Главная страница

диплом по музыке. Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеОбщество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека
Дата25.04.2019
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файладиплом по музыке.doc
ТипДокументы
#75295
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


Введение



Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о нравственно-эстетическом воспитании не утихали.

В последние годы возрос интерес к проблеме теории и практики нравственно-эстетического воспитания как важному средству формирования отношения личности к действительности, средству высоконравственного и умственного обучения, как средству формирования многосторонне развитой, духовно богатой личности с собственным мировоззрением. Создание мировоззрения личности не может считаться законченным, если не сформированы нравственно-эстетические взгляды.

Сформировывать личность и её нравственно-эстетическую культуру, - в особенности принципиально в более подходящем для этого дошкольном возрасте. Эмоция красоты природы, находящихся вокруг людей, вещей формирует в ребенке особенное эмоциональное психическое положение, волнует конкретный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и остальные психические процессы.

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном эксперименте, регулирующем активность, поведение и общение людей, принципиальное пространство отводится художественному творчеству.

Художество как основа синтетического духовно-ценностного освоения действительности, концентрирующая его эстетические проявления, включает в себе способности многостороннего ценностного ориентирования личности малыша. Диалогическое взаимодействие с ценностями творений художества способствует индивидуму вольно и без помощи других производить личные смысложизненные ориентиры, совершенствовать эмпатию, разум и образное мышление в процессе восприятия, интерпретации художественных творений и своей художественно-творческой деловитости.

Музыка, являясь формой духовного освоения реальности, чрез отображения обилия житейских явлений в звуковых видах исполняет необыкновенную задачку художественного знания решетка, потому она занимает существенное пространство в системах всеобщего и музыкально-профессионального образования, единственной целью которых является воспитание разносторонней личности, владеющей не лишь различными познаниями, умениями и навыками, однако и состоятельным внутренним миром.

Музыка является одним из богатейших и действующих средств обучения, владеет большущий силой эмоционального действия, развивает ощущения человека, сформировывает вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического обучения принципиальна для деток всех возрастов. Однако никто этак не нуждается в ней, как детки дошкольного возраста. Музыкальные воспоминания, приобретенные ими, остаются в памяти навечно, время от времени на всю жизнь. Самый-самый возбудимый разряд художества – музыка. Конкретно она обогащает воспринятие творений живописи, литературы, содействует осмысливанию их содержания, развивает эстетические эмоции. Образы художества, вызывая резонанс в душе малыша, сформировывает понятие о добром деле, красе, духовных и высоконравственных ценностях.

В нашем веке музыкальное художество стало рассматриваться как путь формирования нравственно-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что является актуальным вопросом дошкольного образования. В реализации задач формирования эстетического вкуса учащихся принципиальное пространство занимает исполнительская активность в критериях школьного урока музыки.

Таким образом, проблема формирования нравственно-эстетического вкуса детей 6-7 лет средствами музыкального искусства является актуальной и требует тщательного изучения.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая детей дошкольного возраста к богатейшему опыту человечества, накопленному в музыкальном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования "Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства".

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически проверить пути нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства, в выявлении комплекса методов, активизирующих нравственно-эстетического воспитание средствами музыкального искусства.

Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Предмет исследования: музыка как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – эффективность нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет выше, если осуществлять процесс воспитания средствами музыкального искусства целенаправленно, постепенно и систематично, используя специальные мероприятия, комплексы упражнений, игр, занятий.

Приобретение установленной цели потребовало решения последующих задач:

1. Выполнить абстрактный анализ литературы сообразно дилемме;

2. Открыть оглавление мнения "эстетика", "эстетические ценности", "эстетический вкус", "нравственно-эстетическое воспитание", "музыкальное искусство" употребительно к процессу нравственно-эстетического обучения деток дошкольного возраста средствами музыкального художества;

3. Вести опытно-экспериментальную работу сообразно изучению формирования эстетического вкуса деток дошкольного возраста средствами музыкального художества;

4. Найти последовательность формирования эстетического вкуса в процессе певческой музыкальной деловитости;

5. Выбрать систему музыкально-певческого материала, способствующего формированию эстетического вкуса;

6. Теоретически доказать использование таковых педагогических приёмов, какие подходят закономерностям формирования начальных певческих навыков.

Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составили: вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах Султанбеке Кожахметов, М.А. Верба, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Б.Т. Лихачева, А.Ж. Овчинниковой, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Н.Е. Щурковой, Гогоберидзе, Деркунская и других.

Понятие о чудесном в жизни и художестве создается в малолетстве. Это разрешено изучить в работах Оразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р., Мендаякова К.М., Праслова Г.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают в особенности ценным и оправданным для этого шага в жизни человека полный способ в исследовании искусств, говорят, что для слаженного развития нужно прибавление к трем базисным обликам художества: музыке, живописи, литературе.

Теория развития личности (Л.С. Выготский и др.); идеи о роли развивающего характера обучения (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); положения гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); идеи всестороннего гармоничного и духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, педагогики (Ю.К. Бабанскийи и др.); психолого-педагогические основы музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, А.Л. Готсдинер, Г.М. Цыпин); вопросы методики вокального (вокально-хорового) обучения и воспитания (Т.Л. Беркман, Н.А. Ветлугина, В.В. Емельянов, А.Г. Менабени и др.). Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности были заложены в работах А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого.

В психологических и педагогических работах Г.С. Абрамовой, А.С. Белкина, Н.С. Боголюбова, Л.И. Божович, Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Ю. Кулагиной, В.С. Кузина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Б.М. Теплова и других авторов рассматриваются особенности протекания психических процессов, а также дается возрастная периодизация психофизиологического развития ребенка.

Определение значительности музыкального обучения в развитии деток, формировании их музыкальной культуры, эстетической культуры, творческого дела к жизни, художеству отдали в собственных исследованиях А. Жубанов, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и остальные. В педагогике музыкального образования неуввязками, связанными с начальным шагом эстетического обучения деток, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в критериях проф подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.

При решении поставленных задач дипломного исследования были использованы следующие методы: теоретические - глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы по нравственно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, музыковедческая; эмпирические - эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа.

Экспериментальная база исследования: Ясли-сад "Сказка" Костряковского акимата, Федоровского района Костанайской области, одна группа, 9 человек.

Исследовательская работа осуществлялась в два этапа: формирующий и констатирующий.

На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучалось состояние проблемы в теории и практике воспитанников старших групп дошкольного образования, накапливался эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе и апробирована технология эстетического и нравственного воспитания средствами музыки, обработаны и обобщены её результаты.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. На базе разбора, психолого-педагогической, научно-педагогической литературы поставлена и решена на научно-теоретическом уровне неувязка нравственно-эстетического обучения учеников дошкольного учреждения старших групп средствами музыкального художества.

2. Обогащен понятийно-категориальный установка сообразно предоставленной дилемме введением авторского определения интегративного мнения "нравственно-эстетического обучения деток старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства".

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- составлен комплекс критериально-диагностических способов сообразно определению уровня нравственно-эстетической воспитанности, предоставлены советы сообразно их использованию;

- итоги предлагаемого изучения имеют практическую значимость при составлении учебно-воспитательных программ, планов, методических пособий, советов для преподавателей музыкального образования.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и схемами. Введение включает актуальность темы, гипотезу, цель, объект, предмет исследования, в соответствии с целями и гипотезой сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственно-эстетического – воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального искусства, вторая глава содержит методику нравственно-эстетического воспитания детей 5-6 лет. В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.

Список использованной литературы содержит 70 источников.
1. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
1.1 Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Содержание, задачи и значение нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Прекрасное пробуждает доброе.

Красивое в жизни - итог нравственно-эстетического обучения. Оно сосредоточивается в художестве, художественной литературе, прочно соединено с природой, публичной и трудящийся деловитостью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система нравственно-эстетического обучения в целом употребляет все эмоциональные явления реальности. Особенное смысл при этом придается восприятию и осмысливанию красивого в музыкальной деловитости, развитию у человека возможности воспринимать красу.

Основная функция нравственно-эстетического обучения состоит в том, чтоб образовать у подрастающего поколения рассудок, устойчивое моральное поведение и высоконравственные ощущения, надлежащие современному виду жизни, образовать функциональную жизненную позицию всякого человека, повадку управляться в собственных поступках, деяниях, отношениях эмоциям публичного длинна. Педагогика в области нравственно-эстетического обучения выделяет такие педагогические мнения как моральное рассудок и моральное поведение.

В рамках современной гуманистической парадигмы все огромную злободневность и значимость получают такие формы поведения человека, какие обеспечивают ему помощь в борьбе с разрушительными действиями среды, снабжают его наиболее действенными механизмами охраны от пагубных веяний сообщества, разрешают предохранять гармонию с самим собой и находящимся вокруг миром, защищать свою духовную единство, свои высоконравственные идеалы, свои права на собственное блаженство и самочувствие, повышают адаптационные способности организма и психики в целом.

В период дошкольного детства воспитанию нравственно-эстетических чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

Осуществление данных форм поведения во многом зависит от свойства их нравственно-эстетической жизни. Не напрасно отображение почти всех обстановок общественной привыкания и дезадаптации сейчас исполняется в определениях нравственно-эстетических состояний. Угнетение и хандра, чувство бессмысленности существования, постоянное возмущение собой и иными; расположение к злости, стрессовость, нелюбовь, злость, завидность; недостаток сострадания, альтруистических порывов, заботы о близком, - вот итоги неизменной борьбы человека за выживанье, непомерных трудовых нагрузок, нередкого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач на маршрутах к достижению собственной значительности и т.д., ставшие устойчивыми чертами современной религиозно ущербной личности.

Нравственное воспитание является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. "Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение", — считает Каиров И.А. [1].

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, общественной жизни, искусству.

Воспитание деток средствами музыкального художества представляет объект художественного обучения. Знание художества так многогранно, что оно выделяется из общей системы эстетического обучения как особенная его дробь. Знакомство с красой в жизни и художестве не лишь развивает разум и ощущения малыша, однако и содействует развитию воображения и выдумки.

В процессе воплощения нравственно-эстетического обучения нужно постановить последующие задачки:

  • систематически развивать нравственное поведение;

  • эстетическое восприятие;

  • развивать эстетические чувства и представления детей;

  • художественно-творческие способности;

  • формировать основы эстетического вкуса.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

Термин "нравственность" появляется от слова "нравы". Характеры — это те образцы и нормы, которыми управляются люди в собственном поведении, в собственных ежедневных поступках. Характеры – не нескончаемые и не постоянные категории. Они воспроизводятся силой повадки масс, поддерживаются престижем публичного представления, а не правовых положений. Совместно с тем нравственные запросы, нормы, права получают определенное фундирование в облике представлений о том, как нужно новости себя в сообществе. В Толковом словаре российского языка С.И. Ожегова Н.Ю. Шведова мораль трактуется как "внутренние, духовные свойства, которыми управляется человек, этические нормы, критерии поведения, определяемые данными качествами" [2].

В. И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного" [3].

Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю" [4].

Исходя из вышесказанного о том, что нравственные нормы это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах, то нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Возраст детей 6-7 лет играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

  • формируются нравственно-эстетические нормы;

  • формируется устойчивая структура мотивов;

  • зарождаются новые социальные потребности;

  • появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);

Появляется новейший(опосредованный)тип мотивации базы случайного поведения, то имеется малыш усваивает определенную систему соц. ценностей; нравственных норм и верховодил поведения в сообществе, в неких обстановках он уже может удерживать свои конкретные хотения и действовать не этак как охота в этот момент, а этак как "надо".

Моральное поведение характеризуется тем, что оно у всякого определяется сознательным избранием тех либо других действий. Поведение высоконравственно, ежели человек обдумывает, продумывает свои деяния, поступает со познанием дела, избирая исключительно вероятный, преданный путь решения важной перед ним трудности.

"Моральное поведение личности владеет последующую последовательность:
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта