Главная страница
Навигация по странице:

  • П.И. Чайковского. Описание задания

  • "Утреннее размышление" - из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

  • "Детского альбома" П.И. Чайковского: 1. "Утреннее размышление"

  • "Баба Яга"

  • диплом по музыке. Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеОбщество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека
    Дата25.04.2019
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладиплом по музыке.doc
    ТипДокументы
    #75295
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Направления и содержание диагностических процедур

    1. Исследуем:

    - Своеобразие эмоциональных переживаний дошкольников в зоне слушания музыки;

    - Особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения;

    - Особенности реагирования на музыку.

    2. анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендуемый старшим дошкольникам образовательной программой, по которой работает детский сад.

    Диагностика:

    Используем следующие методы: полихудожественную тест-игру (методика Н.Г. Куприной), наблюдение за детьми в процессе восприятия музыкальных произведений, беседу о прослушанной музыке.

    - При организации полихудожественной тест-игры учитываем:

    - Специфические возможности исполнительской музыкально-художественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;

    - Уровень развития умений художественно-исполнительской деятельности старших дошкольников (двигательные способности, импровизационные способности, физические качества ребенка, умение рисовать и др.);

    - Параметры музыкально-слуховых представлений старших дошкольников (т.е. средства музыкальной выразительности, которые ребенок этого возраста способен воспринять на слух);

    - Игровые методы и приемы в диагностике содействуют активному вовлечению детей в процесс слушания музыки и более яркому проявлению эмоциональной отзывчивости на нее.

    Диагностическое задание №1

    Двигательная импровизация под музыку.

    Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа-минор, соч. 25.

    Краткая инструкция: этюд – творение, сделанный на базе 1-го пианистического приема, проходящему по принципу остинатности (повторяемости) чрез всю пьесу. Виртуозное изучение определенным приемом является педагогической задачей этого жанра. В этюдах Ф. Шопена любой промышленный кругооборот делается носителем броской и неподражаемой художественной идеи, а принцип остинатности - исчерпывающим выражением 1-го состояния.

    Этюд фа минор не имеет программного наименования. Но виртуозное кружение, "Россыпь" маленьких длительностей в высочайшем регистре имеют все шансы активизировать ассоциации с трепещущими от легковесного дуновения ветра золотыми, "звенящими", блестящими на солнце листьями и набросать в фантазии малыша картину милый осени с её блещущей красой. "Осенним" этот этюд делает подавленный лад и в особенности крайняя, заканчивающая музыкальная выдумка, исполненная вопроса-ожидания.

    Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки.

    Отбор ребенком предмета для пляски войдет в оценку исполнения поручения. Высочайшей оценке станет подходить отбор ярчайших, легких и средних сообразно размеру лоскутов и полосок бумаги, с поддержкой которых разрешено подражать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного пляски детки имеют все шансы поменять предметы, равномерно выбирая к музыке и надлежащие движения, и надлежащие предметы.

    После завершения звучания педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимавший участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
    Диагностическое задание №2

    Рисование музыки:

    Музыкальный ряд. "Сладкая греза" (или "Мама") из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

    Описание задания:

    Дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму, а также материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д.

    Задание оценивается в соответствии с таблицей 2.1.1.
    Таблица 2.1.1

    Характеристика уровней эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста диагностического задания № 2

    Форма музыкально-игровой деятельности

    Уровень эмоциональной отзывчивости

    высокий

    средний

    низкий

    Рисование музыки

    Использование в рисунке соответствующих характеру музыки холодных или теплых тонов, ярких, насыщенных или приглушенных оттенков цвета; передача эмоционального содержания музыки в адекватную выразительность линий (плавные, мягкие, резко очерченные и т.д.), создание композиции, соответствующей музыкальному образу, увлеченность заданием, наличие словесных пояснений к рисунку

    Соответствие характеру звучания выбранной ребенком холодной или теплой цветовой гаммы, но при этом однообразие, невыразительность оттенков цветов и их комбинаций; невыразительность линий линий рисунков (вялость или наоборот прямолинейность); стандартность, неоригинальность сюжета и композиции в целом; аккуратность, старательность, но отсутствие эмоциональной

    увлеченности при выполнении рисунка

    Формальный подход к выбору цветовой гаммы, сюжета, созданию собственной композиции или полное несмоответствие рисунка заданной теме; отсутствие интереса и увлеченности в процессе выполнения задания; небрежность и неистетичность в оформлении рисунка (грязь, заляпанность,

    разводы, и т.д.)


    Диагностическое задание №3

    Темброво-шумовой аккомпанемент.

    Музыкальный ряд: "Утреннее размышление" - из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

    Короткая инструкция: неторопливый темп данной мелодии, длинные выдержанные звуки, формируют в фантазии образ тишины весеннего сада.

    Отображение задания. Раскладываются на столе разные приборы, посреди которых маракасы, колокольчики, треугольники, барабаны, бубны, а еще рукодельные приборы и звучащие предметы(жестяные емкости с крупой, вязки пуговиц, стеклянные стаканчики, железные крышечки, палочки для забавы на них и т.д. Воспитатель дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, попробовать их звучание, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками весеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание маракасов – шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику – капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга – гром и т.д.

    Следующий этап: детям предлагается выбрать по два инструмента – один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой – для бурной, ветреной, дождливой. После этого включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте: извлекают звуки с частотой и громкостью, которые считают нужными.

    Критерии к анализу музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дошкольниками:

    • глубокая эмоциональность, чувственность музыки;

    • яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования;

    • богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

    • соответствие эмоционального переживания в музыке жизненному опыту ребенка;

    • инструментальные произведения, как правило не связанные с текстом и с точно определенным сюжетом музыкального повествования;

    • особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;

    • наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения;

    • музыкальная драматургия произведения составляет погружение в одно эмоциональное состояние, его оттенки (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы);

    • произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

    • длительность звучания до 7, иногда до 10 минут);

    • художественность и выразительность исполнения музыкального произведения музыкальным руководителем;

    • качественность аудиозаписи музыкального произведения.

    Важным условием становится подготовленность дошкольника к восприятию конкретного эмоционального переживания в музыке: у него должен быть опыт переживания этого эмоционального состояния.

    В процессе слушания музыки с дошкольниками стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности). Имеется в виду следующее.

    • Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу!

    • Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

    • Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.

    • Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в деятельности — игровой, художественной, двигательной.

    Прежде чем приступить к описанию результатов опытно-экспериментальной работы, необходимо охарактеризовать критериально-уровневую шкалу.

    Сделав вывод, что прослушанное музыкальное произведение определяет настроение, вызывает образы, которые представляются во время ее звучания, мы определили задания для опытно-поисковой работы.

    1-й (вербальный) вариант задания: подберите слова, подходящие для твоего переживания музыки;

    2-й (невербально-графический) вариант: какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

    3-й (невербально-двигательный) вариант: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

    Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыки можно измерить как в вербальной так и не в вербальной форме.

    Критерии оценки вербальной рефлексии:

    1. если ребенок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное (т.е. способность эмоциональной отзывчивости) содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ мы оценивали как продуктивный и ставили 2 балла;

    2. правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста (наглядно-образный вариант – графический аналог словаря эмоций, предложенный Анисимовым стр. 121.), то такой ответ мы оценивали как адекватный и ставили 1 балл;

    3. неправильное определение оценивается как неадекватное ставили 0 баллов.

    Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

    1. продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисовыванием – 2 балла;

    2. адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

    3. неадекватный – 0 баллов.

    Критерии оценки танцевально-двигательной (или невербально-двигательной) рефлексии:

    1. марш (или музыка, близкая по метро-темпорическим характеристикам), репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг) оценивается в 1 балл;

    2. полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки) репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 2 балла;

    3. вальс (или менуэт) – самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

    Таким образом, полученные результаты двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку, возможно, распределить по следующим уровням:

    1. низкий уровень – от 0 до 2 баллов;

    2. средний – от 3 до 6 баллов.

    Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости определяется по следующим показателям итоговой сводной таблицы (Таблица 2.1.2).
    Таблица 2.1.2

    Уровни развития эмоциональной отзывчивости

    Уровень развития ЭО

    Форма эмоциональной отзывчивости – ЭО (рефлексии)

    Вербальная рефлексия

    Невербально-графическая рефлексия

    Невербально-двигательная рефлексия

    Итоговые показатели

    Низкий

    0-3

    0-3

    0-2

    0-8

    Средний

    4-7

    4-7

    3-6

    11-20

    Высокий

    8-10

    8-10

    7-9

    23-29

    Общая обработка данных проводилась по следующим критериям:

    1) низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта, или неспособность ребенка даже на простейшее самовыражение в невербально-художественной, двигательной или в вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов, настроений.

    2) средний уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно-репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки);

    3) высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребенка в изобразительной, двигательной и словесной форме будет проявляться в следующих особенностях формы самовыражения:

    1) оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;

    2) детализация (разработанность) своей идеи или образа;

    3) гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий, идей и мыслеобразов на один музыкальный материал;

    4) беглость порождения идей.
    2.2 Выявление уровня нравственно-эстетической сформированности дошкольников средствами музыкального искусства, мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию и проверка эффективности проделанной работы
    Эмоциональное формирование детей 6-7 летнего возраста является одним из приоритетных направлений развития личности малыша. Ощущения и треволнения, какие характеризуют зрелого человека, не предоставлены ребенку в отделанном облике от рождения, они появляются и развиваются на протяжении только юношества под воздействием социальных критерий жизни и обучения. Потому важной педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника. В школьном малолетстве детки имеют маленький эксперимент эмоционально- чувственных представлений, то имеется эксперимент воссоздания в памяти либо в фантазии собственных чувств от треволнения тех либо других житейских обстановок, прошедшего эксперимента.

    Музыка - искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. "Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств" - писал крупнейший отечественный психолог Б.М. Теплов [25].

    В ходе опытно-экспериментальной работы, знакомя детей с музыкальными творениями, происходило ныряние их в разные эмоциональные состояния, что развивало в их сразу дееспособность к переживанию тех чувств, какие не вступают в структуру его характера, тем самым, увеличивая и углубляя его контакты с находящейся вокруг реальностью и с иными людьми. Только в опытно-поисковой работе приняли роль 9 дошкольников.

    Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы была диагностика исходного уровня эмоционального обучения личности школьника средствами музыки. Для получения итогов мы опирались на критериально-уровневую шкалу, мелодический материал, диагностические процедуры, тест, а еще на способы – надзор, анализ, разговор.

    Направления и содержание диагностических процедур.

    Исследуем:

    1. Особенности понимания и выражения детьми дошкольного возраста эмоций и чувств;

    2. Особенности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальные произведения;

    3. Особенности использования музыки в педагогическом процессе для детей дошкольного возраста.

    Тест "Музыкальная палитра"

    Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

    Стимулирующим материалом служит аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов, по характеру четырем векторам диагностического ключа-матрицы эмоций. Таким образом, одна серия предъявления теста включает в себя пять разнохарактерных музыкальных фрагментов.

    Только к прослушиванию представляем 4 серии фрагментов.

    Детям 6-7 летнего возраста рекомендуем поручение: Давай сыграем с тобой в музыкальную забаву. Внимательно прослушивай музыку и попытайся найти, какое расположение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время её звучания ?

    1-й (вербальный) вариант задания: Подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.

    2-й (невербально-графический) вариант: Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

    3-й (невербально-двигательный) вариант: Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

    Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной, так и невербальной форме.

    Вначале школьнику предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки — вербальный, а затем — невербальный, — на основе графических схем мимических выражений и вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

    В качестве пробного варианта тестирования мы предложили следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, из "Детского альбома" П.И. Чайковского:

    1. "Утреннее размышление" - спокойно, умиротворенно;

    2. "Сладкая греза" (или "Мама") - нежно, ласково, мягко, чутко;

    3. "Баба Яга" - тревожно, сердито, враждебно;

    4 . "Болезнь куклы" - жалобно, огорченно, скорбно;

    5. "Игра в лошадки" - проворно, игриво, задорно.

    Процедура вербальной рефлексии строилась следующим образом. Все фиксировалось в индивидуальной диагностической карте.

    Самостоятельные конгруэнтно вербальные конструкты в определении школьником собственных переживаний (чувств, настроений)оцениваются диагностом как продуктивные, т.е. творческие.

    В этом случае фиксируется в персональной диагностической карте школьника 2 балла.

    Если малыш проверяет затруднения, ему предлагается избрать из 5 слов одно, более благоприятное для свойства эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.

    Затем называются пять терминов из разных секторов словаря эмоций, один из которых соответствует характеру музыки, все остальные отражают альтернативные, противоположные состояния. В этом случае правильно указанное определение оценивается в 1 балл (Таблица 2.2.3).
    Таблица 2.2.3

    Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлексии музыки

    Фамилия и имя ребенка Саша М.

    Возраст. Дата

    Музыкальные фрагменты

    Неадекватная рефлексия

    Адекватная рефлексия

    Продуктивная рефлексия

    1-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    2-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    3-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    4-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    5-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    Итого:




    5

    7


    Общий вывод о степени развития вербальной рефлексии (понятийно-абстрактного - высшего уровня осознания эмоциональных состояний) строится на основе 10-балльной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

    В случае если словесный - понятийно-абстрактный - уровень рефлексии эмоциональных состояний являлся для школьника чрезвычайно затруднительным, то школьнику предъявляется при повторном прослушивании невербальный, наглядно-образный вариант - графический аналог словаря чувств.

    Детям 6-7 лет предлагается избрать из комплекта графического аналога диагностического ключа чувств такового "гномика", представление "лица" которого подходит настроению от прослушиваемой музыки.

    Избранный вариант физиогномического выражения малыш переносит на лист бумаги (обычного формата А-3), дорисовывает и раскрашивает его сообразно собственному усмотрению.

    Замечание. Цветные карандаши лучше изготовить в согласовании с цветом стимульных карточек цветового теста (МЦВ) Макса Люшера: красноватый, желтоватый, зеленоватый, голубой, лиловый, карий, сероватый, темный. Интерпретация ребяческого рисунка может изготавливаться в согласовании с требованиями отделки проективных тестов "Нарисуй человека", "Несуществующее животное" и др.

    Аспекты оценки невербально-графической рефлексии: соответственный отбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответственного сектора оценивается в 1 балл; неадекватное - 0 баллов; продуктивным считается соответственный отбор с оригинально-детализированным дорисовыванием - 2 балла.

    Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений.

    Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей - вербальной (см. таблицу 2.2.1).

    Адекватность двигательной (танцевальной), сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух - или трехдольности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов (Ф. Шопен. Этюд фа-минор, соч. 25).

    Критерии оценки танцевально-двигательной (или невербально-двигательной) рефлексии:

    - марш (или музыка, близкая по метро-темпоритмическим характеристикам), репродуктивное отображение оценивается в 1 балл;

    - полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 2 балла;

    - вальс (или менуэт) — самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

    Все критерии оценки танцевально-двигательной рефлексии заносились в таблицу 2.2.4.

    Проведенный тест позволил определить уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста на констатирующем этапе.

    Понимание приобретенных данных констатирующего шага позволило изготовить выводы: меньшее численность дошкольников было на высочайшем уровне развития. Величайшее численность дошкольников было на невысоком уровне развития.

    Итоги констатирующего шага свидетельствуют о низком исходном уровне эмоционального обучения школьников средствами музыки.

    Следовательно, если в процессе музыкального образования не становить таковых задач, как формирование эмоционального обучения личности дошкольника средствами музыки, то эмоциональное воспитание личности дошкольника станет реализоваться внезапно. Итоги констатирующего шага опытно-экспериментальной работы подтвердили надобность проведения целенаправленной работы сообразно эмоциональному обучению личности дошкольника с внедрением музыкального материала, исследовательских процедур, способов – надзора, разбора, разговоров.

    По такому же принципу проходила работа с другими упражнениями. Со сменой музыкального материала мы также исследовали:

    1. своеобразие эмоциональных переживаний вербальной рефлексии невербально-графической рефлексии, танцевально-двигательной рефлексии;

    2. особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения;

    3. особенности реагирования на музыку.

    Со сменой музыкального произведения дошкольники сначала терялись, с неохотой выполняли новое задание. Мы помогали дошкольникам, не лишая их свободы и учитывая личностно-деятельный подход в обучении, индивидуальную дифференциацию, которые сказывались на выполнении нового упражнения.

    Таким образом, в увлекательной форме упражнений, приближенных по своей форме к игре, дети средствами музыки воспитывали свое эмоциональное отношение к ней, а использование графического аналога диагностического ключа эмоций и ключа-матрицы эмоций позволяли оценить эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста.

    На основе формирования восприятия музыки развивается не только музыкальный слуховой опыт, развивается ассоциативное мышление школьника, совершенствуются творческие умения и способности, но и расширяется эмоциональная сфера, как составляющая творческой личности.

    В результате выполнения творческих упражнений под музыку мы пришли к заключению, что путь эмоционального воспитания подобен процессу образования условных рефлексов, и проявляется как процесс запоминания.

    Запоминание как один из основных процессов памяти, заключался в закреплении ощущений, восприятия, воображения музыкальной информации, тембров инструментов, мажора, минора, цвета.

    Установили в процессе опытно-поисковой работы, что запоминание было или долговременным, или кратковременным, в том случае если музыкальные произведения длительное время не повторялись, что говорило нам о том, что эмоциональное воспитание также как и развитие творческих способностей связано, так или иначе, с процессом сохранения приобретенного опыта.
    Заключение
    Проблема нравственно-эстетического обучения достаточно полно изобретена в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам вести тщательный анализ литературы сообразно данной дилемме и изготовить последующие выводы. Нравственно-эстетическое воспитание действительно занимает чрезвычайно принципиальное пространство во всей системе воспитательного процесса, так как за ним стоит не лишь формирование высоконравственных и эстетических свойств человека, однако и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, высоконравственных эталонов, собственных и публичных представлений, мировоззрения.

    Все эти качества в человеке развиваются под воздействием разных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, средства музыкального искусства через эмоциональное восприятие также являются средством нравственно-эстетического воспитания.

    Воздействие нравственно-эстетических явлений жизни и художества на личность может проходить как преднамеренно, так и внезапно. В этом процессе гигантскую роль играет дошкольные учреждения. В учебном плане зафиксированы такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых, является художество. Это не случайно. Разбирая литературу, мы сделали вывод, что средства музыкального художества является главным средством нравственно-эстетического обучения. Изучение показало, что и познавательный энтузиазм к творчеству у детей 6-7 летнего возраста достаточно большой, а присутствие энтузиазма - это один из первых критериев успешного обучения. Не считая такого, материал по художеству владеет огромным эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное творение, литературное либо художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования нравственно - эстетических качеств личности.

    Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства музыкального искусства, используемые в воспитательном процессе дошкольного учреждения, являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны средствами музыкального искусства воспитать нравственно-эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, при прохождении практики мы столкнулись с тем, что воспитатели мало пользуются средствами музыкального искусства в целях нравственно-эстетического воспитания и развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на нравственные и эстетические ценности, нравственно-эстетическое воспитание и развитие личности будет далеко не полноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное нравственно-эстетическое воспитание ребенка в старшем дошкольном возрасте, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственно - эстетические качества, и высокий интеллектуальный потенциал.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта