на земле – церкви.
    • РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ – совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. НАПРИМЕР: жертвоприношение, коленопреклонение, молитва, исповедь.
    • РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – различные объединения. НАПРИМЕР: церковь, которая включает иерархию церковной власти: Патриарх, митрополит и т.д.

    ГРУППЫ РЕЛИГИЙ

    РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ, СОХРАНИВШИЕСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ:

    -магия;

    -тотемизм;

    -анимизм;

    -фетишизм;

    -шаманизм.

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ:

    -тантоизм

    -иудаизм;

    -индуизм;

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

    -буддизм;

    -христианство;

    -ислам.

    ПРИЗНАКИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ:


      • Объединение крупной общности людей;
      • Наличие последователей во многих странах и среди различных народов;
      • Развитые религии имеют свою организацию – упорядочивающую жизнь религиозной общины.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: НАЗВАНИНИЕ И КРИТЕРИИ

    ХРИСТИАНСТВО

    ИСЛАМ

    БУДДИЗМ

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ

    возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. В настоящее время - это самая распространенная на Земле религия.

    самая молодая мировая религия. Возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове, на территории арабских племен. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность».

    самая древняя мировая религия. Возникла в VI - V вв. до н.э. в Индии.

    НАПРАВЛЕНИЯ

    -католичество;

    -православие;

    -протестантизм;

    -суннизм;

    -шиизм;

    -хинаяна;

    -махаяна;

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

    Центральная идея христианства - это идея греховности человека как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через молитву и покаяние.

    Основные идеи ислама: человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей.

    Суть учения буддизма: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние - нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам.

    Функции религии:

      • Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни. НАПРИМЕР: в средние века Библия, была не только основой моральных ценностей общества, но и брала на себя функции объяснения сотворения мира.
      • Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни. НАПРИМЕР: в самые сложные моменты жизни, многие атеисты, начинают верить в суеверия или в Бога.
      • Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений. Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности. НАПРИМЕР: многие ценности поведения, быть смирным, на все воля Божья.
      • Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе. НАПРИМЕР: нулевая терпимость в исламе к алкоголю.
      • Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления. НАПРИМЕР: многие люди во время религиозных праздников объединены, также религия дает общие цели.

    Культура и цивилизация: соотношений понятий и значений

    • Понятие культуры впервые ввел в философию римский ученый М. Т.Цицерон.
    • По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.
    • Соотношение культуры и цивилизации
    • Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.
    • Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
    • Сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 1922), где цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер « …как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, дающий простор искусству и литературе, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
    • Цивилизация (от лат. сivilis – «гражданский, государственный» ) – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Совокупность материальных и духовных достижений общества.
    • Главное различие понятий «культура» и «цивилизация» заключается в том, что понятие «культуры» более уместно, когда речь идет о характере духовности той или иной общности людей, а «цивилизация» характеризует достигнутый уровень технического развития. Тем не менее, эти понятия подчас используются как тождественные.

    Культурное многообразие

    Традиции

    Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

    Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

    Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах. Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

    В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, обычаи, обряды, ценности, нормы, идеи, стили и т. д.

    Обычаи

    Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.

    Разновидностью традиции является обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).  Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.

    Ценности

    Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании тех сфер жизни, в которых они реализуются. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения. Например, Б. С. Ерасов выделяет следующие виды ценностей:

     витальные (жизнь, здоровье, безопасность,качество жизни,уровень потребления, экологическая безопасность);

    • экономические (равные условия для товаропроизводителей и благоприятные условия для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности);

    • социальные (общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, терпимость);

    • политические (патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир);

    • моральные (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим);

    • религиозные (Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание);

    • эстетические (красота, гармония, стиль и т.д.).

    Ценности относительны, изменчивы и подвижны. Они находятся в постоянном движении и часто переоцениваются в рамках конкретной культуры. Развитие культуры, ее стабильность связаны с воспроизводством, распространением, сохранением и изменением ценностей. Понятие «ценности» связано с понятием «ценностная ориентация». Ценностная ориентация выступает как индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Показателями ценностной ориентации могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта